antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Гоголь и Сирин - две вещие птицы

Читаю Набокова "Николай Гоголь". Точнее, слушаю "Лекции по русской литературе" (1996). Слушаю сквозь тройное кривое зеркало:

1. Изложение Гоголя устами самодура Набокова. В литературе он ведёт себя именно как барин-самодур. Правильно Иван Толстой написал в предисловии, что Набоков - не интеллигент, а аристократ. Он не владеет русским языком, а является его собственником, крепостником. Я же - просто владелец, хозяин хутора. Есть и другие формы отношения к русскому языку: аренда, использование, браконьерство, самозахват, безответственное проживание, туристическое посещение, разглядывание открыток.

2. Перевод с английского Елены Голышевой. Перевод очень хороший (по крайней мере, хорош русский текст - оригинал я не читал). Однако русский дискурс сам по себе отличается от английского - по тону, по психологическим нюансам. Английский текст лишён такого пролетарского фона, который придают ему типично русские обсцентизмы: bolvan, poshlyak, merzavets etc.

3. Озвучание Терновского. Спасибо ему за труд, однако по какой-то причине он УЖАСНО читает обширные цитаты Пушкина и Гоголя: с ошибками интонирования, ударений, и нарочито разрушая музыку и сценичность авторских текстов. Набокова (художественную прозу) он читает получше, но тоже по-советски.

Токсичность этого сочетания столь высока, что я засыпаю через две минуты. Всегда. Всякий раз. И в голосе что-то до боли знакомое! Почему же "до боли"? А потому что Терновский только по образованию артист, а по профессии - это секретарь парторганизации дикторского отдела. После смерти Левитана именно Терновский читал важнейшие правительственные сообщения: о смерти Андропова, о смерти Черненко, приходе к власти Горбачёва, а также о начале августовского путча. Он диктор: декларирует, декламирует, диктует. Декламатор при диктаторах.
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Терновский,_Евгений_Павлович

Таких чтецов-декламаторов и ячеек своих диктаторов я имел неосторожность видеть в проколотой окрестности точки Я. Они сделали многое, чтобы привить мне ненависть к русскому языку и литературе. Очень многое! Но пока ещё не всё.

По поводу Гоголя Набоков на 50% прав, а на 50% гонит пургу и отсебятину. Хотя он профессиональный и международный литературовед, теоретик и практик. Набоков рассуждает о Гоголе не как поэт, а с нарочитым натурализмом, будто доктор рассуждает о некоем пациенте Гэ. Доктору больной не нравится, зато нравится его болезнь: "Какая великолепная саркома! Какой замечательный психоз ипохондрика! Вы только полюбуйтесь. Как я рад, что смертельная болезнь у пациента Гэ развивается нетипичным образом! А эти результаты вскрытия - просто поэма!"

*Далее, как вижу, текст длинный, странный, инфернальный. Читать его не надо, а писать - тем более.

Набоков был профессиональный обманщик. Он сделал на этом бизнес: натягивать нос читателю, обводить его вокруг пальца. Он якобы презирал советскую литературу, а на самом деле - ревниво перечитал целую гору дурацких номенклатурных романов, чтобы сделать обзор и типологию. Я бы не смог себя заставить читать эту макулатуру, ещё и забесплатно.

Набоков извалял Гоголя в миргородской грязи по долгу службы. Он хотел показать, какой он американо-самоваро-пароход, как рубит с плеча всё русское. Он написал про Гоголя бесцеремонно, некорректно, делая топорные умозаключения из фактов. Это ещё полбеды. Проблема во лжи: Сирин в душе боготворил Гоголя и брал с него пример, делая множество аллюзий.

Эссе "Николай Гоголь" он написал от имени личины горе-критикана, примерно так же, как про Чернышевского в "Даре", по тому же шаблону. Но втянулся и поставил свою подпись. Полный презрения к живому человеку, к личности - как и полагается аутисту-саванту. Проделал герменевтический анализ, но довольно примитивный.

Я, будучи неспециалистом и олухом, поработал всего несколько часов - и раскрыл подоплёку "Мёртвых душ" глубже Набокова. Открылась метафизика, архетипы, интерпретации, экспликации.

Кто такой Чичиков? Взрыв менталитета
Эта тема недоработана. Не забыть про Шишигу.

Кто такие Гог и Магог?
О ноосферной роли Гоголя Набоков имел самое смутное представление, хотя фактология лежит на поверхности. Но всё-же имел. Это он устроил такой взрыв мозга в США, что создатель Гугла... Минутку.



В 1938 году Набоков был уже великий маг. Трудно сказать, повлиял ли он на Эдварда Казнера. Вряд ли. Похоже, что пан Казнер был дальним родственником Гоголя, поэтому ощутил инспирацию, назвав так неисчислимое число, больше любого тумана, тьмы и мрака.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гугол



Зато Набоков повлиял на создателей Google. Они не читали советских учебников, зато учились в американской школе, и, чтобы приобщиться к русскоязычному гению, прочли эссе Набокова на английском языке.
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Брин,_Сергей_Михайлович
Три гения пересекли лучи - возник каган, на котором варится современное человечество. И этот каган - антироссийский.

Поэма "Мёртвые души" - это письма к Пушкину и его метафорический портрет

Тема "Пушкин и Гоголь" у Набокова раскрыта отвратительно. Ревнивый пушкинофил, он выстраивает нарратив так, будто Гоголь был с Пушкиным едва знаком. Между тем, Пушкин был для Гоголя божеством. Настоящим deity. С богом не обязательно нюхливо обниматься по утрам и пить пиво вечерами. Бог и без того влияет на человека, который его ПОЧИТАЕТ.

Психоаналитические сказки про Гоголя
Здесь в анекдотическом формате собрано много интересных открытий и прозрений, которые подтвердились позже.
У Набокова такого нет во всём его эссе. Он не шутил. Он писал на похоронах СВОЕГО русского языка.

Я могу написать про Набокова точно так же, как он писал про Чернышевского и Гоголя. Но это не меняет сути отношения. На самом деле Набоков для меня...

На самом деле Гоголь для нас всех...

Николай Васильевич Яновский, где-то приобрёвший право официально именоваться своей утиной кличкой, это величайший из пророков ранга deity, но выросший в теле недоростка и личности недомерка. Он казался очень носатым из-за недоразвития лицевого черепа и низкого роста ("вид сверху"). Его подшибли ещё в колыбели какие-то болезни и еврейские чары. Иродово племя подсуетилось. При нормальной ауксологии Микола вымахал бы в парубка вроде Лыкова или Трофимова. (Лыков в "Турецком гамбите" врезал ногой Фандорину. Я подумал - профессионально бьёт! Так и есть: у него чёрный пояс по каратэ.) У Гоголя недоразвит даже мозг - очень маленький объём. Пришлось интенсифицировать его функции, как это делают птицы. У Гоголя птичий мозг, лицо утки-гоголя, тело цыплёнка. И пищеварительная система как у утки: говорят, обжирался тучной пищей - а не толстел.

Поэтому Гоголь сугубо, страшно, чудовищно комплексовал. Он острее, чем кто-либо, ощущал когнитивный диссонанс - великой одарённости духа и великой обделённости тела. Гоголь обладал феноменальным чувством сцены, потенциальной театральностью, любопытной внешностью. Но из-за дурной фактуры он был отдалён от театра. И даже преподавал скверно - стеснялся быть на сцене аудитории. Хотя в своём воображении он блистательно декламировал, пел, плясал и поражал студенток. В кругу друзей, ощущая тёплый приём, он читал очень выразительно. У него был какой-то странный дефект либидо, я пока не знаю. Трудно поверить, чтобы обладатель везикул не имел либидо. Либидо - это такой же позыв, как дефекация. Сапиенс с растянутым ректумом превращается в зверя, ищущего, где бы сбросить содержимое. Vesiculae seminales прилегают к ректуму вплотную. Растяжимость epididymis ещё меньше, а уязвимость для воспаления - выше. Мужчина, не опорожняющий свою урологию, может умереть от везикулита, простатита, гранулёмы и других проблем. Проблема будет поистине великой - как у Петра Великого. То, что профаны называют "некрофилией Гоголя" на самом деле не либидозной природы, это юмор висельника. Гоголь - самый обиженный в мире человек. И он, став мессией, а затем deity, в ответ обидел весь мир: разорил обижавшие его страны, создал шпионскую всеведающую сеть по принципу Вия.

- Поднимите мне веки! Я Великое Очко!! I'm the Goggle! У-у-у! Я всё про всех знаю...

Какой жуткий, инфернальный образ - именно для русскоязычного интеллектуала: всеведающее очко с профилем Гоголя.

- А чё это вы здесь делаете, а?

Это наколдовали величайшие северные шаманы: Гоголь, Набоков, да и камергер Пушкин руку приложил.

Гоголь сызмальства любил Германию. Но в 1845 году в Германии он умирал, испытывая ужаснейшие чувства. Гоголь почему-то возненавидел Германию. Вероятно, были основания. И он проклял Германию. Ровно через сто лет, в 1945 году, Германия превратилась в руины - хотя в 1935 году намеревалась стать самой процветающей, стабильной и благоустроенной страной. Человек предполагает, а Господь располагает. Набоков тоже завизировал эту руинизацию. А он стал визирем Ликеянина Ликующего ещё при жизни.

Гоголь сызмальства любил Петербург, и мечтал там жить. Но в Петербурге он испытал ощущения отвратительные, унизительные, страшные. Петербург откусил ему нос. Гоголь начал свою столичную карьеру тем, что отморозил свой феноменальный шнобель. Итог - слива на кончике. Её приходилось припудривать, но хронический ринит сводил все старания на нет. Нос выглядел как речная рыбина в муке, перед жаркой. Гоголь проклял Петербург, и бежал оттуда. Гоголь натянул Петербургу нос! Так называлась повесть. И через чётный срок у Петербурга начались неприятности. Для начала он исчез с лица земли. Этого названия больше не существовало. Затем стали пропадать жители. Город на Неве за всю свою короткую историю - потерял людей, приписанных к этому локусу - больше всех прочих городов.

Все локусы, где Гоголя обижали при жизни, были уничтожены ураганным огнём, переименованы, разбросаны историческим взрывом.

Гоголю причиняла боль Россия и Малороссия. И он проклял их. Написал заклятье ссоры. Поэтому в чётную дату поссорились Иван Киеванович с Иваном Санкт-Питеровичем. Причина раздора в повести - КРЕМневое ружьё. Это очень мутный текст. Но таковым же и является конфликт двух соседей. Описание атрибутики там высокоточное. Сверхточное. Крым поссорил их на века. А до этого они жили сравнительно мирно - в МИРгороде. Но три короля объявили войну нашему царю. Кто-то думает, что Крым - это курорт. Чушь! Для силовиков Крым - это военная база. С опцией пляжного подиума. Турецкое ружьё из гоголевской повести. Иван Никифорович в момент конфликта там даже загорает нагишом, как нудист в Лисьей бухте. А зачем этим лисовинам нужны нудисты? Чтобы отсматривать и присваивать особей с годными складками. Вот и нудите теперь до скончания века.

Гоголя убивал Обер-прокурор церкви и протоиерей Матфей Константиновский. Потчевали его пиявками. При том, что сам Гоголь сначала стал католиком (в Италии), а затем прямым апостолом (в Палестине). Он не православный. Есть те, кто справа, есть те, кто слева. Но бывают и те, кто прямо.

"Свои впечатления от Палестины Гоголь называет сонными; застигнутый однажды дождём в Назарете, он думал, что просто сидит в России на станции."

Идиоты, кто упрекает его в глупости этой фразы. Он написал так, потому что ощутил себя ДОМА. И понял, что Христос бывал в России. В Назарете он получил ярлык мессии. А все мессии обретали подлинную мощь после смерти. При жизни они считались ничтожествами, которых требуется не только казнить, но и максимально унизить и застращать. Почему-то такова реакция на мессию у этой породы.

Через чётное время после убийства Гоголя у этой конфессии, у этой самой церкви - начались большие неприятности. Она вообще куда-то подевалась.

Гоголь держал зло на своего тёзку Николая Павловича Романова. Через чётное время у Николая начались неприятности. А ещё через чётное время Дом Романовых остался бездомным.

Гоголя обижал Пушкин. Гоголь благоговел перед Пушкиным, потому что тот был крутой - в том числе в физическом плане. Но обижался чрезвычайно. Пушкин был большой шишкой. Он был бульбой русской словесности. А Гоголя считали не шишкой, а просто прыщом на носу. Он был недоволен, поэтому что как прозаик - гораздо мощнее Пушкина. Сила Пушкина в другом. Поэтому Гоголь обманул всех, что сюжеты ему придумывает Пушкин (здесь скептический Набоков прав). Гоголь написал магический текст, где некоего Андрея убивает некий Тарас. Этот Тарас был настоящий демон мщения (что видно в финале). 1835 году повесть была опубликована в составе "Миргород".

Отворились ворота, и вылетел оттуда гусарский полк, краса всех конных полков. Под всеми всадниками были все как один бурые аргамаки. Впереди других понесся витязь всех бойчее, всех красивее. Так и летели чёрные волосы из-под медной его шапки; вился завязанный на руке дорогой шарф, шитый руками первой красавицы. Так и оторопел Тарас, когда увидел, что это был Андрий. А он между тем, объятый пылом и жаром битвы, жадный заслужить навязанный на руку подарок, понесся, как молодой борзой пес, красивейший, быстрейший и молодший всех в стае. Атукнул на него опытный охотник - и он понёсся, пустив прямой чертой по воздуху свои ноги, весь покосившись набок всем телом, взрывая снег и десять раз выпереживая самого зайца в жару своего бега. Остановился старый Тарас и глядел на то, как он чистил перед собою дорогу, разгонял, рубил и сыпал удары направо и налево. Не вытерпел Тарас и закричал: "Как?.. Своих?.. Своих, чертов сын, своих бьешь?.." Но Андрий не различал, кто пред ним был, свои или другие какие; ничего не видел он. Кудри, кудри он видел, длинные, длинные кудри, и подобную речному лебедю грудь, и снежную шею, и плечи, и всё, что создано для безумных поцелуев.
"Эй, хлопьята! заманите мне только его к лесу, заманите мне только его!" - кричал Тарас. И вызвалось тот же час тридцать быстрейших козаков заманить его. И, поправив на себе высокие шапки, тут же пустились на конях прямо наперерез гусарам. Ударили сбоку на передних, сбили их, отделили от задних, дали по гостинцу тому и другому, а Голокопытенко хватил плашмя по спине Андрия, и в тот же час пустились бежать от них, сколько достало козацкой мочи. Как вскинулся Андрий! Как забунтовала по всем жилкам молодая кровь! Ударив острыми шпорами коня, во весь дух полетел он за козаками, не глядя назад, не видя, что позади всего только двадцать человек успело поспевать за ним. А козаки летели во всю прыть на конях и прямо поворотили к лесу. Разогнался на коне Андрий и чуть было уже не настигнул Голокопытенка, как вдруг чья-то сильная рука ухватила за повод его коня. Оглянулся Андрий: пред ним Тарас! Затрясся он всем телом и вдруг стал бледен...
Так школьник, неосторожно задравши своего товарища и получивши за то от него удар линейкою по лбу, вспыхивает, как огонь, бешеный выскакивает из лавки и гонится за испуганным товарищем своим, готовый разорвать его на части; и вдруг наталкивается на входящего в класс учителя: вмиг притихает бешеный порыв и упадает бессильная ярость. Подобно ему, в один миг пропал, как бы не бывал вовсе, гнев Андрия. И видел он перед собою одного только страшного отца.
- Ну, что ж теперь мы будем делать? - сказал Тарас, смотря прямо ему в очи.
Но ничего не знал на то сказать Андрий и стоял, утупивши в землю очи.
- Что, сынку, помогли тебе твои ляхи?
Андрий был безответен.
- Так продать? продать веру? продать своих? Стой же, слезай с коня!
Покорно, как ребёнок, слез он с коня и остановился ни жив ни мёртв перед Тарасом.
- Стой и не шевелись! Я тебя породил, я тебя и убью! - сказал Тарас и, отступивши шаг назад, снял с плеча ружьё.
Бледен как полотно был Андрий; видно было, как тихо шевелились уста его и как он произносил чье-то имя; но это не было имя отчизны, или матери, или братьев - это было имя прекрасной полячки. Тарас выстрелил.
Как хлебный колос, подрезанный серпом, как молодой барашек, почуявший под сердцем смертельное железо, повис он головой и повалился на траву, не сказавши ни одного слова.
Остановился сыноубийца и глядел долго на бездыханный труп. Он был и мёртвый прекрасен: мужественное лицо его, недавно исполненное силы и непобедимого для жён очарованья, всё ещё выражало чудную красоту; чёрные брови, как траурный бархат, оттеняли его побледневшие черты.


Всё, что здесь выделено, это описание Пушкина, его поэтической красоты и лебединой стати его жены. Брюнет, кудри, горячность. Самый молодой "Арзамасец", юный поэт, бешеный школьник. Далее дуэль. Там надо стоять смирно, а не ползать по-пластунски.

Внезапно из сумрака вышагнул Тарас-Данзас. "Я буду твоим секундантом. Это карается смертью. Но я готов умереть, чтобы ты умер." Данзас повёз его на Ахеронт, Стикс, на Чёрную Речку. Был инфернальный закат. Открылась Преисподняя. Из сумрака вышагнул Тарас-Дантес. "Стой смирно, или я испорчу зубы твоей репутации!" И раздался выстрел. Андрий-Александрий рухнул лицом в снег, держа пистолет ручной судорогой. В ствол набился снег. После этого мобилизовался когнитом мессии. Бульба-Шишка-Башка стал действовать, как ядерная пушка. Пушкин расшиб все свои проблемы (чего не мог сделать годами при жизни) - одним махом, одним выдохом, одним мучительным полуторасуточным дыханием. Он стрелял во все стороны, в агонии он палил так же метко, как на снежном одре. Огромнейшая дробина улетела из его фузеи - в Европу. И пробила сердце Гоголя.

Я не думаю, что они работают вместе. Они как Дьявол и Бог: сотрудничают, но по разным ведомствам. Гоголь обосновался в Нижнем мире, в ноосферной преисподней. А Пушкин и его Секретарь возглавляют Верхний мир. Они снисходят и осеняют сверху. А Гоголь выползает снизу, через носы, склонённые к экранам гугления или из вербальных могил, или из руин.

Пушкин правильно написал:

И долго буду тем любезен я народу,
Что чувства добрые я лирой пробуждал,
Что в мой жестокий век восславил я свободу
И милость к падшим призывал.


Потому что мессия-сверхчеловек может пробуждать и самые злые чувства, и восславлять каторгу, и призывать к падшим - великую немилость. Такие случаи в истории известны, в том числе в истории Севера Евразии ХХ века.

Понятно теперь, почему Набоков писал про Гоголя в таком тоне. Он понял астральную подоплёку. Пушкин ему нашептал. Он отрабатывал испытательный срок на должность Секретаря.

Гоголя нельзя оскорблять. Это самый опасный демон русской ноосферы. Поэтому его безобидные и забавные произведения вызывали такой странный резонанс: чуть ли не революционный.

"Мёртвые души" - это как тибетская Бардо Тёдол или египетская Книга Мёртвых. Это действительно "поэма в прозе" - контрапунктом "роману в стихах". Её можно декламировать как мантру. Этот текст - про перимортальные мытарства души в Лимбо.

Чичиков это русский чёрт Шишига, но не совсем.
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Шишига

Чичиков - это ТЫ, но умирающий. В момент умирания человек остаётся абсолютно один, он полнится экзистенциальным знанием, что истиной является только солипсизм. И во внутреннем аду своём плодит демонов, ангелов, гомункулов воспоминаний и инстинктов, родовой памяти и фантазий. Он пытается продолжать делать привычные дела, совершать похождения. Но плохо получается.

Чичиков при жизни был маклаком, приторговывал конфискованным на таможне товаром, тем, что ему всучивали в качестве взятки. Затем бежал, откупался, пробовал покупать крестьян, но только на бумаге - чтобы получить имение на окраине. Затем умер, и в момент умирания продолжил эту скупку, причём с лихорадочной интенсивностью. Он пытался соблазнить первого встречного - всякую ненадёжную шушеру. (Этого Набоков недопонял ТОГДА.)

В своих агониальных видениях человек исправляет свои ошибки, любезничает, просит прощения, манипулирует своими недругами. Чичиков тоже шикарный, обаятельный, вхожий в лучшие дома. Хотя по существу это бомж, бродяга, имеющий один-единственный провонявший костюм, и двух слуг, которые смердят, как старые мумии.

Чичиков способен охмурить всё правительство областного центра. Однако дела с покупкой душ идут плохо: всюду демоны, мертвечина, и покупать приходится мёртвых душ. Он копошится с этим ничтожным делом очень долго, и никак не уедет, не закончит дела. Такой эффект действительно возникает в предсмертных видениях - мытарства длятся ВЕЧНО.

Финал - инкарцерация. Это главная мораль всей книги: инкарцерация есть смерть. Человека заживо хоронят в тюрьме, а он в этот момент больше всего хочет жить, гулять, работать на благо людей. А в агонизирующем теле точно так же томится под стражей дух человека, который за счёт предсмертной мобилизации делается самый живой, мудрый, добрый. Душа человека в момент смерти делается самой чистой, как у младенца. Но она заперта в умершем и разлагающемся теле, поэтому мучительно пытается очиститься, высвободиться, откупиться, торгуясь любыми средствами. Танатонавты помнят это - как мучения Чистилища, как Круги Ада, как Мытарства.

В древние времена танатонавтов было очень много, и они создали систему безопасности, облегчающую смертные муки. Это религия. В эпоху Современности эта система разрушена. Поэтому миллиарды людей умирают, ощущая великую досаду и экстремальное чувство муки.

Что же делать? Да ничего. Потрошите побыстрее.

PS. Меня с ними сравнивать нельзя никаким боком. Я молниеносный, поэтому поверхностный и избыточный. Гении не имеют право так работать. Социально признанный гений - это социальная роль. Чтобы тебя признали гением, надо высирать капельку, а затем целый год размазывать. Я от них отличаюсь, как атлон от арифмометра. Они тратили годы на придумывание концептов и разработку текстов. У меня это отнимает секунды. Поэтому я там младший курьер, мальчик на побегушках, самый легковесный и легкомысленный. Набоков меня 50 лет за это костерил. Но все, кого я проклял, куда-то поисчезали. Включая и меня самого. Странная закономерность. Нижеприведённый квадростиш я вообще не сочинял. Ни секунды. Просто напечатал. Минуту потратил на знаки препинания. Это-то и плохо. Никогда так не делайте!

АНАХОРЕТ
Он был не самодур,
А самобудуар:
Не обращал на дур -
Блудил лишь в писсуар.

Tags: Гоголь, Набоков, натурализм, тэта-онтология
Subscribe

Posts from This Journal “тэта-онтология” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment