С точки зрения менеджмента написать такой труд как «Защита Лужина» — блажь и безумие. От автора требовались огромные затраты времени и интеллектуальные усилия. Надо было оградить себя от нападок всевозможных критиканов, в том числе шахматистов, литераторов, психологов, советологов. А результат — пшик, скромная книжица про какого-то больного и чужого для всех господина. Неинтересно даже безумие персонажа. Обычно сумасшедший интеллектуал интересен каким-то бунтом, хоррором, эротизмом, экшеном, колдовской сверхсилой. В «Защите Лужина» всё это есть, но глубоко скрыто по пасмурным бытом, где супергерой подаётся в гротескном, унылом и постном виде. Едва ли 1% читателей найдёт повод засмеяться, влюбиться, испытать возбуждение, мотивацию действовать. Зачем же было работать над такой книгой? Тем более человеку женатому, но не обеспеченному?
ПОЛОЖЕНИЯ, ВЫНОСИМЫЕ НА ЗАЩИТУ
Некоторые основные гипотезы покажутся тривиальными, некоторые - неожиданными и потому абсурдными. Доказательства будут предоставлены позднее.
1. «Защита Лужина» - это книга про Владимира Набокова и Веру Слоним. Она в первую очередь адресована супругам Набоковым и насыщена ценными деталями их биографии.
2. Персонаж Лужин — это в первую очередь сам Владимир Набоков, обременённый жизненными проблемами, безумными и головоломными. Проблемы окружали его, как сложнейшая шахматная партия, которой нет конца. В чужой, послевоенной, гиперинфляционной Германии осиротевший Набоков испытал большие страдания, а учитывая уникальные особенности его личности, они переживались юношей, как запредельные. Чтобы избыть эти страдания, он создал сложное и «некоммерческое» произведение «Защита Лужина».
3. Цель книги — исследовать, сублимировать, обыграть и переиграть возможные сценарии, которые угрожали самому В.В. Набокову: тяготы эмиграции, сиротство, болезни, лишний вес, психическое расстройство, проигрыш в конкурентной профессиональной среде, неудачный брак, преследование агентами как врага-антисоветчика, суицид и др.
4. Профессиональная задача книги — продемонстрировать литературную мощь, индивидуальный стиль, особую форму работы со словом, превзойти аналоги. Показать класс мэтрам, наставникам и тем литераторам, кто также занимался реконструкцией утраченной России (в первую очередь Ивану Бунину).
5. Магическая задача книги — переиграть Фортуну, навязавшую автору страшный сценарий жизни с 1917 года и далее, вступить в игру с судьбой - непредсказуемую, как рулетка или карты, но открытую и по строгим правилам. Ловчить, ловить судьбу за хвост, но сохранять честность, честь. Какая же самая честная игра? The Game of Chess — вот подлинная «Игра чести». Это и аллегорично, и буквально для полиглота Набокова. Отсюда лейтмотив — шахматы.
6. Главная символика книги вынесена на обложку. Зоркий глаз энтомолога и текстоведа сразу видит там заклинания и девизы: «Защититься от лжи! Зажить не по лжи!», а также другие магические формулы. И помогут осуществить эту миссию четыре проводника: В.СИРИНЪ, СЛОВО, БЕРЛИНЪ, плюс Медный Всадник - символ родины автора. На титульном листе добавляются слова РОМАНЪ, КНИГОИЗДАТЕЛЬСТВО. Число 1930. Всё набрано маюскулом, как в древних письменах. Для мистика всё это чрезвычайно важные символы, сверхценные и путеводные. Проблема лжи и истины лейтмотивом проходит сквозь всю книгу. С первых страниц начинаются недомолвки и фальшь взрослых, диктант про ложь, ложный идеал вундеркинда у отца и т.д. Таким образом, «Защита Лужина» - книга про то, где найти защиту от вездесущей лжи, кому верить, и какая ищейка сыщет истину в тумане лжи. Учтём, что по-французски шахматная доска (échiquier), «ты лжёшь» (tu mens), истина (la vérité) почти не отличаются от русских «ищейка», «туман», «верите».
7. Прагматическая основа книги - Набоков вёл шахматную колонку в газете, составлял задачи, а также участвовал в жизни эмигрантов-интеллигентов, поэтому описал то, что хорошо знал. Кроме того он позаимствовал элементы сюжета в фильме «Шахматная горячка» (1925).
8. Турати — важнейший персонаж книги, аналог Мак-Фатума в «Лолите». У него много прообразов. Во-первых, это участники 1-го московского турнира: Рихард Рети, Карлос Торре Репетто и Тартаковер, из фамилий которых автор скомбинировал описание встреч Лужина и Турати. Во-вторых, это Филиппо Турати, итальянский юрист, социалист, редактор газеты «Аванти». Как политик он был опальным соперником Муссолини, а как журналист — соперником Набоковых с их газетой «Руль». Кроме того, Ксавье (Савелий Григорьевич) Тартаковер частично повлиял на образ Валентинова.
9. На уровне интуитивных догадок, пока без доказательств, есть предположение, что в творчестве Набокова отразилась связь с такими личностями, как Витольд Гомбрович, Иван Ефремов, Людвиг Витгенштейн.
10. У книги «Защита Лужина» одна из самых сильных развязок среди всех литературных произведений. При всей краткости и смутности последняя страница имеет чрезвычайно сложное, трудно постижимое устройство, а глубина откровения сравнима с наиболее почитаемыми сакральными текстами.
11. Набоков проводил сложные многомерные интуитивные исследования психологии, которые можно подвергнуть обширному детальному разбору, а также танатологии. Содержание книги можно интерпретировать как аналог «Бардо Тёдол», посмертные перипетии протагониста, который умер на каком-то этапе нарратива и основную часть составляют агониальные грёзы или мытарства души. В книге обыгрываются различные утраты, смерти, гибель, трансцендентальные переходы. Она этим начинается (трансформация имени, шторм, бегство в густой лес, самозаточение на чердак). Там вообще много танатологических символов и архетипов.
12. Метафизическая задача книги — отправить послание в будущее, к Идеальному Читателю, спасти его в беде, защитить от гибели. Это ценнейшая из задач, которая тоже была решена.
Эти тезисы планирую раскрывать постепенно. Но основные идеи уже ясны. Единственную подвёрстку сделаю (в формате комментария) по пункту №8 - чтобы не казаться голословным.
ОБЗОР КРИТИКИ
Набоковедение — большая наука. Книга «Защита Лужина» написана давно, поэтому изучена вдоль и поперёк. Есть сотни профессиональных работ на разных языках, от первых отзывов в эмигрантской прессе, до ультрасовременных рецензий и реакций на экранизацию.
Среди профессионалов - Владимир Евгеньевич Александров, профессор русской литературы и заведующий отделом славянских литератур Йельского университета, один из самых известных исследователей творчества В. Набокова. В его книге «Защите Лужина» посвящена целая глава. Впрочем, это чисто филологический анализ.
Александров В. Е. Набоков и потусторонность: метафизика, этика, эстетика / Пер. с англ. Н. А. Анастасьева ; под ред. Б. В. Аверина и Т. Ю. Смирновой. – СПб : Алетейя, 1999. – 312 с. - URL: http://nabokov-lit.ru/nabokov/kritika/aleksandrov-potustoronnost/zaschita-luzhina.htm.
Весьма детальное исследование проделал Сергей Владимирович Сакун. Хотя это не доктор набоковедческих наук, но дипломированный филолог, обучавшийся в РГУ в 1984-1993 гг. Его труды можно рекомендовать для изучения (они даже сложнее, чем сам роман).
Сакун С.В. Шахматный секрет романа В. Набокова «Защита Лужина» (новое прочтение романа) // Филологический вестник Ростовского государственного университета. - 1999. - N1(5). - С. 19-25. - URL: http://sersak.chat.ru/chesssecret.htm.
Сакун С.В. Гамбит Сирина (Опыт прочтения романа В. Набокова «Защита Лужина») // Персональный сайт. - URL: http://sersak.chat.ru/.
Популярный и краткий обзор предлагает Вячеслав Николаевич Курицын, филолог и писатель.
Курицын В.Н. «Защита Лужина» - о чём эта книга? - URL: https://polka.academy/articles/524.
Я со свой стороны, делаю акцент на антропологической герменевтики, в фокусе которой располагается Феномен Человека. У меня есть и личная связь с этой книгой, но настолько возмутительная, что выносится за скобки. Возможно, когда-нибудь поведаю, при каких обстоятельствах я читал эту книгу.
_____________________________
Начало работы 12:44
Конец работы 13:24
Текст не отредактирован
Journal information