antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Ночной жор

Уже на первой странице Гугла по запросу "ночной жор" появляется достаточно тезисов для описания мифа современных представлений.

Ночной жор — это одна из главных причин прибавки в весе, прежде всего потому, что ночью мы едим не самые полезные продукты...
Ночной жор – признак заболевания. От синдрома ночной еды страдает каждый второй...
Ночной жор: привычка или болезнь?..
Зачастую победить ночной жор или справиться с желанием совершить вояж к холодильнику, пока все домашние спят...


Далее идут привычные пищевые и медицинские мифы: ешьте овощи, обратитесь к врачу. Сейчас пандемия, врач только и ждёт любителей ночного холодильника.

У этого феномена должно быть адаптивное назначение, которое очерчивает его природу, объясняет проблемность ночного жора и намечает пути решения.



В природе почти все хищные млекопитающие питаются ночью - потому что добыча становится доступнее. Люди каменного века охотились и собирали добычу из ловушек утром, днём, а с наступлением темноты собирались у костра. Добытое днём было уже готово для консумации. Свет костра привлекал дополнительно мелких животных - их тоже обжаривали и отправляли в рот. Здесь работала селекция. Те гоминиды, кто имел влечение к ночному костру, согревались, питались, повышали социальность и обороноспособность. Те гоминиды, кто презирал ночной костёр, простужались, кормили комаров, становились жертвой крадущихся. И погибали на порядок чаще. Таким образом тривиальная селекция благоприятствовала инстинкту влечения к вечернему огоньку, где можно и пообщаться, и пожевать. Особенно это было актуально для молодых особей.

В сельской местности этот инстинкт сохранился в форме посиделок у очага. Днём люди работали, а с наступлением сумерек собирались у очага, находившегося в центре, допустим, сакли, питались, общались. Затем засыпали, часто здесь же, на подстилке.

У горожан традиция ночного костра отпала за ненадобностью, но инстинкт сохранился, и требовал реализации. Поэтому появились различные суррогаты: посидеть у печки или камина, помолиться у лампады, поужинать при свечах, погадать со свечкой и зеркалом.

У ранних электронных людей суррогатом ночного костра стал пикник. Дети сильнее нуждаются в удовлетворении сапиентных инстинктов, поэтому любят ночной костёр на пикнике. А взрослым ночёвка на природе несёт только похмелье и ревматизм. Скауты, кажется, до сих пор садятся на бетонной площадке, разжигают костёр из топливных брикетов и жарят маршмэллоу. В старые времена, когда скауты были разведчиками, эта мерзость казалась полезной. Маршмэллоу делали из алтея, получая и сахара, и лекарственные вещества.

Другой суррогат ранних Homo urbanus ssp. electronicus - телевизор. Первые телевизоры обладали чудовищной привлекательностью. Повсюду были кинотеатры с хорошим экраном. Но у крохотного экранчика КВН собирались десятки человек. Их привлекало не изображение, а инстинкт ночного костра.

Ранние электроники не просто сидели у телевизора, но обязательно ужинали. Днём смотреть ТВ было неприятно, неуютно. Сериал "Приключения Электроника" много проиграл оттого, что его показывали днём.
В кино эффект "ночного костра" проявляется слабее. Чтобы добиться резонанса с инстинктом, в кинофильмах делали много полутёмных мизансцен. Кинозрители испытывали рефлекторный голод, ели, кидались упаковкой. Какой-то гений придумал продавать попкорн. Это было технически удобно, и подпитывало инстинкт ночного костра, потому что еда жареная, пахнет дымком.

Ещё одно воплощение инстинкта ночного костра - новогоднее пиршество. Там в роли костра выступал непременный телевизор, свечи, гирлянды ёлки. Обязательно огоньки. В условиях депривации инстинкта редкое удовлетворение воспринимается как праздник. Городской новый год почти повторял архаичный деревенский праздник: там зажигали свечи аутентичные, вместо телеэкрана была печка и вертеп, а вместо гирлянды ёлочной - гирлянды лука и бутыли самогона, вместо ёлочных игрушек - холодные фрукты, леденцы, сахарные головы. Вместо приходящего деда мороза был деревенский староста с мешком подарков от общины. Все эти атрибуты были настоящие, а не бутафорские. Этот праздничный блеск - гламур поздних сапиенсов, вымирающих под натиском урбанизации.

Почему ночной пожиратель не кидается к плите, как Васисуалий Лоханкин? Ведь там остывает сваренный на завтра борщ. Почему подчёркивается, что ночной жор - это проникновение в холодильник? Очевидно, потому что в холодильнике горит уютный огонёк. Горожанина, сохраняющего остатки человечности, влечёт рудимент ночного костра: лампочка в холодильнике и свет на кухне.

Как сказал поэт и певец. Никто не сказал лучше него:

"Но на кухне синим цветком горит газ. Сигареты в руках, чай на столе, Эта схема проста. И больше нет ничего, всё находится в нас."

Слова этой песни кажутся банальными и бытовыми. Однако она зажигала огромные массы людей, и воспринималась как гимн политического обновления. Причина мне теперь ясна: большой поэт и великий шаман выразил в ней самый древний архетип человека - инстинкт вечернего костра. И предсказал самый важный сдвиг будущего - наступление киберфизической ноосферы, когда всё, описанное в песне, отомрёт само собой, за счёт ароморфоза.

С наступлением эпохи 2020 техносфера стала другой. Но человеческий мозг не изменился. В нём по-прежнему доминирует инстинкт ночного костра. Его приходится удовлетворять техносферными стимулами и алгоритмами. Которые кажутся патологичными. Например, сидение за компьютером, ночные чаты, смс-свидания по телефону в постели, вождение ночью. Ночное курение. И походы к холодильнику. В древности, включая сельский железный век, аналогичным действием было спуститься в погреб, в холодную кладовую, где хранились припасы.

В электронный век удовлетворение инстинкта ночного костра стало оторвано от природного смысла, поэтому приобрело вредные и патологичные формы. Например, в следственной тюрьме люди, обезумевшие от мрачного ожидания, стараются не спать ночью. Они работают с открытым огнём: курят, жгут лампадки, чтобы рисовать, плавить чётки, до одури смотрят телевизор. И жрут. Это разрушает соматическое здоровье, но создаёт психотерапевтический эффект. А в условиях, близких к тюремным, находятся фрилансеры на съёмных комнатах, контингент лагерей принудительного отдыха и военной подготовки, дежурные на службе и т.д. Они тоже изобретают формы активности, удовлетворяющие инстинкт ночного огня. Светят фонариком под одеялом, смотрят в телефон в постели, курят, пироманят. И это успокаивает неудовлетворённость. Дежурные охранники сидят у экранов камер слежения, курят, "гоняют чаи". Есть сотни других форм.

Как бороться с ночным жором? Копипастеры советуют обратиться к врачу, есть огурцы, поставить на холодильник стоп-сигнал. Но это "симптоматические меры". Они не учитывают онтологической сущности проблемы.

С инстинктом нельзя бороться пресечением. Его нужно направлять в продуктивное русло. Как вижу, инстинкт ночного костра - мощный, разнообразный, мотивирующий, всеобщий. Раз пишут, что "страдает каждый второй", значит, это гауссова норма, а не аномалия или болезнь. Следовательно, ночной жор нельзя сводить к патологии или баловству. Это такой же серьёзный природный феномен, как сексуальное либидо у подростков или страсть двигаться у детей. Медицинское сообщество и полиция нравов считали грехом, баловством и патологией нормальное половое влечение, вызываемое естественной физиологией, в первую очередь секрецией эндокринных и экзокринных желёз и заполнение скоропортящимися жидкостями урогенитальных полостей, требующее опорожнения. Аналогичный нозоцентризм проявляют современные психиатры. Они называют ночной аппетит, это всеобщее влечение - психической аномалией и тяжёлым психическим расстройством.
https://en.wikipedia.org/wiki/Nocturnal_sleep-related_eating_disorder
https://en.wikipedia.org/wiki/Night_eating_syndrome
Психиатрический подход вызывает стигматизацию, которая запускает сопротивление. Булимия развивается из протеста. Всё это коммерчески выгодно. Если объявить аномалами не 5%, а все 100%, и продавать лекарство для борьбы с природными инстинктами, можно зарабатывать в 20 раз больше. По доллару с каждого из 8 миллиардов - уже можно неплохо прокормиться. Даже поправиться.

Из глубины времён ночной жор подпитывается древним инстинктом вечернего костра. У формации Homo urbanus electronicus этот инстинкт мотивирует до 20% суточной активности. Особенно у северян, живущих в холоде и мраке. В современной реальности он подпитывается ночным образом жизни.

Неясно, каков международный термин для феномена "ночной жор". Late night munchies?
Midnight Snacks for Late Night Snacking?

В некоторых культурах ночной жор - национальная традиция, помогающая тем, кто должен был коротать ночь. Например:
https://en.wikipedia.org/wiki/Siu_yeh

Ночные походы в ресторан также связаны с инстинктом вечернего костра. Если при этом надо [было] идти далеко и драться, то калории сжигаются.

Ночной жор - одна из проблем цивилизации, поскольку провоцирует ожирение. Однако это не единственная причина пандемии ожирения, а скорее, "козёл отпущения". Производители и торговцы пищи делают её аттрактивной и способствующей ожирению, но перекладывают вину на потребителя, и ставят ему противоестественные требования и невыполнимые условия, после чего заявляют, что люди сами виноваты. Например, создают миф, что нельзя принимать пищу после 18.00. Но биоритмы природного человека и график трудовой жизни делают такой режим невозможным. Или что надо питаться овощами и фруктами. Однако это создаёт свои проблемы, особенно если растения насыщены кислотами, нитратами, консервантами, поллютантами.

Ночной жор вплетён в когнитивный диссонанс современности, когда человеческая природа противоречит техносферной природе, инстинкты подавляются этикой, естественные стремления деформируются требованиями маркетинга и коммерческими предложениями ультра-цивилизации.

Массовая информация содержит отсылки на квази-причины: психофизиологические, психопатологические, диетологические. Подлинных антропологических причин человечество не понимает, и не желает понимать в силу понятийных табу - например, на употребление в отношении человека терминов инстинкт, новый вид, на приоритет актуалистской реконструкции прошлого над археолого-тафономической. Это мешает применить логотерапию.

Путь к решению проблемы должен быть стратегический, многогранный. Начать с доктрины. Честно признать, что современный гражданин - новый вид, для которого норма - внутриквартирное пребывание, сумеречный образ жизни и пикническое телосложение. Сумеречный образ жизни принимать, но как данность, норму, и приспосабливаться к ней.

Устраивать ночью двигательные перерывы. Соблюдать квоту питания и сна, независимо от внешнего освещения. Не пытаться заменить природные потребности вредными суррогатами, как например, навязчивое курение, блеск чайной посуды, экран до потемнения в глазах. Соблюдать такие условия довольно сложно. Однако есть фракция человечества, которая живёт так привычно и подолгу: работники ночных смен, жители регионов с полярной ночью, дисциплинированные трудящиеся со свободным и сдельным режимом, имеющие возможность в любое время суток ходить в бассейн, спортзал, на улицу, в центры общения, в библиотеку, музей, кинозал. Персонаж фильма "Операция Ы" в полночь спрашивал: "Как пройти в библиотеку?" Это было смешно, потому что абсурдно. Но сегодня сотни миллионов людей глухой ночью "посещают" библиотеку, музей, кинозал: они делают запросы в интернете.

Ночной образ жизни вреден, потому что нарушает натуру. Однако ещё вреднее пресс самообвинения, комплекса вины. Признание естественной природы сумеречного питания и инстинкта ночного костра позволит обосновать методы логотерапии и экзистенциальной терапии.
https://en.wikipedia.org/wiki/Logotherapy
https://en.wikipedia.org/wiki/Existential_therapy

Вредный эффект ночного образа жизни и приёма пищи можно нивелировать - с помощью арсенала средств цивилизации. Пока что предлагаются полумеры. В частности, специфические блюда: Healthy Midnight Snacks for Late Night Snacking.

Надо отказаться от архаичной формулы "завтрак съешь сам, обедом поделись с товарищем, ужин отдай врагу". Стараться укреплять и оздоравливать пикническое тело, а не иссушать его. Существуют сотни миллионов бодрых и здоровых плотных людей, общий и жировой вес у которых гораздо больше, чем у рыхлых, вялых "страдающих лишним весом". Переместить вектор усилий от ограничения питания на увеличение подвижности и оздоровление сосудов.

Надо отбросить понятие "перекус". Перекус имеет смысл, когда находишься вне дома, и нужно подкрепиться. Для этого покупаются специфические продукты: жирные, удобные для консумации. Ночное питание необходимо встроить в трёхразовую суточную норму. Вместо перекуса "чай - печенье - бутерброды - торт" устраивать здоровый ланч: суп, салат, гарнир, протеин. Ланч даёт ощущение сытости, и в нём меньше тех соединений, которые стимулируют жироотложение. Никаких Late Night Snacking. Если ночной жор проблема, надо вообще не покупать продукты для снэка. Только полноценная трапеза, и не более трёх раз в сутки.

Делать упражнения, разминающие мышцы, суставы, кровоток. Но не создавать кумира из видов большого спорта, требующих экстремальных нагрузок и поджарого тела.

Прогрессировать по этой линии, развивать эту линию. Устраивать личный, персональный, частный прогресс, а не служить прогрессу человечества.
Tags: биология человека, здоровье, общая антропология
Subscribe

Posts from This Journal “здоровье” Tag

  • Как кошки загрязняют воздух?

    Есть такая городская легенда: кошки - самые чистоплотные животные. Это, наверное, самый вредный общественный миф. Urban legend. Почему бывает…

  • Как защитить детей на каникулах?

    Этот текст не продуманный и не отредактированный. Набросок, касающийся некоторых проблем. Меня когда-то интересовали вопросы секьюритологии учащихся,…

  • Пандемия и сезон отпусков: дилемма заключённого

    Правительство находится сейчас в очень сложной ситуации. Сплошные дилеммы: - Спасать экономику - или обеспечивать безопасность населения? - Острое…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments