antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Почему античная философия - это маразм?

Потому что изменились времена. Сейчас другой век, тысячелетие, геологический период и даже эра. И ныне от Античных философов нет никакого проку. Поэтому их книги приходится предварять огромной и сентиментальной преамбулой, где переводчик, философ и литератор расписывает в красках, какой это полезный и крутой текст.

Но люди всё равно не читают, и не восторгаются. А довольствуются справкой, аннотацией. Можно смело утверждать, что в 2019 году ни один гражданин РФ не прочитал ни одного философского текста ни одного античного философа - в оригинале, с полным пониманием и соблюдением правил, от корки до корки. Если кто-то и пытается вникнуть в античную культуру, то делает это на русском языке (в крайнем случае - "со словарём"), в рамках школярских штудий, а не на природе, и уж, конечно - не с проживанием в античном полисе и с погружением в языковую среду. Даже академические интересанты рассматривают античные тексты поверхностно, фрагментарно и в рамках какого-то "проекта" (что совсем не аутентично). Перед нами переводы, переписи, пересказы, переклады, которые насильственно встраиваются в современные реалии - астрономически далёкие от реалий эллинского полиса. Как бы кто ни старался, всё равно получится "испорченный телефон".

Чтобы оценить античную философию, нужно жить в тех условиях, думать на том языке, вырасти среди тех людей, ходить в школу к тому самому философу, или аналогичному, озадачиваться теми же проблемами. Иначе нет связи. Но выполнить это невозможно. Не только из-за утраты хронотопа, но и потому что многие античные традиции, действия и события считаются по нынешним меркам чудовищными актами насилия, неизлечимо травмирующими стрессами, тягчайшими преступлениями, а также небывальщиной. Поэтому до нас доходят лишь идеи, да и то - отражённые чужими буквами и словами.

Диалоги Платона нужно читать, хотя бы поверхностно зная древнегреческий, и в таком формате, чтобы параллельными столбцами шёл оригинал, подстрочник, перевод, толкование, ремарки.

Вообще это не диалоги (в нашем киношном понимании), а какой-то теократический рэп. Они не похожи на нынешние философские разговоры. Хотя по существу являются такими же кухонными разговорами, каковыми разминала мозги советская интеллигенция. Такие же кухонные посиделки за бутылкой, но - без штанов. И без электрической лампы. Или тусовка просвещённых геев в сауне. Сначала треплются, затем ведут себя не очень-то по-профессорски.



"Тимей" - это и вовсе не диалог, а лекция о природе вещей. Это изложение грандиозной космогонии "всё обо всём", где какой-то собутыльник Тимей внезапно начинает гнать дикую пургу на любую тему, особенно напирая на астрофизику, о которой не должен иметь никакого представления.

Чтобы разобраться в подлинной сути этого сообщения, нужно быть Гадамером - который защитил по "Тимею" диссертацию, и даже, кажется, не одну. Уж Гадамер-то соображал, что к чему, особенно после того, как чуть не помер от полиомиелита, стал танатонавтом-паралитиком и без гроша нищим в самом центре экономической депрессии. А без оригинальной сопричастности и напряжённой работы ума понимается лишь чепуха. Да и вообще, вся эта пафосная античная логика - в нашу эпоху кажется полным маразмом и демагогией. Например:

ЕВТИФРОН

Сократ. Ведь искусство верховой езды – это и есть забота о лошадях?

Евтифрон. Да.

Сократ. И за собаками ведь не всякий умеет ходить, но только охотник?

Евтифрон. Так.

Сократ. Следовательно, охота связана с уходом за собаками.

Евтифрон. Да.

Сократ. А искусство ухода за рогатым скотом – это забота о скоте?

Евтифрон. Конечно.

Сократ. Ну а благочестие и праведность – это забота о богах, Евтифрон? Ты так утверждаешь?

Евтифрон. Именно так.


Тут в диалог вмешивается проснувшийся за печкой Ефремсон, жадно приникший к глиняному кувшину:

Ефремсон. (Глухо, сквозь кувшин) Что я слышу?! Вы там бредите, или мне показалось? Сократ Батькович, ты что, с Луны свалился? Башкой ударился?! Что за чушь вы оба городите?! (Отнимает кувшин от лица.) Жокей, конюх, ветеринар - это ведь разные профессии. Всадник не заботится, но мучает лошадь. Ветеринар может охолостить коня щипцами. Это больно! По-настоящему заботится о лошадке только самый младший конюх, который ещё и ездить толком не умеет. Охотник и собаковод - тоже разные функции. За собаками смотрит псарь, а охотится с ними - царь. Собачку выгуливает мальчик. У него нет охотничьего билета, как у папы. Скотник чистит навоз у свиньи в хлеву, заботится о свинке - но только ради того, чтобы зарезать её на сало. А зачем нужно заботиться о богах? Надо заботиться о людях - такими способами, как это предписывают наставления богов. Нет надобности заботиться о Солнце, Луне и звёздах. Они сами о себе позаботятся. Людям нужно лишь мыть окна, чтобы свет проникал в дом. Ритуалы, посвящённые богам, демонстрируют не благочестие и праведность, а напротив - акты символического бесчестия и лукавое принятие абсурдных действий и слов.

Евтифрон. Э! Кто там? Ты что там балаболишь, пьяное полено? Опохмелиться нечем? Вот и спи дальше!

Сократ. Ты, в натуре, сократись давай! С кувшинным рылом лезет тут в калашный ряд! Завали хлебопекарню свою, тоже мне, философ нашёлся. А не то в хлеву будешь ночевать! Экая свинья! Вести себя не умеет, Сократа перебивает, гонит какую-то ересь. И вообще, ты не слушай нас, дурак, лежи себе дальше. Дай голове отдохнуть...

Ефремсон благодарно кивает, тело его сокращается в размерах, оставшаяся голова превращается в горошину - и укатывается под стопку матрасов и перин в углу.

Опускается сюрреалистический занавес с нарисованной обнажённой принцессой.

Занавес.
____________________________________



Между прочим, за всю историю в мире было множество всяких Платонов, в том числе интеллектуалов. Поэтому грамотно идентифицировать его согласно философской традиции - "Платон Афинский". Либо называть юридически - "Аристоклес Платон".

В общем, почти всякий античный силлогизм, высказывание и претенциозное умозаключение представляется авторитарной манипуляцией невежды, которому делать нечего, вот он и чешет язык. В действительности это так и есть. Античные спорщики по нашим меркам были совершенно необразованной деревенщиной: они жили в крохотных поселениях, занимались аграрным трудом, и не имели не только вузовского диплома, но даже знаний начальной школы. Хотя жизнь, конечно, знали - по своему, по-мужски.

Однако есть среди античных формул и совершенно точные суждения, построенные на титанических затратах и жертвах танатонавтов, воинов духа, на откровениях стариков и многовековом наблюдении тёмной стороны жизни. Но именно эти мысли считаются у современных горожан метафизикой, праздными фантазиями и маразмом. В общем, всё непросто.



Взирая на такие иллюстрации современные подростки автоматически начинают думать, что античные философы были каменными истуканами.

Навести здесь порядок могли бы не хвалебные предисловия, а личная практика. Если заставить молодого человека перевести оригинал, выучить его наизусть, и исполнить как рэп - на летней сцене в приморских рощах, тогда появится респект и понимание, переживание и резонанс с вибрациями древней ноосферы. Но никто этого делать не станет. Слишком нереально. Разве что мои котопёсы-катапиги, высокообразованные псевдоэксперты, которые устраивают элевсинские попевки без попойки. Но и они таким не занимаются. Вот и правильно. Зачем беспокоить руины?
Tags: герменевтика, обфускация, философия и методология
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment