antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

В чём одержимость поэта? Арестанты Маяковский и Пушкин

Недавно мне пришла в голову загадка для ЧГК ("Назовите Имя, Отчество и Фамилию — таинственного северянина из Москвы"). Она гроша ломаного не стоит, ибо понятна только двум категориям: поэтам Ярославского направления и ЧГК-шникам. Любой опытный ЧГК-шник сразу поймёт, что это типичный "вопрос про Пушкина". Однако мало кто из эрудитов ездил так далеко по Ярославской ветке, и слышал, что там последовательно упоминают его Имя, Отчество, Фамилию, таинственность, основное место жительства и место рождения.



Лишь неисправимые поэты видят повсюду рифмы и взаимосвязи, усматривают закономерности там, где никто не обращает на это внимания, и читают вдоль и поперёк железнодорожную схему. Это род навязчивости. Он действует сам собою, за счёт особого психофизиологического режима (а не структуры).

Одно время думали, что секрет гениальности можно наскрести в самом мозговом веществе. Дескать, расковыряем мозги, найдём зоны творчества, затем сделаем вытяжку и будем вкалывать работникам мясорубки, чтобы они придумывали достойную мазу угробить ещё миллиончик-другой подотчётного контингента. Ведь на руководящей работе надо столько всего контролировать, что у них мыслеиспускательный канал засоряется, креатива никакого. Приходится вышибать мозги подследственным, а это нерационально. Лучше растирать в фарфоровой ступке, нежели табуреткой. Отчасти поэтому нашим поэтам мягко и настойчиво предлагали не стрелять себе в голову, а придумать что-нибудь другое, когда они отправятся сдавать мозг на переплавку. Их полушария аккуратно обнажали, отрезали от турецкого седла, а затем весьма трудоёмко обрабатывали, лишая последних намёков на присутствие живой ткани. Например, мозг Маяковского превратили в восковые кубики, а затем нашинковали на микротоме, чтобы в этой микрокапусте разглядеть секрет его поэтического дара. Я самолично отрезал от этого великого мозга добрый ломоть весом в несколько микрограммов. Но есть не стал, хотя мог бы и причаститься. Дело было в Институте Мозга, в конце 1980-х.

На самом деле творческий дар связан не столько со структурами мозга (хотя и этот фактор имеет место), а с работой психики в целом. Будущий поэт должен испытать ряд стрессов, необходимых для "шаманского" посвящения, и приобрести якорь, который сделает вербальную игру сверхценной. Но это ещё не всё. Требуется энергичная и влиятельная социальная оболочка, чтобы поэтический дар можно было реализовать в ремесле и профессии. Проще говоря, отшлифовать, опубликовать и распиарить результаты чистки пера о бумагу конкретного "гражданина-пройдёмте". В противном случае миру будет явлен не поэт, а разве что балагур. У того же Маяковского факторами инициирующего стресса стал целый ряд событий: трагическая гибель отца, арест в юном возрасте, тюремное заключение, отрыв от малой родины, нищета, всевозможные ПАВ. Для подростка всё это страшные удары, экстремально деформирующие психику.

У меня в руках его досье. Я сейчас в подвале Лубянки. Отдыхаю с пулей в правом глазу. Похоже, у меня глаукома. Но читаю. Маяковский Владимир Владимирович. 07.07.1893-14.04.1930. Убит в 36 лет, будучи чуть моложе Пушкина. Арестован в первый раз 29.03.1908 г. в возрасте 16 лет. Был отпущен по малолетству. Продолжил заниматься преступной деятельностью, - главный аргумент, на основании которого задержанных ныне не отпускают, даже в электрокандалах, а годами гноят в тюрьме - в так называемом "изоляторе", где изоляция личного пространства стремится к нулю.

Юнец после ареста оказался "повязанным", "крещёным", то есть ещё теснее вовлечённым в мафию "революционеров-пролетариев", у которых тоже был род навязчивости: мщение, так называемая "борьба", неважно с кем и за что. Вообще стрессовое воздействие вызывает ПТСР: на физиологическом уровне он перестраивает когнитом на борьбу, сопротивление, мщение, алармизм. Человек становится одержим копинг-технологиями, дениализмом, нигилизмом и т.д. Одержимость эта приобретает форму параноида ещё и под влиянием ПАВ, которых тогда было предостаточно, и которые всегда сопутствуют тюремному разрушению личности (хотя бы в форме курева и чифиря). Если подросток начинает принимать ПАВ, на их фоне сверхценные идеи впечатываются в его мозг намертво.

31 января 1909 г. - Маяковский арестован в очередной раз. На этот раз за него взялись основательно. 16-летний охломон был прописан на тюрьме по всем правилам, и даже длительное время (около полугода) пребывал в одиночке. Для общительного и фактурного подростка, проведшего детство в Грузии, это был сокрушительный стресс. В условиях подобной депривации молодой человек реально сходит с ума: разговаривает с собой, пишет на стенах, ковыряет камни, истерит, рыдает, злобствует, пытается найти выход. А выхода нет! И так день за днём. Ещё не было никакого обвинения, формального приговора, права на наказание. А человек уже подвергается пыткам, уже наказан как в аду, уже похоронен заживо. Для старого аскета со множеством ходок - это вполне терпимый "отпуск". Особенно если у него хорошо работает обе головы, и баланда что надо. Но для горячего грузинского парня, который любил солнечную жизнь, это было хуже смерти. Его психика перестроилась необратимо.

Пребывая в тюрьме, Маяковский надеялся выйти на свободу на уровне суеверия. Но умом был уверен, что поедет на каторгу. И перестраивал свою личность на уголовный лад, чтобы не оказаться лохом, фраером и подстилкой за Камнем. Однако он почему-то вышел, подробностей не знаю. Факт в том, что он неизбежно ощущал себя "откинувшимся с кичмана" и "жертвой царизма". Обладая незаурядным интеллектом и габаритами, плюс южным темпераментом и повадками, Маяковский мог бы стать страшенным головорезом-убийцей, главарём банды грабителей. Но, как ни странно, стал главарём горланов-поэтов. Его перетянула сверхценность Слова, которая действительно возникает в застенках.

Маяковский иронизировал, что жандармы отобрали тетрадку с тюремными стихами. На самом деле для юнца это была великая трагедия, ибо он верил, что в этой тетрадке заключены священные откровения и ценнейшие строки. Возможно, он стал заниматься революционной поэзией, чтобы компенсировать данную утрату. Для этого Маяковскому пришлось затрачивать огромные усилия. Не имея образования, ремесла, он тяжело трудился над словом и штудировал, пытаясь преодолеть незнание через понимание. Он написал нетипичное для поэта-мастера, но типичное для поэта-пролетария: "Поэзия — та же добыча радия. В грамм добыча, в годы труды. Изводишь единого слова ради Тысячи тонн словесной руды." На самом деле настоящий поэт, образованный и одержимый, страдает от обратного: он не знает, куда девать свою продукцию. Из него прут стихи, которые некуда пристроить, и которые даже опасны, так как вызывают ревность и интерес гестапо. У поэта-мастера повсюду сплошной радий, он может писать о чём угодно. "Товар из вашей собственной ноздри". Но ему необходим не радий, а строительный камень и железо. Про Маяковского я много знаю, но расскажу в другой раз.

Пушкин тоже был арестантом и каторжником, обысканным и закованным в цепи, отверженным и опущенным по "плохой статье". Эти меры имели особую "дворянскую" форму, но Пушкин, его семья и окружение воспринимали это почти так же, как унизительную и шокирующую уголовщину худшего порядка - преступление против нравственности и государственной власти. Пушкин был дворянин, императорский питомец с наилучшими отзывами знающих людей, а также (по отзывам ещё более знающих людей) опасный колдун, поэтому его не поволокли по улицам с обритой головой, а разбирались на высшем уровне, с учётом высочайших заступников. Но всё равно хорошего мало. Для молодого человека, который и без того немало комплексовал, это был сильнейший стресс. Однако он не стал махровым уголовником, только бретёром. Мир спасла его одержимость.

В целях политкорректности вербальную одержимость называют "поэтический дар". А когда человек умрёт, и окажется, что его контент можно продать, тогда говорят "поэтический гений". Однако в быту, социуме и клинике окружающие от этого дара только плюются, а гражданина считают параноиком или в лучшем случае фриком. В чём-то они правы.

Одержимость базируется на определённых нейропсихологических особенностях. Должны быть мощные синтаксические зоны (управляющие в лобной и воспринимающие в височной доле), высокоразвитые третичные коры, занимающиеся генерацией мыслеобразов (воображение) и манипуляцией мыслеобразами (мышление). Должно доминировать левое полушарие, вербально-детальное, но без деспотизма, а чтобы прислушиваться к идеям правого полушария, центров стратегии, интуиции, музыки. Кстати, у поэтов часто правое полушарие тоже способно детализировать речь. Центры должны быть обогащены числом нейронов, отростков, хорошо питаться через сосудистую сеть и нейроглию. Это надо разработать. Чтобы они молниеносно сообщались между собой, требуются мощные комиссуры, особенно corpus callosum. У настоящего поэта мозолистое тело всё в мозолях, натруженное, как промежность кавалериста. Наконец требуется разработать механизмы кибернетического упорядочивания, биофизической синхронизации, чтобы потоки ионов, электрические поля, сверхмощная локальная работа, устойчивые очаги возбуждения не вызывали интерференции, не нарушали работу мозга. Это очень сложно. Писатели часто страдали психопатологиями или пограничными расстройствами и прибегали к различным ПАВ. Но это лишь начало. Затем надо этот алмаз огранить, оправить, набить цену, выгодно продать и грамотно надевать на важные ивенты. Иначе грош ему цена. Все эти операции крайне трудоёмки.

У людей встречается множество видов одержимости, параноидов, как органической, так и информационно-психологической природы. Всё зависит от локализации очага возбуждения, самоконтроля, тонуса, воли, устойчивости. Иногда поэтический дар (вербальную одержимость) удаётся заземлить на что-то полезное, например, усадить одержимого поэзией писать какие-нибудь рэп-частушки. Всем будет весело, пока не надоест. Я знавал одного пациента, который в тюрьме исписал 10 тетрадей характерным рэп-бубнёжем, довольно монотонным, но выдержанным в стиле и не лишённым искренности. И даже начитывал этот бубнёж довольно похоже на какой-нибудь провинциальный "Ruski Rep style".

Впрочем, при жизни автора рифмованные тексты обычно никакого дохода не приносит, только убытки. Исключения редки. Даже Пушкин своей блистательной (и весьма дорогостоящей) поэзией, которая в то время вполне заменяла телесериалы, заработал не деньги, а долги: минус сто тысяч. По тем временам - стоимость целой деревеньки в каком-нибудь захудалом углу. Заелдыз!

- Пушкин, тайны есть?
- Какие тебе тайны? Нету никаких тайн! Я их все пораскрывал. Щёлкаю, как семечки.
- Ну а если найду?
- Ладно. Щас будут тебе тайны, Охломон Афедроныч! Золотая рыбка хвостом насёрбает.

Не знаю, какие уж там тайны обнаруживают у Пушкина товарищи исследователи. Они всё больше по бабам любят прохаживаться. Но это чепуха. Одержимые гении почти всегда (сначала) гиперсексуальны, так как их природная миссия - эмиссия генов гения, ради повышения сапиентности популяции. Психоэмоциональная и когнитивная трансформация, делающая человека гением, захватывает и либидо - оно может переключаться на самые разные объекты мира: ландшафты, абстракции, космос, слова, краски, мифологемы. Поэтому всякие похождения поэтов по бабам, их развратность, растленность и сексуальные "аномалии" гениев, которые так интересуют завистливых полуимпотентов, это никакие не тайны и не причуды, а общее качество, следствие особой конструкции когнитома. В дальнейшем алмазный ум гения может так сублимировать и трансформировать либидо, что и следов не останется. Индивид будет казаться окружающим аксексуальным и даже контрсексуальным в степени эн.

Тайна Пушкина совсем в другом. Его творчество, личность и биография позволяет приоткрыть завесу над целым рядом феноменов, которые не могут быть изучены методами науки - по причине их единичности, недостоверности и самосокровенности. Их может изучать только знание о сокровенном - эзотерика, мистика. А проблема эзотерики в том, что она не экзотерична. Она закрыта в силу самого названия. Эзотерические сведения и факты невозможно поведать коллегам, доложить на учёном совете, научить лоботрясов-студентов, отчитаться в Первом отделе и сдать какие-то зубодробительные разработки во Второй отдел. Нет! Это знание очень частное, индивидуальное, неповторяющееся. Но его можно задокументировать - средствами не науки, а искусства. Так называемые "шедевры", "подлинное искусство", это и есть эзотерические документы, которые могут прочитывать такие же интуитивисты-экстрасенсы. Однако своё впечатление они выражают не в научно-документальной форме, а особым выспренним языком искусствоведения, критики, интертекстуальности и любовеобильной ненависти.

У каждого свои отношения с Тонким миром. У меня их вообще нет, потому что я махровый цивилизант. Цивилизанты - это духовные задохлики. У них недоразвита так называемая "душа", то есть интегративная и эмерджентная система онтогносеологии, поэтому они вынуждены пользоваться протезами научного и рационального знания, интеллекта, разрозненных эмоциональных откликов. В своей рассудочной работе они абсолютно вынуждены использовать подпорки из верований "под науку" и "как бы от рассудка", опираться на квази-истины, полумеры, различные формы лжи, традиционных заблуждений и уклонов. Иначе не пробиться сквозь смог урбанистической ноосферы, сквозь фрактальные параллелограммы цивилизации, сквозь марево медиа. Некоторые урбаниды могут довольно шустро ковылять на костылях образования. Отдельные бородатые особи, включая тех, у кого борода в нижнем ярусе, стремительно перемещаются по ноосфере на мотоколясках профессорского диплома и почётных грамот. Они-то как раз лучше других чувствуют, что раньше люди не ковыляли, а летали как птицы. Поэтому данная тема их нервирует, и они весьма болезненно кусают тех, кто заговаривает о проблемах ампутантов.

Пушкин, ты где? Раз они кусаются, пойдем и мы закусим. Я приготовил великолепное харчо. Всю жизнь кушаю за одним столом с каким нибудь писателем: читаю его книгу. Раньше смотрел его телепередачу, изучая сценарий. Но сейчас сценарии готовят всё больше не писатели, тем более гении, а полковничихи с дочками. Существа прелестные, но не интересные.
Tags: открытия ни для кого, пушкинизм
Subscribe

  • ответы в конце учебника

    Ноги уже ходят, руки уже не роняют посуду, но совершенно не работает голова. Придётся снова заняться реабилитацией интеллекта. Мой доктор считает,…

  • Свирлоника и сверлёжка

    Полезная публикация русских учёных, проводивших исследование под эгидой Университета Лестера. Завихрения (свирлоны) проявляют свойства квази-частиц:…

  • Сатори 2

    Не надо читать. Это для себя. Просто записки у изголовья. В древности люди обладали не шестым чувством, а цельным, системным чувством, интегративным…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment