Жёсткий экспериментатор по прозвищу Сирин, по анаграммищу Иов Влади-Наркомб, и по домашнему имени Лорди Лоди — усложнил условия эксперимента «12 ежедневно». Сегодня надо забацать дюжину не за сутки, а в течение одного лишь завтрака.
Я встал поздно, в полседьмого, и приготовил завтрак скромный. Сегодня у нас каша гурьевская с фруктами, ягодами, орехами. Бутерброды сулугуни с зеленью. Апельсин, яблоко. Чай — пакетик шахматного слона из набоковской пачки. Конфет нет, водки нет, всё закрыто.
Пока готовил и завтракал — накропал кадриль каких-то непристойностей (см. ниже). А пока редактировал, сформулировал предварительные научные выводы по психофизиологии творчества. Выводов много.
ПИЩЕВАЯ ПСИХОФИЗИОЛОГИЯ ПОЭТА
1. Поэт может творить с совершенно пустой головой, даже в деменции. Стихосложение — такой же продукт тренировки, как вязание на спицах. Осмысляется только общая форма и размер, а вязать можно автоматически, даже в полусне.
2. Стихосложением занимается весь мозг. Вклад лингвистических зон левой средневисочной коры относительно невелик. У тренированного поэта вербальные конструкции создаются «музыкальными» зонами правого полушария. Он работает как композитор. Поэтому результат «всплывает сам собой», вне рассудочного контроля. Синтаксические и речедвигательные зоны левого полушария лишь редактируют уже почти готовую конструкцию. У профессионального композитора, наоборот, сочинением музыки активно занимается левая височная «речевая» кора, поскольку сознание манипулирует нотной записью и сложным синтаксисом композиции.
3. Значительный вклад в сочинение стихов даёт медиобазальная кора (и лимбика в целом), отвечающая за бессознательные и вегетативные процессы. Она обеспечивает ценностный выбор, творческое упрямство, эмоциональную окраску конструкта, градус эмпатии.
4. Теменная доля в своей верхнелатеральной и медиальной части обеспечивает нуминозную составляющую конструкта, телесное ощущение, «мурашки».
5. Работа отдельных структур мозга может быть исследована томографически. Однако следует учитывать ряд деталей. Это дорого. Укладывая поэтов на энцефалограмму, их надо вкусно угощать и не запугивать правилами — иначе натворят не то. Все люди разные, а поэты тем более. Топология активных зон творчества может сильно варьировать.
6. Топологию творчества отображают элементарные френологические наблюдения. Охваченный нуминозным жаром, человек хватается за темя. Рассудочно исчисляя конструкцию фразы, редактируя, шлифуя — держится за лоб. Форсируя воображение — человек укладывает ладони на ТВЗ коры, где генерируются мыслеобразы. Эмоциональные переживания стимулируют «медиобазальные движения», когда руки идут к шее, лицу, подчелюстным углублениям, перекрещиваются, переходят на посткраниальное пространство.
7. Вербальное творчество и пищевое поведение скоррелированы на нейрональном уровне. Свой нервно-психический контроль имеют разнообразные процессы этологии, физиологии и микробиологии питания (обнюхивание, захват пищи, жевание, слюноотделение, проглатывание, желудочная секреция, перемешивание химуса, открывание сфинктеров, перистальтика, отведение газов, всасывание, сокращение гаустров, сигмоида и ректума, очищение кишечной крови в печени и почках и др.) Нейрологическое сопровождение питания имеет сложную многоярусную природу. Пищеварительный тракт выделяет эндорфины, стимулирующие ЦНС — как в ганглиях, так и в соматических клетках. Микробиом, получая химус и секрецию, выделяет серотонин, дофамин, глутамат, органические кислоты (валериановая, масляная, ГАМК), спирты и многие другие соединения с психоактивным эффектом. Парасимпатические ядра ствола мозга, перцептируя или управляя ЖКТ, оказывают эффект и на другие структуры мозга. Гипоталамус и промежуточный мозг в целом, обеспечивает стратегическое управление ЖКТ и усвоение (ассимиляцию, метаболизм в целом). Базальные ядра управляют пищевым поведением, координируя моторный и вегетативный компоненты. Кора мозжечка даёт вклад в пищевые автоматизмы. Кора больших полушарий управляет общей активностью «воспитанного человека за столом», координируя процессы приготовления пищи, сервировки, вкушания, а также застольной беседы. Но это лишь часть активности.
8. Суть в том, что все эти процессы мобилизуют и артикуляционный аппарат, и его нейронный менеджмент, поэтому активизируются и вербальные коры, включая высшие стратегические отделы. Соответственно в стихах и креативных текстах часто отражены чисто физиологические процессы, например, желудочная секреция или открытие Баугиниевой заслонки (выражаясь более поэтично). Однако делается это, разумеется, не напрямую, а посредством стеганографии и творческой метафоры. Поэтому герменевтика литературы может продуктивно вычленять и скрытую (или явную и даже нарочитую) пищеварительную компоненту среди прочих интерпретаций. В целом, духовная пища может отчасти заменять жиры и углеводы, но творчество всё-таки нуждается в хлебе насущном, причём калорийном. Поэтому, пьянеющий поэт, закусывать нектар бы не мешало! Забудь на время слов кордебалет, сходи в магаз — и принеси нам сало.
ОБЪЯСНИТЕЛЬНАЯ СИЛА
Предсказательной силы данные выводы не имеют. Но из них вытекает ряд экспликаций, отвечающих на вопросы.
1. Почему поэты часто писали в кафе, на салфетках.
2. Почему поэт не должен быть сытым и зажравшимся. И не должен люто голодать, особенно сидеть без сладкого.
3. Почему поэты любили сиживать в ресторанах и всяких едальнях.
4. Почему поэты собирались на кухне, где воняет ведром и щами, а не розами.
5. Почему поэты нередко приобретали пристрастие к тем активностям, которые стимулируют рот: курение папирос и трубки, винопитие, кофемания, обжорство, сексуальное губоприкладывание, погрызание пера и авторучки, многочасовая болтовня и т.д.
6. Почему монастыри, куда собирались люди с сильной ЦНС, старались практиковать пищевую аскезу.
Список вопросов можно продолжить. А я в него не вхожу. Я не поэт, но антрополог и философ. Это маг вне категорий. Здесь в каждом слове и даже букве есть хитрый смысл. Знаки препинания - с этим сложнее.
Итак, двенадцать квадростишей. Всё написано между 9.00 и 10.20. Как можно уяснить из названия, некоторые вещи не слишком аппетитны. Я предупреждал!
ПРЕКРАТИТЕ АППЕТИТЫ
1. НЕВИННЫЙ ДРУГ
Учёный муж рукою кружку
Прижал, как тёплую подружку.
Но где же няня? — Пей один:
Ты вырос, отрок-нелюдим.
**************************
2. КЛУБНИКА В ПЕРЕДЕЛКИНЕ
Уже над третьим глазом
Белеют три пера.
Поэт выходит с тазом
Собрать свой гонорар.
**************************
3. ПОЗАВЧЕРА В СТЕПЕНИ N
Волосатый динозавр,
Зверозубый как химера,
Клюворылых ел на завтрак,
На предмет научной веры.
**************************
4. БРЮХО Ц-Ц-Ц
Банальность банного листа?
Смотря в какое липнет место:
Бархан пшеничного куста,
Балык царя — иль стан принцессы.
**************************
5. ЧИРИК ЧИРИК
Энтомологичны —
Интересы птичьи.
Негигиеничны —
Лишь личинки личные.
**************************
6. КОРОНА ВОРОНА
Во всём нужны меры:
Кто меряет мерзость —
Перчатки примерит
И в маски поверит.
**************************
7. БЫВШИЙ КУЧЕРЯВЫЙ
Всё стадо портила паршивая овца,
Губила все дела — плешивая скотина.
Едва завьётся шерсть у физлица —
Заводит дело No (самой противно!)
**************************
8. И ДУХ НАУКИ
Натуралист —
Сухой как лист.
И в спирте чист —
Кручёный глист.
**************************
9. ДАВАЙ БЕЗ ГЕМОРА
Труднопроходимый гневнопроходной
Напрягает жилы в комнате одной.
Это трудодействие ценят той порой,
Если возникает в деле геморрой!
**************************
10. РЕДУКЦИЯ РЕДАКЦИИ
Как энтеробия, восставшая из зада,
Писатель «чтокает» и «какает», зараза!
И почему вопросы творческого зуда —
В чернильнице звенят мужского уда?
**************************
11. ПЛАНЕТОЛЁТ ЛЮДЕЙ
Людишки-шевелишки, вы мне не отвечайте,
Из электронной книжки — в Москву не вылезайте.
Полгода отпуск длится, всё не наступит лето...
Вас на моей планете — как не было, так нету.
**************************
12. ONTHOGENESIS
Зашла к поэту муза —
Надула чем-то пузо.
Как опусы рождаются,
Труды лишь начинаются!
**************************
Journal information