Так о чём же эта песня? Надо подумать. Текст и впрямь пушкинский: Пушкина Маргарита Анатольевна (р. 1952), советская и российская поэтесса и переводчик, написала его задолго до наступления полной свободы творчества - как утверждают, в середине 1980-х. А в 1986 году текст был положен на музыку Крисом Кельми. Пока неизвестно, кто делал аранжировку для телевидения, организацию съёмок и постановку выступления - это тоже огромная работа.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Пушкина,_Маргарита_Анатольевна
https://ru.wikipedia.org/wiki/Замыкая_круг
У текста есть внешний смысл - как бы набор многозначительных вопросов и сентенций из разряда "и тут я задумался". И есть там второй, скрытый смысл, который как раз и объясняет, почему это вдруг исполнить эту песню собралась такая толпа видных рок-музыкантов, почему они так стараются, и почему проект такой масштабный.
Для начала я сделал точный протокол с распределением по ролям.
****************************
[Крис Кельми] Вот одна из тех историй,
[Александр Градский] О которых люди спорят
[Юрий Горьков] И не день, не два, а много лет.
[Константин Никольский] Началась она так просто –
Не с ответов, а с вопросов –
[Александр Ситковецкий] До сих пор на них ответа нет.
[Виталий Дубинин] Почему стремятся к свету
[Сергей Минаев] Все растения на свете?
[Ованес Мелик-Пашаев] Отчего к морям спешит река?
[Андрей Макаревич] Как мы в этот мир приходим?
В чём секрет простых мелодий? –
Нам хотелось знать наверняка.
[Александр Монин, Григорий Безуглый, хором] Замыкая круг,
Ты назад посмотришь вдруг,
[Евгений Маргулис] Там увидишь в окнах свет,
Сияющий нам всле-е-ед!
[Марина Капуро] Пусть идут дожди,
Прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог
Сумел пробить росто-о-ок!
[Павел Смеян] Открывались в утро двери,
И тянулись ввысь деревья,
Обещал прогноз то снег, то зной.
[Жанна Агузарова] Но в садах рождённых песен
Ветер лёгок был и весел,
[Анатолий Алёшин] И в дорогу звал нас за собо-о-ой.
[Андрей Давидян, Павел Смеян, вперебивку] Замыкая круг,
Ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет,
Сияющий нам вслед.
[Валерий Сюткин, Юрий Давыдов, Александр Иванов] Пусть идут дожди,
Прошлых бед от них не жди,
[Александр Иванов] Камни пройденных дорог
Сумел пробить росток.
[Александр Кутиков] Если солнце на ладони,
Если сердце в звуках тонет,
[Дмитрий Варшавский] Ты потерян для обычных дней.
[Марина Капуро] О-оо-оуоу!
[Дмитрий Варшавский] Для тебя сияет полночь,
И звезда-а-а спешит на помощь,
[Александр Кутиков] Возвращая в дом к тебе друзей.
[Жанна Агузарова] Уа-уа-уа-уа-йе!
[Артур Беркут, Марина Капуро] Замыкая круг,
Ты назад посмотришь вдруг,
Там увидишь в окнах свет,
Сияющий нам вслед.
[Александр Градский] Пусть идут дожди,
Прошлых бед от них не жди,
Камни пройденных дорог
Сумел пробить росток – оооу, оооу, оо!
[ХОР] Свой мотив у каждой птицы,
[Александр Градский] Свой мотив!
[ХОР] Свой мотив у каждой песни,
[ХОР] Свой мотив у неба и земли.
[ХОР] Пусть стирает время лица,
[Александр Градский] Пусть стирает время лица!
[ХОР] Нас простая мысль утешит -
[ХОР] Мы услышать музыку смогли.
[Александр Градский] Да, музыку смогли!!
[ХОР] Замыкая круг,
[ХОР] Ты назад посмотришь вдруг,
[ХОР] Там увидишь в окнах свет,
[ХОР] Сияющий нам вслед.
[Александр Градский] Нам всле-е-ед!
[ХОР] Пусть идут дожди,
[ХОР] Прошлых бед от них не жди,
[ХОР] Камни пройденных дорог
[ХОР] Сумел пробить росток.
[Александр Градский] Аааааа...
[ХОР] Замыкая круг,
[Александр Градский] Замыкая круг!
[ХОР] Ты назад посмотришь вдруг,
[Александр Градский] Ты назад посмотришь вдру-уг!!
[ХОР] Там увидишь в окнах свет,
[Александр Градский] Уо-оу
[ХОР] Сияющий нам вслед.
[Александр Градский] ААААаа
[ХОР] Пусть идут дожди,
[Александр Градский] Оу
[ХОР] Прошлых бед от них не жди,
[ХОР] Камни пройденных дорог
[ХОР] Сумел пробить росток.
[Александр Градский] Оооуооу ааа!
*********
Запротоколировать эту ораторию оказалось очень сложно, даже сидя за современным компьютером. А в те годы разыграть всё это с нуля, распределить роли, срежиссировать было в тысячу раз сложнее. Пожалуй, это небольшая рок-опера.
Эта песня о том, как жили, существовали и творили музыканты в те годы, как они пробивались к своей аудитории и к любимому делу. Это было весьма непросто. Чтобы попасть на сцену, надо было упорно трудиться, развивая талант привлекать слушателя и сочинять. Редкостное умение. А если продукт пропустить через медиа, то привлекательность сохраняется лишь у единиц. Однако после этого, в финале, их ждали испытания социальным давлением, так называемые "медные трубы". Стоя на сцене, они чертили вокруг себя магический круг и читали молитву, как гоголевский бурсак Хома Брут, чтобы их не растерзала ведьма-цензура. Круг этот состоял из чернил и заключался в качестве текстов, в отзывах прессы, в публичной известности, в подписанных разрешениях. Но действовал этот круг лишь в том случае, если Вий - всевидящее око, надзиратель и собиратель досье - не решал вдруг прохрипеть замогильным голосом "Поднимите мне веки! Вот он!!" Тогда вся свора бросалась на бурсака, и тот исчезал с лица земли, зачастую продолжая музицировать в лагерной самодеятельности или организуя последний концерт духовой музыки на своих похоронах. Однако самые упорные всё равно лезли вперёд и вверх. Ах так? Лезешь и протестуешь? И слуги дьявола на чёртовой мельнице наградили их фиктивной свободой девяностых. Круг замкнулся, стало возможным подсчитать прибыль и убытки. Впрочем, на следующем витке многие снова приподнялись, кому удалось дожить. Люди вообще долго живут, если мудро не умничают, и поэтому многое успевают.
Герменевтический круг предполагает, что спирали эвольвенты постоянно возвращают "в дом к тебе друзей", но также точно и врагов, и проблемы бытия. Однако следует признать, что объективных возможностей для самореализации, творческой и экономической, на современном этапе стало больше - в сотни и тысячи раз. И в тысячу раз стало больше возможностей уклониться от негативных факторов шоу-бизнеса, которые в те далёкие времена были неотвратимы и неодолимы, как земная гравитация, и сбрасывали в земные ямы даже самых крупных звёзд.
Данный телепроект был очень сложный организационно. Надо было распределить роли, договориться, пригласить и собрать артистов, не давать им пить и курить, но всё отрепетировать. Обеспечить крышу, бухгалтерию, арендовать сцену, записать, утвердить, пробить в эфир — это всё бездна работы. Вероятно, большой вклад сделал Кельми. Он вообще был компанейский человек. С точки зрения музыкальной режиссуры надо было продумать гармоничную комбинацию голосов, обеспечить качество при исполнении всего одной строки (что сложнее - люди не распелись), продумать должное, а не избыточное количество вокализов. Все они желали петь фиоритуры, гроулинг и петь полчаса каждый, чтобы пропиариться. Кто-то их сдерживал железной рукой, но мягко - на лицах нет и следа недовольства. Мастера!
Journal information