antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

что такое шедевр?

Молниеносно. С первых трёх нот. Без всякого музыкального образования, способности играть, знания теории музыки и поп-музыки. Я определяю, хороша мелодия или плоха. Без всякой вкусовщины. Потому что это выбор соответствует большинству мирового открытого общества. Сегодня заиграла какая-то песня, и я сразу подумал: это уровень Харрисона и Маккартни. И сделал погромче.

Ничего удивительного. Эту песню исполнял Командор Ордена Британской империи, трижды включённый в Зал славы рок-н-ролла, один из величайших гитаристов, и друг этого самого Харрисона.
https://en.wikipedia.org/wiki/Eric_Clapton

Но в этом - удивительно всё. Почему великий мастер искусств не требует длительного доказательства своего мастерства, а захватывает внимание с первого аккорда, в течение считанных секунд созерцания или прослушивания? Почему мастер мгновенно схватывает плоды вдохновения? Как он угадывает, что прилетел будущий шедевр? На основании каких критериев он подолгу работает, шлифуя, переделывая и отбрасывая, пока не придёт к убеждению, что создал "кусок, достойный мастера" - masterpiece? И почему ценители мгновенно понимают, что картина или композиция - это шедевр?



Речь не идёт о толпах, они повинуются сложным резонансным процессам, зачастую очень долгим. Но мастера и ценители входят в резонанс очень быстро. Что происходит при этом, какова психология, философия и онтология "родства душ" - большая загадка. Над этим, впрочем, работали умнейшие специалисты, тратили великие усилия, потому что сфера искусства, как высокого, так и массового, сопряжена с большими деньгами, и контент там стоит весьма дорого.

Надо будет почитать кого-нибудь из тех профессиональных философов, которые специально занимались искусством, его эпистемологией и онтологией. Пока что я теряюсь в догадках, потому что это какой-то не-антропологический феномен. Настоящий человек, Homo neanderthalensis, Homo denisovensis и природный Homo sapiens verus хотя и обладали определённым эстетизмом, сенситивностью, чуткостью к прекрасному, но были далеки от высокого искусства. Полагаю, они смогли бы ощутить притягательность современных видов искусства: кинематограф, эстрада, балет, живопись, монументальная скульптура и др. Но скорее всего им бы нравилось всё, без способности различать уровни мастерства, почерк гения и феномен шедевра. Таким образом, я пока не понимаю, что это такое - шедевр.
chef-d'œuvre - ШЕ-ДЁВР
Magnum Opus - магнум опус
Meisterwerk

ttps://en.wikipedia.org/wiki/Masterpiece

А по-русски? Такого понятия у русских не было. Есть синонимы: достижение, лебединая песня, нетленка, образец, песнь песней, творение. Но они с привкусом глумления.

Вообще-то у русских есть великое множество выражений восхищения, восторга, преклонения, уважения перед объектом творчества. Это как слова - существительные, прилагательные, глаголы, междометия, так и целые фразеологизмы, сложные конструкции. Некоторые на письме кажутся нейтральными или омофографичными, например "вещь!" или "класс!" Но в основном они малопристойные или даже матерные. Русский ум загадочен тем, что без всяких словарей понимает нюансы русского мата, довольно точно дифференцируя даже неизвестные ему комбинации десятками градаций оценивания от высшего восторга до наинизшего отвращения.

В историческом понимании шедевр - это квалификационная работа ученика, позволявшая ему претендовать на звание мастера. В современном понимании это любое произведение искусства, вызывающее восхищение и оцениваемое наиболее высоко. Но что означает "искусство", "восхищение", "оценка", какие объективные, субъективные и системные параметры формируют данные феномены, пока неясно. Разумеется, ярлык "шедевр" присваивается не за счёт вкуса, личных пристрастий каких-то критиков, новизны, шумихи в прессе и т.д. Великое множество людей выносят такую оценку, не зная никакого бэкграунда, а лишь на основе арт-экспириенса.

Что-ж, вопрос поставлен. Сегодня не понимаю, завтра пойму. Ночью спрошу у Пушкина. Он хорошо по-французски мараковал, да и в шедеврах знал толк.

А песня была вот эта.



Отец снова нужен, когда ты сам уже старый. С ним многое можно обсудить, расспросить, доказать. Но тогда уже поздно. Сначала слишком рано, а потом - слишком поздно.
Tags: музыкальная антропология, открытия ни для кого, философия и методология
Subscribe

  • Как заставить ишачить осла

    Если нижеследующие правила отработать, как спортивные приёмы, люди будут работать на вас, а не наоборот. Правда, работать будут крайне неохотно,…

  • Про что "Yesterday"

    1. PEPPER SHAKER В прошлом декабре меня заинтересовало, кому посвящён альбом The Beatles “Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band” (1967). Применяя…

  • Мой комментарий к записи «Gun - Race With The Devil (1969)» от humus

    Интереснейший кейс инспирации «Запад -> Восток». Главное отличие песни «Арлекино» в исполнении Аллы Пугачёвы и ВИА «Весёлые ребята» (1975) от…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments