antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Гайдар - это волынщик

Мать мне часто пеняла, что Аркадий Гайдар в 15 лет командовал полком, а я всего лишь учусь в 9 классе, причём самой гнилой школы в стране! Это был какой-то штамп, потому что так говорили многим. Но что поделать? Такие были времена... Не имелось у меня в распоряжении ни полка, ни даже взвода. Разве что класс оболтусов - но куда их направить, на что нацелить? Всё было запрещено. Кроме того, лично я был не расположен убивать людей, тем более так много людей, как на войне, и тем более - гробить сограждан, знающих мой родной язык. И вообще в юном возрасте убивать - вредно. Это и взрослым-то сложно. А когда организм, психика и астральное тело ещё не окрепли, то возникает патология, страдания, проблемы. Аркадий получил по шапке, упал с лошади, мучился от головных болей, видений и призраков, резал себя бритвой, никак не мог прикончить себя, избавившись от физической и психической боли. Для 18-20-летнего человека это очень тяжело.

Грешить вообще вредно, а несправедливо убивать людей - ещё вреднее. Особенно если среди жертв есть люди духовные, честные, мирные и местные. Боги мстят, призраки мстят, демоны местности одолевают. А уж если этим заставляют заниматься ребёнка, ему приходится совсем туго. Поэтому сколько ни брюзжали наши мамаши, я так и не подзанялся убийствами, не стал командовать ни полком, ни бандой, и вообще практиковал насилие смехотворно редко. Разве что треснул кое-кого по роже. Но они от этого даже подросли в личностном плане.

Аркадий Голиков получил за грехи мощное и сложное кармическое возмездие. Но нельзя сказать, что "его наказал Бог". Большинство последствий, которые позволяют рассуждать о Гайдаре негативно, организовали люди, причём вполне сознательно и своекорыстно. Он, конечно, в 15 лет никаким "полком" не командовал. Просто шустрый, хитрый и миловидный пацан стал помощником начальства. Мордашливость ценилась во все времена. А уж чем он при этом занимался конкретно - надо вычитать дневники, в том числе между строк. Там было от чего вздрогнуть.



Почему я называю его волынщиком? Таково буквальное и самое точное значение псевдонима. Доказательства - ниже.

Гайдар занимался литературным трудом в целях не только заработка, но сублимации и индульгенции. Он был далеко не единственный, кто начинал свой путь на войне или в грехах беспризорности, а затем занялся мирной, воспитательной и офисной работой. Таких людей были миллионы. Гайдар среди них выделяется, как один из самых достойных. Следует отдать должное: он написал лучшие воспитательные повести всех времён. "Тимур и его команда" - это гениальное решение крайнего социального противоречия. У подростков есть инстинкт собираться в стайки, совершать вылазки и добывать какие-то блага. Так формируется основа для военно-охотничьего коллектива человеческого племени. Подростки автоматически стремятся создать тайное общество и делать что-то нонконформистское, нарушать границы, рисковать, совершать маленькие подвиги.

Однако зрелое общество урбанид относится к этом негативно, ведь всё поделено. А в коммунистическом обществе, где власть захватили тайные секты и подпольный политический криминалитет, это расценивалось как покушение на монополию партии, как тягчайшее преступление - и каралось смертью. За попытку создать любое несанкционированное объединение, общество, союз, карали даже высокопоставленных подростков, жестоко наказывали даже малых детей. А ведь это было естественное подражание миру взрослых. Ещё у подростков есть инстинкт контроля и благоустройства территории. В древности взрослые мужчины охотились, воевали, колдовали. Женщины заботились о младенцах и мужчинах, работали у очага. А подростки занимались maintenance job, ловко обустраивая территорию вокруг становища, заодно набираясь опыта. За это их не убивали, не прогоняли. Подростковый инстинкт благоустройства - родовой, он независим от идеологии, и если его не подавлять, он проявляет себя сам собой. Но только на природе, в родном уголке земли, а не в детской комнате или чужом городе.

Аркадий Гайдар разработал уникальную модель "конструктивного тайного общества", где эти инстинкты можно было реализовать законным образом. Власти санкционировали эту модель, и появилась отдушина - "тимуровцы", где присутствовала конспирация, силовой компонент, дисциплина, иерархичность, противостояние другим группировкам и миру взрослых, но это сочеталось с конструктивностью и поддержкой взрослых силовиков ("дядя"), когда те вникнут в суть. Если подростки задумывали какую-то махинацию, их уже не карали, а называли "тимуровцами", ругали за самовольность, но воли не лишали.

Это был удобный способ протаскивать какой-нибудь конструктив в обществе, поражённом гнилью вредительства, андроповщины, партократической коррупции. Например, кто-то ненароком поручал группе школьников "тимуровское задание" поддержать и спасти от травли зачуханного еврейского мальчика, и из него вырастал гений-музыкант. А причину внезапного появления и поддержки "друзей" никто не знал, даже он сам. Или старшеклассники давали радиокружковцам помладше "секретное задание" организовать в школе хорошую дискотеку, вопреки запретам дирекции. И школьники долгими часами паяли аппаратуру, парились, добывали детали, фонотеку. А на самом деле задание это исходило от их классного руководителя, учителя физики, племянника генерала КГБ, против которого была бессильна крыса-директриса и её погранцовые хахали-контрабандисты. И таким образом шкрабы обходили формальные запреты и получали дорогой продукт забесплатно. Тимуровцы вообще создавали параллельную экономику, теневую, но светлую. Если проводить аналогичные мероприятия официально и за деньги, то их подвиги - это фактически клининг, мастер-на-час, ремонт, бейби-ситтинг, сиделка, репетитор, коуч, школьный психолог и консультант, бодигард, курьер, ландшафтный дизайн и т.д. Если монетизировать все блага, созданные в рамках официального и тайного тимуровского движения - по всей стране, включая лагеря труда и отдыха, то получатся сотни миллионов сегодняшних долларов.

Также Гайдар встраивал в сюжеты иллюстративные кейсы различных проблем, которые наваливались на безнадзорных подростков: соблазны, опасности, бытовые и социальные проблемы. И сублимировал трагедии. Каждая книга описывала отдельную проблему детства, важнейшую в те времена, и давала какие-то пути решения, психотерапию и рефлексию. "Судьба барабанщика" - это судьба миллионов детей, у которых родители пропали в Мясорубке репрессий и нескончаемых войн ХХ века, и на которых после этого нападали агенты криминалитета или конторы, чтобы они стали отверженными ЧСИР (каковых было много и среди родственников "дезертиров", пропавших на войне), криминальными шестёрками, стукачами и т.д. Гайдар вылепил образ не стукача - но "барабанщика", который "стреляет" доносом так, что убивает "дядю". Но пуля дяди заткнула ему горло. Всё это прозрачно и метафорично. В целой череде произведений Гайдар, вероятно, лучше всех русскоязычных авторов, открыто либо слегка завуалировано, отобразил для начинающих читателей множество образчиков реальной истории и социологии. Я не разделяю современную критику произведений Голикова-Гайдара, основанную на антисоветской позиции. Они были адекватными эпохе, удовлетворяли запросы аудитории и отличались несомненными литературными достоинствами, потому что даже полуграмотные дети читали Гайдара без всякого принуждения - и не жаловались.



Конечно, это его потомки. Но не питомцы. Личное воспитательное воздействие на Тимура было минимальным: в пятилетнем возрасте родители расстались. На внука вообще нулевое. Он родился через 15 лет после гибели деда.

По здравому размышлению, ознакомившись с фактами, я могу утверждать, что Гайдар был незаурядный и даже великий человек и автор. Что бы о нём ни говорили, и как бы ни оценивать его раннюю биографию.

Образы, которые он создал, имели огромную брендовую силу, психологическую глубину, социально-политическую ценность. Это, в частности: военная тайна, судьба барабанщика, Чук и Гек, команда, тимуровцы, Дальние Страны, Мальчиш-Кибальчиш, Плохиш, проклятые буржуины. Они встроены в лаконичные и логичные сюжеты. Придумать такие бренды и добиться их укоренения в массовом сознании, и даже вызвать действенный резонанс в народе - чрезвычайно сложно. Это сумели сделать лишь единицы из миллиардов грамотных людей. Если взвесить количество детей, попавших под влияние автора, Гайдара можно считать наиболее влиятельным и продуктивным автором в мире. Он мотивировал на различные шаги и свершения порядка миллиарда молодых людей, хотя не обладал таким административным ресурсом, как руководители государств, авторы пропагандистских инструкций, уставов, клятв, распиаренных песен, а действуя лишь силой художественного слова. Трудно найти аналоги.

Не так важно, что Гайдар (якобы, по словам наших матерей) командовал полком - или точнее, не препятствовал резне и красному бандитизму, а соучаствовал. Важно, что впоследствии он совершенно осознанно и тонко командовал, и уже не полком, а целой армией, из миллионов советских подростков, причём не кровавой, а строительной. Надо бы почитать его тексты зрелыми глазами. Последний раз я читал Гайдара лет сорок назад. Многое забылось. Но в моей библиотеке их нет! Мать всё выкинула, чтобы я не догадался, кем были эти украинские ребятишки, вдруг набившиеся мне в друзья. Она принадлежала к другой мафии, и обязана была действовать согласно чести семьи Прицци. Времена! Вечная вендетта.

Гайдар пропагандировал не "коммунистические идеи", а конструктивные, позитивные, гуманные шаги и отношения, которые возможно реализовать и при коммунистическом строе. Более того, он их разрабатывал, что требовало большой работы стратегического ума. И пробивал через цензуру.

Вот что рассказал мне один старый психиатр (ныне покойный), заслуженный работник здравоохранения, начальник отделения, которого все называли Михалыч. Когда Аркадий Голиков страдал от навязчивых переживаний, опытный врач школы Бехтерева посоветовал ему записывать всё на бумагу. Все переживания. Это обычный принцип сублимации. Когда записки накопились, врач порекомендовал опубликовать это - ради отчуждения и элементарного заработка. И вообще советовал заняться какой-нибудь писаниной. Ибо молодому инвалиду и ветерану был не показан ни физический труд, ни организаторский. И Голиков приложил большие усилия ради этого. Он поднял связи со старыми знакомыми. Среди украинцев было много тех, кто участвовал в гражданской войне, государственном управлении, и одновременно имел литературные таланты и подготовку, и подрабатывал в цензуре, редакциях, пропаганде. Ему помогли напечатать дневник. Автор - Аркадий Голиков. Издание - альманах "Ковш".



Для своего времени книги Гайдара были сильнейшими образчиками детской литературы.

Несмотря на то, что редактор и друзья основательно поправили текст, несмотря на диалектическое название "В дни поражений и побед", публикация вызвала много едкой критики. К счастью, в тот момент нападки были по литературной, а не политической части. И Голикова не убили за компромат, а пристроили в газету. Там один прямолинейный функционер постоянно говорил ему: "Ну и тягомотину ты написал! Ну что за волынка! Опять волынку развёл! Проволынил задание!" Ему подражали и другие редакторы. Они брали рукопись и начинали гнусавить: "Ну вот, опять завёл волынку!" Эта малороссийская атмосфера смешила Аркадия, напоминала раннее детство, но и злила, даже бесила. Он чувствовал, что обладает талантом и знанием жизни (в том числе потусторонней), превосходящим всех этих глумарей, но не мог придать этому силу, не имел образования. В силу стрессирующей биографии и ранения, Голиков был подлинным психопатом, с чудовищными эндогенными припадками, приступами бешенства и меланхолии, любоначалия и самоуничижения. И он приложил большие усилия, чтобы исправить негативные качества личности и вести себя цивильно.

Аркадий Голиков решил взять нарочитый псевдоним, который высмеивал и выпячивал его недостатки газетчика и писателя - гайдар. Это означало "волынщик". И стал упорно трудиться, чтобы эти недостатки изжить: писать коротко, чётко, внятно, быстро. В то время везде было много выходцев с юга, знавших украинскую, болгарскую, молдавскую культуру. Они сразу понимали, что такое "гайдар". Так назывался свадебный музыкант или побирушка, играющий на гайде - волынке с очень мерзким звуком. Также это южнославянское слово означало "пастух". Здесь кросскорреляция: пастухи постоянно играли на дудках, волынках и погоняли скот криками "гойда!".
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гайда_(музыкальный_инструмент)

У меня пруф имеется. А у вас - нет.

Свирање на гајдама изводи гајдаш, свирац, гајдар, гајдарџија, карабаш (влашки: cărabăş) и какарктерисично је за заједнице српског, македонског и влашког становништва.
https://sr.wikipedia.org/wiki/Гајде

Этимология многомерная: козий мех, haydamak - погонщик, гудение - гуда, дуда (волынка по-венгерски). Вообще bagpipes - целая культура и индустрия.

Волынку надо было "заводить", то есть надувать, а затем "волынить", потому что её уже не заткнёшь, и не сыграешь токатту. Звучит это примерно так. Но это ещё играет мастер. А ведь среди бродячих гайдаров было много неумех, терзавших под окнами слух добрых панов и панночек.



В дальнейшем, когда Гайдар стал раскрученным писателем, появилось множество толкований-мистификаций этого псевдонима-фамилии, высказанных чужими устами. Они менее точны. Гайдар - похоже на исламский сакроним Хайдар ("лев"), как в Хайдарабаде, но вовсе не идентично - ни по смыслу, ни по грамматике, ни по этничности. И якобы это похоже на монгольское и хакасское "всадник, скачущий впереди". Однако здесь налицо обфускация: нигде не приводится пруфлинк на словарный оригинал, который если и есть, то не в такой фонетической форме. Кроме того, непонятно, зачем вообще нужен такой термин. Есть понятия лидер, конный командир, направляющий кавалерист, пастух, коновод, но вышеприведённая буквальная формула не используется в практике. Наконец, этот псевдоним не имеет смысла антропологически, применительно ко внешности и творчеству самого Голикова - человека и автора. Он не шагал впереди, а следовал канонам приключенческой детской литературы, учился на практике, вторя мастерам. И по фактам биографии был скорее "упавший всадник".

Придуманы и другие версии, столь же слабые.
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гайдар
https://ru.wikipedia.org/wiki/Гайдар,_Аркадий_Петрович#Псевдоним

Вообще, писатели - это не простаки, особенно большие профессионалы. Они создают себе не погоняло, не детское прозвище, а сложный многозначный псевдоним - альтер-эго, полный знаков, аллюзий и самопобуждений. Впрочем, толкователи стараются этого не замечать или замалчивать.

Биография Аркадия Гайдара в целом - героическая. После ранения он не стал инвалидом, заливающим прошлое горьким вином, а много трудился и вырос до международного писателя и воспитателя. Добился завершения множества литературных проектов, пробивая их через цензуру, редакции, издательства. Сохранил любовь к сыну после развода. Удочерил чужого ребёнка. И всё это будучи довольно молодым человеком (до 40 лет) и формально - инвалидом по психиатрии и невропатологии. Это было предельно сложно, беспрецедентно трудно, особенно в пору лихолетий.

Но и в нынешние времена с такой биографией и диагнозом он бы считался недееспособным, невменяемым, и томился бы в закрытой психушке, едва умея подписаться за пенсию. Бритый, тщедушный, злой, никому не нужный, в казённой пижаме. У него была бы профессиональная задача в рамках трудотерапии - затирать коридор по второму разу. Сначала бежит Пушкин с ведром, трёт продол мокрой тряпкой и орёт, чтобы дураки здесь не шлялись. А следом семенит Голиков - и затирает сухой. Чтобы дураки могли снова топтаться, и не упали. Вот и всё. Однако Голиков добился совершенно другой судьбы. С началом ВОВ Гайдар также не отсиживался в кабинетах, а отправился на фронт. И попал в окружение, где тоже не сдался, а примкнул к партизанам, воевал и был убит. И он погиб почти так же, как Пушкин - в возрасте 37 лет, от чужеземной пули, в холодные и мрачные дни, обуреваемый отчаянными мыслями.

Понятно. Значит, он не горит в аду. Как бы вам этого ни хотелось. Ах вот оно что... Он сейчас стоит на старом чердаке. Крутит штурвал и рассылает записки с голубиной почтой. Стережёт Сумеречные Покои. А вокруг черкасские сады. Кроны высокие, выше облаков. День догорает. Солнце подсвечивает далёкие ливни. На крыло поднимаются осенние птицы. На ветках ангелы грызут яблоки. А далеко внизу - чертенята в пятнистых кепках пасут коз и копают картошку.



Что-ж, так тому и быть.
Tags: воспоминания, герменевтика, литература
Subscribe

  • Сказки, ложки и намёки

    Это было 21 марта. Боль в голове, плохая координация. Похоже на ишемию. Свинец в груди и жажда мести. Засыпание даётся тяжело. Сразу вижу…

  • "Смерть Ивана Ильича" - как зеркало

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910) "Смерть Ивана Ильича" (написано и опубликовано: 1882-1886) * «Этот рассказ — самое яркое, самое совершенное и…

  • Идиотизм Бунина, Набоков и Толстой

    Владимир Набоков действовал на Ивана Бунина магнетически. Долговязый "пшют" Сирин приводил строгого академика в бешенство, делая его почти идиотом.…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment