antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:
  • Music:

Стихотворные размеры и раздумья

Нашёл отличную статью про стихотворные размеры. Точнее, полезную. Точнее, кому-то она может принести пользу. Никогда не понимал все эти стопы-тропы, ударения-удобрения. Надо бы подзубрить. Приведу небольшой отрывок. Где я расхохотался.


________________________________________________________________
Стиховед Александр Илюшин предложил изящный способ, как перевести результаты скандовки на язык стиховедения. Он сравнил пять основных силлабо-тонических метров с пятью формами популярного русского мужского имени:

Хорей: Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня-Ва́ня
Ямб: Ива́н-Ива́н-Ива́н-Ива́н
Дактиль: Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка-Ва́нечка
Амфибрахий: Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша-Ваню́ша
Анапест: Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн-Иоа́нн

***
Метр определили. А размер?
Размер — это посчитать, сколько в строке умещается стоп (или «Иванов-Ванюш»). Сколько раз они встречаются, столько и ставьте: пять «Ванюш» — пятистопный амфибрахий, три «Вани» — трехстопный хорей и так далее. Если в разных строках число «Вань-Иванов» оказывается разным (как в баснях Крылова, «Горе от ума» или «Товарищу Нетте, пароходу и человеку» Маяковского), то это называют вольным (не свободным!) стихом, так и пишите: вольный ямб/амфибрахий. Если оно разное, но чередуется регулярно (как в «Памятнике» Пушкина: сначала три строки шестистопного ямба, потом одна — четырехстопного, а потом заново), то так и говорите: урегулированное чередование таких-то и таких-то ямбических строк.

Есть еще дольник и тактовик, они на стопы не делятся, там считают ударения. В тактовиках (которые на самом деле очень редко встречаются в русской поэзии, особенно в чистом виде!) просто посчитайте число междуударных интервалов в каждой строке, все эти единицы, двойки и тройки. Посчитали? Теперь прибавляйте единицу: если в строках по два интервала, то ударений, что логично, три. Пишите, соответственно: трехударный тактовик.

[Головастиков К.А. Как определить стихотворный размер / Портал Арзамас. URL:https://arzamas.academy/materials/1627 .]
________________________________________________________________
Нет, дядя, я ничего не определил. Неохота! Эти бензиновые четырёхтактовики пока мне без надобности. Я не могу понять главного: зачем всё это нужно людям? А точнее, как это обогащает читателя, слушателя и поэта? Автор статьи в финале пытается дать ответ на этот вопрос в подзаголовке «P. S. Зачем все это надо?», но весьма неубедительно.

Аудитория не требует размерности. Она слушает декламацию или читает строки. Ей нужно, чтобы была новизна и традиция, музыка и шум, созвучие и дисгармония, соответствие и конфликт, эмпатичность и симпатичность. Публика проглатывает тексты самого разного качества и структуры, возводя их на пик популярности вне зависимости от конструкции. Большие актёры способны декламировать любой текст, даже самый неупорядоченный, придавая ему ритм и колорит, да так, что заслушаешься.

Поскольку джентльмены стиховеды там щеголяют математикой, я могу сделать свой арифметический расклад, и предположить, зачем нужны эти силлабизмы-тонизмы, размеры-меры, расставив процентные соотношения интенциональных частот, разумеется, априори.

1. Член жюри может по всей науке завалить на экзамене или олимпиаде школьника, абитуриента, студента.
50% - такая необходимость в конкурсных мероприятиях возникает очень часто.

2. Экзаменатор может разгромить школьника, который дерзнул написать сочинение стихами.
2% - это случай редкий, но резонансный.

3. Редактор может заявить, что в поданной рукописи где-то нарушен размер, не соблюдается метр, мало пушкинизма, и отфутболить писанину юноши с горящим взором ("клапанами" не зачёркнуто) - сэкономив гонорары, а также репутационные хлопоты журнала.
15% - одержимые стихоплёты постоянно таскают свои вирши в журналы-газеты, думая, что в этом смысл жизни. По крайней мере так было раньше.

4. Критик или пародист (педераст зачёркнуто) может прицепиться к уже опубликованному стихотворному тексту, и, щеголяя всякими пыльниками-двудольниками, раздавить презренного гения, будто амфибию, за какой-нибудь непроверенный амфибрахий.
Раньше процент был очень высок. Сейчас, вероятно, около 5%.
(Пример недавно предоставил некий эмигрант, маниакально озабоченный падающими башнями. Живёт в Париже, фотографирует туристов. Зовут Игорь Воскресенский. Не поэт, не филолог.)

5. Филолог может сделать шаг в академической карьере (диплом, диссертация, публикация), анализируя стихии каких-нибудь малоизвестных стихов, добиваться респекта такой математикой, где для подсчётов уже недостаточно десяти пальцев.
15% - много филфаков, много благородных девиц. Хотя сами по себе разновидности всех этих гекзаметных ябмов мало кого из них интересуют.

6. Репетитор может подзаработать, дрессируя школьников сходу определять структуру стиха.
8% - обычно экзамен сводится к сочинению, а там мудрить не нужно - просто вызубрить сто сочинений, и штамповать бодягу.

7. Песенник может создавать песню по мелодии, закрывая лакуны сначала структурой, а затем и смыслом.
5% - по всей стране заказывают довольно много песен не только для эстрадных исполнителей, но и «к мероприятию», «для выступления нашей дочки» и т. д. Надо быть в форме!

Впрочем, это чепуха. Пародия на порывы. Меня размерная типология давно уже не волнует. Это школярский этап эпистемологии. А творчество для меня - это инструмент интроспекции. Если я и творю, то в условиях самой строгой и жёсткой свободы: что в голову пришло, то и пишу. Как захотелось, так и записываю. И это не так просто! Потому что сразу возникает желание написать как-нибудь эдак-разэдак, чтобы для кого-то, или против чего-то. Чтобы эпистрофей поворачивал аксис, но не нужно дактилем в ректум. Свобода тоже требует принципиальности и дисциплины. Самоограничение свободы, это особый слой онтогносеологии. Надо к нему присмотреться.

А прокрастинация не терпит прокрустовщины. Это ведь психотерапия, а не творческий посыл. Ещё не хватало мне посылать какой-нибудь творческий посыл, тем более его дактилоскопировать! Пусть Волгины идут к Евгениям Беням, и там рифмуют одну восьмую.

Я исследую иное ноосферное пространство. Меня интересует не внешняя конструкция, а внутренний конституирующий конструктивизм и холонимическая прочность деконструкций, тенсегрити созвучий, пунктуальные возможности русского языка, а также скорость интуитивного отклика. Прочитали? Я пока ещё — нет. Но там всё корректно.

Когда-то я делал простые постмодернизмы футуристического толка, затем стал коллажировать более интертекстуально, а сейчас, на новом витке, занимаюсь тройственной герменевтикой, придавая деконструктам гипероструктуренную форму, и параллельно изучаю хронопсихологию. Для хромого психопата хронопсихология — самое актуальное!

Поэтому я стараюсь если и версифицировать, то молниеносно, как отчёт интуиции, и совсем не занимаюсь подсчётами гонорарных строк и меронимией. Зря, конечно! Но всему своё время. У меня пока есть полчаса после ужина. Можно в порядке эксперимента набросать какое-нибудь сакральное число кунштюков, не дожидаясь вдохновения. Стандартная дюжина — многовато. Пусть будет семёрка. Это надо читать медленно, а скролл не позволяет. Здесь хронопсихология наталкивается на темпологию мира техно. Где правит бал мелодия в формате "Push de Tempo". Итак...



ПОЛЧАСА НА РАЗДУМЬЯ
I
Дай хоть что напишу в стихах -
С оптимальною скоростью махов!
Пять минут - и готов говурдак:
Съел, и дальше пошёл без страха.

II
Все размеры и метры давно
Расхватали почтенные мэтры.
Нам досталось - пустое гумно
И прогресса приветствия ветры.

III
Наш рыжий сделал биографию,
Мне ж - обломилась эпитафия,
Что расписал заборнографией
Проделки зазаборной мафии.

IV
Те сверхсхемные ударения -
У конторы под подозрением.
Умоляют таланты с презрением:
Не позорь ты нас, батюшка гений!

V
Катакомбная, древнеямная
Не оставили даже ямба нам.
Но о тех, кто горел в катакомбах,
Мы по-прежнему верим и помним.

VI
Покупал покупное — продавал продажное;
С важным видом шёл — а дела неважные;
«Я считаю!» кричал — но считалок не знал.
Провожали его — пустоты полный зал.

VII
Предсмертная тоска силлаботоники
Объяла седоватого дальтоника:
- Ванюша, Ваня, Иоанн!
Прощай, дурак, живи всегда...



Tags: графомагия, литература, экзерсисы
Subscribe

  • Онтология азбуки

    Алфавит не случайный набор символов. В него вложена тяжёлая экзистенциальная мудрость. Это художественное произведение, памятник культуры, над…

  • Как выглядят "гробы повапленные"?

    Раньше было такое ругательство - "гробы повапленные". Оно считается очень устаревшим, и потому непонятным, непостижимым. Кажется, что это трухлявый…

  • кликбейт-клики

    Я не читаю быструю ленту, где пиарят ваших Медовичей и Мировичей. Во-первых, ссылки хоть и кликбейт, но скачут, как блохи. Не успеваешь нажать.…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments