Детали этого эпизода почти 40-летней давности удалось припомнить методами археологии души. Вспомнились даже услышанные тогда композиции: «Diamonds Never Made а Lady» и «Do You Wanna» группы «Modern Talking». И чей-то голос, кажется, Лёнчик, внятно произносит: «Я знаю, это Мейд-ин-токин!» Удалось и реконструировать смысл событий. Первый альбом вышел 1 апреля 1985 года, моряки уже успели купить его в Японии и привезти на Камчатку, а продавец комка записывал на продажной аппаратуре бобину, чтобы подзаработать червонец. Магазин был пуст. Как вдруг вваливается гурьба промокших школьников! И кто-то из них так обомлел, что даже тучи расступились...
Теперь можно разгадать и секрет очарования этого альбома: музыка напоминает стрёкот средиземноморских цикад и кузнечиков, неосознанно ассоциируясь с отпуском у моря. Но тогда мы ни о чём не догадывались, и просто воспринимали всё детским сердцем. Нас поразило гламурное исполнение, а затем и внешность музыкантов, когда их показали по телеку. В мае 1986 года мы записали программу для дискотеки на окончание 8 класса. Там были Fancy, Bad Boys Blue, Lian Ross и подобные прелести. Но почему-то одноклассницы зафыркали. Тогда Иван поставил свою бобину с «Modern Talking». И о чудо! Все девочки закружились в танце. Развевались их наивные платьица, сшитые в местном ателье, светились лица. Даже сидящая в углу завучиха слегка подобрела.
Через пару лет по школе пронёсся слух: «Модеры погибли!». Даже напечатали опровержение в «Камчатском комсомольце». Автор заметки под названием «Слухи сильно преувеличены» добродушно сообщал: «Они живы! Танцуйте, пока молодые.» На короткий период «Modern Talking» сделался у нас объектом карго-культа и оброс мифологией. В основном, доносились негативные слухи. Уничижительные фактоиды повторяют до сих пор. Хотя сейчас появились возможности выяснить факты и опровергнуть мифы.
НЕБЛАГОЗВУЧНЫЙ БЕРНДТ
Миф №1. Имя солиста «Modern Talking» - Бернд (или даже Берндт) Вайдунг — настолько неблагозвучное, что пришлось подобрать псевдоним Томас Андерс.
Враньё. В школьные годы Берни Вайдунг получил довольно широкую известность под сценическими именами: Bernie von der Mosel, Berny Weid. Имя Берни было популярно (например, имелась игрушка Bernie the Bear), и очень шло круглолицему парнишке с густыми бровями и тёмной шевелюрой. Однако когда Бернд стал уже не медвежонком, а худощавым юнцом, и собрался выходить на международный уровень, потребовался бренд взрослый и англоязычный. В те времена эстрадные исполнители часто брали сценическое имя (stage-name) не только из коммерческих, но и юридических соображений: такой бренд принадлежал фирме-продюсеру. Фирма Вайдунга привязала его псевдоним к нескольким эстрадным брендам, подходящим по амплуа и популярным.

МАЛОУСПЕШНЫЙ ЛЮБИТЕЛЬ
Миф №2. Берни Вайдунг не имел успеха до «Modern Talking». Скромного любителя подобрал Дитер Болен и сделал из него звезду.
Это глупость. На фоне прочих несовершеннолетних Берни был чрезвычайно успешным и опытным эстрадным исполнителем. Ему пеняют отсутствие больших заработков - но кто же даст ребёнку миллионные гонорары? Вайдунг (родившийся 1 марта 1963 года) стал зарабатывать как музыкант уже в 16 лет, а как поп-звезда — в 22 года. По тем временам это быстрый старт карьеры. Успех Берни складывался из множества достижений.
Во-первых, Вайдунг продуктивно участвовал в конкурсах исполнителей. Так, в 1979 году в 16-летнем возрасте он участвовал в музыкальном конкурсе «Radio Luxembourg».
Во-вторых, в школьные годы он более 300 раз выступал на сцене мюзик-холла в Кобленце (очевидно, не бесплатно). Мало какой школьник мог похвастать таким опытом. Выступал он и на других площадках.
В-третьих, будучи школьником, он уже заключал контракты. После выступления на «Radio Luxembourg» один из членов жюри пригласил Вайдунга сотрудничать по контракту. Юный певец записал три сингла, выступал в «Томи-Тип-Рок-Шоу» и на ТВ. Далее Берни каким-то образом ухитрился заключить контракт с крупным американским лейблом «Columbia Records». В 1980 году он записал синглы «Judy» и «Du weinst um ihn». Говорят, что в чартах они «провалились», однако, как можно убедиться, песни звучат недурно. Не следует забывать, что Берни был просто исполнителем, причём семнадцатилетним, то есть выполнял указания режиссёра. А чтобы сингл взлетел в чартах, надо грамотно сочинить, продюсировать и раскручивать, это большая работа. А по окончании школы (в 1982 году) Вайдунг заключил контракт с крупным немецким лейблом «Ганза Рекордс».
https://en.wikipedia.org/wiki/Hansa_Records
В-четвёртых, Берни неоднократно выступал на телевидении. Для начала 1980-х это был весьма крутой ивент.
В целом, для подростка из европейской провинции, Вайдунг сделал весьма солидную музыкально-исполнительскую карьеру. Хотя на рубеже 1970-80-х это было крайне непросто. Многие тысячи европейских детей хорошо умели петь и мечтали завоевать сцену, то есть конкуренция огромная. А никакого интернета, влогеров, рэперов и прочих миллионеров в коротких штанишках ещё не было в помине. Немного было и радиостанций, студий и телешоу. Технические средства отличались большой дороговизной. Даже великие эстрадные звёзды мечтали засветиться на ТВ, заключить контракт с лейблом, попасть на студию без больших затрат. А поскольку Берни не отличался нахальством или протекцией, его продвижение - следствие таланта и труда.
Следовательно, Бернд Вайдунг сделал бы карьеру и без Дитера Болена, причём, возможно, именно в этом амплуа. С ним работала крупная фирма «Ганза Рекордс», где было достаточно специалистов. Тандем с Дитером показался наиболее удачным проектом. Кстати, Дитер Болен (Dieter Günter Bohlen, р. 1954) тогда не был великим музыкантом. Свою карьеру он делал неспешно, и поднялся на эстрадный олимп благодаря Вайдунгу. К началу восьмидесятых он сочинил немало мелодий, выпускал синглы, но всё это не снискало большой популярности. Чтобы оценить его настоящий голос (а не свистящий синтетический хор) и подлинную музыкальность в тот период, надо взглянуть, как он исполняет песню «Jung und Frei» (1981). Здесь ему почти тридцать лет: зрелый мастер, но по виду не скажешь. (А чтобы оценить подлинный комизм ситуации, надо набрать это название в яндекс-картинки.)

Считается, что у Болена уже имелся хит под названием "Sunday - Halé, Hey Louise" (1982). Очевидно, фирма велела ему изменить манеру. Но стало ещё хуже. Синглы Берни, исполненные двумя годами раньше, кажутся гораздо приличнее. Кстати, там у него ещё натуральный голос, нос и зубы. Искренний юноша. Кажется, похож на "Курьера".
ТОМАС АНДЕРС - СЛУЧАЙНЫЙ ВЫБОР
Миф №3. Имя Томас Андерс выбрали случайно, ткнув в телефонный справочник.
Это творческая мистификация. На самом деле эстрадный бренд - дорогое удовольствие. Его хорошо продумывают и подыскивают основания. У Вайдунга были как минимум три основания, чтобы назваться «Томас Андерс».
1. Джи Джи Андерсон
В рамках контракта 1982 года с «Ганза Рекордс» Вайдунгу надлежало исполнять кавер-версии англоязычных хитов на немецком языке (и немецкие песни - по-английски). Кстати, имеется видео, где Берни ещё в 1979 году проходит кастинг в студии «Ганза». Причём поёт очень неплохо. Продюсером стал Герд Грабовски (Gerd Günther Grabowski), весьма продуктивный музыкант и композитор, написавший песни для многих эстрадных звёзд. Грабовски выступал под разными сценическими псевдонимами, и в «Ганза Рекордс» с 1980 года получил stage name G.G. Anderson. Очевидно, композитор (как и фирма) был заинтересован в продвижении собственного бренда «Anderson», поэтому предпочёл, чтобы его подопечный взял псевдоним «Anders». Получался забавный оксюморон: «Anders is a stage son of Anderson».
https://en.wikipedia.org/wiki/G._G._Anderson
Переманили
В 1983 году Вайдунг, который уже носил фирменное имя «Томас Андерс», стал работать с другим продюсером «Ганза Рекордс» - Дитером Боленом. Он был таким же контрактником, и с 1980 года работал под псевдонимом «Steve Benson». Однако большого успеха не снискал (если не сказать, срамил фирму.) Дитер и Берни (при содействии руководства фирмы) разработали проект «Modern Talking», который в конечном итоге принёс большую прибыль. Лаконичный «серебристый» стиль новой группы не свалился с неба: надо было экспериментировать в студии, где каждый час стоит немалых денег. В октябре 1984 года был выпущен сингл «You're My Heart, You're My Soul» (известный у нас как «Ёмаха-Ёмасо»). Дебютная композиция не была случайным озарением: её отобрали среди многих наработок. Английский у Андерса был приятный, но трудновато понимался. Тем лучше: приходилось платить за проигрывание сингла. Весной 1985 года, убедившись в успехе проекта, команда выпустила «The 1st Album». И пошло-поехало.
3. Энди Гибб и Би Джиз
Но это ещё не всё. На создание бренда «Томас Андерс» повлияла популярность братьев Гибб. Поистине великие музыканты, Гиббы в 1970-80-х снискали большую славу. Барри, Робин и Морис работали в проекте «Bee Gees», а Энди Гибб (Andrew Roy Gibb, 1958-1988) выступал сольно. Ранний имидж Томаса Андерса, его смуглота, томность, локоны, белый пиджак, плавные движения, несомненно, отработаны в подражание красавчику Энди Гиббу, который имел огромную армию поклонниц. Сравните, например, видео, где Энди исполняет песню «Shadow Dancing».
https://en.wikipedia.org/wiki/Andy_Gibb
Би Джей Томас
А откуда взялось имя «Томас»? На протяжении 1970-х был очень популярен ещё один красавчик — B.J. Thomas (Billy Joe Thomas, *1942). Би Джей Томас - выдающийся артист с прекрасной внешностью, мелодичным голосом, мягкой манерой исполнения. Его песня «Raindrops Keep Fallin’ on My Head» в 1970 году возглавляла американские чарты и приобрела всемирную известность. Многим из нас известна эта мелодия. Чтобы понять, с кого лепили «Томаса Андерса», стоит взглянуть на видео, где Би-Джей Томас исполняет «I Just Can't Help Believing».
https://en.wikipedia.org/wiki/B._J._Thomas
Разговор о модерне
Современники, разумеется, прекрасно знали, что «Томас Андерс» - это комбинация имиджа раскрученных поп-звёзд. Образованные люди могли догадаться, что «Томас Андерс» - контаминация «Джи-Джи Андерсон + Би-Джей Томас + Би-Джиз + Энди Джи». Однако это был не плагиат, а прагматичное и концептуальное решение. Вайдунг в период работы в «Ганза Рекордс» учился в Университете Майнца, который входит в десятку лучших вузов Германии. Он изучал музыковедение и музыкальную журналистику, а следовательно слушал лекции по культурологии, истории культуры. «We're talking about Modern» - мы ведём речь о модерне. В данном контексте «Modern Talking» можно понимать как «Дискурс Современности». Модерн - культурологический термин, означающий определённый этап развития культуры. Модернизм - стиль искусства. В начале восьмидесятых новомодным считался постмодернизм с широким комбинированием и культурным цитированием.
Поэтому нарочитое комбинирование имиджа раскрученных поп-звёзд было вполне в духе времени, а сам проект стал весьма оригинальным.
Рядовому потребителю нет необходимости вникать в эту подоплёку. Но внутри шоу-бизнеса решения принимали профессионалы сферы культуры, которым такие вещи казались очевидными. «Modern Talking» критиковали на разные лады, но помалкивали о главной проблеме: что это подражание «Bee Gees». А поскольку это крупнейший проект шоу-бизнеса, на «Modern Talking» и его владельцев могли наброситься обвинители в плагиате, добиться разорения. Однако, по-видимому, у них были аргументы, чтобы де-юре парировать такие выпады:
1) Вайдунг действовал в рамках контракта с «Ганза Рекордс». Он обязан исполнять кавер-версии шлягеров. Следовательно, фирма приобретала авторские права на исполнение, включая подражание имиджу, и юристы оформляли соответствующие договора. А в мировых хит-парадах тогда лидировали композиции «Bee Gees» и Энди Гибба.
2) Дуэт не ворует славу Энди Гибба, а напротив, способствует сбыту его продукции (тем более, что в тот период Энди испытывал кризис), и даже оказывают ему честь аллюзией: Andy's – Anders.
3) Проект «Modern Talking» соответствует стилю постмодернизма, осуществляет культурное цитирование, но производит оригинальные мелодии и тексты.
ПЕТУШОК НА ЦЕПОЧКЕ
Миф №4. Томас Андерс — женоподобный, жеманный и накрашенный гомик.
На самом деле Бернд Вайдунг — вполне маскулинный господин, бреющий густую чёрную бороду и вступавший в брак с женщинами (а не с Элтоном Джоном). Имидж «под голубого, но вроде не голубой» использовался в сценическом искусстве с древнейших времён. В коммерческой поп-музыке он позволял привлекать широкую аудиторию: как женщин, так и мужчин, зарабатывая вдвое больше. Интересно, что основной вклад в создание «голубого имиджа» внесла жена Вайдунга, Нора Баллинг — также из чисто коммерческих соображений.
Вообще отождествлять артистов с их ролями — распространённое зрительское заблуждение. Томас Андерс — это не личность, а бренд и сценический медийный проект, не гражданин, но артистическая роль. Томас Андерс и Бернд Вайдунг различаются так же, как, например, клоун Асисяй — и руководитель театра и режиссёр Вячеслав Полунин. За «обилие косметики на лице» многих раздражал и Олег Попов, хотя вне сцены он не красился. Узнать, каков Бернд Вайдунг в жизни, за рамками бренда, вполне возможно — посмотрев его интервью, документальные фильмы, и оценив сольные выступления до и после «Modern Talking».
В прессе стали высмеивать сценические манеры и мейкап «Томаса Андерса». Однако герр Вайдунг недаром был сыном бургомистра. Он монетизировал даже свои унижения. В 1985 году некий Мартин Брем написал статью с оскорбительной тирад, где Томас назван «загорелым петушком и собачонкой на цепочке своей жены». Удалось найти её оригинальный текст:
Anders fiel der Presse vor allem durch seine große Goldkette mit dem Schriftzug „NORA“ auf. Mit dieser Kette stellte er die Verbundenheit mit seiner damaligen Ehefrau Nora Balling zur Schau, die er am 27. Juli 1985 in der Herz-Jesu-Kirche in Koblenz kirchlich heiratete. Der Musikjournalist Martin Brem hatte Anders in einer Kolumne des Fachblatts Musikexpress/Sounds als „höhensonnengegerbte Sangesschwuchtel und Schoßhündchen an der güldenen Kette seiner Frau Nora“ bezeichnet.[2] Anders klagte gegen das Magazin, das zu einer Schadensersatzzahlung in Höhe von 25.000 DM verurteilt wurde. Ein weiteres Markenzeichen von Thomas Anders war das Umhängekeyboard (Keytar), das er bei Auftritten und Fototerminen häufig präsentierte.
В ответ Бернд Вайдунг составил грамотный иск и подал на журнал в суд. Непосредственным поводом стало выражение «höhensonnengegerbte Sangesschwuchtel» (höhensonnengegerbte — загорелый, Sanges – поющий, schwuchtel — педик). Строгий суд постановил, чтобы ответчик выплатил «Зангезшвухтелю» 25 000 немецких марок компенсации. Недурственный гонорар! Тогда это стоимость хорошего автомобиля.
Оценивая количество косметики на лице поп-звёзд, надо учитывать, что они выступали перед огромными залами, и приходилось наносить яркий грим, чтобы покупатели дорогих билетов видели мимику даже с дальних рядов. Также на видео выступлений Берни Вайдунга в Ганза Рекордс можно заметить, что он сильно краснел. Это пикантная деталь: часто выступая на сцене, Берни, однако был очень застенчивым юношей. Его лицо делалось совершенно пунцовым! Поэтому пришлось применять искусственный загар, тональный крем и прочую мишуру. При этом Вайдунг, обладавший вполне обычной для Южной Германии внешности, приобрёл экзотические черты: не то индус, не то индеец...
ГЛУПЫЙ СКАНДАЛИСТ
Миф №5. Томас Андерс — капризный, глупый, скандальный человек. Дитер Болен подарил ему славу, а неблагодарный Андерс затаскал его по судам.
Всё наоборот. Бернд Вайдунг — волевой человек, душевный, вежливый и скромный джентльмен. Во время работы на него навалились огромные нагрузки. Он испытал все тяготы теневой стороны шоу-бизнеса, включая "медные трубы" - преследования фанатов. Несмотря на это Томас Андерс не стал наркоманом и безумцем, не нарушал рабочую дисциплину. У Дитера Болена джентльменства было гораздо меньше, в том числе в музыкальном производстве. Исполняемые им песни пропагандировали вовсе не секс, наркотики и насилие, а наоборот: гуманные и романтические идеалы. Глядя на самые ранние выступления Берни, видно, что этот молодой человек очень застенчивый, скромный, добрый, но волевой, старательный, верящий в свою миссию.
Бернд Вайдунг — вовсе не технический вокалист, а интеллектуальный и образованный музыкант. Он внёс определённый вклад не только в исполнение, но и в сочинение композиций. Как сын бургомистра он получил элитное среднее образование в древнем городе Кобленце. Затем пять семестров изучал музыковедение, журналистику, литературу и немецкий язык в Университете Йоханнеса Гутенберга в Майнце. (Это посерьёзнее нашего бакалавриата.) Герр Вайдунг знает не только музыковедение, но и современную музыкальную индустрию, культурологию, немецкий и английский языки, культуру и образ жизни многих стран мира. Причём по этим познаниям он в тысячу раз превосходят многих из нас. Вайдунг - почётный профессор Университета Тараса Шевченко. Он повидал весь мир и накопил колоссальный опыт.
Обоснованным был и судебный иск к Дитеру Болену. В 2004 году, когда реюнион "Modern Talking" закрылся, Болен выпустил книгу "Hinter den Kulissen", где обвинял Томаса в утаивании части выручки. Тогда герр Вайдунг подал иск в Берлинский суд (очевидно, в защиту деловой репутации), доказал обратное и потребовал 1 млн. евро компенсации. Надо сказать, что суды и скандалы среди медийных профессионалов, это хитрый ход, подогревающий интерес к продукции бренда, обеспечивающие пиар. Действительно, после суда Томас Андерс дал немало прибыльных концертов и поднялся в чартах. Суд постановил, чтобы Дитер выплатил истцу 60 000 евро. А Томас Андерс предложил условие, что из этих денег оплатит издержки и переведёт всю сумму на благотворительность. Когда это происходило, чёрт их знает, потому что журналюги пишут «в ходе завершившегося в пятницу». У них такая манера - не указывать дату, ведь она есть на шапке газеты. Вот и разбирайся потом...
https://www.dw.com/ru/томас-андерс-против-дитера-болена/a-1759913
ЗЛОБНАЯ ЖЕНА
Миф №6. У Томаса была ужасная жена, ревнивая грымза Нора. Она заставила его носить дурацкий медальон. Она виновна в распаде дуэта «Modern Talking». Нора была такой невыносимой, что Томас вскоре развёлся.
Это глупости. Нора и Берни вступили в брак, когда им было чуть более 20 лет. Они официально заключили брак 28 декабря 1984 года, ещё до волны успеха «Modern Talking», первый сингл которого был раскручен в хит-параде лишь после женитьбы. Летом 27 июля 1985 года в католическом храме Кобленца прошла пышная церемония венчания, после чего молодожёны отправились на море. Говорят, что именно тогда Нора подарила мужу тот самый медальон, с которым Берни не расставался, и называл своим оберегом. И это сущая правда: медальон NORA оберегал его и от тех, кто мог посчитать жеманного «Томаса Андерса» гомосексуалистом, и от настырных поклонниц. А может, кстати, и от назойливых папарацци! Такие блестящие украшения отражают вспышку и портят кадр.
Нора дала значительный вклад в проект «Томас Андерс». Она обучалась на косметолога, работала моделью для рекламы ювелирных изделий и парфюмерии, поэтому как специалист создала «Томасу» гламурный имидж, позволяющий выделяться на сцене и в кадре. Вблизи это выглядело гротескно, но таковы технологии этой индустрии. Нора предложила мужу отрастить длинные волосы. И это тоже было правильно. Если бы Берни сделал модную в то время причёску «петушок гамбургский» (как у Дитера), он выглядел бы отвратительно. Да и экономия налицо: гримёры и парикмахеры обходились в копеечку.
Немаловажным было и то, что Нора унаследовала большую сумму денег от родителей. Она была состоятельной уже на момент свадьбы - в отличие от студента Берни. А раскрутка музыкального проекта, в том числе гастрольная деятельность, требует большого стартового капитала. Расходы там вполне могут перевешивать доходы.
Биография Норы отражена противоречиво. В немецкой Википедии пишут, что в детстве она потеряла отца, а мать умерла 5 ноября 1984 года, вскоре после того, как Берни сделал Норе предложение.
https://es.wikipedia.org/wiki/Nora_Balling
Однако Томас в интервью утверждал, что родители Норы погибли в автокатастрофе в 1983 году. И это больше похоже на правду: они не могли устроить свадьбу через 9 месяцев, поскольку католический траур длится один год.
https://mirnov.ru/otkroveniya-zvezd/tomas-anders-besilo-kogda-govorili-o-nashei-seksualnoi-orientacii.html
Нора не могла погубить «Modern Talking», потому что их отношения старше, чем существование проекта. При ней группа создалась, расцвела, принесла плоды, а затем естественным образом увяла. Кстати, успех «Modern Talking» вовсе не был предрешён. За всю историю музыкальной индустрии зарегистрированы миллионы предприятий, среди которых мировую известность снискал лишь мизерный процент. Было множество групп-однодневок и "звёзд" одной песни. Немало было создано и помпезных проектов, которые не оставили ни опубликованных записей, ни выступлений.
На этом фоне проект «Modern Talking» представляется весьма стабильным и продуктивным. В первый период он выпустил шесть альбомов, 11 синглов и дал многие сотни концертов. Почти все композиции — забойные. Это очень большой вал.
Затем проект закрыли, но бренд остался, музыку слушали, диски покупали. Закрытие вызвано не столько противоречиями исполнителей, сколько тем, что пришло другое десятилетие, слащавый стиль восьмидесятых вышел из моды. «Модерн Токинг» стал таким же старьём, как стиль модерн для постмодерна. Да и заработали они предостаточно: можно расслабиться, а не тратиться на гастроли и записи.
Однако в конце девяностых, когда индустрия моды перестала навязывать отвращение к продукции восьмидесятых, проект «Modern Talking» возобновили. После чего выпустили ещё 6 альбомов, 6 синглов и множество компиляций. Для поп-музыки это просто неприлично много! Значит, никакой «непримиримой вражды» в коллективе не было. Это профессионалы, которые знают свой профит.
Успех «Modern Talking» - заслуга не только Дитера и Андерса, но и Норы. Заметим, что «медийная львица Нора Андерс» — тоже бренд, часть проекта, сценическая роль. В частной жизни это гражданка Элеонора-Изабель Баллинг (Eleonora-Isabelle Balling-Weidung). Энергичная и прагматичная супруга не давала Томасу погрузиться в разврат и аферы шоу-бизнеса, следила за его здоровьем и имиджем. Она донимала мужа ревностью, однако её можно понять: звёздная слава обрушила на семью Вайдунг множество искушений и испытаний. Нора также работала с Андерсом и в проекте «Man-X», как продюсер и автор. Их брак был настолько устойчив, что Томас переехал в Лос-Анджелес не в одиночку, а с Норой, и поселился с ней не в гостинице, а приобрёл бывший дом Кларка Гейбла. (Вероятно, это Нора и покупала — ведь она распоряжалась финансами семьи.)
Через некоторое время Томас вернулся в Германию. Одна из причин возвращения: после закрытия проекта, враги стали распускать слухи, что он погиб в автокатастрофе (вероятно, намекая, кому и сколько он должен, и чем для него чреват отказ). До сих пор слухи об автокатастрофе противоречивы. В идеале журналисты были обязаны выяснить факт ДТП согласно полицейским протоколам, и опубликовать конкретный репортаж, а не жёлтые статейки типа «Слухи сильно преувеличены». Но они темнят. Значит, здесь и замешаны тёмные личности.
Если у Норы мать погибла в машине, такие слухи её особенно нервировали. Она осталась в США, в том числе, чтобы заботиться о доме. Развод оформили только в феврале 1999 года, когда Томас уже собирался женится на Клаудии Хесс - этот брак заключили в 2000 году. Значит, формально с Норой они состояли в браке почти 15 лет, а это уже немало. Многие звёзды шоу-бизнеса имеют браки короткие или вообще фиктивные.
МУЗЫКА ДЛЯ ДЕВЧОНОК
Миф №7. «Модерн Токинг» — это слащавая чушь, недостойная настоящих пацанов.
Нет, проект «Modern Talking» снискал славу совершенно заслуженно. Это работа выдающихся профессионалов, вдохновлявших друг друга на создание уникального культурного продукта. Конечно, он не был «дуэтом»: работала целая команда, как в кинопроизводстве. И всем удалось подзаработать. Но и расходов тоже хватало.
Имидж выступающих был вовсе не новым, а скорее традиционным, даже каноническим для сценической культуры. Хотя публике был предложен довольно интересный вариант: два товарища, бродячие мейстерзингеры. Вокалист — магический андрогин, сумрачный брюнет, готичный, но добродушный романтик. Он следует традиции ангелического церковного пения и оперных кастратов. Хотя явно не кастрат, и не ребёнок-певчий: Томас способен вдруг рыкнуть густым басом.
Имидж Томаса Андерса сложился в результате огромной актёрской работы. Природный голос Вайдунга — тенор и баритон, природный язык — немецкий, кожа вовсе не смуглая, мимика и движения обычного человека. А Томасу «сделали» металлическое сопрано, английское произношение, гипнотические манеры - всё это пришлось серьёзно отрабатывать. Требуется тренировка, чтобы на сцене, где шумно, ослепляют софиты, а из зала может что-нибудь прилететь, сохранять непроницаемое лицо и немигающий взгляд. Корректировали и внешность: поставили виниры на зубы, подравняли кончик носа, делали то, что сейчас называют «дизайн взгляда», кожу облучали в солярии и смазывали тональным кремом (да так, чтобы не пятнами!), делали мимическую и пластическую гимнастику. Это всё малоприятно и требует дисциплины.
Следует учесть, что софиты и пыль закулис раздражают глаза, а грим - кожу. Постоянные гастроли, пристальное внимание толпы, много всевозможных рисков. В общем, профессия не самая простая. От природы же Берни был добросердечный и улыбчивый человек, но при этом волевой, самолюбивый, прагматичный и дисциплинированный германский гражданин.
Одно время критиковали, что Томас выходит на сцену с фальшивой клавиатурой, и невпопад нажимает на клавиши. И вскоре он снял этот продакт плейсмент. Однако сам Вайдунг вовсе не был декоративным аниматором, как, например, танцор из Boney M. Он отлично играет на рояле, и поёт а-капелла именно так, как в фонограмме.
Второй вокалист исполнял роль старшего товарища. Этакий весёлый варяг, лучезарный блондин. Хотя на самом деле Дитер — шатен и человек довольно жёсткий, и говорят, даже грубый. Нынешний Дитер Болен — выдающийся композитор и заслуженный мастер шоу-бизнеса. Но и Томас тоже не лыком шит. Это исключительно профессиональный эстрадный вокалист.
В музыкальном и техническом отношении проект «Modern Talking» весьма сложный, дорогостоящий, необычный, узнаваемый, стильный и почти без проходных композиций. Выступления были организованы на высоком уровне. В общем и целом можно сказать, что это шедевр творческого менеджмента. Само время подтвердило эту оценку: шли десятилетия, а композиции «Modern Talking» оставались в числе самых востребованных из 1980-х, звучали неплохо. А в те восьмидесятые «пацаны», которые морщили нос, на самом деле прислушивались, балдели и с удовольствием приплясывали «под модеру» (когда это было позволительно). Сейчас можно оценить, заслуга Андерса в успехе проекта была, скажем так, более 51%. Всё.
**********
Ах да, обещано десять мифов. Тогда вкратце.
Миф №8. Томас Андерс, Дитер Болен, Нора, Модерн Токинг — это вроде семьи, навсегда. То, что они расстались, плохо, значит, это злые люди.
Отнюдь: как уже говорилось, это производственный проект и артистические должности, подобно ролям в долгом-долгом телесериале.
Миф №9. «Модерн Токинг» — это зарубежная (немецкая) музыкальная группа.
Нет, русская! Если судить объективно, «Modern Talking» - это популярнейшая русская эстрадная группа. Ни в одном государстве мира так сильно не ценили «Modern Talking», Томаса и Дитера, как в Советском Союзе (а затем отколовшихся республиках) - где их ценили порядка ста миллионов слушателей. Однако судить надо не по числу официально проданных дисков, с отчислением роялти, а по количеству прослушиваний, трансляций, переписываний, концертных выступлений. А если измерить силу восхищения, преданности и острой любви среди неизбалованных советских подростков, то показатели будут и вовсе запредельные.
Миф №10. Про Томаса Андерса нужно писать всякую ересь: что он любит пожрать, был в рабстве у жены, его карьера пошла прахом и тому подобное.
А это, к сожалению, не миф. У прессы есть свои технологии и законы жанра. Они обязаны писать в таком духе. Однако в противовес публикациям в жёлтой прессе, вместо всяких домыслов (включая и этот пост) книгу о себе опубликовал сам Бернд Вайдунг. Её даже перевели на русский язык.
Андерс, Томас. 100% Андерс. Моя жизнь. Правда о Modern Talking, Норе и Дитере Болене. - М.:Проспект, 2015.
Надо бы теперь её раздобыть и почитать. Даже интересно, сколько будет несовпадений.
Journal information