antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Тусовался ли Пушкин?

Использование слова "тусовка" в применении к неформальным сборищам старых времён (будь то пушкинские 1820-е или набоковские 1920-е) считается анахронизмом. Дескать, это слово появилось в 1980-х, в советских квартирах, где "тусовались" неформалы, а другие русские его впервые слышали, и у родителей "тусовщиков" язык не поворачивался выговорить такой сложный неологизм.

Я не стал искать журналы, где подавали этот лагман. Навскидку нашёл пару источников:

https://ru.wiktionary.org/wiki/тусоваться
Происходит от неустановленной формы; сравнивают с тасовать, тасоваться, также с укр. стосунки «связь, общение» и франц. tous «все». Термин встречается с 1980-х.

https://playroom.ru/proishozhdenie-slova-tusovka/
Без комментариев.

https://ru-etymology.livejournal.com/813449.html
Здесь поминают Пушкина, но как-то неуверенно:
"Пушкин мог написать "С тобой тасуюсь без чинов," лишь раз и не как расхожее слово."

Меня такая аргументация раньше раздражала, а теперь восхищает, как гуление младенца: если Пушкин написал "лишь раз", то это не доказательство. Не расхожее слово! А им нужно расхожее. Это типичный иезуитский пробабилизм: если "мог", значит, доказано. Если "один раз" - значит, не рецидивист: можно дать условку. Такой риторический приём активно используется в судах, чтобы обвинять простаков и отмазывать негодяев - с тех времён, как вообще появились суды.

Ладно, дадим же слово Пушкину.

А ты, который с детских лет
Одним весельем дышишь,
Забавный, право, ты поэт,
Хоть плохо басни пишешь;
С тобой тасуюсь без чинов,
Люблю тебя душою,
Наполни кружку до краёв, -
Рассудок! бог с тобою!


(А.С. Пушкин. "Пирующие студенты". 1814)
[Друзья Пушкина: Переписка; Воспоминания; Дневники. В 2-х т. т.1. М.: Правда, 1984. - с.310]




Кстати, этот стих написан очень юным поэтом [дату не проверял]. В 15 лет - самый возраст, чтобы тусоваться. Ещё более удивительно, что гений проявился даже тогда: каждое слово на месте.

Рассудок! бог с тобою! - Точнее и сказать нельзя. В этой строке заключена вся психология Homo sapiens (и его производных). Как это получалось у Пушкина? Просто поразительно... Ладно, нас здесь интересует слово, а не Пушкин. К порядку! Заседание продолжается.

Насколько расхожим было это слово? Обратимся к словарю Владимира Ивановича Даля. Перепишу статью словаря целиком, из оригинала, учитывая все тонкости гарнитуры.

ТАСОВАТЬ -вывать карты, мѣшать наудачу, разбивать, разсовывать по всей колодѣ. || Тасовать людей, людьми, помыкать подчиненными, суя ихъ туда и сюда, мѣнять произвольно. || Торгв. мѣшать сыпучiй товар разнаго достоинства. Это кофе тасованный. -ся, стрд. Тасованье, тасовка, дѣйств. по знч. гл. || Задать кому тасовку, потасовку. Тасователь, -ница, тасовщикъ, -щица, кто тасуетъ. Тасовщикъ долженъ держать руки на столѣ, а не подъ столомъ. Втасовать, ошибкой, чужую карту въ колоду. У него загаданная карта сама вытасовывается. Дотасовывай, да сдавай! Карта затасовалась, не найду ея! Колода истасовалась, избилась. Натасовалъ себѣ мозоли. Потасуй еще. Шулера подтасовываютъ карты. Перетасуй снова, протасуй хорошенько. Полкъ растасованъ, раскасированъ. Карты стасовались, повѣрье игроковъ.

(Даль В.И. Толковый словарь живаго великорусскаго языка. Второе изданiе, исправленное и значительно умноженное по рукописи автора. Томъ четвертый. Р-V. С.-Петербургъ, Москва: Изданie книгопродавца-типографа М.О. Вольфа, 1882. - с.392)

Какой огромный труд был проделан при вёрстке этого словаря! Это безумно сложная техническая работа, настоящее подвижничество. Но оно того стоило: Даль - настоящий гений.



Итак, у Даля есть значение 1) тасовать людей, 2) страдательный залог - тасоваться (самостоятельно, по своей воле), 3) тасовка - и потасовка (что в принципе, очень близко: на тусовках потасовка случается нередко).

Активнее всего эту лексему использовали картёжники, шулера. Однако таковыми были и аристократы, дворяне, интеллигенты: они играли в карты азартно, пристрастно, самозабвенно. Они проигрывали имения, гонорары, рукописи, и как говорится, последние штаны (поэтому бытовало выражение "в долгах, как в шелках"). Азартная игра в карты не поощрялась моралью (и временами - и законом). Поэтому играли в приватном кругу (аналог нынешних тусовок). Язык картёжников использовался широко, но, разумеется, тоже в приватном общении, а не в светском и публичном дискурсе.

А.С. Пушкин был шулер, причём изрядный. Он был картёжник и гений, шутник и мот, значит, мухлевал. Пушкин вовсе не был законопослушный чиновник: не только картёжник, но каторжник - её заменили на ссылку большими хлопотами очень больших людей. Пушкин был убийца (по ст. 30 УК РФ) - у него как минимум 33 участия в дуэльных стычках, и неизвестно сколько ещё осталось в тени. Пушкин был нарушителем конвенций чести и закона: он подвёл за свою жизнь двух Императоров, трёх министров, двух губернаторов и нескольких генералов военной и гражданской службы, которые за него ручались. И многих других ответственных лиц. Досье у Пушкина прескверное (мне говорили в первом отделе - у них есть целый шкаф компромата). Он наделал карточных долгов примерно на 100 тысяч рублей - на такие деньги можно было купить целую деревню в глуши, и безбедно пропитать семью только за счёт урожая. Император был вне себя! Срам на всю империю, на весь мир! Действительный статский советник Жуковский не знал, куда деваться от стыда, и работал до изнеможения, упорядочивая архив и придумывая формулировки, оправдывающие шального камергера.

Но это не меняет сути дела: Пушкин был 1) гениальный словесник высшего класса, признанный поэт и редактор, то есть законодатель языка; 2) использовал слово "тасоваться"; 3) использовал его в самом начале XIX века. А сочетание этих пунктов автоматически узаконивает слово - как словарную и литературную единицу.

У фальшивых буквоедов может возникнуть претензия, что мол, тасоваться и тусоваться - разные слова, не имеющие ничего общего. Здесь надо разобраться.

В трёхлетнем возрасте я был в деревне, где жила баба Тася и собака Туся. Они были похожи даже внешне. Мне это показалось забавным. Однажды я взял у бабы Таси косточку и принёс собачке Тусе. И эта печальная спаниелиха сначала сожрала мозг, не будь дурой. Ах, где теперь ваши собственные кости? А где наши мозги? Давно позади и мой ясельный возраст, и периоды увлечения остеологией, церебрологией, да и время, когда я верил всем и всему.

Для начала разберём версию, что "тасовать" происходит от фр. tasser.

tasser - уминать землю, уплотнять, запихивать в чемодан одежду, утрясать муку, набивать вагон пассажирами;
Ça va se tasser - всё уляжется, всё утрясётся.

Элита России общалась по-французски, поэтому слово tasser использовали в оригинальном значении. Которое далековато от смысла "аккуратно перемешивать карты в колоде - тасовать". Но очень близко к значению "тусоваться" - собираться вместе, кучковаться, трястись, со всеми атрибутами тусовки (танцульки, дискотека, дружеская драка, пирушка в тесном кругу, обжимания в закутке и другие угрозы чистым брюкам).

Какой-то знаток пустил слух, что в основе лежит английский глагол to toss. Однако в контексте to toss используется так: выбрасывать хлам, подкидывать монету, обыскивать дом (шмонать).

В моём детстве один долговязый идиот называл "шмоном" порядок в доме. Он был неправ: при шмоне всё выкидывают на пол, и намеренно устраивают чудовищный, шокирующий беспорядок. С тех пор он заметно подрос, голова в небесах - и теперь наводит порядок во всех сферах, особенно на фармацевтическом фронте.

А почему же в 1980-х возникла форма через У - "тусоваться"? Написание безударной гласной у русских вообще варьирует. Учителя ломают в щепки целые штабеля указок, чтобы научить русских правильно писать безударные. А если "нет такого слова в русском языке"? Тогда спорить нельзя: нормы ведь нету. Поэтому в народной речи имели хождение формы "тосоваться, тасоваться, тусоваться". Спорить о правописании слова, которое звучит "тъсəвацца", и которое не входит в распорядительный канцелярит и ГОСТы - это абсурд. Но такова традиция: граммар-наци - вещь неизбежная.

Очевидно, живому великорусскому языку в целях омонимической дивергенции потребовалось развести два контрастирующих понятия:
1) тасовать карты тасовкой и с подтасовкой;
2) тусоваться на тусовке, где в ходу другие карты - памяти, местности и банковские.

В 1980-х хиппующие офицеры стали внедрять в молодёжную среду уголовный сленг, чтобы осквернить неокрепшие души, и слово "тасовка" распространилось с блатным акцентом - для которого характерна агрессивно-просительная лабиализация и хоботная мимика (кстати, типичная и для гебоидного синдрома).

(О, русский язык! Ничто от тебя не укроется... За русских думает русский язык. Вот кто поистине мудр!)

Ergo, нет никакой литературной разницы в том, что Пушкин тасовался, а мы тусуемся. Он множество слов писал архаично и поэтично, тем не менее, они отождествляются с современными. Если быть последовательным буквалистом, выяснится, что расхождения в букву имеют почти все слова, которые написал Александръ Сергѣевичъ Пушкинъ - ведь он использовал грамматику XIX века.

Я думаю, только небольшой процент учителей русского языка и дипломированных филологов сумеет написать оригинальное, данное при рождении имя А.С. Пушкина без ошибок. Интересно бы провести такой социальный эксперимент (не подсказывая условий). Большинство из них напишут в современной орфографии "Александр Сергеевич Пушкин", и сделают строгое лицо. Но для самого Пушкина-редактора это было так же дико, как официальный портрет в голом виде. Кстати, узнать, что его звали Александръ Сергѣевичъ Пушкинъ было не так уж просто - его труды подписывались в родительном падеже и без отчества: "Сочиненiе Александра Пушкина". Ер и Ять пропадали.



Но по существу "тасовка" Пушкина и "тусовка" 2010-х, разумеется, различаются сильно. Пушкинскую атмосферу не смогут воспроизвести даже косплееры и реконструкторы. Они не сумеют так протопить печку, зажечь такие же восковые свечи, достать такие же пронафталиненные костюмы, поставить на стол такое же пойло, и закурить такую же гнусную махорку. Они не станут задыхаться от свечного угара, потеть без дезодоранта, жевать сальную пищу, нюхать табак, утягивать талию, посещать выгребной сортир. Однако многие элементы совпадали. На балах XIX века молодые люди плясали новые танцы, вызывая возмущение у солидных господ. Обжимались по углам и в чулане. Напивались до потери чувств. Заражались и заболевали. Страдали от духоты. Жена Пушкина на таком "светском мероприятии" заболела так, что случился выкидыш.

Невинные балы были опасными тусовками. Красавицы там умирали от удушья, дурной пищи, утягивающих тяжёлых одеяний, от зависти и ревности. Мужчины умирали от злости, ревности, страсти, стрелялись, дрались, протыкали собратьев, проигрывались в карты и пари. Травились алкоголем и подсыпанным ядом. Падали от апоплексии, с громом выпуская ветры. Всё бывало. Извержения посыпали опилками и заметали. Упавших выносили во двор. Имелись особые "придворные" технологии - их разрабатывали умнейшие люди, обер-камергеры. Хуже всего, если в пьяном бардаке начинался пожар: открытый огонь был повсюду. На этот случай в залах держали песок и воду (которые использовались не только в противопожарных целях). Всё это было пошло - но куда деваться? Надо тусоваться.

В 1990-х журналисты (среди которых было множество пошляков) постарались придать слову "тусовка" светскость, лёгкость, гламурность. Более серьёзные сборища называли "тусовище". Самые неформальные и малочисленные, вроде встречи друзей на квартире, называли "туса" - и там "тусили", а не "тусовались". Внутри квартиры тусили, а в определённых кругах - тусовались. Если собирались реальные пацаны, то это "тусняк". Так возникали нюансы. Русский язык достаточно богат, и достаточно свободен, чтобы не спрашивать разрешения. У него сотни миллионов своевольных голов. На каждый роток всё-же можно накинуть платок, но невозможно отключить внутренний диалог у всех носителей языка.

Закрепление лексемы - вовсе не подвиг отдельных журналистов или уголовников (или даже, кхм, хиппующих офицеров). Это делает сам русский язык, его сверхразумная сверхсистема.

И термин тусовка никто не придумывал специально: он закрепился в силу удобства обозначения особых скоплений граждан, для которых характерна:
1) неформальность - но упорядоченность отношений, свойскость: все карты должны быть упорядочены по масти и ранжиру;
2) оригинальность - но конформность: все карты разные, но с единой рубашкой и лицом вниз;
3) перемещения и широкий круг общения: картёжная случайность, но можно быть битым и остаться в дураках;
4) на тусовке все равны, но нужно знать, кто козырной масти - и брать под козырёк, иначе нарвёшься на такого новичка, от которого только рвать и рвать.

*Я многое вычеркнул. Но не всё.


НЕ ВЫДУМЫВАЙ
Эпиграмму на Пушкина?
Где рифмуется всякая чушь?
Он шепнёт мне на ушко:
Идём лучше в космос, Сирруш!

Tags: антропорусистика, идиомы, пушкинизм
Subscribe

  • Ё-перный театр

    Эта замечательная оратория, которую сделали "какие-то ребята" и опубликовал в своём инстаграме Харламов, отлично выявляет основную причину неприязни…

  • Нюансы русского мата для китаянки

    Иностранцы не понимают имплицитного смысла и обоснования дериватов русского мата, которыми обозначаются градации качества. Например, почему…

  • Скрытая символика Красной площади (часть 1)

    Красная площадь Москвы - загадочное место. Какие коды там скрыты? Как воспринимает коллективное бессознательное её гештальты? Рассудок не видит, а…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments