antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Танатологическая подоплёка пионерской символики

Практичная культура зиждется на непреходящих ценностях, поэтому устойчива. Суррогаты карго-культа быстро ветшают и приходят в негодность.



Ничего особенно плохого не было ни в пионерском движении, ни в системе пионерлагерей. Система была глобальной - система пионерского образа жизни и воспитания. Она состояла из многих компонентов: недвижимость лагерей и домов пионеров, огромный штат специалистов дополнительного образования, традиция вожатской работы, ресурсы времени на мероприятия, культурный контент, сопряжённый с пионерским движением и т.д.

Но в 1990-х контр-система ползучей революции постаралась её разрушить. Это делалось весьма жестокими способами. Были даже убийства крупных руководителей, уровня федерального министра. В те времена для устранения применялась не педоистерия, а демонстративная сердечная недостаточность. Выпил и упал - вот и весь сказ! В качестве вербовочного и проверочного спецзадания рядовых диверсантов отправляли громить насильственно обанкроченные лагеря. Сторожа в это время "крепко спали", а крушили "никому не известные вандалы" - "никому не нужные помещения". Разрушали систему пионерского воспитания конкретные личности, по определённым резонам, за весьма небольшие деньги. В основном они действовали не из корысти, а по эгоистичным и фрейдистским мотивам, но имелась и некоторая стратегия, конспирология и даже мистика. Однако спецоперации - мелочи по сравнению с секулярным трендом. Основные разрушения обеспечило само время, железная поступь техноосферы, эмерджентный вал из тысячи факторов, один другого мерзопакостнее.

Это хорошее русское слово - мерзопакостный. Мерзкий, то есть мёртвый, неживой, механический. И пакостный - то есть злокозненный, вредительский по мелочам, ради самого вредительства. Сразу становится ясно, кто в этом - мастер. А подмастерья проявляют себя ещё в песочнице. Затем в школе из них формировали систему.

Пионерия замышлялась как антипод мерзопакости - система конструктивная и открытая, заявляющая о себе шумными горнами и яркими атрибутами. Однако обряды инициации у поздних гоминид издревле совершались в преддверии смерти, чтобы взрослеющий подросток обрёл танатологический опыт. Пионерия не исключение. Хотя там произошла трансформация и карго-копирование: атрибутика установилась традиционно танатологическая, но занятия были преувеличенно беззубые и бессмысленные.

Разрабатывая атрибутику, пучеглазые каббалисты постарались на славу. Вампиры империи с удовольствием взирали на этих юных гайомартов - символически убитых, но таких ещё живеньких и румяных. Надолго ли? Значок весьма напоминает выходное отверстие выстрела. Галстук - кровоизлияние из шейных сосудов. Шёлк делает ткань похожей на свежую кровь. Знамя - это саван, пропитанный кровью. Горны - погребальные фанфары, имитирующие вопли плакальщиков. Факт! Согласованное хождение строем практикуют на похоронах, чтобы не уронить гроб и не нарушить обряд.



Глядя на эти значки и красные пятна, дедуктивный детектив или судмедэксперт из шпионского романа мог воскликнуть: "Вот так всегда - и этот готов! Похоже, стреляли в спину. Прямо в сердце! Ага... В умирающем зрачке запечатлелся портрет убийцы. Теперь мы знаем, кто пустил пулю! Так... Удавка на шее. Перерезано горло. Всё понятно! Сержант, вызывайте труповозку!"

Ну а красная пилотка? Зачем придумали такой головной убор, максимально непрактичный? Больше всего она похожа на скальпированную или разбитую голову. Топором или пулей. При разрушении свода черепа и тканей мозга, если сердце ещё пульсирует, они сильно выбухают вверх. Ужоснах! Я сам в шоке... Хорошо, что мы об этом не задумывались. Красный - ну и красный. Шёлк, ну и шёлк. Типа, красиво.

К счастью добрые производители сделали галстук максимально тонким - в драках он рвался. А значок и пуговицы были мягкие, алюминиевые, иголочка коротенькая. Это спасло многие тела от серьёзных травм. Хотя и далеко не все. Просто инциденты не оглашались. В жару носили не пилотки, а панамки. В общем, пока идеологи мудрили с красной каббалистической символикой, обычные люди старались заботиться о детях сердечно. Что-то получалось. Жизнелюбие побеждает тэта-онтологию - пока не остановится сердце.

Возможно, имплицитная танатологическая подоплёка, которую не могла не воспринимать интуиция коллективного бессознательного, стала фактором пониженной жизнеспособности советского пионерского движения - разумеется, на фоне основных социально-политических причин. Да оно и не умерло, а лишь трансформировалось, эволюционировало и приняло другие формы.

Само слово "пионер" имело военное, то есть смертоносное значение. В Европе XVIII-XIX вв. так называли стройбатовцев, сапёров и пехтуру, которая протаптывала дорогу. Российская Империя была крайне военизированной, поэтому первоначально выражение "юные пионеры" воспринималось как "юные сапёры" или "стройбатовцы". Но это было непротиворечиво: их часто использовали для благоустройства или хотя бы уборки территории. Говорят, что слово "пионер" имеет латинский корень: pes, pedis - нога, ступня, копыто; pedes - пешеход, пехота; pedaneus - подсобный, второстепенный.

Но в русском обществе, где была сильна классическая школа с изучением эллинской культуры, боги семантики пришпандорили к этой военно-римской группе слов совершенно другой ряд греческих слов, означающих мир детства, например:
παιδεῖος - воспитание детей;
παιδιά - детство, забава, игра;

А основной корень - παῖς - ребёнок, мальчик; παῖς παιδός - внук. Читается "пэс". Кстати, слово "пацан" происходит отсюда, а вовсе не от крысы или писюка, как думают квази-эксперты.

А в ХХI веке, когда к херам добавился бакулюм, лукавые боги семантики, повинуясь кастрационной стратегии техносферы, чудовищно осквернили эти созвучия и сделали их близкими к табуированной и обсценной лексике. Сейчас с помощью данного корня бранятся, и даже буквы запикивают - причём чаще всего как раз граждане пионерского возраста. Впрочем, это детали параллельного феномена - панической антидемографии, дечеловечизации трансгуманизма, пандемии самовлюблённой самоненависти. А здесь надо ограничиться другими умозаключениями.

Главное назначение пионеров - поставить палатку для центуриона. Прокладывая маршрут, военным пионерам приходилось параллельно разведывать обстановку и активно применять верёвки: обвязки, мосты, подвесные тарзанки и т.д. Так называемый пионерский салют, это демонстрация автоматического навыка скаута-разведчика - постоянно осматривать верхний ярус, прикрываясь рукой, чтобы не засорить и не ослепить глаза. У рядового человека такого навыка нету, он привык смотреть под ноги. Приходится отрабатывать как ритуал. Обычно в качестве пионеров использовали самых молодых и никчемных бойцов. Если они попадали в лапы аборигенов, эти жалостливые морды меньше побивали. Всё это было практично и актуально. И называлось "пионерингом".
https://en.wikipedia.org/wiki/Pioneering_(scouting)

Советские аппроприаторы спутали все смыслы своим карго-копированием. Практичные навыки скаутов-пионеров превратились в непонятную развлекаловку, которая слегка будоражила древние инстинкты, но была неприменима во взрослой реальной жизни. За исключением самых шустрых, которых отбирали в диверсанты. Но и этих в конечном итоге сгнаивали на офисной каторге.

Юные пионеры были не самой скверной системой организации детского досуга. Эта канва позволяла детям шебаршиться, но не зверствовать. Для живого человеческого организма важно правильно развивать не объём мускулатуры, а другие компоненты ОДС: скелет, фасции, сухожилия, надкостницу, суставные сумки, сосудистую сеть и др. Объём мускулов можно быстро надуть кровью, лимфой и саркоплазмой. Но консервативные элементы ОДС развить нахрапом невозможно. Их надо пестовать сызмальства, и поддерживать всю жизнь. Но не тупым повторением гантельных нагрузок, а решением динамических проблем с чередованием сверхнагрузок и отдыха, интеллектуального и физического напряжения.

Урбаниды, в своих хрущобах, от этих возможностей далеки. Однако они напридумывали всякие динамичные и азартные виды спорта, всё более изощряя правила и политику. Спорт люди придумали для себя. Но его очень быстро присвоила эгоистичная техносфера. И большой спорт стал обслуживать разнообразные "механизмы". Раньше было не так.

В древности в качестве спорта выступало строительство, работа с камнем и деревом. Это был челлендж, который бодрил, скрашивал жизнь, позволял развивать и проявлять сверхсилу. Поэтому появлялись нелепые и необъяснимые сооружения. Каменные истуканы, мегалиты, пирамиды - это спортивные рекорды. Они гораздо менее абсурдны, чем травмирующие сверхусилия современных спортсменов, совершаемые ради записи: "Рекорд 1985 года - 15 секунд и 2 метра. Бейте его!". Рекорды и идеалы полезны тем, что мотивируют детей шебаршиться, идти по стопам взрослых, след в след, быть пионерами - первопроходцами-последователями. А при случае ложиться под ноги и служить подстилкой: всегда готов. Ибо чемпионов всегда берут на галочку. Эту корреляцию и подчеркнули боги семантики, вышеуказанными парадоксальными сочетаниями смыслов.

Спорт мотивирует. По крайней мере, раньше мотивировал. А сейчас техноосфера властно приучает несовершеннолетних граждан (объективно несовершенных именно в хронологическом измерении) двигаться только в пределах экрана. Матрица соорудила для своих батареек даже киберспорт. Юные электроники теперь припухают в гаджетах. Там их счастье, там их пионерия. Они всё время сидят и дремлют, даже на ходу. Но это только так кажется. Своими пальчиками, елозящими по экранчикам - они салютуют эпохе.
Tags: антропорусистика, общая антропология, тэта-онтология
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment