antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

что такое пошлость?

Набоков (как и его обсуждатели) постоянно использует слово "пошлость".

А лично я не знаю, что это такое. И никто не знает! У этого слова нет этимологии, и потому - точной дефиниции. Которая тавтологична или уползает в иностранные и ничего не значащие эвфемизмы.

В русском языке "пошлость, пошлый" имеет негативное значение, вплоть до аморального и противозаконного. Словесники клеймят "пошлость", как самый большой грех для литератора. Аристократы называют пошлостью какой-то крайне неподобающий модус поведения и жизни. Но что это? Чем конкретно вы не довольны?

Предлагаемые дефиниции такой негатив не обосновывают. Надо почитать кого-нибудь. Что пишут умники?
______________________________
О слове пошлый В. В. Виноградов пишет в статье «Язык Гоголя и его значение в истории русского языка»: «Пошлый — это в языке 30—40-х годов — синоним слов ”обыкновенный“, ”банальный до избитости“» (Материалы и исследования по истории русского литературного языка, т. 3. 1953, с. 25). Это слово В. В. Виноградов упоминает также в своей книге «Русский язык» в связи с вопросом о суффиксальном образовании качественных прилагательных: «Более пеструю и смешанную картину соотношения и взаимодействия качественных и глагольных оттенков представляет обширная и производительная группа отглагольных прилагательных на -лый. Суффикс -л-, родственный глагольному суффиксу -л- в форме прошедшего времени, в этих формах обособился от системы глагола (ср. историю слов пошлый, дошлый, взрослый, рослый, смелый, гнилой, зрелый и т. п.)» (Русский язык. Грамматическое учение о слове. 1972. С. 179—180). — М. Л.

http://wordhist.narod.ru/poshlij.html
_________________________________

Профессор! Я никогда не читал ничего пошлее Гоголя, его мещанских описаний галушкоедов в мешке и плюшкиных-ноздрёвых. Гоголь делал на этом бизнес! И Набоков делал на этом бизнес. Он описывал мерзостные, безнадёжные и убогие вещи - изысканным слогом, вуалируя тошнотворную реальность, как гримёр подкрашивает мертвеца. Набоков достиг в этом феноменального, феромонального мастерства! Профессор, что вы тычете мне суффикс в морду? Что такое "банальный до избитости"? Зачем вы лезете в галлицизмы и эвфемизмы? Если избить банан, это будет банально или пошло? Смотря какой. А это - пошло? Профессор, плохо. Неуд.

Впрочем, это комментарий. А в body text Виноградов пишет умные вещи - что этимология связывает "пошлый" с допетровской культурой. То есть так называли paganus - нечто народное, старобытное, противоречащее новой ортодоксальности. Но что здесь плохого? В чём негатив? Наоборот, это петровские преобразования и новшества называли богомерзкими, похабными, паскудными. И было за что! Эти "всепьянейшие и всешутейшие" остзейцы действительно совершали бесчисленные акты насилия, пенетрации, осквернения, оскорбления, глумления. Уж на что был Пушкин вольнодумцем, но и он содрогался, когда изучал по подлинным документам славные деяния Петра Великого. Я намедни понял, за что умирающий Пушкин прошагал в прошлое и наказал Петра. Не за пошлости. За Архангельск. В Архангельской Руси жили самые красивые люди на планете. И Пушкин им поклонялся. Ведь Онегины - тоже старинный архангельский род, известные добытчики и поставщики жемчуга. Впрочем, мы отклонились.

А что пишет Вики-Пики? Минутку.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пошлость

1. Пошлость — непристойность, скабрёзность, безвкусная и безнравственная грубость.
(Оказывается, бывает грубость безнравственная и нравственная. Да, это факт.)
https://ru.wikipedia.org/wiki/Непристойность
https://en.wikipedia.org/wiki/Obscenity
Здесь всё понятно. Это правовая категория, предусматривающая уголовную ответственность.

2. Пошлость — вульгарность, низкопробность в духовном, нравственном отношении.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Вульгарность
Вульга́рность — грубость, непристойность, бестактность, отсутствие вкуса у человека.
(Опять двадцать пять!)
https://en.wikipedia.org/wiki/Vulgarity
Здесь подразумевается Cursing - брань с религиозным оттенком, богохульные и богомерзкие оскорбления, то есть проклятья, способные навредить репутации, психике и астральному телу.

3. Пошлость — банальность, плоская шутка.
Что это значит? Кес-кё-се плоская шутка? Разве бывает шутка круглая, горбатая, сисястая? И это разве лучше плоской шутки?

Банальность, это вообще банановое слово, оно не русское, и замыкает дефиницию на тавтологию. Вики-гиперссылка ведёт оттуда не к бананабаобабам, а на статью:
https://ru.wikipedia.org/wiki/Трюизм

"Трюи́зм, также труизм (англ. truism, от true «верный, правильный») — общеизвестная, избитая истина, банальность[1]. Трюизмом считают нечто, что не может подвергаться сомнению и настолько очевидно, что упоминается лишь как напоминание, либо как риторическое или литературное высказывание."

Ничего не понимаю. Хрень какая-то! Чем плох "тру-изм"? Чем "правильное выражение" хуже неправильного или лукавого? А если кому-то действительно нужно вправить мозги - и повторять трюизмы, даже коленкой добавить? И в чём заключается "избитость" истины? Что это за выражение, куда оно ассоциирует? Избитым бывает собака, человек. Но не дерево, воздух, абстракция. А если человека избили, он выглядит и ведёт себя весьма небанально, господа! Он орёт, ломится в полицию, машет кулаками после драки, болеет ПТСР, пьёт водку, занимается карате и т.д. Избитый человек - это нетривиальная персона и не такой уж пошлый казус.

А покажите-ка нам примеры трюизмов, Вики-Пики!

1) Не для школы, а для жизни учимся мы.
2) Вкладывая в образование, вкладываем в будущее.

- Чушь собачья! Осёл какой-то с куриными мозгами пропел бараньим козлетоном - а вы подхрюкиваете!
(Русская пошлая лексика позволяет нагромождать дикие зооморфизмы. Это надо ценить!)

На деле всё наоборот.
Мы учимся - только для школы, господа. Никому больше не нужны даты пунических войн и теорема косинуса, кроме училки с пошлой причёской.
Вкладывая в образование, мы вкладываем не в будущее, а в настоящее - чтобы дети не надоедали дома и не шлялись где попало. Их будущее, это не наше будущее. Они образуются и уедут, жить своей жизнью. Лишь иногда будут навещать (чтобы попросить деньжат или даже шмотку).

В этих ваших трюизмах никакой правды, самоочевидности, ни слова true truth. It's not a fact, but the crap. Но попробуйте высказаться по всей правде, то есть нетривиально! Побьют. По-настоящему неизбитые истины - сразу изобьют ногами. Абсолютные вербально-интеллектуальные инновации не приветствуются. Ногмя! Ножмищами! Высокопарности, новизна и солицизмы вызывают у редактора, критика, словесника идиосинкразию. И наоборот, если озаглавить "подражание Джойсу", "стансы в стиле Шекспира", "пелевинские парафразы", то одобрительное кваканье обеспечено.

Буржуи пишут поумнее. Трюизм и лапалиссада, это суждение 1) тавтологическое, 2) бесполезное, 3) само-доказательное (то есть его гораздо сложнее опровергнуть, чем принять за аксиому). Это философично!
https://en.wikipedia.org/wiki/Lapalissade
https://en.wikipedia.org/wiki/Truism
https://en.wikipedia.org/wiki/Self-evidence

Но в чём здесь негативность пошлости? Где суть? Где мясо? Придётся препарировать самому. Минутку. "Фу, какой ты пошлый. Пошлая музыка. Пошлый фильм. Пошлый человек. Пошлый анекдот. Пошлость и скука." Итак. Под пошлостью русские понимают целый ряд семантических конструктов и коммуникативных феноменов.

1. Наглая похабщина (громкий мат, отрицание табу, оскорбительные выражения, унизительные действия, помыкание и т.д.), демонстрирующая силу, безнаказанность, скрытую власть.

2. Неадекватный натурализм. Самый натуралистичный среди русскоязычных авторов - это я. Образование такое. Есть что-то, что шокирует даже меня? Раньше было. Сейчас - многое раздражает, огорчает. Макабрическое глумление, инфекционно-токсикологические угрозы, деструкция. Весь мой блог, это пошлость, но такой концентрации, что превратилась в essence absolue, химически ценный реагент. Я омертвел душой, хотя людские страдания пока ещё мне неприятны. Натурализм жизненных отправлений раздражает, но не больше, чем свинаря. Но при этом культурологическая пошлость продолжает вызывать негативную реакцию и страдания. Задний гипоталамус недоволен. Амигдала злится. По радио поют пьяные губошлёпы. На экране появляется Адам Сэндлер. По НТВ круглые сутки идут ментовские сериалы. Это всё причиняет душевную боль даже гробокопателю и прозектору. Почему? Загадка. Пока неясно.

3. Проявление или обсуждение сексуальности, репродуктивности, телесных аспектов пояса нижних конечностей - вне медицинского, научного дискурса.

4. Нарушение традиций и канонов любых видов порнографии (от завуалированной эротики до самых шокирующих и антигигиенических форм). Как ни странно, здесь тоже есть претензии к "пошлости", и критерием является конформность и канон. Я в этих жанрах не силён, но знаю, что если какое-нибудь "скат-гуро-порно" будет смешано с признанием в любви, ласками, цветами и эмпатизирующими жалобами, то режиссёр (если можно так назвать) заявит, что это слишком пошло. Красные туфли. Баклажан засовывать можно. Но нельзя при этом петь "лада седан - баклажан". Каноны, законы жанра, границы на замке. Есть десятки тысяч граждан, рисующих мерзопакостные образы, но они собираются целым стадом, делают групповое фото с добропорядочным видом, и заявляют, что они мастера комикса или какие-нибудь мангаки. А если кто-то вместо "мангаки" назовёт этих долбаков "мудаки" - c'est de la vulgarité.

5. Вербальная прямолинейность. Благородно сказать "афедрон", пошловато - "задница", совсем пошло "жопа", похабно "сральник". Пудендрон тоже имеет свои градации. В пушкинские времена прекрасные дамы могли обсуждать по-французски натуралистические непристойности, но их только похваливали за "острый язык". Если же сказать то же по-русски, это уже вульгарно. И даже просто русский язык, народный, считался вульгарным.

6. Простая работа, которая под силу каждому, выдаётся за плоды труда мастера и шедевр искусства, обычно требующий огромных затрат и таланта. Это тоже называется "пошлостью".

7. Проявление лицемерия, двуличия, double bind, двоемыслия, фальшивых заявлений, противоречащих реальному поведению, и касающихся фундаментальных ценностей жизни и гуманизма. Учтём.

8. В художественно-филологическом дискурсе пошлый текст и пошлая жизнь обывателя лишены мистики, магии, чуда, связи с тонким миром, и многомерной интертекстуальности. Вероятно, именно это больше всего и раздражало Набокова, именно такие тексты, людей и биографию он называл "пошлостью". Хотя сам он жил в кромешной пошлости, похабщине и вульгарнейших условиях! Этот аристократ ютился в вонючих комнатушках. Медицинский факт! Ибо в этих съёмных помещениях с бумажными обоями он день и ночь просиживал, курил [говно], принимал пищу, хранил заношенную одежду и обувь, и совершал гигиенические процедуры, например, мылся в тазике (а возможно, имел и горшок под кроватью). И бедная жена (sensu stricto, ибо она потеряла работу при нацистах) обхаживала и обслуживала эту высокомерную вонючку: как в бытовом плане, так и в творческом. А он без конца марал бумагу, но получал шиш с маком. Вот где пошлость! Это пошлее любого мещанства.

Рассмотрим всего один кейс. В 1932 году В.В. Набоков, этаким фертом, приехал в Париж. Париж! Жилище славных муз! Где его очень тепло принимали парижские русские, и французы, и даже англичане и американцы, как великого поэта Сирина.

- J'aime flâner sur les Grands boulevards. Y'a tant de choses, tant de choses. Tant de choses à voir. А чё ты по-французски трёкаешь?
- Не. Это песня такая была. Ив Монтан пел.
(NB: "Окно в Париж" - прекрасный фильм, шедевр, препарирующий феномен пошлости.)

И Набокову в париже организовали вечер, публичные чтения, ах! Выступить перед ценителями высокой словесности, почитатели его лиры! Ох! Но в чём? Шмотьё-тряпьё. Вульгарная деталь. А пошлость заключалась в том, что герр Сирин не соблаговолил в поездку приобрести себе приличное облачение. Он был одет в протёртые отрепья, какой-то позорный лапсердак. (Кстати, судя по фотографиям, этот аристократ всегда одевался дурно, вдобавок совал руки в карманы, словно шпана из подворотни). За день до выступления он выпросил смокинг у одноклассника Кянджунцева. И вот этот брезгливый аристократ не побрезговал нацепить чужой смокинг и париться перед толпой, нюхая амбре чужого мужика в его ношеных штанах. Смокинги же не стирают!

Но это ещё не всё. Свой срам Набоков повёз в квартиру Фондаминского, куда переехал от родственников, чтобы "отдохнуть", и где нацепил этот смокинг. Фондаминский был благородный и приятный человек. Но пошлость заключалась в том, что жил он на средства жены. Которая получала доход от цейлонской плантации, где трудились голые рабы-индусы. Это пошло? Безумно! Понтовые аристократы - а жили, словно хиппи, нищие бродяги, автостопщики. Не было денег на гостиницу, штаны и бифштекс.

Но самое пошлое то, что чужой смокинг был короток долговязому Набокову. Из пиджачишки торчали манжеты, пузо и ремень. Что делать? Тогда жена Фондаминского подвязала манжеты чёрными чулками, прикрыв этот позор. А сам Фондаминский снял с себя подтяжки и дал Набокову - подтянуть штаны. (При этом свои штаны ему пришлось придерживать руками.) И в таком виде они элегантно похиляли на тусовище, где Набоков три часа горланил свои выспренние стихи - ценителям прекрасного. Ой-вэй, какой стыд!

Но главная вульгарность заключается в том, что всё это вытворял не бедный студент-сирота, а зрелый мужик 33 лет от роду, получивший образование в Англии и проживший 10 лет в Германии, женатый и бездетный, с десятками знакомых и родственников, которые в общем, были не клошарами. И этот женатый зрелый мужик из богатейшего рода, которому не нужно было кормить семеро по лавкам - не имел даже штанов! Он не заработал даже на штаны! А на трусы? Бельё хоть имелось? Вероятно, таскал какие-нибудь дырявые кальсоны, ибо холодно. Осень. Париж. Жилище славных муз. Монмартр. Жарят каштаны. Красота! Высокий стиль. Неужели нельзя было надыбать писательский пиджак? Фигура у него была стандартная, европейская. Он ведь тусовался с евреями, а это люди тароватые. Уж портки ему бы эти пошляки пошили! Или стильную британскую мантию. Её можно сделать из куска ткани за медный грош. Здесь имеет место пошлость по многим пунктам, в первую очередь - лицемерие. Однако для антрополога в пошлости per se никакого греха нет, это жизнь, это культурология повседневности, экзистенциальная антропология и адаптивная этология человека городского. Главное, что субъект жив - и верен себе.

Перевод "пошлый" на английский:
dirty foul-mouthed, corny, vulgar, obscene, rude, foul, naughty, smutty, filthy, slutty

Последнее слово даёт основания для версии. Слово "шлюха", этимология которого неясна и паралогична, может восходить к англицизму "slut", которое русские переняли у мореманов-мариконов. А о пошлости моряков писали, например, Чехов, Куприн, да и сам Набоков. Когда я выяснил, что Георгий Адамович упорно критиковал Сирина, вне всякой логики, и взглянул на его жеманную морду, то записал в тетрадь: "Вероятная причина - педерастическая обида и лютая творческая зависть." Далее я открыл биографию, взглянул на стишки, и всё подтвердилось. Сам Набоков называл Адамовича "Содомович", его союзников - "согузники", и говорил, что у того имеется страсть - русская поэзия и французские матросы. Значит, эта страсть находила поддержку в обоих подмножествах.

Ergo bibamus.
Tags: Набоков, антропорусистика
Subscribe

  • ответы в конце учебника

    Ноги уже ходят, руки уже не роняют посуду, но совершенно не работает голова. Придётся снова заняться реабилитацией интеллекта. Мой доктор считает,…

  • Свирлоника и сверлёжка

    Полезная публикация русских учёных, проводивших исследование под эгидой Университета Лестера. Завихрения (свирлоны) проявляют свойства квази-частиц:…

  • Сатори 2

    Не надо читать. Это для себя. Просто записки у изголовья. В древности люди обладали не шестым чувством, а цельным, системным чувством, интегративным…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments