antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Кто такой Чичиков? Взрыв менталитета

Павел Иванович Чичиков - человек приятный во всех отношениях. Он легко и бесстрашно входит в контакт, добиваясь расположения самых нелюдимых, чванливых, замкнутых, враждебно настроенных людей. Его уважают и крестьяне, и аристократы, хотя фактически он - пустое место. Приехав в областной центр ("губернский город"), Чичиков за один день, даже за полдня - ухитряется встретиться с губернатором и ключевыми руководителями в ранге регионального министра. Как ему это удаётся? А вечером уже организован бал, как будто прямо в его честь.

Позвольте, да кто же он такой? Чем он, собственно, занимается? Парикмахер, учёный, филолог? Нет, бывший таможенник, занимался перевозками через границу, досматривал телеги, торговал правом на контрабанду. А теперь скупает мёртвые души. Как интересно! Нет, ничего интересного. В реальности он непонятно кто. Не совсем бомж, но по факту - бродяга. Не вор, но - мошенник. А кто таков Чичиков - в литературном и ноосферном пространстве, если задуматься? Кто вообще у нас покупает души? Кому можно душу продать? И кто вхож в любой дом? Кто занимается перевозкой мёртвых и через границу, причём в корыстных целях? Ради кого клали монету в рот умершего?

Гоголь спрятал тайну Чичикова на самом видном месте. Это называется диссимуляция.Писатель насытил свою поэму множеством аллюзий, скрытых интертекстуальностей, в том числе библейских. Его очень интересовала данная тема, ещё с детских лет. Но это для нас они скрыты. А для герменевтов XIX века, которые всю жизнь занимались анализом богословских текстов и охраной церковных институтов, всё было прозрачно. Они чуяли причины, намерения и последствия. Поэтому нападали на писателя, и даже напрямую добивались, чтобы второй том не дошёл до публикации.

Второй том опубликован фрагментарно. Самые интересные и познавательные страницы, где содержатся конкретные решения, "отсутствуют в рукописи". Ясно, что их выдрали из тетради, чтобы "дома почитать". Оставшиеся материалы тоже имеют вид недоработанных, слабоватых. Когда гений творит шедевр, он иногда принимает важнейшее решение в самом конце, внося пророческий элемент в последний момент, и даже, кажется, что портит работу. Но так надо.

Гоголю хотелось рассмотреть разнообразные онтологические модели. Он занимался назидательным кейс-стади. Отдельным его желанием было показать персонажей мифических - в обстоятельствах реалистических, лишённых малейшей мистики. В образе Константина Костанжогло автор намекает на Иешуа ГаНоцри, который каким-то образом воплотился сначала в Константинополе Византийском, затем на Святой Руси, и предстал бы где-то в глубинке, как идеализированный хлебный господин. Если знать французский и итальянский, вероятно, можно выяснить, что означают странные фамилии, которые ему подбирал автор. Где-то в недрах "Мёртвых душ" намечался и образ священника-помещика, но открыто автор почти не касался религиозной темы.

Повествование кажется зарисовками путешественника, развлекательно-поучительным чтивом. Однако Гоголь в нём весьма тонко и умело показал чудовищное противоречие социальных, нравственных и правовых основ Российской Империи.

С одной стороны церковь силами государства насаждала христианские догмы в статусе государственных законов, и карала отступников суровыми наказаниями вплоть до высшей меры. С другой стороны, государство и церковь допускали дьявольское занятие - торговлю живыми христианскими душами. Об этом говорилось прямо, эксплицитно, неприкрыто - "владелец пятидесяти душ крестьян". Душами можно было владеть, кичиться числом душ, находящихся среди имущества. Души можно было купить, продать, проиграть в карты, пропить в кабаке, заложить в ломбарде, воровать, мошенничать, переселять в живом и мёртвом виде. И государство точно так же узаконивало этот порядок вещей, и карало его нарушителей так же сурово, вплоть до высшей меры.

Крепостных, оспаривающих барский произвол, беглых, перебежчиков - могли отправить на каторгу и даже убить без суда, по барской воле. Точно так же наказывали свободных граждан, даже высокопоставленных. Протестующих, борцов с крепостничеством, пропагандистов гражданских свобод и даже тех, кто давал послабления (как пушкинский Онегин) - могли довести до остракизма, тюрьмы и даже гибели. Всё это выглядело чудовищным сатанизмом, богопротивным укладом. Христианская догма предполагает, что человек может быть пастырем душ, но не пастухом, скотником и мясником. Господь вдохновляет души людей, притягивает их. А порабощением и эксплуатацией душ занимается антипод - Дьявол.

Даже простые люди понимали, что здесь что-то не так. А люди глубокого ума осознавали, что такой порядок противоречит природе человека, давит на общество, расщепляет сознание, приводит к утрате человеческого облика, к замене божьей правды на дьявольское двуличие. И это делает страну уязвимой, открытой для всяких бедствий в настоящем и будущем, приводит к парадоксальному укладу, когда тяжёлый труд по производству пищи вознаграждается голодом, нищетой, страданиями, ненавистью.

Об этом говорили все крупные литераторы того времени. И поплатились: опалой, остракизмом, изгнанием, тюрьмой, убийством. За одну лишь констатацию проблемы посадили Радищева, который был аристократом и большой шишкой. В общем, это бесконечная тема. Пушкин сумел выразить нравственную проблему крепостничества наиболее кратко и ёмко, всего одной фразой: "И раб судьбу благословил". Но Гоголь его превзошёл. Пушкин, кстати, понимал, что Гоголь кое в чём его сильнее: как прозаик, как знаток провинции, как мистик.

Гоголь вскрыл противоречия крепостничества чрезвычайно тонко. Он показал проблему без натуралистического описания страданий рабов условной Салтычихи, без плачущих интонаций Некрасова, без народнического пафоса. Гоголь устроил магическое путешествие, в котором внешне не было ничего волшебного. Наоборот, он подчёркивал обыденный, обывательский, пошлый характер происходящего. Однако в глубине нарратива, замаскированная и спрятанная, мистика была, и очень большая. Однако полноценно раскрыть магическую подоплёку Гоголь намеревался в развязке, в финале. Трилогия - это огромный труд, многомерный замысел. И, разумеется, нельзя понять подлинную суть трилогии лишь по первой части. Даже если присовокупить сохранившиеся фрагменты второй части. Но догадаться можно. Такую задачу обычно решают реконструкторы-герменевты.

Палеонтолог догадывается, каким было вымершее чудовище, имея в руках всего один окаменевший зуб. Он якобы применяет научный метод, хотя всё равно это "гадание на книгах", и вилами по воде писано. Антрополог идёт на ещё большую герменевтическую дерзость. Ему достаточно отпечатков ног в глине, чтобы смело судить об эволюции всего рода людского. Ему достаточно минерализованного фрагмента мизинца, чтобы воскресить целое человечество - параллельный вид людей.

В литературе также возможно применение биоинформатики, молекулярной генетики текста, пластической реконструкции. Но это очень сложно. Надо знать приёмы и филологии, биологии, антропологии, общей информатики, и применять их все, целиком. Надо объединять гуманитарную и естественную науку, а это всегда химера. И надо не забывать про то, что автор текста - это был живой человек, гениальная личность, гораздо хитрее, чем механизмы репликации молекулы. В триллионы раз хитрее. А Человека в научном испытании обычно замечают в последнюю очередь.

Гоголь и крепостничество - тема давняя, известная. По ней сделано великое множество исследований.
https://vestnik.journ.msu.ru/books/2013/3/vybrannye-mesta-iz-perepiski-s-druzyami-n-v-gogolya-pomeshchik-i-krestyanin/
Однако там наблюдается противоречие. Считается, что Гоголь поддерживал государственную триаду, и пользовался поддержкой властей. И одновременно считается, что он был оппозиционером. Здесь вопрос тонкий, потому что было и то, и другое.

Гоголь заложил под устои крепостничества мощную бомбу. Возможно, самую мощную. Он чувствовал, что ему не дадут дописать все три тома. И был настолько хитроумен, что сделал взрывателем самую первую строчку. Уже само название "Мёртвые души" наводило на размышления об антихристианской сущности крепостного строя. Обыватель мог даже не раскрывать книгу, лишь взглянуть на обложку, или услышать обрывок разговора. Книгу Гоголя нельзя было изругать, осквернить. Любой очерняющий пасквиль, призывающий не покупать "Поэму Мёртвые души", производил бы обратный эффект. Во-первых, заинтригованный читатель сразу загорался бы желанием узнать, что это за текст с таким странным названием. Во-вторых, в нём прорастало зерно сомнения, что есть душа, если душами манипулирует и церковь, и барство, и государство.

По существу, такие тексты являются ноосферным оружием, водородной бомбой. Ими можно взорвать менталитет целой нации. Взрыв такой силы может уничтожить целую страну. В географии бывали аналоги. Ноосферный магический взрыв пробил скальную перемычку, и воды Средиземного моря хлынули в замкнутый понд, поднимая чёрную грязь со дна и затапливая степи Меотиды и Понтиды. Мстительные пострадавшие стали разыскивать виновника, отсчитывая дни и фиксируя все события. В этот момент и был "сотворён мир", началось Историческое время.

Вся эта гоголевская ересь должна была глубоко возмущать и церковников, и государственников, и аристократию. Финал здесь вполне предсказуем. Его, разумеется, предчувствовал и сам Гоголь. Но даже такой гений не ведал, что делать в такой ситуации. Некуда рулить! Остаётся только блуждать, как Чичиков. Дороги есть, а пути нет. Здесь никакой ум не даст рецепт. Система слишком сложна, лабиринт из одних тупиков. Самый искусный автогонщик ничего не может поделать, если тормоза отказали, а впереди стена.

Крепостничество было проблемой и для крестьян, и для элиты. Последние не были подлинными рабовладельцами-плантаторами или заводчиками. Им вменялось в обязанность закрепощать аборигенов и поддерживать уклад каторги под открытым небом, без всяких инструментов закрепощения. Отношения по сути каторжные, как у ссыльнопоселенцев. Но нету колючей проволоки, кандалов, надзирателей, собак. Что же делать барину? Разбирайся сам, как знаешь. Это очень затратный менеджмент. Нам сложно уследить даже за семьёй, за фирмочкой в три работника. А если их тысячи, и они там родились, живут и умрут? И если они находятся под дамокловым мечом законов, под стрессом барских прихотей, и всё это противоречит религиозной этике? Возникает double bind, расщепляется сознание, как массовое, так и индивидуальное. А таким контингентом продуктивно управлять почти невозможно. В те времена было полно людей, принципиально не способных управлять сельским имением, несмотря на весь свой ум и лоск. Такие персонажи у Гоголя тоже показаны, например, Хлобуев.

Сам Николай Васильевич, скорее всего, тоже был бы скверным хозяином. Родственники Н.В. Гоголя (1809-1852) владели крепостными, но сам он не был барином-крепостником. И никогда бы им не стал. Здесь нужен опыт, специальные знания, ухватки барина, физическая сила и стать. Зато крупный владелец душ - Александр Петрович Толстой (1801-1873), в доме которого писатель был окружён такой заботой, что умер в расцвете лет, ощущая себя дряхлым стариком.

Владения Толстого в Нижегородской губернии составляли 5343 га земли и 6425 крепостных, а его жена Анна владела в той же губернии ещё 33450 га земли и 6287 крепостных (как это часто делают жёны крупных чинов)*. В сентябре 1856 г. он дослужился до поста обер-прокурора Св. Синода, а в 1862 г. вышел в отставку по причине слабого здоровья. Почему его здоровье ослабело именно в юбилей смерти Гоголя, история не сообщает. А.П. Толстой был начальником одного из департаментов Министерства внутренних дел во время Польского восстания (в 1831 г.), следовательно поляки Яновские-Косяровские были ему особенно интересны.
(*Большакова Н.В. Гоголь и среда пребывания. М.: Сказочная дорога, 2016. - 231 с.)

Во второй части "Мёртвых душ" есть замечательная история, которую можно считать предвидением, даже предсказанием. Это визит к полковнику Кошкарёву. В гротескной форме там показано будущее. Например:
______________________________________
Пролетки были ему поданы и в полчаса примчали его к полковнику. Вся деревня была вразброску: постройки, перестройки, кучи извести, кирпичу и бревен по всем улицам. Выстроены были какие-то домы, вроде присутственных мест. На одном было написано золотыми буквами: «Депо земледельческих орудий»; на другом: «Главная счетная экспедиция»; далее: «Комитет сельских дел», «Школа нормального просвещенья поселян». Словом, черт знает чего не было!
______________________________________
Примерно такой и была атмосфера государственного управления в 1920-30-е годы, о чём сатирически писали многие авторы, в частности, М.А. Булгаков. Именно такие полковники Шариковы-Кошкарёвы воцарились повсюду, только гораздо грубее. И это был в определённой степени результат эмансипации - о которой всегда так пеклись литераторы-вольнодумцы. Дело в том, что эмансипация, свобода и либерализм хороши для креативного работника. Творцу они нужны как воздух. Однако ему кажется, что и остальные люди таковы. А это - самое большое заблуждение, как гения, так и профана.

В целом, можно утверждать, что произведение Гоголя дало существенный вклад в созревание решения об отмене крепостного права. Однако неясно, желал ли этого сам автор - в таком виде, как это произошло в реальной истории. Формальная отмена крепостного права в 1861 году вовсе не стала избавлением от проблем. Напротив, они усугубились. Крепостничество переродилось, приняло иные формы, ещё более уродливые: денежно-долговое и батрачное рабство, фабрично-заводское рабство, разверстая пасть продразвёрстки, внутренние и внешние войны, голодоморы и агрономическое принуждение, огораживание, коллективизация, экоцид, а затем подоспела урбанизация, деградация аграрного образа жизни и вымирание деревень.

Вероятно, здесь присутствует системное противоречие: земля противится насилию плуга. Создаваемые на основе этого насилия системы всегда остаются неустойчивыми, затратными и полными трагедий.
Tags: Гоголь, герменевтика, литература
Subscribe

Posts from This Journal “Гоголь” Tag

  • Гоголь и Сирин - две вещие птицы

    Читаю Набокова "Николай Гоголь". Точнее, слушаю "Лекции по русской литературе" (1996). Слушаю сквозь тройное кривое зеркало: 1. Изложение Гоголя…

  • Что такое литературное произведение?

    Арзамас опубликовал видеолекции о русской классике. "О русской литературе рассказывают выдающиеся школьные учителя. Лев Соболев, Елена Вигдорова,…

  • Кто такие Гог и Магог?

    Текст не отредактирован и не предназначен для широкой аудитории. Гог и Магог - эта странная конструкция встречается в литературном памятнике,…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments