antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Откуда растут ноги у Набокова?

Отчитываюсь. Чрезвычайно утомительная работа. В этом скромном и частном исследовании я заставляю себя читать не только по-английски (худо-бедно разбираясь), но и на французском, латинском языках (без переводчика, потому что выискиваю оригиналы).
https://www.e-fabre.com/biographie/catalogue.htm
https://www.biodiversitylibrary.org/item/31242#page/7/mode/1up
(можете удалить эти сайты тоже - я уже изучил всё, что нужно)

В динамике он выглядит совсем не так картинно. Проявляются подлинные черты психологической конституции. И по-видимому, генеалогии.


Почему-то латинский я не понимаю, а "чувствую", безошибочно угадывая смысл и тонкости. Видимо, это от Гедеонов. Итальянский кажется мне родным языком, который я плохо воспринимаю из-за инсульта. Французский я умею воспроизводить вслух, и этого достаточно. В немецком я с большим напряжением могу прокаркать должное произношение, и потому выяснить суть дела. Но ведь приходится также изыскивать информацию на шведском, норвежском, японском, китайском языках. После этого английский кажется родным, просто очень медленным.

Я погружался в основы криптологии, филологии, лепидоптеорологии, истории науки, философской эпистемологии, набоковедения, истории железных дорог Франции, зоопсихологии насекомых. И даже листал справочник по математике.

Я разгадал все шарады. Даже кто такой "мой милый друг Jules Darboux". Это очень сложная фигура! В гугле не найти. Жюль Дарбу - это погибший 16-летний сын Фабра, который открыл ему дорогу в мистику (и которому посвящена вся книга). Фабр считал, что сын Жюль - дар Божий, его наследник и коллега. Но Бог дал - Бог взял. Jules Henri Fabre (09.04.1861 – 14.09.1877) Жюль родился весной и умер в солнечный полдень. Так же, как завершается и этот рассказ.

Жюль Дарбу - это также 16-летний Володя, оплакивающий погибшего дядю и мобилизованного на фронт отца. Это тот худосочный парнишка (у Володи был подростковый рахит) который уже представляет, как и сам погибнет на войне. И пытается перечитывать новое переиздание Фабра, чтобы отвлечься. И усиленно думает о потустороннем. Возможно, в книге "Дар" есть интертекстуальности. Надо поискать.

Я разгадал, кто такая женщина с лошадиным оскалом Mme de V. - это просто Locusta viridissima. Зеленющий кузнечик, неправильно названный саранчой.

Я разгадал, кто такой чистильщик сапог на чёрном престоле - это Copris hispanus L.

Советский писатель с трубочкой - это Bubas bison L. и Geotrupes hypocrita. Гео-трупес, геолог с трубочкой.

А кто же это конкретно? Мне это давно стало ясно и прозрачно. Но больше никому. Никто не знает об этой связи.

А у фамилии Набоковых и Ефремовых были теснейшие связи. Иван Николаевич Ефремов - такой же юрист и министр юстиции, как В.Д. Набоков, и такой же дипломат, как К.Д. Набоков и Рукавишниковы. Рождествено было вотчиной казаков Ефремовых, близких к государю с петровских времён. Владимир Владимирович Набоков, унаследовавший в свой день рождения усадьбу Рождествено, сразу получил шутливое прозвище "очередной князь Ефремовский родился".

А почему Набоков он назвал своего героя "Круг"? Это легко понять. Ефремовы и Витгенштейны дружили, а летом собирались большие компании - у них была масса праздников. Володя был очень наблюдательный и любил детей (в отличие от многих подростков). Ваня был младше на 10 лет, но умный и поразительно похожий на Владимира Дмитриевича. Его ровесником был младший брат СирИль НабокОф, которого ЛодИ любил до такой степени, что сделал себе псевдоним. (Вероятно, ходили кривотолки, что Ваня - их брат.) У Вани была очень круглая голова. Над ним посмеивались.

И когда Сирин увидел в Берлине первые публикации Ивана Антоновича Ефремова, он сначала смутился: фамилия-то родная, рождественская. Но мало ли Иванов? Ефремов - одна из самых частых русских фамилий. Отцом Вани был не Антон, а Антип Харитонович Ефремов, лесопромышленник, коллежский регистратор, заслуживший дворянство в Семёновском полку. Это был человек крупный, известный во всей округе. А у палеонтолога - отчество другое.

Однако, когда Владимир стал вчитываться, узнавать, сопоставлять, когда нашёл портрет, то воскликнул: "Это же наш Круг!"

И закрутилось...

Этот проект послужит мне уроком. Теперь я понимаю, почему Набоков писал на карточках, а не в тетрадях. Это дисциплинирует. Мне открылась горькая правда. Публикации, которых "великий писатель" с таким трудом добивался в США - это копеечное дерьмо на туалетной бумаге. Американец даже не взглянул бы на эти брошюрки с каракулями "красных врагов". Переводы - гнусные. То, что по-русски "Машенька" - это вовсе не Mary. "Мари, шотландцы всё-таки скоты"



По нынешним временам это самый дешёвый самиздат, сброшюрованный на коленке. Можно оправдывать чем угодно, но есть психология: читатель воспринимает обложку, иллюстрации, бумагу, гарнитуру. Если бы забацать красиво, с картинками старой России, с двумя столбцами русского и английского текста, то тираж бы разбух. А сделать это мог бы сам Владимир. Однако, было нечто, мешающее. То, что делало его рассеянным, слабым, не умеющим водить, печатать, звонить, то, что заставило его бросить курить, и уже в 1941 году вырвать восемь зубов с кистой, а к 45 годам удалить вообще все зубы и шамкать протезами. Я думаю, что это туберкулёз, затронувший ЦНС и кости.

Это всё фикция, хорош дурака валять! Бабочек так не ловят. Да он их толком и не изучал. Ему просто прописали прогулки на воздухе, чтобы не загнуться окончательно.






Почему Набоков ходил в шортах, как мальчишка? Тогда это было несолидно и немодно. Во-первых, получал порцию закаливания и солнца. Во-вторых, демонстрировал колени. У него была худосочная грудь и шея. Но громадные мускулистые ноги и очень мощные колени. Сельские глумари к нему подходили, но увидев эти копыта - уважительно отваливали. Он действительно был "шахматный конь". Но не факт - насчёт координации. Похоже, его постоянно вело в сторону. Психоневрология.

Истин много. Нету текста. Это получается плохо. То, что знает автор, не обязательно понимает и верит читатель. Деменция усугубляется профессорской рассеянностью. Я всё записываю, а сатана стирает и прячет. Автор вкладывает в текст душу, художник отдаёт произведению часть души. Неудивительно, что у него ослабевает психика.

А ведь у меня дедлайн. Настоящий, буквальный DEAD LINE. Две штуки. Ergo - laboramus.


Всё.


*****************************************************
PS. Кстати, в 16 лет мы все выглядим сходным образом. Хотя живём за миллионы экзистенциальных миль. Сразу видно, кто здесь пролетарий из халактырских трущоб, кто - одесский бандит, а кто - лондонский денди. Интересно, за чьими плечами - больше смертей?



Но почему у всех кривые носы и глаза? Когда Шор увидел этот фамильный перекос, он просто осатанел. Мать не знала, куда деваться. Double Bind - это вам не Bend Sinister. Натан Бессмертный уже имел зуб, что внука назвали не Степан, а Сирин. Шойхеты очень старались, чтобы мальчик не приобрёл эти лошадиные габариты. До сих пор стараются - никак не угомонятся. А ведь уже далеко не мальчик...

ФИОЛЕТОВ И Я
Кто я такой среди поэтов?
Источник ультрафиолета.
Темно: ни отсвета, ни блика,
Лишь чуешь пятна и улики.

Ах вот почему они назвали её Лиля. Господи, как просто! Хорошее отношение к лошадям.


Ощущения странные, как будто тебя поставили к стенке. Так тому и быть!
Tags: Иван Ефремов, Набоков, герменевтика, графомагия
Subscribe

Posts from This Journal “Набоков” Tag

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments