antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

«Дядя Фёдор, пёс и кот» (1975) - политическая изнанка

Недавно я проанализировал одного из персонажей популярнейшего мультфильма, созданного под руководством Владимира Попова по сценарию Эдуарда Успенского в 1978 году и позже. Результаты изложил в посте "Кто такой почтальон Печкин".

Я обнаружил, что создатели мультфильма заложили в него политический код. Почтальон Печкин - это персонаж поэмы "Ленин и печник" А.Т. Твардовского, который после ряда перипетий стал почтальоном. Простоквашино символизирует Горки. Это откровение было сделано теоретически, и сразу же нашло подтверждение в более ранней экранизации под названием "Дядя Фёдор, Пёс и Кот" (1975). Этот мультфильм делала команда загадочной организации "Творческое объединение Экран".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Экран_(творческое_объединение)

Премьера состоялась в 1975 году, а эскизы были утверждены намного раньше. Дизайн был не только отталкивающим, но ещё и пародировал внешность вождей Российской Социалистической Федеративной Советской Республики: Председателя Совнаркома В.И. Ленина, заместителя Председателя СНК и СТО Л.Б. Каменева, а также Н.К. Крупскую. Я сперва не мог разгадать, кто такой Шарик, думал, что это символ охранников Горок. Но оказалось, что гештальт откровенно подходит Каменеву, причём не только внешне, но и отчасти биографически.

Сходство было настолько явным, что некоторые зрители оторопели. Впрочем, подлинные фотографии Крупской видели только знающие люди. Её лицо было обезображено старостью, базедовой болезнью и какой-то отчаянной жестокостью, выработанной десятилетиями бескомпромиссной борьбы и страданий. Поэтому смотреть на этих персонажей просто тошно. Запретить мультфильм было как-то затруднительно, поэтому дали команду сделать альтернативный вариант, причём не один. Вероятно, именно этим объясняется, почему внешность антропоморфных персонажей так сильно менялась в рисованном сериале. Надо было замаскировать первый вариант.

Сопоставление это выглядит настолько жутко, что смотреть под кат не рекомендую. (Тем более сейчас, когда меня столь энергично пассивизируют.)



За этот казус отвечали следующие товарищи.

Начальник ТО "Экран":
Борис Михайлович Хессин (25.12.1920-27.10.2001)

Режиссёры:
Юрий Серафимович Клепацкий (12.11.1928 – 22.12.1976)
Лидия Викторовна Сурикова (*1941)

Художник-постановщик:
Борис Григорьевич Моисеев (*1932)

Редактор:
Алиса Константиновна Феодориди (*1938)

Почему-то (и к счастью) никаких репрессий в отношении команды ТО "Экран" не последовало. Они работали, творили, получали разрешения на демонстрацию своих кукол из пыльных тряпок, и впереди была долгая жизнь.

Подозрительна только смерть Клепацкого. Ему было всего 48 лет. Видимо, это он и придумал эскизы. А Моисеев их подписал в производство как художник-постановщик.

(NB: Я этот мультфильм не смотрел. Прокрутил только 4 секунды. Мне хватило.)

................................del quadro....................
РЕКА ВРЕМЕНИ
Куда строим мост?
Кошачьим под хвост.
А кто это лает?
А пёс его знает.

Tags: киноискусство, культурология, политическая антропология
Subscribe

Posts from This Journal “киноискусство” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments