1) Российская Федерация, объединённая тысячелетней историей,
2) сохраняя память предков,
3) передавших нам идеалы
4) и веру в Бога,
5) а также преемственность в развитии Российского государства,
6) признаёт исторически сложившееся государственное единство.
Если вчитаться и вдуматься, видно, что предложенная формула вполне логична, корректна и не содержит паралогизмов или поводов для возмущения.
1) Обширная и разнородная территория была объединена в 1992 году под юрисдикцией Российской Федерации не декретом, не завоеванием, не референдумом, но длительной и сложной историей, которая уходит корнями в 8-10 века. Следовательно, здесь уместен термин «тысячелетняя» (а не, допустим, вековая, многотысячелетняя, длительная, долгая история). Российская Федерация сформировалась путём чрезвычайно сложных исторических процессов. Поэтому нужно пресекать попытки тех, кто опирается на какую-то историческую частность (например, присоединение Тувы, Курил, Крыма, Приморья, Анапы, завоевание Камчатки казаками и т. д.), чтобы и на этом основании требовать нарушения территориальной целостности страны.
2) Действительно, память предков лучше сохранять, нежели отрицать. В течение ХХ века отрицалось наследие предков т. н. «царской России», и даже криминализировалось. В Петровские времена отрицалось старорусское наследие, преследовались верные ему граждане (например, старообрядцы). В XIX веке также отрицалось наследие прошлых веков, громоздкий язык прошлого, верования, этническая самобытность. Сторонники старины преследовались во все времена. Такая ситуация политически неправомерна, нарушает права человека и граждан федерации. Данный пункт позволяет избежать повторения насильственного уничтожения памяти предков и преследования граждан на этой почве.
3) Действительно, предки передали нам различные идеалы, что и констатируется здесь без императива. Это задокументировано в лучших образцах русской литературы и в текстах народов РФ на других языках. Преобладают идеалы гуманизма, просвещения, но есть и другие.
4) Действительно, предки передали нам веру в монотеистического Бога (которого принято записывать с большой буквы), будь то христианский Бог-Отец, Теос, Христос, мусульманский бог Аллах, ветхозаветный бог Яхве, Элохим, богоподобный Будда либо Абсолют и т.д. Всё это отражено в русскоязычной литературе. Другой вопрос, что не все потомки приняли эту веру, однако большинство граждан РФ знают, о чём идёт речь. Даже атеисты и антитеисты позволяют себе выражения "Боже мой", "Бог знает" и подобные. В светских государствах не чураются подобных формул на ключевых символах (например, долларовой купюре). Сами по себе религии относятся к текстам законов с преувеличенным уважением, сакрализуя первоначальные аналоги современной конституции, поэтому нет ничего возмутительного в том, что такое слово появится в тексте Основного Закона.
5) Здесь синтаксис неудачен: «а также» можно трактовать и как «сохраняя … преемственность», и как «предки передали преемственность». Логично предположить приоритет первого варианта. Данное признание весьма важно, так как препятствует, например, стратегии присоединять или отдавать какие-то территории РФ в рамках военно-дипломатического торга или экономических сделок. Например, купить Аляску, продать Калининградскую область или вести агитацию, чтобы возвратить Якутию древним юкагирам. А такая стратегия имелась у Российской Империи, РСФСР и СССР. В этих государствах (по различным резонам) активно перекраивались внутренние и внешние границы, переименовывались административные субъекты, географические объекты и учреждения, что создавало большие и даже гибельные трудности для граждан.
Также в этой формуле нет императива для граждан, она констатирующая, ничего не «повелевает» гражданам (тем более лично Чернышёву). Однако она определяет стратегию государственной политики. Демагоги, разумеется, постараются направить негодование толп на данный контент, даже раздуть религиозную истерию. И тем самым отвлекут внимание от тех вещей, которые действительно должны вызывать недовольство и гражданский протест.
________________________________________
Что же конкретно может здесь не устраивать здравомыслящих граждан (если таковые ещё сохранились)? Что может возмущать, настораживать, пугать, вызывать негодование? Рассмотрим конкретику.
1. Вышеуказанную формулировку, имеющую политическую, идеологическую и философскую глубину, предлагается внести в Статью 67.1.ч.2, которая пока является не идеологической, а географической. Обычно такого смешения не допускают.
2. Сайт Госдумы РФ - то есть официозный источник информации, орган печати высшей государственной законодательной власти - демонстративно игнорирует государственный язык, опуская седьмую букву алфавита. Тем самым Госдума задаёт норму этого игнорирования, то есть призывает нарушать законодательство о русском языке, которое сама же и утвердила.
Данный казус хоть и мелкий, но весьма значимый, ибо даже в этом крохотном фрагменте текста, опубликованном там, появляется двусмысленность. Вместо настоящего времени «Российская Федерация … признаёт исторически сложившееся государственное единство» - возникает эфемерное обещание, что Российская Федерация … признАет исторически сложившееся государственное единство - когда-нибудь в другой раз.
3. Возмущение должен вызывать не сам контент, а тот факт, что текст обсуждаемых здесь поправок не опубликован, обсуждался тайно, судить о нём можно лишь по цитатам представителей СМИ, которые «в особом порядке» ознакомились с текстом.
4. Также непорядок в том, что столь радикальные поправки, какие предполагает Законопроект, обрастающий поправками «вдогонку», вносятся в большой спешке и сразу во второе чтение, а не по принятым демократическим процедурам (общественные слушания, первое чтение и далее). 23 января законопроект был принят Госдумой в первом чтении. А фундаментальные изменения (не корректура) вносятся в марте.
На сайте ГД ФР 03.03.2020 17:08 опубликована новость (http://duma.gov.ru/news/47935/) о поступлении целого блока поправок, посвящённых главе 3 «Федеративное устройство». Вообще-то это большая и важная глава, включает в себя обширный материал статей 65-79. А в чём заключаются поправки, не сказано. В новости констатируется лишь один вышеозначенный пункт для ст. 67.1.ч.2. Его опубликование, очевидно, призвано послужить выпускным клапаном для недовольства публики, так как содержит религиозный концепт «Бог» и философские элементы истории и политики, которые служат привычной затравкой для скандалов на ток-шоу, мешая обсуждать действительно важные вопросы.
На самом деле весь пакет поправок имеет грандиозный объём, касается фундаментальных основ государственности и по рангу соответствует революционной реформе. Неясно, почему вдруг появилась такая спешка (изменения в 2019-2020 гг. происходят быстрее, чем в 1917-18 гг.), зачем понадобилась такая обширная реформа, каковы её будущие последствия. Можно лишь догадываться об истинных причинах суеты, и эти догадки вызывают печаль. (Хотя и далеко не у всех.)
Эта стремительная реформа (как и вообще ставшая традицией невероятная спешка в законотворчестве и работе законодательных органов РФ и её субъектов) коренным образом противоречит стабильности, которая постоянно упоминается правительством - как основная ценность и главное обоснование для затрат и различных жертв. Это нелогично, хотя и фактологично.
Конституция РФ действительно устарела и содержит множество неработающих и проблемных элементов. Нарушение логики имеется в каждой её статье, и в целом тексте. Главное нарушение — не прописаны дефиниции (например, что нужно подразумевать под «народом» и «властью») и конкретный демократический и республиканский механизм народовластия. В существующей Конституции противоречиво и то, что она вторична, опирается на федеральные законы, принятые постфактум, а не наоборот. Существующая Конституция не способна выступать основанием для любых распорядительных документов или действий граждан. Любые её нормы дезавуируются и ниспровергаются подзаконными актами и персональными решениями первых лиц и "представителей власти" (от рядового до генерала). Персональные решения имеют приоритет повсеместно — от гардероба до суда или министерства, и Конституция является самым слабым аргументом протеста. Однако это ещё не повод для столь поспешного ремонта рамочных норм, которые декларируются как частичные, но осуществляют фундаментальную перестройку. Это уже бывало и не раз. Перестройки и поспешные реформы уже происходили в российский истории. И отзывы о них самые скверные — после каждой серьёзной перестройки, чистки, реформы, радикального усовершенствования - обрушивалась верховная власть или даже вся государственность, а нация погружалась во мрак лихолетий.
______________________________________________________
«Поправка про Бога» - это частность, заслоняющая основные объёмы поправок.
Законопроект был опубликован, как вполне корректный документ, касающийся вопросов государственного строительства, в полной компетенции Президента. Заметим, что он опубликован не в виде веб-страницы, а как закрытый pdf-файл, который нужно скачивать, и который внезапно может перестать открываться "по техническим причинам". https://sozd.duma.gov.ru/bill/885214-7
В этих документах говорится, что 20 января 2020 г. в соответствии со ст.84 "г" Конституции РФ Президентом РФ в Госдуму РФ был внесён проект Закона РФ о поправке к Конституции РФ "О совершенствовании регулирования отдельных вопросов организации публичной власти".
Предложенные 20 января поправки изменяют сразу 22 статьи Конституции:
1. статья 71.т
2. статья 75.5,6
3. статья 73.3
4. статья 78.5
5. статья 79 целиком
6. статья 81 целиком
7. статья 83.а, б, в, д, е, ж
8. статья 95.2
9. статья 97.1
10. статья 102.1.ж, к, л, м
11. статья 103.1.а
12. статья 107.3
13. статья 108.2
14. статья 110.3
15. статья 111.1,2
16. статья 112 целиком
17. статья 119 целиком
18. статья 125.1,5,8
19. статья 128 целиком
20. статья 129 целиком
21. статья 132.3
22. статья 133 целиком
____________________________________________________________
Далее количество "поправок к поправкам" становится неисчислимым, так как не публикуется. Их нельзя сосчитать. Предложения имеют формат «поправки к законопроекту», хотя фактически изменяют важнейшие сферы государственного управления и гражданской жизни.
На сайте ГД РФ (02.03.2020 14:55) сообщается о поступлении первой части поправок ко второму чтению законопроекта.
http://duma.gov.ru/news/47913/
Изменения касаются важнейших статей государственной власти:
статья 103.е (Уполномоченный по правам человека)
статья 129 (Прокуроры)
статья 93 (отрешение от должности и лишение неприкосновенности Президента)
статья 125 (Полномочия и задачи Конституционного суда)
статья 95 (Высшие органы законодательной власти, о Федеральном Собрании)
Несмотря на такую важность, полный текст этих поправок не публикуется, хотя изменения самые фундаментальные и революционные. Они излагаются лишь в формате новости, да ещё и сумбурно - без обоснования и даже сортировки по номеру статьи. По логике их следовало излагать в порядке нумерации: 93, 95, 103, 125, 129.
Весьма вероятно, что главная причина всей этой поспешной нормативной революции имеет номер 93. Это вполне справедливо и обоснованно, о чём многократно говорили эксперты. Однако, гражданам не мешало бы узнать само содержание этих предложений, ознакомиться и здесь с текстами документов (если только они не имеют грифа секретности). Обсуждение с лидерами фракций происходило ночью, участники имели вид людей усталых, немолодых и всепонимающих. И сразу же готов текст! Возникает впечатление, будто за кулисами что-то назревает, и что-то уже произошло, но взрослые не хотят открыть детям, в чём собственно дело.
С остальными изменениями можно ознакомиться также на уровне слухов (фрагментарных цитат в СМИ), а не полных документов с подписью и печатью.
https://www.vedomosti.ru/politics/articles/2020/03/02/824236-putin-konstitutsiya
На официальном сайте ГД РФ (от 03.03.2020 17:08) опубликована лишь «новость» с единственной цитатой «про Бога», рассмотренной выше. Хотя, судя по публикациям в СМИ, предложения от 03 марта объёмные и касаются всех граждан РФ.
(http://duma.gov.ru/news/47935/)
Первоначальный законопроект был корректным и мало касался жизни обычных граждан, поэтому его затруднительно критиковать по существу. Зато последующие «поправки к поправкам» касаются всех граждан РФ, да и всего мира. Однако целиком вычитать их невозможно. Поэтому потенциал критики растрачивается на некомпетентные споры вокруг философских вопросов или формальных протестов «Нет и всё тут!».
Данный законопроект в целом влияет на конституционные основы важнейших сфер государственного управления. Поэтому он неизбежно вызовет тысячи и миллионы конфликтов интересов, противостояние и противоборство влиятельных лиц внутри страны и за рубежом, будут происходить махинации, акты саботажа и мести, а возможно, изменится и доктрина гибридной войны. Как это откликнется на жизни страны? Насколько ослабит или усилит нацию и государство в системе современных вызовов? Пока неясно. Как говорится, жизнь покажет. Но что это будет за жизнь?
А жизнь устроена так, что любые системные потрясения отражаются на гражданах РФ совершенно однотипно: растёт эфемерный курс доллара, а затем взвинчиваются вполне осязаемые цены на продукты, товары и услуги первой необходимости. Всюду ухудшается сервис: «Ну а что же вы хотели? Такие времена!» Всё это проверено. У русских есть выражение "лучшее — враг хорошего", оно является почти религиозной догмой.
Сверхзвуковое законотворчество также является традицией. Бывает, что нужный для миллионов граждан и работников закон не могут принять десятилетиями, всё им мешает какое-то неведомое "педофильское лобби", бегает за ними по извилистым коридорам. Но бывает, что с пулемётной скоростью принимают сразу десятки документов, обрушивают на страну целый град законов, которые позволяют неким заинтересованным лицам без лишних проблем загребать и закапывать, а трудящихся отодвигать в сторонку. Вот здесь действительно работают лоббисты, только не из коридоров, а из больших кабинетов. А кто вообще действует в большой спешке, кто торопит и создаёт суматоху? Есть такая категория. Всё это напоминает "весеннее обострение" в 2018 году. В целом, надо заметить, что паханат устроен весьма сложно, и когда о его механизмах судят простаки, это вызывает наверху лишь усмешку. Внутри паханатских государств было множество "революций сверху", которые не приравниваются к многочисленным переворотам конца 1910-х, организованным "революционерами", однако влияли на жизнь граждан гораздо существеннее. А в данной ситуации "апгрейд дважды 2.0" даже политолог-советолог не сумеет понять, что же меняется, и просчитать все последствия. Настолько всё запутанно и дополнительно пере-запутанно.
К законопроекту прилагается пояснительная записка на 3-х страницах. Согласно основному тексту, законопроект выносится на общероссийское голосование (почему-то не референдум). Пишут, что оно [уже давно было] запланировано на красивую и культовую дату - 22 апреля 2020. Дорогостоящий номер! Обычно в этот день у нас проводился субботник, где единый ленинский порыв позволял провести генеральную уборку и перестроить придомовые сооружения - без найма шабашников, а просто силами всех жильцов. Но такой нумерологической комбинации ещё не бывало.
Дело ваше, конечно, и документ этот ваш. Вам и поправлять. Как говорится, не болейте и поправляйтесь! Однако сомнительно, чтобы граждане, направляясь на избирательный участок, сумели ознакомиться с полным текстом новой Конституции, с комментариями и обоснованием, вчитаться и осуществить голосование с полным пониманием.
Лично я планирую отправиться на этот субботник. Но перед этим всё же хотелось бы прочитать все поправки, причём в виде целостного текста, а не цитат в красной, либо жёлтой прессе. И если я не сумею к этому дню найти новый текст Конституции, причём в свободном доступе, а не лабиринтах официозных сайтов, то буду весьма разочарован.
Journal information