antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Что такое свастика? Почему её так боятся?

Смотрю фильм "Красивый ум" (A Beautiful Mind, 2001), который любители играть с недоразумениями перевели, как "Игры разума". Про гениального мудака. Как он воевал на умном фронте. Интересно, как его грохнут? Пока не досмотрел. Параллельно читаю Хайдеггера. Говорят, тоже характерец был так себе. И вкушаю ужин. Сегодня у нас ля паста итальяно под соусом соледжято. Хайдеггер и солнечный соус неожиданно осветили мне причины нынешней фобии в отношении свастики.

Могучие, бронированные, электронизированные и сверхбогатые государственные структуры боятся свастики до такой степени, что предписывают карать полицейскими мерами за размещение исторических фотографий в личном электронном дневнике. То есть убивать граждан даже не за высказывание мнения или отношения, не за критику власти, но просто за констатацию исторического факта давно минувших лет. Свастику боятся до такой степени, что пользователи Сети разражаются паническими воплями, если им покажется, что данную форму приняли автомобили на стоянке или люди на массовом мероприятии. Это довольно сложно объяснить.
https://en.wikipedia.org/wiki/Swastika

Вообще-то свастика - это официальный символ, принятый в целом ряде государств ХХ века, включая советское (где она красовалась на казначейских билетах и в прессе во времена "дружбы" с Германским Рейхом в конце 1930-х). Но двойные стандарты - это социально-политическая норма. Сегодня сетевые провокаторы (имеющие толстую корку над сердцем) тоже в своих аккаунтах бравируют нацистской атрибутикой, размещая её в хвалебном аспекте. При этом по всему миру немало инцидентов, когда власти или общественность атаковали обывателей, просветителей, деятелей культуры и даже учёных только лишь за констатирующую демонстрацию свастики. Примеры представлены вот на этой иллюстрации.



После разгрома нацизма произошла стигматизация свастики (политическая негативная ассоциация), демонизация (закрепление пугающей связи), криминализация (применение карательных мер за использование), а также аппроприация (искусственное отождествление нацистской свастики со всеми аналогами, например, буддийскими или неолитическими). Криминализация свастики в наш ультрапрогрессивный, электронный и космический век подчёркивает фактическую несвободу человека в социально-информационном пространстве, выступая, как лучший кейс-индикатор.

Чем же так пугает свастика власти и народ в стране-победителе? Почему они готовы уничтожать собственных граждан через 75 лет после Победы, даже не за прославляющее, а за символическое и просветительское использование официальной символики давно разгромленной идеологии, побеждённого режима? В чём глубинные причины этой фобии?

Я пользуюсь следующей версией, довольно поверхностной, но психологичной. В историко-пропагандистских фильмах режиссёрам приходилось изображать нацистов со всей их атрибутикой, которая volens nolens романтизировалась экранными средствами, выглядела привлекательно и потому становилась образцом для влечения и подражания у школьников. Дети играли "в Штирлица и Мюллера", потому что фрицы выглядели элегантно, занятно и победительно. В "Щит и Меч" тоже играли. Стишки "Дети в подвале играли в Гестапо" даже стали фольклором.

Сегодня эти школьники выросли и стали самыми влиятельными гражданами. Они уже играют на другом уровне - не в школьных коридорах, а в кулуарах высшей власти. Их лучше не дразнить ностальгическими пятнами. Поэтому клин клином - на запятнанный государственный символ пришлось наложить пятно. Возникла необходимость запретить свастику и другие атрибуты нацизма на государственном уровне в законодательном порядке, ведь влиятельные граждане обращают внимание только на этот язык.

Далее со всеми остановками.

Мы тоже играли в тайную полицию, в Штирлица, в войну, как и положено детям, рефлексируя идущие по телевизору сериалы. Эти игры происходили в возрасте 9-14 лет. Затем, после первой призывной комиссии, крепышей и заводил взяли под крыло погранцы, и у них начались более взрослые игры. Там открытая атрибутика и старые игрушки уже не приветствовалась. В этом - один из корней свастикофобии на северо-востоке Евразии.

Между прочим, данные игры имели определённую телесную или эротическую окраску. И если в рамках установившейся ныне конъюнктуры подвергнуть криминологической оценке все биографии всех граждан советских и постсоветских государств, то выяснится, что в течение ХХ века под предлогом одних лишь только "подвальных игр в фашистов" были совершены миллионы насильственных действий сексуального характера, которые ныне считаются наихудшими преступлениями (хотя бы в формате statutory rape).

Вероятно, счёт таких эпизодов идёт даже на миллиарды, ибо полмиллиарда растущих граждан, большую часть суток предоставленных сами себе, за 20 тысяч дней могут наворотить бесчисленное количество грешных поступков. Следовательно, если снять ограничения для суда, и вершить его на основе голословных обвинений и без срока давности, можно осудить всех активных граждан страны, переведя их в статус преступников. Это чистая кибернетика, которую в любой момент можно мобилизовать. Осуждение постфактум широко использовалось в тоталитарных государствах, особенно как раз северо-востоке Евразии. Например, за связи с троцкистами или монархистами, за пребывание на оккупированных территориях, за родство с лицом, обозначенным как "враг народа". Всё это можно возвратить, была бы политическая воля. Возможно, здесь кроется ещё один теневой фактор свастикофобии. Следующий фактор, более явный - феномен "обезьяна со шлангом". Совокупность этих факторов формирует этическое и правовое давление, своеобразный "staturory mind rape".

Но мне открылась и более глубокая причина, семантическая. Она погружена в коллективное бессознательное и опирается на простейший визуальный гештальт. Который я только сейчас удосужился узреть. Глядя на этого чувака, поразительно похожего на Рассела Кроу в роли гениального Джона Нэша.



Свастика - это символ Мясорубки. Когда она на красном фоне флага - то воспринимается ещё явственнее. Один человек может быть глупым и недальновидным. Но коллективная интуиция большого социума понимает самые глубокие подразумевания. Мясорубка угробила миллионы силовиков. И порядка ста миллионов слабаков. Кроме того, если копнуть чуть глубже, выясняется крайне неприемлемые факты континуальности Мясорубки на всём пространстве Евразии, где империалистические и тоталитарные режимы были тесно переплетены и выполняли общую миссию суицидальной дечеловечизации.

А чем была свастика в древнее время? Когда люди ещё не подчинялись механизмам войны? Что она символизировала изначально, в первобытном, практическом и мифологическом мышлении? Здесь я долго затруднялся принять версии "солярный символ", "пожелание благополучия", "символ удачи". Это звучит абсурдно. Закорючка сама по себе не могла приносить удачу. Удачу нужно было заработать, а не нарисовать. Амулетами удачи были предметы, которые трудно добыть и сделать, и которые заряжены множеством психологических и мистических ассоциаций. И это не солнце. Нормальный человек на основе гештальт-психологии изображает солнце в виде круга, обычно с лучами. Но никак не в виде гаммадиона.

На какие биологические объекты похожа свастика? В природе есть ряд похожих объектов, которые, однако, не настолько значимы, чтобы стать главным символом благополучия: летящие птицы (особенно соколиные), водомерки, паучки, перекати-поле, некоторые плоды растений.

Я также считаю абсурдной версию, что свастика изображает комету, которая якобы подлетала близко к Земле. При чём здесь удача? Приближение кометы обычно негативно влияет на биосферу, но не катастрофически. С какой стати делать визит кометы общечеловеческим архетипом? Все архетипы имеют глубокое онтологическое обоснование, поэтому поддерживаются в веках родовой памятью и укореняются в самых разных культурах.

Более всего свастика похожа на объекты агрикультуры.

Во-первых, многие растения на срезе имеют подобный вид. Очень важное, волнующее событие для земледельца - когда пшеница выходит в трубку. На стебле можно нащупать междоузлия. Если сделать срез, там крохотный колосок. Листья на срезе похожи на свастику, хотя и весьма отдалённо. Так же выглядят на срезе и некоторые почки, цветочные почки. В древности люди этим очень интересовались, потому что добывали еду не в тележку супермаркета.

Во-вторых, аграрная культура требует разнообразных вращающихся устройств. Все они напоминают свастику: колесо арбы, водоподъёмный чигирь, мельница ветровая, водяная и тягловая, флюгер, молотилка и т.д. Вероятно, их изобретение начиналось как развлечение для детей. Дети до сих пор почему-то любят вертушки, хотя проку никакого. Возможно, их мастерили сами дети, чтобы отпугивать животных от делянок, крыш. Действительно, дикие (негородские) животные не жалуют флюгера. Отсюда и небесная благость данного символа.



Между прочим, у первобытных охотников тоже были инструменты, использующие вращающий момент: топоры, бумеранги, копьеметалки, пращи. Они тоже не лишены сходства со свастикой. Вероятно, корни у данного архетипа очень глубоки и уходят в палеолит.

Есть ли связь свастики непосредственно с человеком, его телесностью? Надо поискать. Она похожа на бегущего человека, хотя и отдалённо. Когда племя живо, по становищу носятся длинноногие дети, размахивая руками. Взрослые так себя не ведут. В принципе, это благоприятный знак. На руку не похожа - её символизировали пятичастные знаки, например, звезда.

С некоторой натяжкой крестообразный изогнутый символ можно ассоциировать с мужскими гениталиями в момент репродуктивной активности - учитывая их функциональную деформацию за счёт кровенаполнения перинеальной части и напряжения мускулатуры скротума. У женского тела перинеальные складки при определённом ракурсе и позе также образуют крестообразный гештальт. Но сходство - самое отдалённое.

На теле человека есть ещё одно место, которое можно символически изобразить свастикой - это макушка. Там находится завиток волос. При нормальных родах эта часть тела первой показывается на свет божий. Родовспомогатели видели, как появляется головка, на которой спиральный рисунок. Это было волнующее событие. Плод мог застрять, и тогда - гибель или уродство. А мог и родиться неповреждённым, тогда - счастье и удача. При благоприятных родах макушка довольно долго виднеется в раскрытой шейке матки. Подавляющее большинство младенцев древней ойкумены рождались не лысые, а с тёмными, довольно густыми волосами, ещё не курчавыми.



Макушка младенца, темя ребёнка, сахасрара-чакра аскета - всё это привлекает большое внимание у гоминид. Древние понимали, что здесь средоточие мыслительной деятельности, что от благополучия темени зависит здоровье и сила личности человека. Отсюда высокая и позитивная значимость символа свастики.

В микрокосме Homo sapiens рождение на свет - это было самое главное, самое значительное событие. Он выступал из мрака и входил в светлый мир - макушкой вперёд.

Если плод шёл лицом или ногами вперёд, это была большая проблема даже для опытной повитухи. Иногда это накладывало отпечаток на всю биографию. Библейский патриарх Иаков был назван "пятка" не потому что держался за пятку близнеца (во время родов это невозможно). А потому что пошёл пяткой вперёд. Он испытал перинатальную травму, которая определила его дальнейшие предпочтения и всю фабулу отношений Исава и Иакова-Израиля. Его свирепые чудачества сызмальства так и оправдывали: "Это тот, кто родился пяткой вперёд". Отсюда такая странная народная этимология. А когда он стал мистиком и медиумом переднеазиатского божества Илу, детское прозвище отбросили и стали называть патриарха ИзраИл. Это так. Можете обратиться в Антидиффамационную лигу секты Бней-Брит, они подтвердят.

Сегодня, разумеется, всё это кажется нонсенсом. Homo electronicus живёт в мире других ценностей. У него самое значительное событие жизни - это покупка смартфона новой модели. А в мир он приходит, когда регистрирует аккаунт в социальной сети. И рождается не божьим, а кесаревым способом.

Таким образом, можно предполагать, что первоначальная свастика - это комплексный репродуктивный символ, метафорическое воспроизведение в одном графическом знаке различных гештальтов: макушка плода, элементы гениталий и аграрных атрибутов. То есть общий знак культа плодородия, который, разумеется, считался максимально благоприятным. Тогда это действительно общечеловеческий архетип, а не локальная птичка или паучок. Он обоснован фундаментальной антропологией.

Отсюда же вытекает и солярное значение символа - свастика обозначала макушку неба, зенит, небесную сферу, и опосредованно - солнечный диск. В древности люди вполне осознавали, что небесный свет и влага способствуют произрастанию пищевых ресурсов. Для этого не требуется слушать лекции Тимирязева о фотосинтезе, достаточно жизненного опыта.

Данный анализ позволяет раскрыть одну из главных компонент свастикофобии. Современный мир охвачен демографической паникой, вызванной переживанием и фрактальной рефлексией проблемы перенаселённости и мотивирующей разнообразные кастрационные стратегии, поражающие своей жестокостью и ригидностью на фоне всеобщей либерализации. Поэтому все те символы, которые некогда считались благоприятными, так как способствовали воспроизводству, ныне считаются максимально негативными, стигматизируются и криминализируются. Это телесность, генитальные культы, эксплицитная сексуальность, ранние стадии онтогенеза. Они покрыты фобией, истерией, ненавистью, подвергаются разнообразной многослойной обфускации. Это нормальная кибернетика систем - закон высоких концентраций. Что было благом, стало ядом.

Этот вывод - неожиданный для самого автора. Как будто школьник решал громоздкий пример повышенной сложности, а в ответе оказался ноль. Он лезет в конец учебника, проверить. А там выдраны страницы с ответами. А кто их повыдёргивал? Надо прочитать записи о прежних владельцах учебника.

Да-а-а... Теперь мне точно не сносить головы.
Tags: архетипы, общая антропология, сходство и различие
Subscribe

  • Море по колено

    Песня: "Море по колено". Автор музыки - Александр Козлов, клавишник "Агаты Кристи". Вокал - Сергей Макаров, "Neon boy". 1993 год. Эту песню через…

  • Кто такой "Капитан Воронин"

    ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ Песня "Капитан Воронин" группы "Аквариум" кажется мутной и водянистой, как заросший аквариум. Особый приём стеганографии - длинные…

  • Песня "Это всё" - скрытый смысл

    Мне казалось, что песни "ДДТ" - это чистая поэтика, лишённая шарад и криптологии. Ошибся. Применив литературную антропологию, выяснил скрытый смысл:…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments