https://mi3ch.livejournal.com/4872257.html
В рамках условий я дал такой ответ:
Под той нелепой чалмой - и открылось славное чело нашего Владимира Владимировича Эн.
[Этот лучший вариант - лучше не публиковать. ]
И приложил следующую иллюстрацию:

Мне нравится этот коллаж. Здесь ничего не придумано. Это действительно Первенство цеха Тюменского судостроительного завода, 1963 года. Если бы Набоков не отвалил, то к этому времени вполне мог бы отбыть сибирскую каторгу и работать на этом самом заводе дворником, временами поигрывая в шахматы. И даже выиграть первенство цеха.
А вот загадку, которую загадал [мне] сам Набоков, я решал целый год, причём работая как профессиональный аналитик, нанятый только ради этой задачи. И решил лишь сегодня. Решение оказалось очень простым и кратким. Но отнюдь не тривиальным. Оно объясняет всё, в том числе и необъяснимую солипсическую обсессию.
Самое интересное, что это решение - совершенно не интересно. Никому. Никакому читателю (и наипаче обывателю, не читавшему рассказ) не интересны семейные интересы автора, его интенции и личные страдания. Читателю интересна фабула, сюжет, экшен, триллер. Зато для Набокова, наоборот, это была самая неинтересная часть работы. Он создал там лишь видимость фабулы pro forma - когда уже готовил текст к публикации.
А сначала он вообще не собирался сочинять какой-либо рассказ, выдумывать какую-то загадочную "Весну в Фиальте". Набоков плотно работал над "Даром", потому что имел обязательства перед журналом. Он прервался лишь для того, чтобы написать письмо брату. И по старой традиции решил спрятать там шараду, понятную только им обоим. Однако работа его увлекла. И вскоре текст был отшлифован. Рукопись удалось пробить в "Современные записки" без изменений. Словесники понимали, что там есть шарада, но никто не сумел докопаться до сути. Да и неинтересно было искать: 1938 год окутывал мир тревогой. Рассказ посчитали зарисовкой курортного романа, и на том остановились.
Самое интересное, что вся эта интрига не интересна даже литературоведам. А может, и набоковедам. Последний тезис ещё предстоит проверить - в рамках любопытнейшего социального эксперимента, который когда-нибудь проведёт ваш посторонний интересант.
А получил ли брат это письмо? Конечно! А разгадал ли шараду? Да. Сейчас я уверен, что да. Кирша ведь был очень умным молодым человеком, не то что некоторые братья. Хотя получилось у него это далеко не сразу. Далеко не сразу.
- Сто лет прошло, прежде чем до него дошло! - Ворчал Владимир Владимирович, обматывая облысевшую голову полотенцем.
Journal information