antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его

В современном мире учение Христа воспринимается двояко: как священная истина - и как ненаучная ложь. Однако и сегодня идеи Христа не теряют значимости и глубины. Вероятно, актуальнее всего для нас то высказывание, которое может на первый взгляд показаться экстремистским.

Мф. 5:28 - 5:30
А Я говорю вам, что всякий, кто смотрит на женщину с вожделением, уже прелюбодействовал с нею в сердце своем.
Если же правый глаз твой соблазняет тебя, вырви его и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.
И если правая твоя рука соблазняет тебя, отсеки ее и брось от себя, ибо лучше для тебя, чтобы погиб один из членов твоих, а не все тело твое было ввержено в геенну.


О чём здесь идёт речь? Русское «а я говорю» кажется безапелляционным назиданием всем и вся, а призыв к самокалечению - экстремизмом. Однако Христос адресовал эти слова не гражданам современных мегаполисов, а своим самым здравомыслящим и верным ученикам Апостолам, и было это две тысячи лет назад. Поэтому контекст придаёт формулировке другой оттенок: «Я же сообщаю вам от себя и по секрету...». Что и заметно в латинском оригинале:

Ego autem dico vobis: Omnis, qui viderit mulierem ad concupiscendum eam, iam moechatus est eam in corde suo.
Quod si oculus tuus dexter scandalizat te, erue eum et proice abs te; expedit enim tibi, ut pereat unum membrorum tuorum, quam totum corpus tuum mittatur in gehennam.
Et si dextera manus tua scandalizat te, abscide eam et proice abs te; expedit enim tibi, ut pereat unum membrorum tuorum, quam totum corpus tuum abeat in gehennam.


Здесь необычайно точно подобрано слово "scandalizat". Оно происходит от греческого σκάνδαλον - 1) соблазн, 2) предмет ужаса или отвращения. Эти значения противоречат друг другу. Соблазняет нечто прекрасное, привлекательное. Нечто ужасное и отвратительное оказывает обратный эффект.

Но в нынешние времена происходит именно так: миллиарды людей соблазняются тем, что их отвращает и ужасает. Они кликают на вирусные заголовки, чтобы прочесть о какой-то гадости, испытать негативные эмоции, но получить тайное удовлетворение. Они даже разыскивают то, к чему формально выражают отвращение — причем ради праздного, а не профессионального интереса. Это воспитывает и углубляет двуличие, создаёт аддикцию, искривляет душу (равно как тело, особенно спину).



При первом прочтении мне казалось, что это абсурдно: требовать реального самокалечения против эфемерного ввержения в геенну.

Затем открылось, что это мудрая метафора: необходимо радикально уходить от соблазнов, чтобы не страдать в конце жизни. Подобную мысль, но иными словами, высказывали многие авторы. Например, Николай Островский: «Жизнь надо прожить так, чтобы не было мучительно больно за бесцельно прожитые годы». Эта известная цитата набила оскомину. Однако Островский знал, что говорит. Он много раз был на грани жизни и смерти. На войне он убивал, был тяжело ранен в спину, в глаз, затем был арестован и брошен в тюрьму, стрелял в себя, и десять лет провёл в полумёртвом состоянии, страдая от анкилозирующего полиартрита, когда любое движение причиняет боль. Он изведал эти страдания, как мало кто другой.

Но вообще новозаветное учение предоставляет пространство для великого множества толкований на разных уровнях, целый космос. И теперь я понимаю, что данное высказывание Христа имеет огромную значимость и глубокий смысл даже для всего современного человечества. У него поразительная точность и для молодых граждан, живущих новизной 2020 года. Мир стал совершенно не таким, как в античные времена. Однако именно сейчас стали максимально велики соблазны визуальные, зрительные, именно сейчас тебя соблазняет «глаз твой».

Компьютерный экран заменил и окно и замочную скважину. Он дал возможность подсматривать, разглядывать самые интимные стороны жизни, узнавать самые пугающие и отталкивающие секреты, смаковать самые восхищающие и прельщающие образы. Но не в жизни, а на экране, через линзу отстранения, отчуждения. Это создаёт эффект Зазеркалья, фальшивого опыта, это подменяет истинную жизнь на ложную, лишает человека экзистенциального счастья и создаёт зависимость от фальши.

Пользователь уже не способен отказаться от сетевых искушений, в частности: открывать аккаунты, просматривать ленты, читать диалоги, оставлять пустые комменты, реагировать на чужие извержения, играть в игры. Ему кажется, что это живые и социальные игры, что он играет с людьми. Но на самом деле это Игра с Машиной. Человек находится в сетях, в тенетах киберфизического мира. Он предпочитает общаться с машинками, нежели с живым человеком напротив. Он приезжает в дом к товарищу или родственнику — и снова утыкается в телефон (даже если гостит у друга по переписке). Так возникают фальшивые отношения товарищества, любви, общения. Вместо друзей — френды, вместо живых одобрений — какие-то собачьи лайки, виляние хвостом. Эфемерное «ставьте лайки» заставляет людей с незрелой душой делать самые странные, рискованные и порочные вещи. Таково влияние духа лжи, таково воздействие князя мира сего.

Чрезвычайно точным оказался и эпитет «правый»: "oculus tuus dexter", "dextera manus". Правый глаз и рука в те далёкие времена были особенно важны, чтобы поражать цель. Охота и война невозможны без них. В нынешние времена при работе с гаджетами тоже активнее участвует правая рука. Именно она нажимает «спусковой крючок». Порядка миллиарда граждан по всему миру используют гаджет (а не человека), как предмет любви, романтической привязанности и даже сексуальной страсти. Две тысячи лет назад никто не мог и представить себе, что возможно такое развитие цивилизации.

Гаджеты создают следующие соблазны: шпионить, прелюбодействовать, отправлять подлые сообщения, причиняющие людям страдания, а также прицеливаться, чтобы ликвидировать человека — не столько из снайперской винтовки, сколько обширным арсеналом технических возможностей психологической войны, кверулянтства, всевозможных видов подлога и мошенничества. Каждый день в рунете появляются десятки сообщений о таких "сбитых лётчиках", негодяях, разоблачённых бдительной общественностью. Попал в Сеть? Прощайся с работой, репутацией, а то и свободой. И толпа это одобряет, потому что "злодея постигла справедливая кара". Однако это не одобряет человек - который прямо или косвенно пострадал от Смерти с Косой в новом обличье. Психологическая ликвидация стала главной пандемией. От коронавируса пострадали тысячи, а от диффамации, подлога, электронно-технической слежки и скандализации в частных СМИ - пострадали сотни миллионов формальных обладателей прав человека.

В древности всё это имело более простую форму и обозначалось эллинским термином διάβολος (или διαβόλως - 'клеветнический, клевещущий, злословящий'). Сегодняшние граждане правильно не верят в существование Дьявола, считая его мифической персонификацией и набившей оскомину страшилкой из триллеров. Ведь к ним вместо Дьявола с рогами, копытами и хвостом, приходит добрый козёл Фрэнк, тоже с рогами, копытами и хвостом, но ещё и с капусткой, и с такой доброжелательной мордой! Он ничего дурного не делает, только распределяет мысли живых людей по "машинным категориям", якобы для удобства эфемерных читателей. Хотя тэг "общество", цепляемый на любой пост, погоды в поиске не делает. Но это не суть важно.

Важно понимать, что ультрасовременные граждане мира действительно больше всего страдают от тех феноменов, которые в эллинском мире обозначалось как διαβολή - это ссора, вражда, неприязнь, нелюбовь, отвращение, боязнь, страх, обвинение, судебное обвинение, ложное обвинение, клевета, наговор, злословие, дурная слава, подозрение.

Я просто цитирую словарь древнегреческого языка И.Х. Дворецкого, но круг этих исконных значений слова "diabole" поразительно точно подходит к обширному спектру нынешних несправедливостей и страданий, возникающих в микрокосме почти каждого гражданина мира. Они включают в себя пресловутые разгул терроризма и всевластие властей, плохие отношения с родственниками, страх в любой момент потерять все ценности и карьеру из-за диффамации, и общее бессилие перед электронно-человеческим Молохом.

Таким образом, если попытаться охарактеризовать проблемную стихию, сверхсистему «электронного злословия», которая «выбросила на помойку» уже многие миллионы граждан, то нельзя подобрать более ёмких терминов, чем новозаветные выражения греко-римского мира. Почему они актуальны по прошествии 2 тысяч лет — загадка.



Подобная деятельность в русле "diabole" (которую уже тысячу лет назад называли "служением Дьяволу") превратилась ныне в обширнейшую сферу, где неотделимы производство и потребление, криминал и норма, страдания и удовольствия. То, чем раньше из корысти занимались клеветники, провокаторы, стукачи, топтуны, пакостники, сегодня стало любительством: обладатели гаджетов в буквальном смысле «любят» шпионить, стучать, компрометировать, пакостничать, мотивируя себя не производственной необходимостью, деньгами, а внутренним кайфом, привычкой, традицией.

Хорошо это или плохо? Для кого-то хорошо, как и всё дурное. Однако многие люди (как жертвы, так и агенты влияния) жалуются, что живут неполноценной жизнью, теряют физическое здоровье и здоровые интересы. Только и слышишь нытьё офисного планктона и диванных бойцов, как ИХ СОБСТВЕННАЯ жизнь не соответствует их собственным идеалам. Потому что всё ими критикуемое - является частью их собственного микрокосма, раз уж они соприкоснулись с предметом критики и проявили к нему активное небезразличие. Зачастую эти недовольные используют характерную метафору: интернет — помойка, люди — мусор, влиятельные люди - отбросы, идеи и проекты (т. е. плоды труда) отправляются на свалку истории, куда им и дорога. Таковы фактические тренды и стереотипы.

Однако следует заметить, что в Иерусалиме свалка называлась Ге-Хинном, где жгли мусор и трупы, то есть пресловутая "геенна огненная". Таким образом, формулировка Христа воплотилась совершенно буквально: «ввергнуть в геенну» можно трактовать как «находиться на помойке». Ещё точнее, самому приложить руку к тому, чтобы оказаться на помойке. Например, зайти в Интернет, чтобы с брезгливым интересом пролистывать какие-нибудь "двачи", "срачи" и прочие лабиринты ноосферной преисподней (с маленькой буквы, но очень немаленькой).

Кроме визуальных соблазнов есть и много других: гастрономические, автотранспортные и т.д. Однако соблазны глазные сегодня — самые алчные, ради их ублажения тратится больше всего человеко-часов, личного времени индивидуума. На них тратится практически всё "доброе время суток" - которое присвоила умная машинерия. И расстаться с этими соблазнами, с этим фальшивым мирком, с этими чужими ценностями - невозможно. Только катастрофическая мера способна отлучить человека от электронной аддикции, например, тюрьма, война, болезнь, слепота, смерть. Счастья же такие способы, разумеется, не приносят. Насильственный и резкий переход к жизни строго оффлайн, причиняет лишь страдания.

Прелюбодейство сегодня распространено широко, как никогда. Оно имеет не только сексуальный, но и социальный характер — когда один гражданин вступает с другим гражданином мира в столь интимное общение, которое возможно только между близкими людьми, супругами, любовниками. Такими вещами занимаются ныне миллиарды людей — вследствие пандемии вовлечения в соцсети. Несовершеннолетних, с их незрелой психикой, стараются ограждать от всевозможных явных и скрытых проблем и пороков сетевой социализации, однако достигшие «возраста самостоятельности» граждане суммарно страдают не меньше, а больше. Потому что их электронная аддикция ударяет по взрослой сфере обязанностей, включая обязанности гражданина, опекуна и воспитателя.



Выход из этого тупика мудрые люди указали ещё в древности: надо ограничить эту связь по собственной воле, отсечь самые вредные соблазны, несмотря на то, что это так же больно, как самому себе отсекать руку. Мы бережём наш "социальный капитал", как зеницу ока, а нужно действовать наоборот. Нужно пойти на эту кардинальную меру, даже если она сделает тебя таким же беспомощным, как без правого глаза и руки.

Однако для обычного человека всё это невозможно, неприемлемо и даже противозаконно. Неолуддит, отрицающий гаджеты, цифровизацию и технику вообще, может сразу собирать баул на тюрьму - для него нет иного места в этом мире. Обычный человек, тем более с душой изнеженной, тепличной, который зависим от сетей ультра-цивилизации, не имеет ни сил, ни возможностей для освобождения от соблазнов.

Здесь русский язык оперирует очень уместным безличным оборотом, символизирующем стихию, неодолимую внешнюю силу. Гражданин заявляет, что ему НУЖНО ехать в офис на работу, сидеть целый день за монитором, держать телефон в руках, ему НАДО переключаться в соцсети, чтобы «узнать новости», «быть в курсе», «отдохнуть от рутины». Ему ПРИХОДИТСЯ денно и нощно обслуживать механизмы, иначе он просто погибнет, будет выброшен на обочину жизни. Такова проблема любой аддикции: наличие факторов неодолимых и внешних по отношению к личности. Алкоголик или наркоман не может сам прекратить потребление разрушительного продукта, ибо это разрушит его экзистенцию: оскорбятся его собутыльники с бутлегерами, и прибьют, а его организм так пострадает от «ломки», что может погибнуть от нарушения физиологии.

Здесь коренится проблема, а также одна из причин, почему большинство людей отвергает глубокий и практичный смысл учения Христа (даже если они формально приветствуют христанство). Он адресовал свои наставления не всем людям мира, не жителям мегаполисов, не маятниковым мигрантам 21 века, и тем более не праздным пользователям соцсетей. Он адресовал свои речи ближайшим спутникам, людям выдающихся способностей, которые, чтобы следовать Учению, были готовы бросить всё, отринуть мирские дела (а это очень болезненно), рискнуть всей жизнью (а это очень опасно). Оттого они и вошли в историю, как Апостолы. Христос образно называл их «sal terrae», подразумевая, конечно, не поваренную соль, но микроэлементы почвы. Он сообщал Апостолам секретные, герметичные сведения, пригодные только для них. Нарушать этот принцип - как разбрасывать бисер.

Однако герметические слова Христа сделались достоянием всё более широких кругов людей, не знакомых лично с Иегошуа, и даже вначале презиравших Его: сперва расследователи, потом последователи, далее служители, проповедники, затем прихожане, верующие, затем грамотные люди, разумеющие Писание, затем вообще любые читатели, в том числе профаны, атеисты и антиклерикалы. Подлинную же глубину учения постигли - немногие. Ибо это требовало отказа от мирских дел. Вместе с тем, слова Христа может принимать на свой счёт любой человек, даже атеист. И каждую формулировку можно толковать совершенно прямолинейно, в формате родного языка. Например, в обсуждаемой здесь метафоре можно видеть тех сотрудников, которых принято называть "правой рукой" и "всевидящим оком". То есть ближайший заместитель с возможностями спецслужб, и от которого нередко исходит основная угроза. Когда остаётся только в который раз вымолвить: "И ты, Брут?!"



Но всё же первым планом истолкования является то понимание, которое возникало у Апостолов. Таких личностей, как Sal Terrae Salvatoris, таких микроэлементов, было очень мало во времена Христа. А сейчас их доля и вовсе стремится к нулю, ведь когда почву постоянно используют, она истощается. Они перешли в разряд "наноэлементов". Есть и такая категория в биоэлементологии и нутрициологической химии, хотя вещества эти вредные, токсичные, радиоактивные, и в различимых дозах считаются преступными. Гораздо чаще этот термин используется в электронной технике. Там наноэлементы пока ещё приветствуются.
Tags: библейская экзегетика, сакральные тексты
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment