antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Духовная жизнь слонов и потребность в новой зоопсихологии

Говорят, что постояльцы домов престарелых любят, если туда приходят пионеры и поют песни. Об этом писала Фэнни Флэгг в книге "Жареные зелёные помидоры". Аналогичная информация есть на сайтах и российских учреждений.

Оказывается, такие же интересы есть у престарелых слонов, пребывающих в приюте. На западе Таиланда в провинции Канчанабури (Kanchanaburi) организован такой приют-заповедник "Elephants World".
https://www.facebook.com/elephantsworld/
https://www.reuters.com/article/us-thailand-elephant-music/classical-piano-soothes-old-elephants-at-thai-sanctuary-idUSKBN1OD035

В этот санктуарий собирают индийских слонов, потерявших здоровье и зрение за долгую трудовую жизнь. Известно, что они любят слушать живую музыку. Волонтёр Пол Бартон (Paul Barton, 57), британский музыкант, доставил туда пианино и играет классические произведения, окружённый благодарными хоботными слушателями. Играет он классику, но я думаю, что если он исполнял бы на фано поп-музыку, слоны реагировали бы так же. Пол Бартон ведёт канал на ютубе, где и выложил это видео.



Далее теоретическая часть - и практический разбор.

Мне было интересно пронаблюдать морфологию их поведения, причём в аспекте зоопсихологии. Зоопсихологию почти сто лет назад справедливо раскритиковали за антропоморфизм и за "метод анекдотов", то есть рассказов о повадках животных. Зоопсихология фабровских рассказов действительно не похожа на точную науку, а в ХХ веке идеализировались позитивизм, физикализм и научный милитаризм. Однако в эпоху Современности произошли грандиозные сдвиги в мире идей и в самом мироздании, так что "душевность" и "духовность" снова стали в моде. Здесь подход зоопсихологии снова становится предпочтительным, а другие кажутся неполиткорректными или методологически ошибочными.

Так, бихевиоризм рассматривает животных слишком механистично и обобщённо. Эту методологическую проблему пришлось исправлять, конструируя "нео-бихевиоризм". У физиологии ВНД слишком велик редукционизм и уклон в физико-химические процессы. Сравнительная психология оказалась химерой, антиподом своему названию. Классическая этология тоже имеет изъяны. Она широко использует лабораторный физиологический аппарат, и одновременно рассматривает животных в идеальной дикой природе (что не соответствует действительности, так как всегда имеет место человеческий фактор). Этология получила нежелательное развитие в антропологию, констатируя и разглядывая всякие "дикости" у человека. Однако в реальных условиях цивилизованности, в гауссовой норме человечества ХХI века для "диких механизмов" остаётся очень мало места. Дикие инстинкты считаются противозаконными, неподобающими или хотя бы неполиткорректными, и люди тратят титанические усилия ради их сублимации и камуфляжа.

Факт в том, что в современном мире огромное развитие получили такие практики, которые "очеловечивают" животных. Их дрессируют на основе дружбы и понимания, и ставят выше человека в иерархии принятия решений. Собака-поводырь главнее, чем незрячий человек. Она выбирает путь и темп. Собака-ищейка главнее, чем человек с чемоданом. Она может приказать ему лечь на землю и отдать чемодан для потрошения. Тюремная собака неизмеримо главнее арестанта - это доказала обширная пенитенциарная практика в ХХ веке. Животных воспитывают как членов семьи, а не как рабскую прислугу - скот. Животным обеспечивают разнообразный сервис, включая массаж, стрижку и психотерапию. У животных бывают банковские счета, наследство, личные блоги, доходы, штатные должности.

Наконец, животных защищают законы - причем не как имущество, а как носителей гражданских прав, где права животных даже перевешивают права человека. Допустим, при подозрении на жестокое обращение с гражданином котом, гражданина человека могут арестовать или разрушить его бизнес, закрыв кошачий цирк. Его могут даже казнить, если это браконьер. У животных появились гражданские отношения. Собака уже не съедает гражданку Лошадку - иначе трагедия получает мировой резонанс, причём в психологическом ключе.

Следовательно, необходима теоретическая база, своеобразная нео-зоопсихология, которая толковала бы поведение животных с позиции человеческой психологии, констатируя наличие страданий и радостей, личностных проявлений, духовной жизни и прочего. Раньше придавали зооморфизм поведению человека, теперь обратная отмашка маятника. Такая теоретическая база уже существует, в разных формах, и можно сделать обзор.

Далее практика. Рассмотрим всего три кейса "человеческого" поведения и даже "проявления духовности" у животных.

Первый кейс. Слоны слушают фортепиано.



Итак, что же мы видим.

1) Слоны пришли не на звуки музыки, а "были приглашены на концерт", и явились, когда действие ещё не началось. Их привёл махаут, но слоны и сами знали, куда направляются.
2) Первый слон издал краткий энергичный приветственный рёв - в концертном, а не обыденном контексте. И ушёл влево, располагаться в партере.
3) Второй слон, когда заиграл музыкант, стал радостно подпевать, совсем как ребёнок. Затем он коснулся хоботом уха другого слона, дескать, "слушай ухом, тельняшка!" И продолжил подпевать, "аплодируя" ушами.
4) Третий слон ответил тем же - он коснулся хоботом уха Второго слона, дескать, я слушаю, и это крутая вещь.
5) Слоны подпевают и двигаются, как бы пританцовывая, что соответствует поведению и людей в аналогичной ситуации.

___________________________________________
Второй кейс: Слепой слон слушает флейту.



1) Пол Бартон играет на флейте, а старый слон, стоя вплотную слушает. Слон совершенно слепой, однако чувствует расстояние и не нарушает дистанцию. Он не сбил человека, не зацепил его хоботом. Почему? Стоит спокойно. Хоботом касается человека, ласково и благодарно. Зачем ему это нужно?

2) Интересно, что слон прячет хобот в рот, будто ребёнок - пальчик. Это смещённая активность, дающая понять, что этот хобот не собирается атаковать очень близко стоящего и в принципе малознакомого человека. Второй аспект данной реакции таков. Мыслящий организм желал бы обследовать неординарный объект (музицирующий человек) органом тактильной разведки, но его личность "смущается" величием и хрупкостью этого объекта, поэтому манипулятор "смещается" и контактирует с участком собственного тела, причём наиболее сенситивным.

Аналогичным образом смущённый человек приставляет палец к губам, а захваченный просмотром - грызёт ноготь, сосёт палец. У поздних урбанид данная реакция осуждается в силу гигиенических табу, а коннотации смещаются в обсценную область. Однако есть и другие аналогии. Девушки на концерте поп-звезды испытывают страстное желание дотронуться, схватить своего кумира. А поскольку это недоступно, они сжимают элементы собственного тела: волосы, одежду, лицо или пустые кулаки. Тактильные сигналы замыкают петлю рефлекса. Если же искомый объект окажется в досягаемости, они и впрямь вцепятся. Таким образом, физиологический и психологический компоненты присутствуют и у животного, и у человека (даже благовоспитанного).
______________________________________________________________________________
Третий кейс: Слепая слониха слушает Баха и танцует



1) Слониха подходит к фортепиано. Заслышав звуки музыки, она покачивается, поворачивается, ритмично двигает хоботом. Эти яктации - аналог танца. Музыка нарастает, слониха делает энергичное движение. Впрочем, большую часть времени она стоит и слушает. Начало третьей композиции тоже отмечено "движением вальса". Выражение "слониха слушает" критикуется бихевиористами, поскольку мы не можем доказать эту психическую реакцию. Однако общая картина поведения слонихи свидетельствует об аналогичной реакции у людей: она не ест попкорн, не уходит, не поворачивается задом, но откликается на музыку. Следовательно, "слониха слушает музыку и получает удовольствие" - это не антропоморфизм, а описание феномена, общего для животных и человека.
2) Слониха слепая и огромная. Однако она не сшибает инструмент и не блуждает в кустах, а очень точно располагает своё тело. Это довольно странно. Танцующие люди не столь аккуратны, особенно слоноподобные.

Далее снова слоновая теория.

Почему слонов вообще интересует музыка? Адаптивная природа такого интереса на первый взгляд не имеет оснований. Слонам нет нужды наблюдать за певчими птицами и следить за мелкими животными по голосам, поскольку они и не хищники, и не жертвы. Их собственный голос тоже отнюдь не соловьиный, чтобы придавать значения партитуре. Впрочем, диким слонам важно различать выражение трубных сигналов, урчащие звуки, отличая их от, допустим, сигнального рычания львов.

Тем не менее, неясно, почему им так "нравится" слушать живую музыку. Вероятно, это вторичное влияние воспитания, ведь они выросли среди людей, с их культурой, а следовательно, могли слышать музыку и коннотировать её.

Слоны на видео - домашние, даже культурные. Рядом с ними махаут. Там есть собака. Они хорошо воспитаны. Поэтому их поведение нельзя объяснять с позиции традиционных редуктивных методов. К ним не подходят методы дикой этологии и лабораторной физиологии. Здесь-то и можно применять подход зоопсихологии, и аппарат психологии. Потому что человеческая психология формируется не в дикой природе, а в условиях культурной и социальной среды. То же касается и большинства животных, попадающих в поле зрения наблюдателя.

Подлинно "дикое" поведение, которым обладали животные в труднодоступных уголках земли, на островах, уже нельзя пронаблюдать почти нигде. Везде животные встречались с человеком или следами его деятельности. "Непуганных зверей в девственных чащах" уже не сыскать. Соответственно, на передний план истинности выходит "антропоморфная зоопсихология", которая описывает поведение животных, столкнувшихся с техносферой, приспособившихся к миру техники и человека, вовлечённых в урбанистическую среду, находящихся под влиянием технических, культурологических и антропологических факторов.

Идеальная этология наблюдает животных в диких условиях, в девственной природе. Однако те животные, которые являются домашними питомцами, давно одомашненными видами, содержатся в неволе или хотя бы взаимодействуют с человеком в условиях закрытого заповедника, все они демонстрируют поведение трансформированное, отличное от дикого типа. Поэтому методологически некорректно смешивать данные, полученные в "идеальном заповеднике" - с данными, полученными в виварии, квартире, фермерском дворе или на такой "музыкальной вечеринке". Поведение "очеловеченных" животных должна изучать именно зоопсихология, учитывающая антропологический фактор, с его колоссальной информационной нагруженностью, учитывая этические, ценностные, холистические, экофилософские, информационно-технологические и другие аспекты.

Отсюда следует научно-методологический вывод: описывать и изучать поведение тех животных, которые так или иначе вовлечены в мир человека, следует методами зоопсихологии, только продвинутой, обновлённой и комплексной. Потому что их поведение обязательно несёт в себе элементы артефактности, взаимодействия с человеком, преодоления фрустрирующих факторов этого взаимодействия.

Разумеется, люди давно уже до этого додумались, и скорее всего развернули целую философию в данном направлении. Надо бы взглянуть, как развивается здесь эпистемология. Скорее всего, учитывая катастрофическую дефаунизацию и деструкцию дикой природы, эпистемологи в этом русле орудуют так же ловко, как слон в посудной лавке. Но это лишь моё предположение априори.
Tags: общая антропология, философия и методология, этология
Subscribe

Posts from This Journal “этология” Tag

  • Досадный фейл охотничьей собаки

    Пёс побежал по снегу к лежащему зайцу, наткнулся на него, и ничего не сделал. Заяц закричал и убежал. Хозяева заржали и выложили в Сеть ролик.…

  • Грозные псы встретили льва

    Тысячу раз слышал мнение, что собаки ориентируются по нюху, а зрение для них неважно. Врёшь, собака! Вот пример.…

  • Смещённая активность

    Здесь выложили хороший пример смещённой активности. Агрессивная доминанта порождает кусательно-лающую активность. Но при внезапном изменении условий…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments