antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Пророчества Набокова. 11 сентября и Чернобыль

ИЖОРСКАЯ СИВИЛЛА

С точки зрения религиозной антропологии, Набоков – это прорицатель, пророк, маг, пифия, сивилла, шаман и т.п. В каждой культуре ясновидящие саванты назывались по-своему. В античной Элладе женоподобный пророк именовался «сивилла» (Σίβυλλα), а маскулинный пророк – «бакис» (Βάκις). Гераклит утверждает, что изречения Сивиллы были порождением не человеческого ума, а скорее божественным внушением. Так и творят большие творцы. Наш «русско-американский писатель» имел подобающее имя и внешность: в юности, когда был тонкий, именовался Sirin ~ Sibyl, а в зрелые годы, когда стал мужественный – Nabokov ~ Bakis.

Внешне Сирин тоже похож на персонификацию Дельфийского оракула - сивиллу. Дельфийский храм находился на южном скалистом склоне Парнаса на высоте 700 м над уровнем моря. А «храм детства» Набокова находился в Выре, рядом с холмом, который называли Парнас. Дельфийская Пифия впадала в экстаз, произносила неясные отдельные фразы и бормотание, а это записывали и толковали жрецы-профеты (προφήτης). А Набоков из американской Итаки тоже исторгал в экстазе некие пророчества, которые превращала в рукописи Вера (NB: Вера - сакральное имя, по существу означающее «жрица»). Считалось, что Пифия произносит тарабарщину в полубреду. Однако знающим людям она казалась интеллектуалом. Геродот описывает Пифию, говорящую дактильными гекзаметрами. А Микеланджело изображал Сивилл с книгами, свитками. Таков же был и Набоков: книжник и поэт, который кому-то казался полоумным, а кому-то - гением.

В Дельфах в III в. до н.э. рядом с храмом Аполлона на 10-метровой колонне стояла статуя – так называемый «Наксосский Сфинкс» (который, по легенде, задавал загадки). По образцу Наксосского Сфинкса нарисована «Птица Сирин». Статую описывают как «крылатая львица с женским лицом». Однако отсутствуют типичные феминные черты: грудь, широкие бёдра, длинные волосы. У Наксосского Сфинкса голова подростка, очень длинная шея и конечности. Это не характерно для львов. Зато таким хабитусом обладал юный Сирин.

Дельфийская сивилла по преданию – это оракул юный и благообразный. Причём не обязательно женского пола. Микеланджело Буонаротти на фресках Сикстинской капеллы изобразил Дельфийскую сивиллу как андрогина с мощными руками атлета. Её лицо весьма похоже на фотографии Владимира-подростка. Набоков до 40 лет отличался моложавой внешностью, несмотря на весьма нездоровый образ жизни. Можно ли считать, что Буонаротти предвидел внешность и личность Набокова, и рисовал именно его? Разумеется, нет. Но он видел людей с подобным одухотворённым ликом.

В мировой популяции изредка (около промилле) рождаются индивидуумы с качествами, которые в древности назывались «пророк». Они с ранних лет проявляют экстраординарные способности к вербальному мышлению, синэстезии, синтезу, проницательности. Это ультрасапиентный край авангарда эволюции. Окружающие обычно их считают неадекватными, опасаются, ненавидят, и зачастую доводят до психопатологии. Особенности их личности и внешности коррелируют.

Набоков занимался «чародейством» – зачаровывал читателя. Он занимался «волшебством, волхованием» – заклинал посредством слов. Он занимался «шаманизмом» — перемещался в другие миры и толковал мёртвых поэтов, выступая посредником между людьми и духами. В бубен не стучал, но использовал архетип круга, мысленной карты, и многие другие атрибуты энтогерменевтики. Для американцев он был не менее экзотическим и странным человеком, как сибирский шаман: манеры, интерпретация, облик (он сам употреблял это слово в отношении поэтов, например, называл Александра Блока шаманом). Перед американской аудиторией представал не учёный, а скорее медиум и прорицатель в пёстрых одеждах, которому нужна постоянная помощь «ассистентов». Вера или студенты помогали ему в разном качестве: секретаря, водителя, провожатого, иначе он был беспомощен. Тексты Набокова – не типичные повествования с выраженной фабулой. Основное значение в них имеет «волхование», вербальная игра, в которую вплетены пророчества и заклятия. Он сочинял шаманский поток сознания (в поздних работах всё более смутный), хотя и опирался на литературные технологии ХХ века.

Набоков – не парнасская сивилла, а северный шаман, он родился в Фенноскандии, и всю жизнь ощущал тяготение к этому месту. У шаманов Фенноскандии была слава самых сильных чародеев. Лапландских колдунов называли «кебун» или «ноайди». Они сочиняли песнопения в жанре «йойк» и «вуолли». Если контаминировать Noaidi + Kebun нетрудно получить Nabokov (с австралийскими языками такой номер не выйдет). Впрочем, инициацию Набоков получил в Греции, когда в 1920 году побывал в Афинах, посетив и Акрополь (и когда в детстве знакомился с античной мифологией). Но осваивать речь и осознавать мир Владимир начал на берегах Невы и Оредежи. Эти реки — места исконного расселения финно-угорского племени ижора.

Из поэмы «Руслан и Людмила» Пушкина нам известен образ Финна, вещего старца и благородного чародея. Набоков – и есть такой «вещий старец». Этот ижорский волхв сочинил вуолли про Фиальту. А в другой раз этот кебун сочинил йойк про Набок-Мурзу. Полагаю, никакого «татарского предка» Сирина не существовало. У Набоковых валдайский антропологический тип, и производить их северную внешность от татарского мурзы столь же нелепо, как, например, от шумерского вождя.

Впрочем, Набоков был таким мастером мистификаций, что при желании мог бы доказать своё происхождение и от шумеров! Известно, что в Междуречье почитали божество мудрости Nabu - покровителя писцов, то есть писателей. А бык, на котором передвигался Набу, именовался Gwou. Вот и получается Nabu+Gwou = Nabokov, покровитель писателей и мудрости, разъезжающий по Америке на четырёхколёсном «быке». Истинная правда: они купили «Бьюик» «зелёно-лягушачего» цвета

ШАМАНСКАЯ БОЛЕЗНЬ

Стейси Шифф описывает такие детали поведения, что становится понятно: Набоков был тяжёлым инвалидом с деменцией. И Вера нянчилась с ним, как с типичным инвалидом. Причины этих недугов до конца не ясны. Вероятно, самое сильное влияние на его состояние оказало отравление в 1944 году. Это был семантический, демонстративный, рифмованный теракт для устрашения поэтов: Sirin was poisoned with Sarin 06.06.44. Спецоперация по ликвидации надоедливого рифмача. Однако, умирая, чахоточный поэт (в тот период он был тощий как скелет) проявил сверхъестественную волю, дополз до больницы, реанимировался и выжил. Хотя стал полным инвалидом. Несмотря на помрачённое состояние, его сознание было таким волевым, что все детали Сирин запомнил, и описал в письме Уилсону как события, так и подозрения. Писать напрямую обвинения ему не позволял статус. Надеялся, что Уилсон поймёт.

Письмо Уилсону (от 09.06.1944, с.187) начинается так: "В день высадки некие бациллы по ошибке приняли мои внутренности за береговой плацдарм." То есть интуитивно Набоков понял, что его отравили боевым веществом, что это военная операция. К 1944 году было произведено и апробировано очень много зарина. Симптомы отравления в точности совпадают. Содержание письма позволяет восстановить картину преступления. В тот день началась Нормандская операция - для Германии как нож в спину. Главными врагами Набоковых были нацисты и черносотенцы. Германских агентов было в США полным-полно. Набоков утром пришёл в Музей сравнительной зоологии Гарварда, где было его единственное официальное место работы. В обеденный перерыв он отлучился в закусочную Wursthaus. Это немецкое слово. Возникает подозрение, что какой-то агент отравил его именно там. Однако более вероятно, что действовали двое. Один агент задержал его в Вурстхаусе, другой проник в лабораторию и ввёл смертельную дозу зарина в энтомологическую коробку. Набоков вернулся, открыл коробку, вдохнул зарин, после чего запустилась типичная патологическая реакция. Это не обязательно был Джеймс Бонд: агентом могла выступать девушка, старичок, штатный профессор, студент, кто угодно. Шла грандиозная война. Все как-нибудь служили.

ФОС - чрезвычайно удобный способ отравления, потому что жертва приобретает крайне отталкивающий вид. Организм выбрасывает нечистоты. Нарушается работа психики. Лицо выглядит кошмарно. Сама жертва ядовита - она изрыгает биологические жидкости, в которых содержится БОВ. А смертельная доза - миллиграммы. Судороги ещё более осложняют оказание помощи. Сначала кажется, что человек напился. Затем к жертве страшно приблизиться. ФОС стигматизируют жертву, поэтому широко используются как лучший способ избавиться от врага - и списать на пищевое отравление или алкогольную распущенность. Они широко рекламируются в СМИ. Раньше каждый таксист продавал водку. Теперь в автомобилях с характерными номерами и контингентом можно приобрести ампулу с инструкцией. Или по крайней мере прочитать в СМИ горячую новость, как отравили того или иного гражданина.

Отравление Сирина - серьёзная комплексная спецоперация. Он был в списке у множества врагов. Отравленный Набоков не имел возможности позвонить 911, как нищий эмигрант, да и плохо соображал. Он позвонил Татьяне Карпович. Михаил Карпович был поручителем Набокова для натурализации. Татьяна Карпович его жена.
https://en.wikipedia.org/wiki/Michael_Karpovich
Однако оказалось, что её муж неожиданно "серьёзно заболел". Одновременно серьёзно заболел сын Набокова Дмитрий, и Вера повезла его с перитонитом делать операцию. Какая неожиданность! Самое время устранить Сирина. Особенно если "болезни" устранили его верных людей.

Татьяна Карпович приехала в квартиру Набокова и нашла там полутруп в нечистотах. Она вызвала помощь. Но сначала приехали полицейские. Они испугались, что это БОВ, поэтому стали выяснять издали, какой яд принял Набоков. Затем его перевезли в городскую больницу, где его не приняли. Спровоцировали отказ, потому что он казался инкурабельным. Карпович (делать нечего) привезла истекающего кровавым поносом верзилу к себе домой. Зарин сильно действует на ЦНС, делая человек безумным. Карпович проявила военное мужество. Затем она договорилась, что его примут в больницу "Маунт-Обри". Когда Набоков стал выздоравливать в больнице, агенты должны были добить его (это практика №1). Но Набоков почуял это и сбежал из госпиталя. Причём была погоня.

То, что биографы описывают как рассеянность, комичную неуклюжесть, было откровенной инвалидностью, психической и физической. Веру это бесконечно раздражало, портило её характер и отношения с окружающими. Она сделалась замкнутой и агрессивной, как мать больного человека, защищающая его от насмешек. Набоковы жили в США в 1940-50-е годы, когда толерантность ещё не культивировали. Вера и Владимир находились под давлением. Вера сама культивировала миф о Набокове-гении, чтобы над ним не глумились. И здесь она не кривила душой, потому что знала, что Владимир способен проявлять огромную силу духа и сакральную мощь.

В 1954 году у Веры обнаружили рак груди, и она стала умирать. Набоков устроил истерику, очень скорбел. Веру прооперировали, и "оказалось", что опухоль доброкачественная. Нет не "оказалось". Её воля и магия Владимира превратили смертельный недуг - в излечимый. А сам Набоков таким же образом исцелился от туберкулёза и рака лёгких в 1947 году. Он лежал пластом почти полгода. Такие заболевания излечимы, но требуется сила воли, напряжение духа, экстремальная работа нервной системы, мобилизующая организм. У него начался витаукт, поэтому летом 1948 года в Корнельском университете он произвёл впечатление не руины, а бодрого чудака. Хотя его организм был в весьма скверном состоянии.

Биографы пишут о таких вещах в формате курьёза или большого секрета. Дескать, ну просто заболел человек! Болезнью заболел! А потом вдруг выздоровел. Выздоровел чудом, случайно, повезло дураку. Само как-то получилось. На самом деле за этим скрывается действие факторов огромной мощности, напряжённейшая работа реконвалесцента, близких людей и отчасти медиков.

Пророк так устроен, что у всех руки чешутся его убить. Даже если он спит зубами к стенке. Это опция, инстинкт реагирования на потенциальную угрозу. Но убийство пророка скверно не само по себе, а тем, что порождает контр-импакт. Если умирающий пророк разозлится, он врежет. По этому поводу много бранился Христос. Пророков побивают - а затем рушатся царства.

У Набокова были основания врезать по Германии. Высадка десанта 06 июля 1944 года отнюдь не гарантировала падения Рейха. Однако в 1945 году Рейх лежал в руинах, а коричневые волки разбегались по миру, как зайцы. В мае 1945 года они точно также блевали через борт и тряслись от страха перед торпедами и минами, как еврейские беженцы, переплывающие Атлантику в мае 1940 года. Говорят "эффект бумеранга". Но кто его кидает? Говорят, "мгновенная карма". Но кто её организует? Не только вы. Вы, конечно, многое можете, но у поэтов есть и высший суд.

ВРЕЗАТЬ ПО АМЕРИКЕ

Набоковы любили Америку, но и ненавидели тоже. Внешне они сохраняли мажорный тон. Но натерпелись много неприятностей, мелких и крупных. Были моменты смертельного страха и умирания. Особенно страдала Вера. В книгах про США Набоков одновременно воспевает Америку - и проклинает её.

У него были основания врезать по Америке - в 1951 году. В начале сентября у Набокова "случился
солнечный удар", и он пролежал две недели в постели. «Глупая ситуация: после двух месяцев лазания без рубашки в Скалистых горах пасть жертвой хилого нью-йоркского солнца на щеголеватом газоне. Высокая температура, боль в висках, бессонница и постоянная, блистательная, но безрезультатная, путаница мыслей и фантазий». (Бойд, т.2., с. 244)

Под этим эзоповым выражением скрывается очередная попытка устранения - персональный теракт. Набоковы провели лето в экспедиции в южных штатах, вернулись в Итаку, чтобы переехать в новый арендованный дом. Там они много общались с новыми соседями. И он получил какой-то химический инсультоген. Есть и вещества, которые вызывают жестокую инсомнию. Впрочем, могли и пережарить намеренно.

Уликой является его недоумение, выраженное в письме - симптомы развились в нежаркий осенний день, без перегрева. Лёжа в постели, Набоков понимал, что умрёт так же, как Андрей Белый, которому тоже организовали "солнечный удар" в Коктебеле.

Обычно контр-импакт возникает в рифмующиеся даты. Надо взглянуть, не было ли каких-нибудь неприятностей в США в рифмующийся период, например, ровно через полвека - в сентябре 2001 года. Главный лейтмотив литературного шаманизма Набокова - двойничество. Себя он считал высшим существом. Свою болезнь он считал падением великана. Надо посмотреть историю США: нет ли там какого-то события, связанного с двойниками, близнецами, солнцем, огнём, имеющего отношение к терактам, и произошедшего в рифмующиеся цифры в начале сентября 2001 года. Когда упал великан.

ОПОВЕЩЕНИЕ ЧЕРНОБЫЛЬСКОГО

Ряд событий Набоков "напророчил" - предсказал и одновременно нацелил. У русских есть хорошее выражение "накаркал". Вот одно из его пророчеств. Рассказ называется "Оповещение". Главным действующим лицом рассказа является некто Чернобыльский. Ему в финале даётся последнее слово: оповестить о смерти. Вообще-то термин "оповещение" используется не в обыденной жизни, а в гражданской обороне.

Какая-то сила сподвигла Набокова весной 1934 года сесть за написание этого рассказа. Он завершил его в конце марта, передал рукопись авиапочтой в Париж, а 8 апреля 1934 года рассказ был опубликован в газете "Последние новости".

"Чернобыльские, старые друзья Евгении Исаковны, получили около семи утра телеграмму из Парижа, а спустя два часа — письмо (по воздуху).
<...>
Открытка была от сына, — о смерти которого Чернобыльские только что получили известие более совершенными почтовыми путями, — так что строки (в сущности, недействительные), которые она сейчас читала, стоя на пороге своей большой нелепой комнаты, с кофейником в руке, можно было бы уподобить всё ещё зримым лучам звезды, уже потухшей.
<...>
...но вдруг звук подскочил, ударил: «В пятницу... В пятницу...» Хорошо, я слышу, — в пятницу.
<...>
...и Чернобыльский из угла комнаты, всхлипывая, орал: «Да что там в самом деле, — умер, умер, умер!» — но она уже боялась смотреть в его сторону."


Как известно, Чернобыльский теракт (то есть рукотворная катастрофа, спровоцированная командами из курирующей организации и командой марионеток-исполнителей) произошёл 01:23:47 в субботу 26 апреля 1986 года. На 4-м энергоблоке Чернобыльской АЭС произошёл взрыв, который полностью разрушил реактор. Самоотверженные и героические действия ликвидаторов минимизировали катастрофические последствия. Без этих усилий серия колоссальных взрывов привела бы к заражению огромных площадей и гибели сотен миллионов людей.

В рассказе главная дилемма - как сообщить матери о смерти сына. Она вызывает сюрреалистический трагифарс. В 1986 году самой большой проблемой считалось - как сообщить о катастрофе народу, стране.

Суббота указана по московскому времени. А в Европе в это время ещё была пятница. С 1 апреля в СССР стрелки переводили на час вперёд.
01:23:40 MSD (UTC+04:00)
Следовательно, взрыв произошёл по Гринвичу в пятницу 25 апреля в 21:23 по Гринвичу. Берлин и Париж отсчитывали GMT+1.

В рассказе трижды повторяется "Пятница". Зачем? Это уже не в первый раз сивилла Сирин повторяет важнейшую часть пророчества. Заклятья всегда повторяют.

Чернобыль сравнивали со "звездой Полынь" Апокалиписиса. Потухшая звезда, но зримые лучи - это радиация. В сторону радиоактивного взрыва смотреть нельзя. Ослепнешь. Диверсия была произведена в городе Припять, но её стали называть Чернобыльская катастрофа, Чернобыльский взрыв. Это устойчивое выражение.

Развязка рассказа - в слове "умер". В дни Чернобыльской катастрофы умер Советский Союз. Началась интенсивная работа по разобщению республик. Чернобыль был главным аргументом для борьбы за суверенитет. Если бы не было Чернобыльской катастрофы, режим Горбачёва сохранил бы стабильность и мог бы существовать до сих пор, развиваясь по сценарию, например, азиатских коммунистических режимов (нечто среднее между Китаем и Северной Кореей). Взрыв в Припяти стал триггером коллапса.

Этот рассказ написан и впервые опубликован в 1934 году. А в 1968 году Набоковы отправились в Черноббио (где бывали и раньше).

"Напряжённая работа над переводом оказалась довольно утомительной для почти семидесятилетних Набоковых. На несколько дней Набоков вернулся ко 2-й части "Ады", но затем решил вознаградить себя за безжалостный ритм работы и небывалую производительность - с августа, за шесть месяцев, он написал шестьсот страниц - и 17 апреля 1968 отправился в Черноббио на озеро Комо в поисках весны, бабочек и покоя. Неделю спустя им с Верой пришлось вернуться в Монтрё - Анне Фейгиной стало хуже, правда ненадолго. Видимо, так уж было суждено, чтобы "Ада" не давала Набокову покоя." (Бойд, 2010, т.2., с. 632.)

Для русского человека "Ада" - это родительный падеж слова "Ад" - Преисподняя. Старик ворожил над адскими вещами. Итальянский курорт Черноббио называют "Сокровище Ломбардии". Местные жители именуют его "Черноби" - практически идентично слову "Chernobyl", с тем же ударением.
https://en.wikipedia.org/wiki/Cernobbio
Cernobbio (Comasco: Cernòbi [tʃerˈnɔbi]) is a comune (municipality) in the province of Como, Lombardy, northern Italy.

Набоков пробыл в Черноббио: 17.04.1968 - 25.04.1968. 26 апреля он был в бешенстве - потому, что какие-то подозрительные причины вынудили их возвращаться из Черноби в Монтрё: кузина Веры, Анна Фейгина внезапно стала умирать. А Набоковы были ей очень обязаны. Затем ей стало лучше. Почему? Само стало - или заплатили лучшим врачам? Набоковы боялись ехать при таких "симптомах", потому что их мог поджидать киллер. Это обычная приманка - "бабушка заболела, срочно приезжай".

Набоковы были уверены, что за ними охотятся коммунистические агенты - КГБ и Штази. И зря! Потому что за ними не охотились организации. Их а просто пытались убить инициативщики, допущенные к спецсредствам, вяло и опасливо, как мальчишки кидают камнями по змее в траве: уползёт или сдохнет? После спешного возвращения из Черноббио, Набоков разозлился и плотно засел за работу над "Адой". Какую магию он вкладывал в свои бумаги? Неизвестно. Известно одно: в этих двух датах достаточно перевернуть два числа. И грянет гром.
26.04.1968 - 26.04.1986.

МЕХАНИЗМ
Сначала пророков травят и убивают - отдельные подонки (то есть засекреченные подпольщики), подлецы (то есть прячущие свои отделы в подвалах), мерзавцы (то есть лица с омертвевшей душой). Они делают это под прикрытием организации, неподотчётной и неподвластной, но действуют по своей инициативе, из мести, зависти, ненависти. Затем умирающий пророк чувствует, откуда яд, и выбрасывает ответное облако проклятий, накрывающее целые народы, заставляющее страдать мириады людей. Затем пророк чудом выживает. Его убийцы боятся мести, и ненавидят недобитого, изуродованного сверхчеловека. А он почему-то не мстит. Подонки подсылают к нему новых агентов, продолжают травить его, убивать всех, кто ему дорог. Волна накрывает нескоро. Мощный контрудар очень инертный, действует медленно, имеет резонансные повторы. Возникают миллионы жертв. Они начинают искать, кто виноват. Убийцы пророка подсказывают им, указывают пальцем, потому что точно знают quid prodest. Затем пророка обвиняют в том, что навёл порчу на целое племя - и стараются разорвать. Но к этому времени его физическое тело уже мертво. Тогда стараются осквернить его могилу, память, произведения, наследие.

Набоков изловчился как никто другой. От него не осталось даже скелета. А его книги очень тонко настроены на чёрный пиар. Чем больше их бранят, тем больше их читают. Не будь мирового скандала, эту высоколобую ахинею никто бы и не заметил.

PS: Теперь более понятна мистическая изнанка рассказа "Возвращение Чорба" (никуда не годного per se). И то, почему автор сделал его заглавным в сборнике.

Tags: Набоков, военная антропология, графомагия
Subscribe

Posts from This Journal “Набоков” Tag

  • Александр Иванович, отнявший дом у Набокова

    0. Текст нуждается в доработке. Здесь много идей, которые могут пригодиться. Набоков и Мак-Фатум 77 лет играли в многомерные семантические шахматы.…

  • "Подвиг" - роман про Дарвина

    ХРОНОЛОГИЯ НАПИСАНИЯ Роман В.В. Набокова «Подвиг» кажется слабым, простоватым и недоработанным литературным произведением, поэтому его анализ и…

  • Берега

    Самая правдивая часть "Других берегов" - глава 14 часть I. Отвлечённая метафизическая болтовня весьма точно передаёт большую истину. Вчера написал…

  • флуд & flood

    Здесь лонгрид и флуд, но это работа подсознания. Связь осмысляется позже. Потом можно отредактировать. Отбросить отруби. Всякому овощу - своя кожура.…

  • Про "Подвиг" и про Вадима

    ПРЕДИСЛОВИЕ Прочтя уничижительные суждения про "Подвиг", решил его полистать. Оказалось, что история про Мартына - настоящий мортуарий: почти в…

  • Архив Набокова приплыл, как ящики Дракулы

    Граф Дракула из книги Брэма Стокера нанял корабль, чтобы привезти в Англию ящики с гнилой землёй из его трансильванского замка. Припадая к родной…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment