antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Почему так стремятся убивать гениев? Эссе

Никаких рейтингов. Я муссирую тему вглубь. Почему-то текстами про гениев интересуются те, кто далеки от этого уровня информационной одержимости, кто никогда не имел дела с гением и даже не встречал его. Только видел антикварные портреты и читал пыльную скукотищу. Живых людей в лицо гением не называют - неприлично. Это всё очень показательно. Врага надо знать в лицо. Но пока не сказали "фас", делаем вид, что мы в ладах.

Гребенщиков и некоторые другие выдающиеся "русские рокеры" - характерный кейс того, как соотносится гений и охлос. Все выдающиеся музыканты являются талантами. Все они на рыхлой почве порождают бурные заросли. Но гении - только те одержимые, кто рос в пустыне возможностей, кто пробивался сквозь асфальт эпохи и раскинул пышную крону всем смертям назло. Таких было немного, меньше промилле среди потенциально подготовленных. В ХХ веке в статусе "гражданин социалистической республики" побывали миллиарды людей. Из них сотни миллионов умели играть на музыкальных инструментах и сочинять песни. Однако статус "русский рокер-оппозиционер" получили порядка 10^3. И буквально единицы из них являются универсальными рокерами (автор музыки, слов, исполнитель, шоумен) и пользуются спросом по нынешний день, то есть последующие поколения слушают и ценят их композиции без принуждения. Раз эти единичные авторы добились такого результата, их можно считать гениями. Хотя "гений" отнюдь не синонимично "генералиссимус", "герильерос" или "счастливец-миллионер", скорее наоборот.

Охлос - это планетарная аномалия, где феномен человека переместился из биосферы в урбаносферу. В палеолитические времена охлоса не существовало, потому что все друг друга знали персонально. Все отношения были персональными. А охлос - это анонимный социум, участники которого не знают имён, функций, истории жизни, веса своих соседей. В зрелом охлосе граждане расписываются даже в том, что сами себя не знают, поэтому идут к гадалке или психологу. При этом охлос имеет плотную концентрацию и очень жёсткую институциональную структуру. Он отличается от палеолитического "социума богов", как кристалл от газа.

Все члены охлоса относятся к какой-то супергруппе, все что-то обязаны этой супергруппе, все в чём-то виноваты. Но при этом они не знают имён кредиторов и конкретной меры этих обязанностей. Суггестируется общее "чувство долга", зато долг конкретному человеку размывается, часто очень яростно: "Я - НИКОМУ - НИЧЕГО - НЕ ДОЛЖНА". Весьма распространённая чеканная отмазка. Которая предельно далека от истины, являясь копинг-формулой. Ибо всякий член охлоса, его монада - охломон - обязательно должен, всегда и везде: своему начальнику, родственнику, заимодавцу, супервайзеру.

Охломоны практикуют паллиативы, когда общий долг подменяется частным, общая конструкция выстраивается из эфемерных ближних связей. Например "служить Родине" означает беспрекословно выполнять приказы своего личного прямого начальника. Но с него взятки гладки, потому что он действует от имени системы, и подчиняется виртуальному божеству системы - в лице его собственного прямого начальника. Данный механизм тысячу раз высмеивался и критиковался, в том числе в таких блокбастерах, как "Форрест Гамп": "Что означает служить в армии? - Всегда выполнять ваши приказы, сержант!"

Так возникает тенсегрити, сетевидная структура необъяснимых долгов, пустотная, но очень прочная. Единичный охломон не может из неё выпутаться. Но если в неё ударяет внешняя стихия, вся эта архитектура долженствования сминается, возникает чудовищная девальвация обязательств, коррупция ценностей, и социум рушится. Рушатся социальные институты, государственные атрибуты, финансовое обеспечение, нормативная база, структуры правопорядка и обороны, мораль и этика. Подобных примеров множество: так называемые революции, смуты, депрессии. На нашей памяти обрушение (так и названное "коллапс") произошло с начала 1990-х, когда яростно обороняемые ценности десятилетней давности моментально сменились на обратные. Это проявление тенсегрити: марионетка маппет-шоу, ловко плясавшая на нитках, вдруг превратилась в безжизненную тряпку.

В этих условиях гений - классический "лишний человек". Он ни к чему не привязан, видит всю схему, может сразу влиять на миллионы нитей, а не пару ближайших. Он опасен, вреден, потенциально разрушителен. Это сверхтяжёлый атом в сетях сверхлёгких органических молекул. Ядовит, радиоактивен. Долой!

Что бы ни говорил гений, даже полную и нарочитую белиберду, вроде "ом-хо-хом", в его продукции будут усматривать политический подтекст. Причём обязательно оппозиционный - любому режиму, любой власти, сменяющей, воюющей, аннулирующей и враждебной другим режимам.

Гений может говорить умные и правильные речи - и этим вызовет чью-то ярость. Он может говорить кромешную чушь - и всё равно найдутся охлократы, которые натравят на него общественность. Гений может просто сказать "да" или вовсе замолчать. Тогда его обвинят в преступном бездействии. Дескать, что за подлец этот Ньютон! Такой умный - а на склоне лет заперся, занялся неизвестно чем. Нет бы нам пользу приносил, скотина этакая! Наверно, с ума сошёл, стал опасен. Кого-нибудь у себя в подвале резал на куски. Свихнулся, чернокнижником стал, и порчу наводил. Точно! Убейте его! Ах он уже умер? Тогда убейте светлую память о нём!

Гений находится в оппозиции всему и вся, в том числе самому себе. Он вызывает противодействие, несогласие, сопротивление. Поэтому гений избирает путь саморазрушения. Ему в этом кто-нибудь помогает, например, родственники, собутыльники, наркодилеры или психиатры. Последние понимают феномен гения лучше всего. Чтобы постичь творческий гений Пушкина, нужно спрашивать не у пушкинистов, а у санитаров в дурдоме.

Если гений сопротивляется деструктивным посылам, и чисто по-человечески, эгоистично пытается выжить, на него ополчается весь мир. Об этом много написано - от Библии до сказок Лукьяненко. Это вообще один из архетипов мировой литературы.



Допустим, гений уйдёт, спрячется от всех в далёкий скит. Скроется в пещеру на планете Дагоба, чтобы никому не мешать. Но его всё равно будут искать, убеждая себя, что все их беды - это колдовство беглеца и отшельника, отщепенца и опасного социопата. Баба Яга в глухом болоте, Кащей в сокровенном замке, Подводное Чудо в глубокой пещере. Никто не скроется! Герой-головорез найдёт затворника и убьёт его. Другой вариант - если гений станет юродивым, прикинется безумцем-побирушкой, всё равно на него будут подозрительно коситься, требовать помощи, а под конец убьют. Или запрут в дурдом либо тюрьму, где его ждёт крайне безрадостная жизнь. Больше всего ненавидят гениев - маргиналы среднего звена.

Если гений всё-таки проявит волю и станет учёным, его затопчет профессура, выбросят на обочину. Великие учёные, мощно продвинувшие науку (например, Менделеев, Сеченов, Циолковский, Докучаев) при жизни, в расцвет своей умственной работы, считались фриками, маргиналами, отвергались сообществом и нищенствовали. Их травили не только психологически, но и вполне материально. Это же касается гениев искусства, литературы, философии.

Если гений станет политиком, его также ожидает негативный приём. Он обязательно будет считаться злодеем, суперзлодеем, виновником всех зол на земле. Очень успешные государственные менеджеры, проявляющие качества гения (стремительный, магический рост влияния), обязательно попадают в такое фазовое состояние, даже если они ведут себя сравнительно или нарочито миролюбиво. Некоторые гении политики откровенно погружались в злодеяния, некоторые пытались максимально придерживаться доброты и справедливости. Без разницы! Реакция одна.

В начале ХХI века появился политик со сверхъестественными способностями. Никогда за всю историю не было такого успешного оратора и государственного деятеля. Он говорит и делает всё как надо, даже маскируется под простака. Но чем успешнее он осуществляет персональный менеджмент в своём мезокосме, тем мощнее вал недовольства. Интересно наблюдать, как на него возлагают вину за любое происшествие в любом уголке мира, будь то высыхание южноамериканских озёр или падение персидского ковра-самолёта. Это уже влиятельность на уровне деити, генерализованного божества.

Действительно, существует божество аккузатива, обеспечивающее разность потенциалов в мироздании. Урбаниды каждую секунду пользуются его услугами, но приписывают ему все беды, и постоянно проклинают.

Это интересный феномен. Вообще, урбаносфера устроена настолько сложно и аномально, что описать её почти невозможно. Нужна криволинейная логика Лобачевского-Мёбиуса, где каждый закон искривлён, перевёрнут, вывернут наизнанку и самодостаточен.

Итак, в коллективном бессознательном имеется некое смутное "божество падений", которое способно даже низвержение с небесного пьедестала обернуть себе на пользу, воцарившись в нижнем мире. В сущности, это персонификация гравитации и сопромата. Без противоборствующей силы всё взлетит на воздух и разлетится в прах. Ньютон как раз и сосредоточился на исследовании Дьявола, физическом проявлении божественного противодействия в материальном мире. Он был великий мистик и философ. Но это уже другая история.

Гений это не деити, уровень обычно ниже. Ему никуда не спрятаться. Поэтому он запускает программу саморазрушения. Любое его слово или молчание, действие или недеяние - будет истолковано против него. Этот феномен вовсе не является парадоксальным.

В урбаносфере и охлосе это совершенно нормальный кибернетический механизм, сродни гистологическим взаимоотношениям между генеративной и стабилизирующей составляющими, как гаметы и соматические клетки, делящиеся и дифференцированные клетки.

Яйцеклетка и сперматозоид - это величайшие клетки, обладающие сверхспособностями. В их развитие вкладывались сотни других клеток. У них большие перспективы. На них возлагают надежды. Но затем их сливают как нечистоты. Если реализовать все тысячи яйцеклеток и триллионы сперматозоидов, которые производит организм, планета сразу взорвётся. Поэтому они все уничтожаются - к своему великому огорчению. И к великому разочарованию окружающих тканей. В идеале жизнь сохраняет только одна зигота, продолжающая популяционную линию организма.

Гений - это ноосферная гамета, сперматозоид, способный плавать в миллион раз быстрее обычной ползучей клетки. Гений - это ноосферная яйцеклетка, обладающая запасом жизнеспособности в тысячи раз большим, чем обычные тканевые клетки. Они могут оплодотворить своим влиянием миллионы людей, генерировать колоссальные объёмы значимого контента. Гений - это по определению генеративный нооген. Обычные ноогены оставляют наследие только своим детям, а гений имеет в наследниках миллиарды других ноогенов. Это плохо. В перенаселённой антропосфере это катастрофично. Как тушить пожар керосином.

Даже в первобытном обществе гении были вредны. Они нарушали стабильность экосистемы и социума. Поэтому таких шаманов время от времени убивали. Гениев-магов привечали только когда случалась крупная экосистемная беда. Тогда они пробуждались и придумывали способ выживания. А в условиях урбанизации гениев ненавидели особенно люто. Они всем мешали жить. Поэтому пророков побивали. Надобность в них возникала только в случае войны, беспросветного порабощения, геноцида, истощения земли. Тогда Моисею давали бразды правления. Но в обычное и благоприятное время моисеев просто кастрировали или топили, чтобы они не увели никого в пустыню.

В условиях гипер-урбанизации, когда техносфера стала самодостаточной и потребовала жертв, гениев стали выдаивать, используя для создания военных технологий. Остальных уничтожали системно. Это привело к созданию молохов - смертоубийственных вихревых механизмов, превративших войну в стихию, а самоуничтожение - в неуправляемый вал.

В эпоху Современности зародился Homo electronicus, и роль гения перешла к умным машинам. Люди-гении либо служат на благо умных машин (например, работают программистами в Гугле), либо их топит ноосфера. Она замыливает их контент, делает его бесплодным. Ноосфера охлоса может подать любые гениальные конструкты как фрикции фрика, интеллектуальную мастурбацию. Это хитроумный механизм нейтрализации. Аналогичным образом тончайшая в масштабах Вселенной атмосфера нейтрализует космические лучи, сумевшие пролететь миллионы миль. Ноосфера размывает контент и дезавуирует методы. Гении по своей природе предпочитают производить не методы, а контент. Метод - слишком эффективно, слишком концентрированно. Гений должен быть легкомысленным поэтом, а не методологом, иначе он обвалит все парадигмы.

Это очень большая проблема - куда девать гения. Он как радиоактивный элемент. Потенциально в нём заложена великая энергия, но на практике от него мало толку, зато много опасности. Лучше его уплющить ещё в колыбели. Однако здесь возникает помеха. Гений напрямую связан с великим эгрегорами. Его белиберду слушают боги. Поэтому, погибая, он создаёт такие вибрации, которые могут принести большие разрушения - в первую очередь, своим губителям. Это давно известно. Надо чтобы он сам себя уложил в гроб, убедил в собственной ничтожности и ядовитости. Трудная задача!

Механически прихлопнуть богоподобного гения так же опрометчиво, как атомную электростанцию. Без графитовых замедлителей и охлаждения она рванёт и отравит всё царство.

Это давнишняя проблема. Она отражена в древнейших текстах, которые принято квалифицировать как "мифы", в том числе в популярном у ортодоксов сборнике под названием "Библия". Например, в Евангелие от Луки (Лк. 2:41-47).

(41) Каждый год родители Его ходили в Иерусалим на праздник Пасхи.
(42) И когда Он был двенадцати лет, пришли они также по обычаю в Иерусалим на праздник.
(43) Когда же по окончании дней праздника возвращались, остался Отрок Иисус в Иерусалиме; и не заметили того Иосиф и Матерь Его,
(44) но думали, что Он идет с другими. Пройдя же дневной путь, стали искать Его между родственниками и знакомыми
(45) и, не найдя Его, возвратились в Иерусалим, ища Его.
(46) Через три дня нашли Его в храме, сидящего посреди учителей, слушающего их и спрашивающего их;
(47) все слушавшие Его дивились разуму и ответам Его.

Что же эти трое Га-Ноцри были такие слабоумные, что их взрослый мальчишка потерялся в трёх соснах - на целых три дня? Нет. В этом отрывке скупо обрисовано, как Иегошуа пытались убить. Его хотели уничтожить ещё во младенчестве. Но увидели, что это очень сложно и опасно. А к 12 годам человек уже выходил во взрослый, активный статус. Поэтому надо спешить. И местные шаманы задержали его, заманили, чтобы выполнить иродов завет. А родителям велели передать, что мальчик гостит у близких, кушает финики, отдыхает. А сами прощупывали и подбирались к нему. Но поняли, что это святой, которому благоволят их собственные боги, и убоялись. А мальчик хоть и был наивен, но всё это ощутил и запомнил. К 30 годам его всё же довели до суицида в пустыне, но там он вспомнил всё.

Именно по этой причине Иисус атаковал и обвинял фарисеев - и вовсе не за то, что они "увеличивают воскрилия одежд своих". Чушь собачья. Он клеймил их за то, что они убивают детей божьих, почувствовав в них вундеркиндов, или в архаичной терминологии - пророков, гениев и богов. И колол этих шойхетов в самую болезненную точку. Потому что собственноручно убить святого ребёнка, это очень тяжело для человеческой психики. Карма обваливается. Взрослого пришить ещё куда ни шло, и то неприятно. У них всё-таки была живая душа. Надо придумывать способы похитрее. Пришлось изворачиваться, изобретать механизм круговой поруки, который бы пригвоздил этого пророка, но у всех остались бы чистыми руки. Однако их благоденствие длилось недолго - всех куда-то раскидало. А теперь они готовы всю планету перерыть, скупить и перекопать Святую Землю, сжечь и забетонировать мир - чтобы не допустить реинкарнации Иешу. Дурное дело нехитрое - они уже весь мир взорвали ради этого, всюду гиперболы и гиперболоиды. Христос являлся десятки раз, делал своё дело - и уходил. Когда полыхает весь город, спасатель МЧС уже не нужен, даже если он гений-функционал.

Современная антропосфера избавляется от гениев разными путями. В основном их институционализируют: принимают в какую-то контору, где инкапсулируют и заставляют выделять под себя. А продукт реализуют очень медленно. Гений обязан участвовать в крупной институции - как радиоактивный компонент в огромной АЭС. Но обычно работать с ним очень сложно. Много мороки. Тут даже гении менеджмента не справляются.

Но есть и тысячи других способов, как нейтрализовать гения. Даже целая наука разработана - для специальных и особых, знающих всё и вся. Однако в этом трудном деле важно максимализировать анонимность, чтобы никто не мог понять, кто ответственный за казнь, в том числе сами палачи. Лучше всего удушить стенами, внушив чувство вины. Чтобы была сеть посредников, круговая порука, какие-то роботы-ликвидаторы "ничего личного" и глухие механизмы суицидогенеза. Это довольно просто: арест, тюрьма, и такая атмосфера, чтобы он сам сдох.

Но надо ещё знать, как нейтрализовать привидение. Ибо гении могут возрождаться, не умирать, реинкарнировать, в том числе бестелесно. Для этого нужно стереть о нём память, в том числе у самих себя. Чтобы вообще никто не знал, не помнил, а палач ведал только номер подэкспертного с мешком на голове.

В общем, там создано целое искусство, целая наука. Над разработкой трудились подлинные гении. Масса труднейшего и противнейшего труда, достойная всяческого уважения. Однако шляпу перед ними я всё-таки не снимаю. Никак не снимаю. Пусть даже с меня за это снимут голову.


БГ тщательно уклонялся от пророчеств, делая ставку на юродство, абсурд и маразм. Однако в этой песне "Поколение дворников / Равноденствие" он прокололся. В середине 1980-х всё это звучало как пустой набор слов. Но в последующие три десятилетия сбылась каждая строка. В его мезокосме - абсолютно каждая. Включая финальное бренчание, до странного напоминающее гимн одной великой страны. Однако формально срок давности уже истёк, и впоследствии он исполнял только совсем уж полную ахинею. Поэтому будить шойхетов и послать на задание - нет оснований.
Tags: общая антропология, психология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • карманы калана

    Калан (или морская выдра) питается моллюсками и морскими ежами. Панцири он разбивает камнями. Плывёт на спине, пристраивает камень на груди, сверху…

  • Последний вопрос Пруста

    Вот некий Марсель Пруст (устами некоего мастера столоверчения) регулярно задаёт нам вопрос: - Что Вы скажете Всевышнему, если встретитесь с Ним? Все…

  • Чехов и "Чёрный монах"

    В 1990 году повесть Чехова "Чёрный монах" гениально озвучил Иннокентий Смоктуновский. https://www.youtube.com/watch?v=OLNkyTRhZ4E Антон Павлович…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment