Есть познавательный сайт про Дали. Как продали Дали.
Не дали Дали раскрыть свой талант, - так Дали давай, сделай это сам.
Дорогой и далёкий Дали: здесь июль, всё в пыли, всё в пыли.
Оказывается, он очень вдохновляет. Сразу, сам собою. Дух Дали даёт нам прикурить, причём без всякой дани.
Инспирация - это не вдохновение творчеством. Это спиритизм, сеанс связи с духом творца. Дали отвечает далеко не всем. Дух слаб и занят, ему недосуг трепаться. У мэтра украли скелет из могилы - он теперь не высыпается. Большинство звонков остаётся без ответа. Подлинный спиритус снисходит не к стукачам за круглым столом, а к братьям по разуму. Которые знают коды доступа. А стукачам остаётся греметь костями, шуршать бумагами, и собирать круговую поруку для столоверчения. Тоже дело! Автографы продаются дороже, чем дух. Это и костей касается. Могилам туристы цветы покупают: лишь деньги не пахнут, лишь духи воняют.
Ладно. Ещё пару штук, не отходя от отходов.
ДЖНЯНА РОДАРИ
Жил в Кадакесе Дали:
Как дела - кричали.
Жил в Фигерасе Дали:
Фиги и так далее.
ЭТИКА ЭТИХ
Нам веру внушали:
Буржуй, мол, и враг.
Но Дали мой друг,
Да и Бродский мне брат.
Впрочем, далианством я пока не занимаюсь. Зря! Но есть оправдание.
АПОЛОГИЯ АНТРОПОЛОГИИ
Я не могу увлечься далианством -
Пока непостоянно постоянство.
Я в новый год вступил набоковедом,
А это тяжело и до обеда.
ШОРОХИ СПЯЩИХ
Как трудно живо вдаль шагать:
Живот зовёт на боковую!
Но не могу не промолчать:
<Набоков у меня ночует>
У нас в колымском лагере была такая речёвка: "Дали - это круто, Дали это класс. Мы любим Фигерас, Мы любим Кадакес." Впрочем, может я путаю - лагерь был кубанский, да и речёвка немного другая. Неважно. Факт в том, что Дали бесполезно критиковать: он победил деньгами. Он вышел в поле, сел, да и воскликнул: "Avida Dollars!" А летающие коровы ему ответили: "Money talks, bullshit walks". И пошёл золотой дождь.
Кто критикует Дали, пусть сначала покажет гонорар за свои картины.
Дали, это действительно круто: всегда 90 градусов, отвесная стена, как белая скала! Сальвадор висит на ней, словно Прометей или Спаситель. Но всё же Дали от меня далёк. Я даже не знаю, на каком языке он довлел - а с этого надо начинать. Тогда я хоть смогу его по имени позвать.
ВЕРЬТЕ ФАБРУ
Он вдали, я вблизи;
Мы со всеми одни.
И фелибр повторил:
Всё в тени, всё в тени.
Я знал, что у Сальвадора было в два раза больше нейронов для творчества. Но не знал, что у него было в два раза меньше зубов для улыбки. Оказывается, у Дали так и не прорезались четыре постоянных резца. Весь кальций ушёл работать в мозг. Вот почему он соорудил себе усы усача - чтобы отвлекать внимание от неполнозубого рта. Хахахахахаха! Так вот зачем он привёз слоновьи черепа: завидовал бивням-резцам! Ой, таракан, уморил энтомолога! Ой, дихлофос...
Ну а зачем тогда носорог? Это проще. У гениев эректильность так бурна, что быстро иссякает. Там гейзер Большая Гекла: сначала рванёт на километр - потом замолчит, капли в нос. Уже к тридцати годам гениальные творчилы предпочитают возбуждать стилом - да всё какую-то мутную Музу, а не трепетных мандотьерок.
Охлос любит порассуждать о художниках и творцах: дескать, бунтарь, чудак, нонконформист. Но не слышно, чтобы критиканы или фаны обсуждали чисто технические достижения художника. Например, как он ухитрился нарисовать красками абсолютно прямые линии кубистических нагромождений, чтобы края не смазывались и не смешивались. Или как сделал крупные полотна - ведь хорошо прописать большой холст жизни не хватит. И до смерти скучно! Или как умудрился создать узнаваемый портрет, где нет ни линий, ни пропорций. Попробуй! Или как заставить мазки сохранять цвет при высыхании?
Художники решают тысячи проблем химии, оптики, гештальт-психологии, координации, драматургии, мизансцены, психофизиологии, философии восприятия. Они экспериментируют, а ведь все материалы - стоят немалых денег. Им приходится вдыхать ядовитые пары краски. Жара, вонища!
Но разве кто-то говорит об этих трудностях? Отнюдь, обсуждают самого гения: каков он на вкус, в какой кофте пришёл на выставку, и какую ересь нагородил в интервью, дабы казаться интересней. Дебилы? Нет, обычные лобковые дебри - на теле человечества. Кто торчит, то и прав. Кто уцепился, тот и победил.
Я понял.
Ни разу не слышал, чтобы интервьюеры или критикашки упомянули главную проблему творческих профессий: там ведь надо быть супер-оригинальным, не допускать плагиата, подражательства - даже при незнании мирового ассортимента работ. Вкупе с ремесленными трудностями, это безумно сложно.
Самое радикальное решение здесь - изобрести целый стиль, абсолютно оригинальный и революционный, отвергая все шаблоны. Тогда можно изображать любой сюжет, не попирая авторских прав. Но для этого придётся развить в себе дух отрицания до наркотического делирия, до навязчивого нигилизма.
Чтобы стать великим новым художником, надо сломать в себе личность примерного семьянина и гражданина, а вылепить какое-то чудище, как скульптура Неизвестного. А с таким человеком находиться рядом - весьма не комфортно. Ему ведь нужно на ком-то тренироваться: вот и страдают самые близкие. Гений-нонконформист, это просто чёрт, а не человек: бодается каждую минуту. Всё принимает в штыки.
Так вот, что это были за усы...
Усы Дали - это рога Диаболи: гений сумел так обнюхать и рассмотреть рога Лукавого и Падшего - что изобразил Прямого и Гиперкубического во всём Его Вознесении. Ergo: Сальвадор - уронил Чёрта.
Всё. Я открыл теорему Дали.
*Догадаетесь, кто это там справа? Нет? Ну ладно, я тоже не догадаюсь.*
ИВАН ВОАНЕРГЕС
Гром гремит: Чем ты сыт
На последнем диване?!
Пронеслись ураганы:
Значит, ergo bibamus.
Journal information