
Вообще-то он никакой не Юкио Мисима. В детстве его звали Кимитаке. Хираока Кимитаке.
平岡 公威, Hiraoka Kimitake, January 14, 1925 – 三島 由紀夫, Mishima Yukio, November 25, 1970.
Понятно. Скоро 50-летие его смерти. А попрощался он с жизнью уже в начале ноября 1970 года. Второго ноября.
Мисима - творческий псевдоним. Смысл не знаю.
https://en.wikipedia.org/wiki/Yukio_Mishima
Его дед, Садатаро Хираока, был губернатором префектур Карафуто (Сахалин), затем Фукусима. Высокое лицо, широкий нос, пышные брови.
https://ja.wikipedia.org/wiki/平岡定太郎
Его отец, Адзуса Хираока, был государственным менеджером в министерствах сельского хозяйства и рыболовства, то есть важнейших для гражданской Японии.
https://ja.wikipedia.org/wiki/平岡梓
Юнцом, Кимитаке относился к себе дурно. И было за что. Высокомерный, тощий, квёлый, с волосатыми предплечьями и животом. Его за это стебали. В годы войны социум японцев был агрессивным и склонным к мобингу. Поэтому он создал опыт отчуждения, вылепил субличность "Мисима", обладавшую сверхспособностями. Сперва он избавился от болезни. Вот что пишут биографы:
27 апреля 1944 года Мисима получил уведомление о призыве в Императорскую японскую армию и 16 мая 1944 года едва сдал призывной экзамен с рейтингом призывника «второго класса». Однако во время медицинского осмотра в день созыва 10 февраля 1945 он простудился. Молодой военный врач неправильно диагностировал у Мисимы туберкулез, объявил его непригодным к службе и отправил домой. Учёные утверждали, что неспособность Мисимы получить оценку «первого класса» на призывных экзаменах (предназначенных только для наиболее физически подготовленных новобранцев) в сочетании с болезнью, из-за которой он был ошибочно признан непригодным к службе, способствовали развитию комплекса неполноценности, которая позже привела к его одержимости физической формой и бодибилдингом.
Так часто пишут про великих людей. Якобы у Пушкина был комплекс неполноценности, поэтому он писал стихи и дрался на дуэли. Якобы врач перепутал анализы, диагноз. Распространённый миф. Человек с мощным когнитомом, не закомплексован, но одержим. Если он озвереет, то может мобилизовать свой организм на выздоровление и развитие - даже при смертельном заражении, отравлении, травме. У Мисимы действительно был туберкулёз. Он обострился от страха, что надо идти на войну. Мисима специально простудил себя, чтобы дезертировать. Но затем испытал острый стыд, который мобилизовал вегетативные центры, далее тимус, кровоток, динамику, весь организм. И Мисима выздоровел. Такая же ситуация была у Набокова. Он подавил туберкулёз ради эмиграции в 1939 году. И он вернулся с того света в конце 1940-х - ради Дмитрия, чтобы поставить на ноги сына. Писатели заставили себя выздороветь. Умирающий Пушкин заставил себя не терять сознание, не кричать, а затем воскреснуть и прожить ещё полдня. Это мало кто умеет.
А "врачи перепутали" - такая же хлюзда, как "цены сами выросли".
Мисима не покончил с собой. Не было такого, что якобы великий писатель Мисима почувствовал кризис и совершил харакири. Он позволил себя убить, чтобы избежать пыток в тюрьме. Так делали миллионы людей по всему мира.
Мисима был гений и психопат, одержимый мегаломанией. Он занимался не бодибилдингом, а военной подготовкой по программе спецназа. Как сын крупных чиновников с элитным образованием, Мисима имел незаурядную политическую и военную подготовку, и амбиции. Поэтому организовал радикальную политическую секту Каэдэ-но Кай - Организация гражданской обороны. Резоны имелись.
https://ja.wikipedia.org/wiki/楯の会
Но в секте возник кризис. Пришлось осуществить самоубийственную акцию. Кимитаке Хираока в главе группы заговорщиков совершил политический теракт. Его называют "попыткой государственного переворота" - террористы захватили в заложники Начальника штаба Сухопутных сил самообороны. Но сами Японцы называют это "Инцидент Мисимы".
https://ja.wikipedia.org/wiki/三島事件
Во время инцидента действия были довольно позорными - драка, баррикада диванами, какая-то чепуха. Их действия были жалкими. Генерал, которого они пленили, сразу ушёл в отставку.
Речь Мисимы никто толком не услышал - было слишком шумно. Выглядел он авантажно, но сценарий сорвался. В тот момент Хираока перестал быть знаменитым писателем - психологом и патриотом, а стал государственным преступником - злодеем и психопатом. Ему грозило позорное тюремное заключение, следствие, суд, казнь. Его бы принудили разгласить нежелательные сведения, опозорили семью. Поэтому самурай позволил заговорщикам убить себя - в формате ритуального сэппуку. Это был весьма мудрый самурайский и сценарный приём. Родился Кимитаке Хираоко, затем он исчез - и появился Юкио Мисима. Сам себя сотворил, сам себя и уничтожил. В древнем обществе так было часто. Люди успевали прожить не одну жизнь, и распоряжаться этой жизнью.
Несанкционированная кровавая декапитация придала постыдному "Инциденту Мисимы" должный драматизм и повысила рейтинг. Писатель вышел на новый виток мрачной славы. Тиражи возросли. Потрясённый Чхартишвили перевёл "Золотой храм". Первокурсник я взял этот журнал и прочитал роман. Первый снег падал на золотые листья. В книге какой-то молодой олух сжигает Гинкакудзи. На самом деле книга про то, как дурная личность сжигает золотой храм человеческого тела. Впрочем, толковать Мисиму по-русски невозможно - требуется понимать оригинал, причём во всех нюансах японоведения. Первый принцип герменевтики: начинать с оригинала. Позже я прочитал книгу про моряка-отчима и подростка, который от восхищения хочет его отравить. Эдипов фрейдизм по-японски. На самом деле книга про то, как человек с незрелой и извращённой личностью отрицает отца: и родного отца, и отечество, и Бога-Отца. Впрочем, это толкование русской книги "Моряк, которого разлюбило море". Японская может быть совсем другая.
У японцев есть одна очень неприятная особенность, мешающая нам, русским, понимать их внутренний мир, отождествиться с ними, сопереживать им. Японцы - говорят по-японски. Японцы - пишут по-японски. Японцы - выглядят, как японцы. Очень скверная национальная черта! Просто беда с ними.
- Все у них как-то не по-русски! Как же они могли так сплоховать? - Думает арийская десантура.
И это ставит крест на каких-либо отношениях.
Голову Мисиме отрубали четыре раза. Топорная работа! А чего они ждали? Декапитация - это не картошку чистить. Чтобы хорошо отсечь голову, надо хорошенько этой головой подумать. Чрезвычайно трудно перерубить лёгкой катаной - жилистую, спастическую шею самурая, который уже расковырял себе живот и корчится от боли. Одним махом и без опоры это может сделать только человек чрезвычайно тренированный. Причём не только физически, но и психически - который много воевал и убивал, рубил в капусту беззащитных крестьян. Привык. Отсечь голову трудно даже палаческим топором на плахе. Нужны навыки бейсболиста. Поэтому помощником самурая для сэппуку обычно был не просто слуга, а лучший воин. И поэтому сегодня у нас совершившего такой подвиг сразу сажают в психиатрическую спецтюрьму. Боятся!
Отец пережил Мисиму на шесть лет. Он умер в возрасте 83 лет, и успел написать воспоминания о сыне.
Journal information