Это фундаментальный вопрос антропологии, но он не решён. Наука вообще не обращает на него внимания. А зря. Здесь оказалась довольно простая эволюционная психосемантика.
https://en.wikipedia.org/wiki/Man_(word)
It is derived from a Proto-Indo-European root *man- (see Sanskrit/Avestan manu-, Slavic mǫž "man, male").[1] The Slavic forms (Russian muzh "man, male" etc.) are derived from a suffixed stem *man-gyo-
Ну раз "прото-", значит, с незапамятных времён. А тогда не было радио, учебников, справочников, учительницы с указкой по башке, и вообще не было какой-либо культуральной диктатуры. А раз не было культуральной диктатуры, значит, была какая-то другая диктатура, какой-то фактор, заставляющий думать и говорить именно так, а не иначе. Отбирающий именно такие формы. Что же это за стабилизирующий фактор?
Для гоминид самым смертоносным фактором биосферы, который можно осознавать и культивировать, были кошачьи, целевые охотники.
Самые опасные кошачьи, это те, которые охотятся стремительно, развивая скорость больше 100 км/ч. Единственный путь выживания - войти с ними в контакт, активно воспитывать взаимную неприкосновенность.
Взаимная неприкосновенность - это сущность культа.
Влиятельных вождей древности тоже делали предметом культа. Им часто придавали облик льва или гепарда. Один из памятников сделан ценой огромных усилий - так называемый Сфинкс.
В древности гепарды были гораздо крупнее, но такие же быстрые. По своей морфологии самой простой добычей для них являлись гоминиды. Гигантские гепарды могли истребить гоминид молниеносно. И наоборот. Это были взаимные мишени и одновременно узкие конкуренты. Однако они сосуществовали долгое время. Значит, они что-то предприняли - на уровне инстинктов, биологических архетипов поведения.
Поздние северные гоминиды выделяются среди прочих сходством со львом. Самые южные формы обладают сходством с гепардом. Палеоазиаты за счёт физиономических и культуральных элементов (орнамент, движения) достигали сходства с тигром. Такая конвергенция формируется визуальным отбором.
Поздние люди, живущие на природе, приручали крупных кошек. Урбаниды вообще превратили это в индустрию, включая формы навязчивости.
Среди всех приматов поздние гоминиды обладают самым кошачьим лицом и повадками. А кошачьи приветствуют людей вот так.
А когда тебя приветствуют, это и есть твоё имя.
Даже здесь слышно не только *MAN, но второй звук, формирующий ἀνήρ, ἄνθρωπος. Теперь прояснилась одна из главных компонент формирования ключевых самоназваний, ставших архетипическими в доминирующих культурах.
Мелкие кошки произносят такие звуки чисто и внятно, в неотеническом взрослом состоянии (а котята - неумолчно). Но и рычащие крупные кошки тоже произносят сходные звуки в детском возрасте.
Это очень важное открытие, по крайней мере, для общей антропологии. Остальным оно без надобности. Впрочем, существует огромный пласт культурной рефлексии, где человек сравнивается и даже отождествляется с кошкой. Не всякий, конечно. Фелинологические аспекты антропологии - это обширная сфера, где много любопытных моментов. Например, она объясняет, почему такую феноменальную популярность снискал футбол, почему так много котиков в Сети, почему кошатники терпят вонь фелинина, как трансформировался идеал женской красоты, почему коты ссут в тапки и многое другое. Коэволюция оказалась гораздо серьёзнее, чем можно себе представить.
Кстати, *MAN - корень ностратический, поэтому русские тоже его используют. Если бы они увидели того, кого в те незапамятные времена обозначали созвучием *MAN (будь он перенесён на машине времени в центр нашего города), они бы сказали следующее:
<далее вычеркнуто>
Journal information