antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

О чём рассказ «Посещение музея»?

Тексты Владимира Набокова могут показаться декоративными и никчемными. Но даже в нашем урбанизированном, электронном и практичном мире почему-то ощущается его незримое и необъяснимое присутствие. Это слишком сложный и живой автор, чтобы препарировать его в лаборатории психоанализа. Возникает странное чувство, что это сам Набоков испытывает и экзаменует исследователя, причём гораздо тоньше, чем обезьяна из анекдота.

Истолкование произведений и биографии Набокова даёт не только пищу для размышлений, но и множество посторонних экспликаций - ответов на вопросы, которые озадачивали твой ум когда-то давным-давно. Такое ощущение, что ты не читаешь мёртвые тексты, а беседуешь с самим автором, который попутно сообщает многое, чего в книгах нет.

Обычно критик ставит себя выше, чем автор, играет в старшего брата (Набокова это справедливо раздражало). Я тоже поддался этому искушению. Мои априорные суждения оказались достаточно логичными и подтверждались затем в текстах набоковианы. Однако это выглядело так, словно некий ребёнок догадался, что лампочка загорается от нажатия кнопки, а взрослый человек горячо одобрил эту проницательность - но лукаво недоговаривает про электростанцию, природу электричества и оплату счетов за электроснабжение.

Набоков не производит впечатление детективного хитреца или эрудита-просветителя. Его мир кажется искусственным, как нарисованный лес — лубочная картинка из его собственных воспоминаний и книг. Но работая с ним, узнаёшь столько фактов, будто сам Набоков взял тебя за руку и действительно повёл по тропинке в этот лес. Там нельзя спешить - легко заблудиться.

Когда разгадываешь одну загадку Набокова, он подбрасывает с десяток новых, и увлекает в бесконечность истолкований. Начинается всё с мелкой детали, какой-нибудь невзрачной и устаревшей сцены, картины. Затем неожиданно открываются интертекстуальности, скрытые смыслы, параллели, распахиваются новые перспективы. Концепты громоздятся, делаясь всё крупнее и пышнее. Вырастают обширные и многомерные темы: «Набоков и естествознание», «Набоков и путешествия», «Набоков в Италии», «Набоков в России»...

Внезапно оказывается, что всё это как-то связано и с твоей собственной судьбой, мистическим и необъяснимым образом. Сам В.В. Набоков при этом уже отходит на второй план, исчезает, а сознание погружается глубины собственного полузабытого прошлого, откуда веет опасностью и печалью. И в конечном итоге ощущаешь, что возвратился на родину детства, но лишь «призраком», одетым не по сезону, или даже «идеально нагим», то есть уходящим в материнский субстрат небытия.

Именно об этом, по моему мнению, В.В. Набоков и написал загадочный рассказ «Посещение музея». Будучи сам профессиональным герменевтом (в частности, как переводчик Пушкина, исследователь биографии Гоголя и т.д.), Набоков предостерегал слишком рьяных истолкователей из далёкого будущего, у которых в распоряжении окажется бездна информации, что они рискуют заблудиться в дебрях его произведений, а затем испытать неприятные переживания, утонуть в интроспекциях и рефлексиях, и даже столкнуться с автором лично.

«Как странно горели лиловые сигнальные огни во мраке за веером мокрых рельсов, как сжималось моё бедное сердце...» - Какой сильный образ! Как похожи эти строки на переживания бездомного подростка в мрачной столице 1989 года... Хотя писал их Набоков на полвека раньше.

Завершается рассказ распорядительной частью, которую следовало бы сделать главным правилом литературонавтики: «...С той поры я заклялся исполнять поручения чужого безумия».

Благоразумно последую этому примеру, и никаких больше иллюстраций приводить не стану. А три страницы, написанные после этого, попросту перенесу в другую тему.
Tags: Набоков, герменевтика, литература
Subscribe

  • Кто такой Харон

    Харон - хорошо известное божество, символ смерти. Перевозит на другой берег умерших. https://en.wikipedia.org/wiki/Charon У него должен быть…

  • Инстинкты эвакуации у человека

    У природного Homo sapiens было великое множество инстинктов, среди которых особую важность имеют инстинктивные реакции эвакуации. Потому что они…

  • Почему у мультяшек четыре пальца?

    Давно подмечено, что у персонажей мультфильмов чаще всего четыре пальца на руке, и этому даны объяснения: 1) четыре пальца анимировать экономичнее;…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments