1. "Зов Ктулху" - отвратительный с литературной точки зрения текст. Мерзок русский перевод. Очевидно, и оригинал не намного лучше. Его главные недостатки:
а) Текст захламлён аттитюдными эпитетами (i.e. ужасный, леденящий кровь, ужасающий, отвратительный), но не описывает сути происходящего.
b) Этнофобия - какие-то "ужасные" дикари, негры, эскимосы, аборигены, творящие "оргии" и "злодеяния". Современному антропологу автор кажется бараном.
c) Имитация скрупулёзного отчёта - профанация антропологии. Подобные профанации осквернили стиль научного репортажа от первого лица, сделали его комичным. А ведь было полезно.
2. Образ Ктулху не выдуман, это ясновидение апокалиптических событий далёкого прошлого. Но он извращён неумелым нагромождением сюжета, стремлением превратить откровение в триллер, стремлением пристроить апокалиптическое видение в журнал.
3. Основной упор в повести делается на глубочайшую древность атрибутов Ктулху. Следовательно, это события Палеозоя и Мезозоя. В ходе Кембрийского взрыва появились щупальцевые хищники - цефалоподы. Они стали эдификаторами. Общее впечатление от них у биосферы было ужасающим.
[Это для себя]
4. Палеоцефалоподы появились в ходе Кембрийского взрыва. Гонка вооружений стимулировала развитие защитного и опорного скелета, подвижности, рассудочной экстраполяции. Отдельные экстремумы проявляли свойства интеллектуальности (целенаправленного анализа, прогностики, холистики) и духовности (эмерджентной, облачной и наследуемой информативности).
5. Наутилоиды оформились в позднем Кембрии. Но небольшая популяция сохранилась даже в начале Технозоя. Значит, это чрезвычайно успешный проект.
6. Современные цефалоподы - это самые хищные, самые интеллектуальные морские животные, которые проявляют экстраординарные свойства: маскировки, коммуникации, локомоции, манипуляции, экстраполяции, соматического контроля. Кальмары, осьминоги, каракатицы, наутилусы, глубоководные экзоты в динамике выглядят завораживающе, пугающе, удивительно. Древние цефалоподы имели стократ больший простор для разнообразия, поэтому крайние формы проявляли указанные качества в ещё большей степени.
7. Биосфера - это сверхсистема, где существуют потоки вещества, энергии и информации. Если тысячу лет "прокручивать" в одну секунду, сверхсистема предстаёт как живой, активный, интеллектуальный организм. Со временем интеллектуальность биосферы нарастает. Она становится всё более мыслящей, остроумной, и подвергается искушениям стать ещё умнее, развиваться, образовывать себя. Биосфера создаёт формы с нарастанием реактивности, рефлексии, прогностики в ряду: позвоночные, теплокровные, приматы, гоминиды, техносферные комплексы, киберфизические устройства, виртуальные сущности. Биосфера стареет и трансформируется в техно-био-антропосферу. Это "магистральный путь эволюции", ведущий от кембрийского взрыва к технозойскому взрыву.
8. С появлением нуклеопротеидов и мембран произошло зарождение биосферы. С появлением нервной системы произошло зарождение ноосферы. Появление нейрона придало организму рефлекторность, отражательность, способность эволюционировать в течение одной жизни, накапливая опыт. Появление компактной ЦНС создало функционально-информационную эмерджентность, нелинейность реакций, способность экстраполировать траекторию и предвосхищать свои реакции.
9. Диффузная и ганглионарная нервная система создавала рассеянную, сетевидную систему. Компактный крупный мозг создавал холистический, эмерджентный, сверхценный узел, функционал которого отображается в языке понятием "живая душа". Развитие планктона сделало докембрийское море "живым". Развитие многоклеточных с компактной ЦНС сделало море "умным". Океан Солярис пробудился и стал размышлять о самом себе.
10. Люди наделяли фоссилии спрутов магическими свойствами, значит, чувствовали заряд. Змеиный камень, шалаграма Вишну, чёртов палец, стрелы Перуна. В науке информационно-духовная составляющая остаётся за кадром. Палеонтологи, минералоги, ювелиры, коллекционеры концентрируют внимание на окаменелостях. Это всё равно, что судить по минерализованному зубу, кто такой Гомер и Платон.
11. Спрутов не зря назвали через сакронимы: аммониты (Аммон), белемниты (Баал, камуфляж βέλεμνον копьё), бакулиты (фаллический Бакх), наутилоиды (Навь, камуфляж nautilus кораблик). В древнем море они обладали своеобразной магией и духовной жизнью, так как могли коммуницировать, служили эдификаторами, обладали социальностью, имели огромную продолжительность жизни. В своём окружении это были волшебные существа. Цикл от рождения до смерти у мелких форм жизни исчислялся сутками, месяцами. У самых крупных раковинных цефалопод, вероятно, сотнями лет. Брат, который старше на 80%, уже требует, чтобы к нему относились, как к полубогу. А существо, которое в 10 тысяч раз старше, воспринималось как безусловное божество.
12. Спруты вёрткие, умные, кусачие, ядовитые, умеют манипулировать, плавать, прятаться. Позвоночные редко сочетают эти свойства, и затрачивают больше ресурсов.
13. В палеозойском море боролись носители ганглиевого мозга (спрутоиды Mollusca), обладатели нейротубулы и мозговых пузырей (торпедоиды Chordata) и участники коллективного разума (Arthropoda). Спрутоиды были самыми умными, но бездушными эдификаторами. Поэтому конкурентным группам они казались гнусными демонами, несправедливо мощными хищниками.
14. У позвоночных ЦНС компактна, поэтому "духовная", поэтому их амбиции выше: они стремились эволюционировать в колоссов. В древней гидросфере возникли титанические животные: рыбы, динозавры, в миллионы раз тяжелее моллюсков. В палеогеновой биосфере возникли титанические млекопитающие. В начале урбаноцена возникли титанические интеллектуалы. Они создали духовную индустрию - монотеистическое мировоззрение. Его обладатели были гораздо тяжелее аборигенов с диффузным мышлением, поэтому осуществляли конкисту, выступая неоспоримыми эдификаторами. И они трансформировали биосферу до неузнаваемости. Это авангард Технозоя - Урбаноцена и одновременно его порождение.
15. Аммоноиды и белемноиды вымерли вместе с динозаврами - 66,6 млн. лет назад, следовательно, погибали так же трагично, резонансно и апокалиптично. Погибающие гиганты головоногой мысли транслировали свою скорбь сквозь миллионолетия. Этот крик души улавливали сенситивные экстремумы от гоминид (вербальные пророки), стремясь донести до соплеменников. Соплеменники сопли утирали не всегда - чаще били по соплям самого пророка. Но кое-что прилипло к бумаге. Умники стали копаться в земле, нашли подтверждения катастрофе.
16. Почти все эсхатологические мифы - это телепатические радиограммы архаических гениев о глобальной катастрофе Чиксулуб, дешифрованные гениями современными. Катастрофу верно именуют Всемирный Потоп, потому что максимально осквернена была гидросфера всей планеты. Цунами, загрязнение мирового океана, шторма и ливни, наводнения, размывания русел рек, пересыхание с дальнейшей эрозией, изменение влажности и круговорота воды. А геосфера почти не пострадала. Вода стала не дружественной, а враждебной стихией. Живые существа неотделимы от воды, поэтому пострадали морально. Катастрофа Чиксулуб комплексная: множественный космический импакт, вулканизм, землетрясения, затяжной экологический кризис, трансформация биоты. Погибли высшие эдификаторы (тригоноподы и другие), мудрейшие из садовников земных, поэтому мезозойское процветание стало не вернуть.
17. Яростно погибающий человек отправляет свой дух с профетическим предупреждением. Это умеют редкие личности, и в редком варианте смерти. Отлетающая душа обычно посещает родственников или лютых врагов, но может являться и медиумам через много поколений. Яростно погибающие тригоноподы транслировали в будущее образ антропоморфного демона, квази-копытного, рогатого, змееподобного, химерического птицезверя. Живые существа мстительны. Великаны обладали и великой мстительностью. Умирающие неправедно звери громко кричат. Свинья визжит, собака воет. Коммуникативный эффект повышается на тысячу процентов. А великаны Мел-Палеогеновой катастрофы орали так, что услышали и люди. Поэтому миражи ясновидения насыщены мотивом боли, низвержения, злобы, возрождения, мщения: мы ещё вернёмся и ударим.
18. Аборигены считают, что все бедствия насланы колдунами, богами, демонами. Умирающий кракен и Тритон тоже так считали, поэтому зарядили свои миражи лейтмотивом возмездия.
19. Сенситивы облекали миражи в мифопоэтические образы. Тритон - морской тригонопод. Чудовищный Змей - эдификатор литорали типа диплодока. Кракен - мудрый древний спрут типа осьминога. Нашли своё отражение и гигантские птерозавры, которые соображали не хуже попугая - иначе бы не налетали норму пилота.
Хватит читать. Сделай перерыв.
20. Лавкрафт сделал упор на спрутоподобность, но ясновидел и другие образы, смешав атрибуты в пророческом делирии. Он придал своему тексту неадекватный пафос, потому что в его годы действительно происходило пробуждение Ктулху. Начинался Технозой. Зов Ктулху - это появление радиосвязи, которая насытила ноосферу невообразимым доселе шумом. Сенситивные люди с ума сходили от этого фактора.
21. Лавкрафт скверный литератор, но сенситив достойный. Его конструкты звучат в оригинале не так блевотно, как русский транслит.
Lovecraft transcribed the pronunciation of Cthulhu as Khlûl′-hloo and said that "the first syllable pronounced gutturally and very thickly. The u is about like that in full; and the first syllable is not unlike klul in sound, hence the h represents the guttural thickness."
Всяким луркам и троллям переводчицкий транслит кажется знатным поводом для глума. Однако Лавкрафт довольно точно передал подводный умвёльт палеозойских гигантов мысли.
"Ph'nglui mglw'nafh Cthulhu R'lyeh wgah'nagl fhtagn"
Если пробулькать это англо-американским горлом, прихлёбывая добрый эль, получится вполне аутентично. Такие звуки знакомы дайверу, особенно если он испытывал азотное опьянение и бывал на грани подводной гибели.
22.Возрождение Ктулху приобрело вид чудовищной, всевластной медиасферы, кибербуллинга, интернет-троллинга и прочих порождений ноосферного взрыва. В ХХI веке персонифицированное деити - Flying Spaghetti Monster. Этот образ постарались диффамировать, высмеять, осквернить. Но очень остроумно передаёт функции медиасферы - вешать лапшу на уши, формировать миллионы медийных мифов. Пастафарианство - очень разумная концепция, поэтому находит много сторонников. Русские извратили название на "Макаронный Монстр", поэтому нельзя догадаться, что основатель ассоциировал "Spaghetti Western". Спагети-вестерн - одна из вершин голливудского извращения истины. Он довёл до пиковой романтизации самую неромантичную фракцию американцев: зловонных и агрессивных пастухов, хмельных озверелых бандитов, которые не чурались грабежей, скотоложства, убийства и прочих пороков. Они послужили ведущим фактором истребления коренных индейцев и деградации аридных экосистем. Соответственно, Спагетти-Монстр, это божество, символизирующее власть медиа, способных приукрасить и романтизировать любую мерзость, или осквернить самое святое, поднять или опустить оценку факта с максимальной амплитудой. Лапша на ушах плюс фрикадельки истины - вот пища медийного обжоры.
23. Кембрийский взрыв породил разнообразные формы скелетной жизни. До этого процветало великое разнообразие мирных форм, не имеющих плотного скелета. Взрыв Чиксулуб породил макиавеллианские формы жизни, которые могли постоянно шустрить и изворачиваться. Птицы и млекопитающие отличаются тем, что постоянно грумингуют, озираются, копошатся, вынюхивают, клюют, грызут, коммуницируют. Это гиперактивные формы, всё время ожидающие удара с небес. По сравнению с ними, рептилии кажутся царственно неподвижными и невозмутимыми. Хотя они тоже весьма активны и влиятельны.
24. Техносферный взрыв породил новые формы киберфизической и ноосферной жизни. Гиперактивность перешла в информационное пространство. Кто не апгрейдится, считается духовно пропащим. Кто не ведёт дневник - удаляется из аккаунта. Кто не обновил объявление на авито - уходит из мэйнстрима. Кто не грумингует смартфон - отсталый чайник.
25. Гиперактивные формы ноосферной жизни принимают аналогичные формы духовности и бездуховности. Возникает информационный планктон, червеобразная ботва, торпедоподобные хищники, спрутоподобные банды, крабоиды-хапуны. Есть медлительные великаны и гении, умирающие неохотно и с большим треском. Изредка встречается колосс астрономического масштаба. Когда крабоиды его убивают, обрушиваются целые империи. Но и среди крабоидов-трупоедов и плетущих сети арахнид возникает Арагог, которому интересно пронаблюдать именно как обрушится империя. Поэтому он высылает пауков искать и атаковать колосса, пророка, Птицезверя. Ему любопытно поглядеть, как тот облысеет, рухнет и прибьёт крылом какого-нибудь ближнего обидчика.
26. Ноосфера принадлежит людям, но некоторые догадываются: на неё влияют ноогены глубокой древности, архаические носители гения серди других форм жизни. Они хорошо известны, но осквернены дневальными глумарями, и поданы в комичном виде: рептилоидов, мамонтов, драконов, ктулху-вождей и прочей сказочно-коммерческой нечисти. Экстремум осквернения находится в рисованном сегменте. Там автокатализ девиантов порождает обсценные формы, которые ранее невозможно было представить. Но допотопные пророки очень мстительны и опасны. На непочтительносьь ноосферы они реагируют крайне деструктивно.
27. Как мыслеизлучение древних форм жизни растлило ноосферу людей?
a) Тригоноподы отравили ноосферу, заставив людей мечтать о шагающем роботе-убийце. Таковым и стал солдат с начала ХХ века.
b) Зауроподы отравили ноосферу, заставив людей мечтать о бронированных машинах со смертоносным длинным выростом. Так был сделан танк - ведущий фактор разрушения городов в середине ХХ века.
c) Птерозавры отравили ноосферу, заставив людей мечтать о смертоносных летающих машинах: клюющих и плюющих. Так появилась авиация.
d) Белемниты отравили ноосферу, заставив людей мечтать о пулях и артиллерийских снарядах. Итог - порядка 10^10 актов хомицида и травмирования за всю историю. Миллиарды убитых одними только пулями и снарядами.
e) Аммониты отравили ноосферу, заставив людей мечтать о высокопроходимой колёсной военной технике. Итог - экспансивные войны ХХ века.
f) Цефалоподы отравили ноосферу, заставив людей мечтать о смертоносных устройствах с реактивным двигателем. Так появились ракеты.
28. Погрузимся ещё глубже в прошлое. В течение трёх миллиардов лет хозяевами Мирового Океана, да и всей планетарной биосферы (включая грунты и воздух) были одноклеточные формы жизни. Это экзистенция Монады. Количество индивидуумов-монад было страшно велико - примерно 10^25 единовременно. Учитывая, что поколение монад сменяется в среднем 100 раз в году, за миллиарды лет докембрийской жизни сменилось 10^11 генераций. Следовательно, общий объём монадных индивидуумов составляет порядка 10^36. При этом монады квази-бессмертны: у них есть информационно-генетическая и структурно-клеточная преемственность.
29. Людей в антропосфере побывало порядка 10^11, и по закону больших чисел среди них появлялось множество гениев и богоподобных личностей, которые серьёзно повлияли на ноосферу. У людей преемственность имеет другую форму: генетико-биологическая, культурно-информационная, материально-техническая. Люди квази-бессмертны за счёт культурно-вербальной преемственности и метемпсихоза. Но монад было больше. Монадных индивиддумов - в триллион триллионов или септиллион раз больше, чем винтиков человеческого общества и мыслящих песчинок, затерянных в огромном космосе. 10^36 - это непостижимо, хаотически много. Поэтому можно утверждать, что в Мировом Океане рождались свои гении и пророки и на уровне монады, только в экзистенциальном плане, а не в филармонии или редакции. Эти уникумы тоже транслировали свою волю в будущее, и тоже отравили людскую ноосферу какими-то идеалами.
30. Какими идеалами заразили ноосферу людей монадные формы жизни?
a) Монады прислали людям идеал "офисного планктона", омерзительный своей бездуховностью, вредом для здоровья, рабской тоской, и показавший свою деструктивную гнилую сущность во время пандемии.
b) Монады заразили высшего эдификатора, великое творение природы, идеалом "человека-винтика", "человека-песчинки", абсурдный для любого крупного млекопитающего. Он чудовищно вреден, так как позволил создать молохи - бездушные, неумолимые механизмы, причиняющие страдания живым существам, разрушающие природные экосистемы в угоду техносферным молохам, во вред людям, животным и растениям.
c) Монады развратили менталитет глобализмом. Дескать, загадим свой двор - уедем в Америку. Если не дадут, завоюем. Загадим всю Землю, полетим к другим планетам. Завоюем и загадим другие планеты, полетим дальше. Это типичная бактериально-инфекционная стратегия. Она горячо приветствуется носителями вербального рассудка - примерно с рубежа Современности, 1950 года.
d) Монады обезобразили менталитет идеалом "освоения космоса" - чтобы орбита планеты непременно была захламлена громадным количеством артефактов, ради каких-то эфемерных целей и развлечений.
e) Квинтэссенция безумия - идеал "межзвёздного космического полёта", абсурдный до бактериального идиотизма. Почему-то люди мечтают долгими веками гнить в металлической бочке, которая будет продвигаться сквозь мрак, чтобы добраться до какой-то самосветящейся точки. Об этом рассуждают даже интеллектуалы, доктора наук, и с умным видом заявляют, что это "самая насущная проблема сегодняшнего дня". Такой образ жизни хорош для инфузорий и гнилостных бактерий. А человек с его сверхразвитой системой анализаторов, создавался природой для других целей. Здесь налицо проекция в будущее - идеалов древних одноклеточных. Будучи полновластными хозяевами моря, они искали себе развлечения, формы духовности и даже своеобразную религию, позволявшую одухотворять суточные миграции планктона.
Вывод: какая-то докембрийская ноктилюкка, пожираемая планулой, прокляла будущий венец хордовых, заворожила носителей разума, заставила их тыкать пальцем в небо, заразила обманными идеалами - и спровоцировала ноосферный взрыв. Какой-то мезозойский осьминог, погибающий от импактного цунами в грязном океане, проклял потомков, заставил их сесть на нефтяную иглу и термоядерную бомбу, загрязнить до предела физическое море и море информации. Так глупых людей наказали за гордыню самые древние божества на планете. Все мифологии с этим согласны.
Два часа потратил на этот текст. Пискунов, ты жив ещё? Запомни, всякая монада - это генералиссимус. И наоборот.
Journal information