antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Откуда взялся образ Муми-Тролля?

Я давно искал прообраз муми-тролля. И вчера за ужином решил применить антропологическую герменевтику. Мне стала известна деталь, предлагающая новую параллель и герменевтическую перспективу.

Для начала я заглянул в энциклопедии. Вот что там написано:
..............................
Существует несколько легенд о том, как возник образ муми-тролля, однако все они сходятся на том, что его графическое воплощение появилось самое раннее в 1930 году. Впервые изображение муми-тролля было опубликовано в карикатуре в финском журнале Garm в 1940 году. Первая книга из серии работ о муми-троллях «Маленькие тролли и большое наводнение» была написана и проиллюстрирована в 1938 году, а из печати вышла 7 лет спустя. Однако настоящую популярность завоевала вторая повесть «Муми-тролль и комета» (1946), в которой было дано подробное описание Долины муми-троллей (Муми-дален), ставшей местом действия большинства последующих историй. Следующая книга — «Шляпа волшебника» (1949) — дала толчок «муми-буму» во многих странах мира.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Муми-тролли
..............................
В 1943 году Туве Янссон изобразила персонажа по имени Снорк в финско-шведском сатирическом журнале Garm, который по форме был самым ранним предшественником Муми-тролля. В ранних версиях фигура была вся черная с открытой ротовой щелью и красными глазами, возникшая в годы «дьявольской войны». Нос тоже был узким и почти напоминал клюв. В 1945 году Янссон взяла характерного персонажа сериала в первую книгу о муми-троллях « Маленький тролль и Великий потоп» под новым названием «Муми-тролль», у которого в то же время было более толстое белое тело и нос, похожий на бегемота.
https://sv.wikipedia.org/wiki/Mumintrollen
..............................
Раз был "узкий нос", значит, это не муми-тролль. Среди персонажей Туве Янссон много похожих, где различия только в мелких деталях. Востроносые - это другая линия. Поэтому появление классического муми-тролля надо отсчитывать с 1945 года.

В книгах есть лейтмотивы: эсхатологическое ожидание катастрофы (комета, зима), экзистенциальная психология, морское путешествие. В реальности катастрофу им принесла война, позиция "здесь и сейчас" позволяла лучше переживать невзгоды, а путешествие воплощалось как эмиграция, бегство. Туве была художницей. Работала иллюстратором-карикатуристом. Но муми-тролль получил необычайную популярность именно как литературный персонаж. Он стал одним из лидеров среди зооморфных авторских образов. Почему? Загадка.

Лично я увидел здесь зоологический прообраз, семейный прообраз и два пророчества.




ЗВЕРИ И РОДСТВЕННИКИ

Природным прообразом муми-троллей являются кавииды.
https://en.wikipedia.org/wiki/Caviidae

Туве Янссон объединила хорошо известную морскую свинку и менее известную, но тоже обаятельную водосвинку - капибару. В эскизах она сделала ему вогнутую переносицу, как у скандинавских лапоноидов. Такой нос был у её друга Атоса Виртанена, и у её младшего брата Ларса. Ларс Янссон (1926—2000) тоже стал художником и писателем, помогал Туве выпускать серию комиксов о приключениях муми-троллях.

В оригинале он Муминтроллет (Mumintrollet) - т.е. маленький Mumintroll. То есть буквально "мамин чертёнок". Очевидно, какое-то слово из их детства. Ларс был младше Туве на целых 12 лет, значит, ей приходилось с ним нянчиться. Пер Олов был младше на шесть лет. Вероятно, она частично придала персонажу черты братьев. Гештальт действительно сходный.



Маленьких братьев надо развлекать, что-то рассказывать, рисовать. Тогда устанавливаются дружеские отношения, а ненависть не отравляет жизнь. Братья Туве стали художниками, фотографами, и помогали сестре.

Туве придумывала сказки, очевидно, ещё в детстве, чтобы рассказывать братьям. Вероятно, ещё тогда сложился мирок, где участвовали грызуны водяные: ондатра, бобр, водосвинка, морская свинка, водяная крыса, выхухоль. Поэтому там есть персонажи с тупыми или острыми мордочками, мохнатые и не очень, и непременные водные мизансцены. И поэтому у неё такие оригинальные сказки.

Особую стильность эскизам придавало мастерство Туве как рисовальщика и привычка делать политические карикатуры для журнала. Родители Янссон были художники, а сама она хоть и прославилась карикатурами, но владела разнообразным изобразительным ремеслом.

Антропоморфный персонаж с лапоноидными чертами (Снусмумрик, Юксаре), вероятно, тоже замышлялся для "акватической фантасмагории" в качестве рыбака. Рыбакам в Скандинавии свойственно кочевать, и они не любят границы частных земель. А конкретным прообразом Snusmumriken стал друг Туве - журналист Атос Виртанен.



ПРЕДВИДЕНИЕ БУДУЩЕГО

Мировая популярность персонажей Муми-дола объясняется не только их "няшностью", но интуитивным восприятием философского подтекста.

Во-первых, Туве выразила нарастающее "омассовление", "восстание масс". Эта философская концепция в 1930-х была ещё в новинку, потому что отражала достаточно новое явление, вызванное развитием СМИ, СМК и рекламы. Муми-Тролль - аллегория массовости, измельчавшего обывателя, которого цивилизация нового века сделала подопытной морской свинкой и леммингом на краю пропасти.

Во-вторых, Туве напророчила появление феномена "хомячки", "сетевые хомячки", "тролли". В ХХI веке эти слова стали звучать часто, даже лидировать. А в 1940-х ещё не было чёткого представления о мигрирующих грызунах, и с ними не сравнивали людские массы, охваченные ажиотажем потребительства и войны.

Истоки терминов "сетевые хомячки" и "тролли" мне неизвестны. Не исключено, что они были придуманы в рамках проекта по осквернению Интернета как пространства культурной коммуникации. Кампанию логично было бы спланировать на рубеже "Будущего", к Миллениуму, одобрить после 11 сентября и реализовать к середине 2000-х. Занимались этим многие корпоративные сети. Персональная цель - побольше схомячить и спрятаться в нору. В частности, в 2007 году в Лимассоле "анонимные лица" (понятно, какой интернациональности) учредили портал XHamster, и параллельно появились различные вбросы, пиарящие термин. А те особи, которые руководили проектом и его ветвями, в детстве читали произведения Янссон, смотрели мультфильмы. И глумливо хихикали.
https://lurkmore.to/Хомячки

То есть, Туве не столько предвидела будущее, сколько его наколдовала. Однако это взаимовлияние, ноосферный резонанс. Янссон воспринимала интернет-шум из будущего. А будущее подпитывалось из прошлого шедеврами Янссон. Она была художником, картунистом. Поэтому её пророческое ясновидение воспринимало не литературно-вербальный, а карикатурный сегмент. Возможно, она предчувствовала грандиозную лавину рисованных химер, которые заполонили Сеть.

К 2020 году технические рисовальщики создали порядка триллиона изображений разной степени химерности и либидозности, фундаментально оскверняющих детскую художественную культуру, целенаправленно денатурирующие систему ценностей человечества. Это серьёзный деструктивный фактор, который подхлёстывает ноосферный взрыв - и способствует отрыву менталитета от истоков, от природы человека, усиливает процессы дегуманизации и трансгуманизации.

КАМЕРА ОБСКУРА И ХУДОЖНИК ЧИПИ

Второе пророчество создал Сирин. Он написал книгу "Camera obscura" (1932-1933, 1936). Сюжет, а точнее, его фасадная часть, не слишком впечатляет. Однако в потайной лаборатории, в глубине двора этой книги, Сирин исследовал феномен ноосферы вообще: восприятие, психические процессы индивида и человечества в целом, иллюзии и желания, а также приоритет техносферы. Вычленить этот скрытый смысл весьма непросто. Подлинная "камера обскура" - это ноосфера в 1930-х, до ТВ и Интернета. Она была тёмной, но пронизанной лучами идей и коммуникаций. Промасленное окошко являли собой газеты и кино. Символом взаимосвязи были радиоволны.

Так вот, книга "Camera obscura" НАЧИНАЕТСЯ легкомысленным рассуждением про какую-то морскую свинку, художников и психофизиологов-вивисекторов. Вот выдержки из её первого параграфа:

Приблизительно в 1925 г. размножилось по всему свету милое, забавное существо – существо теперь уже почти забытое, но в своё время, т.е. в течение трёх-четырёх лет, бывшее вездесущим, от Аляски до Патагонии, от Маньчжурии до Новой Зеландии, от Лапландии до Мыса Доброй Надежды, словом, всюду, куда проникают цветные открытки, – существо, носившее симпатичное имя Cheepy.
<...>
Публику сразу привлекло, мало что привлекло – очаровало, хитренькое выражение этих блестящих бисерных глаз, круглота форм, толстый задок и гладкое темя, манера сусликом стоять на задних лапках, прекрасный крап, чёрный, кофейный и золотой, а главное – неуловимое прелестное – смешное нечто, фантастическая, но весьма определённая жизненность, – ибо Горну посчастливилось найти ту карикатурную линию в облике данного животного, которая, являя и подчеркивая все самое забавное в нем, вместе с тем как-то приближает его к образу человеческому.
<...>
Горн живо стал богатеть, зарабатывая на репродукциях, на цветных открытках, на фильмовых рисунках, а также на изображениях Чипи в трёх измерениях, ибо немедленно появился спрос на плюшевые, тряпичные, деревянные, глиняные подобия Чипи. Через год весь мир был в неё влюблен. Физиолог не раз в обществе рассказывал, что это он дал Горну идею морской свинки, но ему никто не верил, и он перестал об этом говорить.


Насколько я понял, никакой "морской свинки Чипи" в 1925 году не существовало, как и художника по фамилии Горн. Набоков выдумал эту историю. Хотя надо проверить. Следует особо отметить, что Чипи (Cheepy) - это, вероятно, диминутив от "Capybara", она же chigüiro. Подразумевалась не guinea pig, она же cochon d'Inde (Cavia porcellus). И не Chipmunk (бурундук). Современные потребители не видят особых различий между мультяшными хомячками, бурундучками, свинками, леммингами. Но Набоков начал своё образование в Кембридже с изучения зоологии позвоночных, и этим гордился. Он такие вещи не путал.

ПРОВЕРКА НА АНАХРОНИЗМЫ
Кто-то может заявить, что Сирин и Янссон понятия не имели друг о друге. И это будет позиция игнорамуса. У них слишком много общего.

Туве Янссон родилась 9 августа 1914 года в Хельсинки, столице Финляндии, то есть имела подданство Российской Империи. Следовательно, она знала русскую культуру и язык - хотя бы азы. В 1917 году Финляндия боролась за независимость, и Янссоны переехали в более спокойную Швецию - читай "эмигрировали". Сирин родился неподалёку, в Санкт-Петербурге, и тоже бежал оттуда в 1917 году. Он бывал в Финляндии в 1915 и 1917 годах.

В 1934 году Туве Янссон жила в Германии, где, среди прочего, сделала акварели раннего муми-тролля. В это время в Германии жил и Сирин, и считался одним из самых интересных представителей русской творческой интеллигенции. Он якшался с художниками, хотя и недолюбливал их. В этом самом году он написал и опубликовал "Отчаяние", где фигурирует художник Ардалион, отталкивающий, но не лишённый человечности.
В 1938 году Туве Янссон получила стипендию и жила во Франции. И в это же время во Францию переехали Набоковы, причём Сирин старался активно посещать культурные сборища, контактировать.
https://sv.wikipedia.org/wiki/Tove_Jansson

Технических препятствий для общения у них не было. В Европе Сирин общался с тысячами людей, и лишь малая доля этих контактов сохранилась в различных документах. Определённую известность его произведения имели и в Скандинавии. Туве Янссон знала не только финский и шведский, но и английский и французский языки. И, разумеется, в какой-то степени она владела немецким - иначе не смогла бы жить в Германии, а также русским языком - как бывшая подданная РИ.

Совпадает как хронотоп, так и общность интересов. Сирин и Янссон - антифашисты, медийные работники, интересные писатели, сказочники (Сирин переводил Кэрролла). Они оба - балтийские северяне, беглецы из Российской Империи. Мне неизвестны факты, встречались ли они, но полагаю, могли знать друг о друге достаточно хорошо, и даже пересекаться лично. Сирин делал вид, что презирает литературную братию, но на самом деле чудовищно много читал, в том числе ненавистных ему советских писателей. Оба - ревнивые авторы.

АНАЛИЗ ФАКТОРОВ

Влияние Сирина можно объяснить тривиально. Туве Янссон в 1930-х была очень молода. Она училась на художницу, и мечтала стать писательницей. А Сирин был на 15 лет старше неё, и считался выдающимся стилистом. Он публиковался довольно часто: в газетах, журналах, отдельными книгами. Туве узнала про книгу "Camera obscura". Её познаний вполне хватило, чтобы ознакомиться с содержанием первых двух страниц, где говорится про карикатуриста, разбогатевшего на образе морской свинки. Это притянуло её внимание, показалось вызовом. Она попробовала нарисовать этот образ. Затем стала развивать его и продвигать в политической карикатуре. Там он смотрелся странновато. Однако хорошо подошёл к стилю детской сказки. И на этом она действительно прославилась и разбогатела. Причём многие художники успеха не имели, даже самые талантливые бедствовали. А Туве стала миллионером, богатейшей женщиной Финляндии - именно потому, что рисовала "Чипи", этакую помесь морской свинки и капибары (по-шведски marsvin & vattensvin). В 1950-60-х финны жили очень бедно, в том числе интеллигенция. И вдруг Туве сделалась богатой. Впрочем, она вела довольно скромную жизнь. Купила себе дачный островок и построила там не замок, и даже не коттедж, а скромнейший дачный домик. Заметим, что художников были тысячи, но начало "Камеры обскуры" их никак не вдохновило.

Можно предложить и нетривиальный фактор: Набоков-Сирин проявил магическую силу. Он напророчил появление муми-тролля, его успех, и поддержал эту каузальную линию своей шаманской волей. Набоков замыслил написать "Camera obscura" с терапевтической целью - чтобы сублимировать приступы ясновидения, которые он ощущал как смутное изображение отдалённой перспективы на промасленной бумаге "волшебного фонаря" или "камеры обскуры". Его беспокоили эти приступы, и он постоянно изливал на бумаге переживания и само состояние.

В своём 1930 году он заглядывал в Будущее. И видел, как в 1940-х Туве Янссон рисует муми-троллей, и как через 30 лет они обретают мировую популярность. Сирин ещё не знал, кто это. На экране ясновидения внешность Туве показалась такой странной, что он решил - это мужчина. И назвал его Горн. И он видел, как ещё через полвека лет мальчик в тёмном заснеженном городе увидел книжку с волшебными картинками. Но книжка была чужая, и почитать её не дали. И Сирин увидел, как ещё через 30 лет этот же человек умирает в камере, набитой какими-то привидениями, и почему-то держит в руках ту самую книжку. И этот метаморфоз показался ему таким мрачным, что Сирин записал: "Камера обскура". И написал роман. И опубликовал его аккурат в дни гибели того человека. Этот сюжет тоже достоин своего романа. Но его сумел бы написать разве что Набоков.

ВЫВОДЫ

1) Прообразом персонажа Муми-Тролль являются грызуны-кавииды.
2) Антропоморфным прообразом являются братья Туве, Ларс и Пер Олов Янссоны.
3) Можно предполагать, что персонаж Муми-Тролль отчасти навеян началом книги "Camera obscura" Владимира Сирина, где художник-карикатурист становится миллионером, рисуя комиксы с морской свинкой по имени Чипи. Для укрепления этой гипотезы следует углубиться в биографию и литературное наследие Туве Янссон.



Картины Туве Янссон.

Продолжение и подтверждение:
Морра идётсла. - 2020-12-02. - https://antimantikora.livejournal.com/999450.html

Мэтр одобрил. Ночью явился. Дело было в Берлине, полном иммигрантов с востока. У них он купил жуткую игрушку. Огромный живой жук-носорог вяло ползёт в масле. Голова этого носорога находится в стеклянном скафандре в форме головы слона. Подарил мне эту страшную метафору. Забыл фотоаппарат, когда был у моего дяди. Богачёв собирался его продать на аукционе за миллион. Но я наивно вернул владельцу. Нет! Он сделал жуткое сальто от стенки, следовательно, это был Гарри и Кувыркин. Мэтр общался дружелюбно, но казался старше меня на полтораста лет. Старый, лысый, уставший, больной, но властный. Далее мы пришли в отель. Я надеялся порасспросить, порассказать. Он лёг на кушетку психоаналитика. Подложил под голову две разнокалиберные подушки. И захрапел.
А я, наоборот, проснулся.

Tags: Набоков, герменевтика, литература
Subscribe

Posts from This Journal “герменевтика” Tag

  • Сказки, ложки и намёки

    Это было 21 марта. Боль в голове, плохая координация. Похоже на ишемию. Свинец в груди и жажда мести. Засыпание даётся тяжело. Сразу вижу…

  • "Смерть Ивана Ильича" - как зеркало

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910) "Смерть Ивана Ильича" (написано и опубликовано: 1882-1886) * «Этот рассказ — самое яркое, самое совершенное и…

  • Идиотизм Бунина, Набоков и Толстой

    Владимир Набоков действовал на Ивана Бунина магнетически. Долговязый "пшют" Сирин приводил строгого академика в бешенство, делая его почти идиотом.…

  • Кто такой "Капитан Воронин"

    ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ Песня "Капитан Воронин" группы "Аквариум" кажется мутной и водянистой, как заросший аквариум. Особый приём стеганографии - длинные…

  • Скрытая символика Красной площади (часть 1)

    Красная площадь Москвы - загадочное место. Какие коды там скрыты? Как воспринимает коллективное бессознательное её гештальты? Рассудок не видит, а…

  • Песня "Это всё" - скрытый смысл

    Мне казалось, что песни "ДДТ" - это чистая поэтика, лишённая шарад и криптологии. Ошибся. Применив литературную антропологию, выяснил скрытый смысл:…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments