antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Синтезаторная музыка как анти-архетип и предвидение

- Нет доступа к ютубе? Ты чё, упал что ли?!
- Да!

В детстве я балдел от синтезаторной музыки и от радиофонических экспериментов. Оказывается, неспроста. Это индикатор качества. Чтобы получать такую продукцию, требовалась огромная работа, знания и умения. Получать интересные звуки и должным образом их комбинировать в те времена было ничуть не проще, чем виртуозно играть на скрипке. Нужно было разбираться не только в музыке, но и в радиоэлектронике, радиотехнике, акустике.



Был такой потрясающий проект - BBC Radiophonic Workshop. К 1980-90-м, когда в продаже появилось множество синтезаторов, его закрыли. Но сейчас вернулись и сумели оценить должным образом.
https://en.wikipedia.org/wiki/BBC_Radiophonic_Workshop



У меня была мечта идиота - заниматься подобными вещами. Сидеть в мастерской, заставленной до потолка радиотехническими ящиками, магнитофонами и проводами. Чтобы там пахло канифолью, плёнками и нагретой аппаратурой. Откуда это взялось? То, что в будущем изменится сам принцип работы и всё уйдёт в компьютер, нам в голову не приходило.

Впрочем, приходило - именно мне. Был один эпизод. У нас была продвинутая музыкантша Светлана Кудряшова. Она вела уроки музыки на высоком уровне, и замечательно оформила кабинет. Почему-то директриса её за это не вышвырнула. Светлана ставила нам пластинки Баха, Чайковского, Вивальди. Пыталась даже познакомить нас с буги-вуги и блюзом. Но я в том возрасте не воспринимал классику популярного направления.

В какой-то момент она где-то раздобыла маленький синтезатор, на котором играла прилежная девочка - довольно скучные пианины. А мне хотелось звука, как у СИНТИ-100. Или хотя бы как у группы "Форум". Меня музыкантша держала за говно, потому что морда и голос лягушки, кумплекция не сексапильная, а главное, я не ходил в музыкалку и был мальчишкой - тяжкий грех с точки зрения всех училок музыки во все времена.

Однажды я таки рискнул с ней заговорить. Речь зашла о музыкальных инструментах. Я знал много всяких фаготов, и перечислил их, упомянув также "компьютер". Музыкантша подняла меня на смех, что такого музыкального инструмента не существует. Хотя в то время были уже ритм-компьютеры, а у нас на руках имелся диск "P.R.Computer" - эксперименты венгерской группы "Panta Rhei". А сегодня это вообще основной "народный" инструмент. На нём "играют в бисер" миллионы людей во всём мире.

Однажды Кудряшова поехала в Москву и раздобыла там пластинку "СИНТИ-100". Большой винил, на котором был, в частности, Дебюсси. Кто-то ей подарил. Эта музыка меня ошеломила. С тем синтезатором связана какая-то афера. Зиновьев привёз его на выставку в СССР и сам собрал. Он, очевидно, догадывался, что могут и не вернуть, но решил сделать широкий жест для русских. Так и произошло: громоздкую махину не дали вывезти, и оставили на фирме "Мелодия". Тогда буржуи вежливо обратились по линии МИДа и попросили оплатить грабь-награбленное. Им вроде бы даже дали денежку, чтобы умолкли.

Без хорошего композитора, сам по себе, он несъедобен. Это музыкальный инструмент, а не робот-развлекатель. https://youtu.be/86Dg_htZqsM

Во любом случае, я недаром балдел от этой музыки - и в фильмах, и на диске, потому что и сам синтезатор был шедевром радиоэлектроники, и потому что его использовали выдающиеся музыканты: Градский, Артемьев, Рыбников и др. Собственно, его звучание и придало очарование фильму "Через тернии к звёздам", на который я ходил раз пятьдесят. Ну и ещё сыграло то, что меня на него затащили тимуровцы. Остальное вторично.

Я всерьёз планировал соорудить в будущем синтезатор, хотя не учился "на фано" (и правильно делал). Больше всего мне нравилось делать мультивибраторы. Со временем оказалось, что их можно паять очень аккуратно и миниатюрно. Это Жан меня научил. Он меня всему научил. В отличие от взрослых. Вот кто был тимуровец! Однако он не питал страсти к самой музыке и к экспериментам со звуком. Естествоиспытателем по духу был я, а Жан был лучшим техником во всей округе. Никто не делал работу так чисто, аккуратно и грамотно. Откуда он этого набрался? Догадываюсь, хотя и смутно.



Мечту эту вполне реализовали мои гены, мои корнеотпрыски, мои колониальные полипы. Но эволюция так причудлива, что эффект основателя действует лишь в одном направлении и не вознаграждает усилия по борьбе за существование эгоистичного генотипа родительских поколений.

Но меня это уже слабо интересует. Пройденный этап. Сейчас меня интересует другое: почему душа ребёнка испытывала такой мощный отклик на радиофонический и синтезаторный звук. Ведь в природе нет аналогов. У него нет архетипов. Поп-музыка сама по себе архетипична. Она реконструирует звуковой ландшафт внутриутробной жизни, хотя и релевантно преломляет его для подростковой психики. Здесь механизм мне понятен. Жужжание и гудение инструментов напоминает звуки довольно опасных животных (насекомые, хоботные, кошачьи), а струнные рефлексируют ландшафт неживой природы: журчание воды, шелест листвы и др. Но что такое звук синтезатора? В природе его не существует. Попытки найти его, трансмутируя различные астрономические или физико-химические параметры, это фикция.

По-видимому, в этом и есть притягательность синтезаторных звуков. Они уникальны, абсолютно новые. Это анти-архетип. Данный феномен (анти-архетипичность, абсолютная новизна) точно так же мобилизует сверхсознание, как и архетипичность культурного продукта. Также может быть, это хронологическое ясновидение. У чутких людей интуиция считывает значимую информацию из будущего. А синтезаторный звук чрезвычайно актуален. В 1950-х он ознаменовал открытие нового геологического времени. Звуки примитивных синтезаторов, мультивибраторов и глушилок были фанфарами, встречающими эру Технозой, период Урбаноцен и эпоху Современность, где главенствует ноосфера. Это своеобразный "голос ноосферы", её вокал. Сегодняшнее будущее переполнено синтезаторными звуками, хотя и не в таком радиофоническом жанре, как казалось медийным футуристам-фантастам.

Также можно было вспомнить будущее ядерного апокалипсиса. В 1960-х и далее человечество с надеждой и трепетом томилось в предчувствии долгожданного "мирового пожара" и "светлого будущего", когда, как в песне поётся:

Планета крикнет: «Укрой меня
От этой тучи от смертоносной,
Укрой от грозной волны огня,
Пока не поздно, пока не поздно!»


Эту песню мы как раз разучивали на уроке музыки. И даже пели в актовом зале.

Откуда-то возникла и укоренилась идея, что огонь очищает. Вероятно, эти лоси-философы никогда не были на пожарище. В 1980-е годы нас весьма настойчиво заставляли ожидать ядерную войну, со дня на день, вот уже почти что завтра. Особенно засуетились, когда умер Брежнев. Даже гоняли нас на учения, бегать в тёмный подвал, или падать влево, если вспышка справа. С точки зрения обеспечения жизни, самой жизни, а не мучительного доживания в газовой камере, это был полный идиотизм. Но для терроризирования населения и внутриполитического шантажа это было чрезвычайно умно и дальновидно. Сегодня эти настроения также в большой моде, и используются чрезвычайно активно - как средство внутрисистемного шантажа русскоязычной аудитории. Это правильно - нечего нас распускать.

А взрывы атомного оружия, как известно, вызывают мощные электромагнитные явления, в том числе в ЦНС. Они должны восприниматься психикой, как навязчивый стон, гул, звон в ушах, завывания - особенно если вокруг будут выть, стонать и изрыгать проклятья знакомые люди, обожжённые и страдающие лучевой диареей. Вероятно синтезаторный вой в голове будет порождать сумма эффектов: элекромагнитные импульсы, оглушённость ударными волнами, лучевое разрушение анализаторов, стрессовое поражение психики. И эффект здесь действительно космический, потому что ядерная война будет не локальной, а захватывать ближний космос. Те, кто не увидит собственно бомбардировки, жители глубинки, будут приникать к радиоприёмникам, в надежде уловить информацию. А радиоволны понесут пресловутые завывания. Возможно, синтезаторные оратории волновали души отдельных детей - именно по причине предчувствия данных событий. Дети чувствительны и сентиментальны, они не любят умирать. Впрочем, это лишь гипотеза. Но если выпадет случай её верифицировать, то опубликовать результаты уже будет невозможно.
Tags: музыкальная антропология
Subscribe

  • Musicless Musicvideo

    Давно хотел увидеть. Видеоклипы без фоновой музыки. Минусовка. Или плюсовка? https://youtu.be/5Jd9AmepgdM Musicless Musicvideo / ELVIS PRESLEY -…

  • Правым коленом на шею

    Дерек Шовин (Derek Chauvin) звучит почти как "прямой шовинизм" (direct chauvinism). Отчасти поэтому именно в него так вцепились. Джордж Флойд (George…

  • Мой комментарий к записи «перемены» от mi3ch

    В системе уравнений по поводу глобального потепления есть большая загадка. Факт №1. За последние 100 лет пересохли крупные озёра. Обмелели реки.…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments