Я, как бывший физический и этнический антрополог, без особого труда мог бы заниматься такими фокусами, но это не более профессионально, чем гадать по руке.
Проблема в том, что сам дескриптор "национальность" имеет размытое значение. Граждане не осознают, что это такое. У них нет корректного определения, которое доказывалось бы фактами практического применения, даже на официальном уровне.
Национальность - это правовая, юридическая категория, она прописана в документах, и выясняется по месту рождения, графе "национальность" у данного лица и его родителей, стране их происхождения, выпискам из архивных документов предков, а также языку самих документов.
Энциклопедия предлагает правильное определение, но лишь частично:
Национальность — правовые отношения между отдельным лицом и государством;[1] принадлежность человека к определённому гражданству или к определённому национальному государству.
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Национально
Первая часть определения правильная. Это действительно "правовые отношения". Далее допущена логическая ошибка, что доказывается исторической практикой. Так, запись в советском паспорте в графе "Национальность" (допустим, калмык, татарин, удмурт, эвенк, аварец, ительмен) вовсе не означала "принадлежность к ительменскому гражданству аварского национального государства". И даже не означала факта проживания в титульной автономии (допустим, Татарская АССР).
На самом деле, по факту, национальность - это чисто юридическая категория. Это то, что записано в документах. У неё нет никакого фактического наполнения, это задокументированный концепт. Национальность возникла как артефакт, на стыке феноменов этничности, региональной прописки, бюрократической картотеки, социальной сегрегации и др. После того, как политическим решением отменили "графу национальность", исчез и сам феномен. Поэтому слово "национальность" непереводимо на международный язык. Вики перенаправляет русское "национальность" на страницу Nationality, а это другая категория - гражданство.
Гражданство - это принадлежность к нации и государственной юрисдикции. Её определяют паспорта, документы, подтверждающие факт гражданства, наличие гражданских полномочий, прав и обязанностей в каком-то государстве, степень их реализации, опыт проживания там. https://en.wikipedia.org/wiki/Nationality По факту, гражданство - это политическая категория. Например, получение российского гражданства Жераром Депарьдьё, это политическое и медийное событие, а сам феномен "гражданство РФ" у него существенно отличается от аналогов у коренных жителей, от русских, приехавших из СНГ, и от тех, кто натурализовался в ходе долгой процедуры либо через суд.
Третья категория - этничность. Этничность - это категория этнопсихологии, культурологии, этнологии. Её определяют: язык мышления и спонтанной живой речи, воспоминания, система ценностей, знание культуры своего этноса, участие в массовой культурной жизни и культуре повседневности, характерных для определённого этноса и другие факторы.
Четвёртая категория, антропологический тип - это категория физической антропологии. Его определяют следующие слагаемые: 1) внешность, хабитус, комплекс различных конституциональных особенностей; 2) генетика, обусловленная генеалогией (а не случаем и комбинаторикой); 3) степень принадлежности к конкретной расе, большой или малой, уровень метисности, адекватность региону; 3) вовлечённость в хозяйственно-культурные типы, характерные для данной локальной антропологической общности.
Все эти категории скоррелированы, но не на 100%. Бывают казусы, когда они совершенно независимы, особенно при покупном гражданстве.
У современных Homo есть много других категорий идентификации и кодификации. Они настолько разнообразны и сложны, что приходится выделять главные компоненты.
Первой идёт юридическая компонента, идентифицирующая уникальную персону в правовом поле (антропоним, год и место рождения, номера документов, адрес).
Вторая компонента - психологическая, личностная. По демократическому принципу она опирается на мнение самого человека, его самоидентификацию, самосознание: кем он сам себя считает - давайте спросим у его грамотной личности.
Третья компонента - биометрическая. Она описывает телесные параметры персоны (фото, биометрия, глаза, кожные узоры, ДНК и другие).
Четвёртая компонента - культурологическая. Она описывает одежду, причёску, макияж, предметы, умение разговаривать, петь в стиле данного этноса и т.д. При определённой подготовке узбек может успешно изображать мексиканского индейца, даже выступать в индейском ансамбле. В традиционных ансамблях камчадалов, коряков выступали и выступают украинцы, буряты, русские, которым делают подобающий мейк-ап. В кинематографе это вообще обычная традиция.
Наклёвывается пятая компонента - гендерная. В некоторых обществах она стала очень весомой, в том числе при организации судебно-полицейских подлогов, медийных провокаций и иных махинаций.
Сейчас, с развитием разнообразных технологий, в том числе политических, медийных и психологических, феномен идентичности (но не идентификации!) размывается до предела. Уже стало настолько неясно, кем является "носитель физического тела", что человек сам не знает, кто он такой. Вот и бросается к первому встречному, чтобы "погадали" - что у него в жизни бывало, на кого он похож, куда направляется, и вообще кем является. Это коллективное безумие весьма типично и объяснимо условиями техносферного плена, электронизации вида и погружением на уровень интеллектуальных микроорганизмов.
И всё-таки в экзистенциальном плане наиглавнейшим антропологическим идентификатором, как и в эпоху шпиономании, остаётся внешность. Если потомок африканцев волей судьбы вырос в Гомеле, у чисто белорусских родителей, но выглядит как западный негроид, он не сможет никого убедить (в том числе самого себя), что является коренным белорусом, как бы он ни старался, и во что бы ни рядился. От него будут ожидать африканской экзотики, и ему придётся что-то осваивать из камерунского репертуара.
Второй естественный антропологический идентификатор - это язык: на каком языке человек размышляет, быстрее всего читает и понимает устную речь, высказывается в критических состояниях (бред, брань, междометия), какой акцент или диалектизмы он допускает, какого стиля придерживается без наигранности.
Это и есть то, что в житейском плане обычно понимается под "национальностью".
Journal information