antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Символика свободы, несвободы, и свобода самовыражения в искусстве

Занимаясь культурологией, обнаружил пример имплицитного символизма. Поразительно многозначная скульптура! Разумеется, художник-скульптор знал, что cucullus non facit monachum. И что две чашки плюс к третьей на груди - не делают мужчину женщиной. Ведь соматические пропорции от Бога, остальное - от Лукавого. Это знают все контрразведчики.



Интересно, что думали об этом думающие люди? А психоаналитики? А этнические историки? А представители квир-культуры? В ультрасовременном мире, с его фанатичной эмансипацией, это - совершенно выдающийся образчик монументального символизма, не менее внушительный и содержательный, чем Статуя Свободы, которая всё маячит над островом карантинного плена.




Здесь тоже есть скрытая маргинальная символика. Под ногами мадам Либертэ - разбитая пивная кружка, зазря прикованная цепочкой к стойке. В руке - керосиновая лампа, отобранная у барменши. На теле - банная простыня. На ногах - шлёпанцы. На голове - парикмахерский шлем для завивки на стропах. Эти атрибуты недвусмысленно показывают, в квартале фонарей какого цвета происходит действо. А плечистая фигура, мощная длань, шея борца и совершенно мужское лицо подчёркивают, к какой категории портовых профессий она относится. Такие травести очень ценились в борделях, ибо по совместительству выполняли функции вышибалы.

Что вообще люди подразумевают под "свободой"? Урбаниды подразумевают под свободой хоть каплю натуральности: что-нибудь телесное, выбравшееся из тюрьмы кастрационных антисексуальных табу, что-то, не стесняющее тело облачением цивилизанта, зато стесняющее душу инфернальной фрустрацией нонконформизма. Что-нибудь поняли? Я - да. Уже научился!

Поэтому свобода тесно увязывается с неодетостью. Хотя в некоторые периоды без одежды, напротив, изображались пленники, рабы, казнимые, убитые, то есть антиподы свободности. Но в какой-то момент каноны сдвинулись, и отсутствие штанов возвратилось к нормальной проприоцепции привольного покачивания тех частей тела, что всю жизнь закованы в кандалы. Однако наивны футуристы, предсказывавшие свободу будущего, как свободу телесную, с полным разоблачением на фоне толерантной реакции. Это противоречит всем пластам нормы: биологическому, сапиентному, цивилизованному, электронному.

- Эй, там! Штаны потерял? Значит, свободен. Следующий!

Маленький бодрящий пример.



На этой смелой фотографии Марк Штейнбок ухитрился запечатлеть голую натурщицу посреди летней станции под названием, кажется, "Лошадь при Поллюции". Не помню уже точно - давно не был в Городе. Очевидно, это монтаж. Трудно поверить, чтобы в метро снимали такой челлендж. Даже в 1990-е гэгэ в метро разрешалось только раздевать прохожих, снимать с них дорогую одежду: куртки, шубы. Но не фотографировать! И тем более устраивать фотосессии! Судя по выражениям лиц, эта гражданка там отсутствует. Раздухарённые садомазосадоводы не обращают на неё никакого внимания. В реальности же такие упитанные недовольные отреагировали бы моментом: заграблевали бы сию натуру своим дачным инвентарём.

Так было и будет во все времена!

Current music:

Tags: герменевтика, изобразительное искусство
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments