antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

почему друг надёжнее товарища?

Когда я стал буквалистом, зауважал русский язык. Суперкомпьютер из миллиардов мыслящих граждан сформулировал внутри языка множество определений, объяснений и скрытых связей. Надо лишь не лениться их отыскивать. А затем помалкивать о том, что нашёл, потому что в каждом русском шкафу - скелет, каждый город построен на костях, а в каждой голове есть такие впечатления, которые лучше не озвучивать.

Слово "друг" изначально обозначало спутника, партнёра в пути, соратника в военном походе. Это был "другой", твоя "тень", alter ego - тот, кто будет спасать тебя ценой жизни, случись беда. А в нашей жизни друг, это как напарник в маршруте геологоразведки. Даже если идут техник и рабочий-бич, они обязаны дружить, иначе могут и не вернуться.

Об этой коннотации хорошо рассказывает песня "Если с другом вышел в путь", ставшая всенародной. Ролик в качестве примера приведён ниже. Её сочинили очень сильные галахисты, Шаинский и Танич. Текст написал потомок древнего иудейского рода - на эстраде Михаил Исаевич Танич, а в личном деле - Моисей Исаакович Танхилевич. Он отобразил мысль о друге-спутнике с тысячелетним еврейским мастерством, зашифровав там некоторые детали своей военной и соликамской одиссеи. Больше так никто не сумел. Его биография очень интересна, или лучше сказать - ужасно примечательна. Разборки, медведь, дождик проливной - это всё соликамский лесоповал, увы.
ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Танич,_Михаил_Исаевич

А слово "товарищ", превратившееся в официальное именование диктаторов пролетариата, до сих пор имеет якобы неясную этимологию. Хотя ближе всего у него связь со словом "табор" - лагерь. Вполне антропологично, что друг надёжнее товарища. После похода вместе с другом человек приходил в табор, где его ждал "таборищ". В его задачи входило обеспечивать сохранность вещей (товар), спального места (палатка), питания. Возвратившись в лагерь, наш бродяга мог убедиться, что таборищ его предал: отдал имущество разбойникам, а палатку тому, кто больше заплатит. Или вообще перекочевал в другое место. Такая разобщённость имела место и в современности. Товарищ - как дежурный по камбузу или персонал в гостинице. И на том спасибо, если шмотки не обшарит или даже не убьёт ночью. Друг тоже мог напакостить в пути, но там узы крепче. Напарника не пошлёшь лесом, надо терпеть и спасать.

Существует много других терминов социальных связей: сосед, супруг, сотрудник, или, например, союзник - буквально "со-узник", тоже неплохо.

Семантика слова товарищ-таборищ проявила себя и в пенитенциарной системе - тоже в лагерях, но их которых нет выхода. Откуда нельзя "с другом выйти в путь" - разве что с конвоиром и этапными случайными попутчиками. Тюремное словотворчество чрезвычайно психологично и пронизано копинг-философией. Из ИТЛ нельзя выйти в путь, можно освободиться, откинуться, соскочить на больничку и т.д. Там постоянная эрозия, терминология меняется, как шифры у подпольщиков. Соответственно, в застенках друга заводить нерационально, слишком уж непредсказуемые условия и враждебный фундамент социальных отношений. Подружишься с кем-то, а его переведут в другую тюрьму, поминай как звали. Или заставят его предать, по веками отработанным схемам. Поэтому в застенках нужны товарищи. Товарищ Танич, как основатель проекта "Лесоповал" и сахалинский монтажник, об этом знал лучше многих.

Выйдя на свободу, товарищи сохраняли товарищество, которое, однако, не было подлинной дружбой и предусматривало таборное предательство и товарные отношения. Захватив власть, товарищи сделали всё, чтобы разрушить любые вольные механизмы социальной аггрегации в новой пенитенциарной системе. Поэтому там сформировались различные суррогаты: кореша (т.е. связанные корнями), земляки, еврейские кенты. В определённых условиях реализовывали архетип братания. Были в ходу и другие "нетрадиционные" отношения, довольно прочные за счёт физиологических струн. Чтобы они не цементировали парный союз до уровня дружбы или хотя бы партнёрства гусаков, их целенаправленно оскверняли в аксиологическом пространстве. Тем не менее в глубине души многие страдальцы отдавали им позитивное значение. Пришлось применять механизмы практического, а не психологического осквернения.

Вообще подлинная социология и социальная антропология - необычайно сложная система знаний, усложнённая сверхмощной фальсификацией. Интеллект не способен охватить её по причине обширности, замутнённости и помехи со стороны эмоционально-этического фона. Приходится разбивать гранит стеклянными инструментами. Поэтому вообще не нужно туда лазить. Надо хранить детскую наивность на физиономии, а решения пусть принимает интуиция.

Вот пусть интуиция и оценивает эти славные советские физиономии, а я умолчу про их бонитет. Очень меня удивила концовка песни, где явственно слышится громогласное хоровое "Тьфу!" Режиссёры и хоровики не могли не догадываться о таком эффекте. Воистину мастера! Снимаю шляпу.



Кто солист, не написано. Как я выяснил, это Дмитрий Вячеславович Голов (1964), выдающийся юный исполнитель тех времён. Но только "юный". Дальнейший анализ вокализа показывает, что это всё были скорее - товарищи, в том числе по отношению к музыке и вокалу. А дальше занялись серьёзными делами. Как и большинство друзей-товарищей нашей с вами эпохи - таких в общем-то товарищеских, дружественных, добрососедских и миролюбивых отношений.
Tags: антропорусистика, музыкальная антропология, тэта-онтология
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment