antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Школьные задачи не развивают, а притупляют мышление

В советские времена школьные учебники были достаточно дубовые, но тщательно выверенные, без явной дурости и ошибок. Их составляли профессора, зачастую, люди с огромным интеллектом. Затем просветительская конкуренция привела к избытку оживляжа, и образовательный дискурс переполнился чушью (я сам этим грешил). Кот Пифагор* выложил разухабистые примеры, некоторые - вырви глаз. (*Возможно, это действительно одессит Дмитрий Рейфман, а не сарай диван-кроватей. Надо проверить.)

Но меня интересует не моральность, а методология. Она хреновая. Вот, например.



Физики много о себе думают. Это задача не физическая, а чисто гуманитарная. Там разбирается проблема терминоведения, философии и методологии. А с точки зрения терминоведения там допущена ошибка уже в условии, что дезавуирует запрос в точном ответе. Указанные мероприятия не могут происходить в луже!

Русские называют "лужей" небольшое скопление жидкости в углублениях, неровностях. Понятия "большой - небольшой" дифференцируются у них относительно мезокосма человеческого тела. Большой объект - такой, в котором человек "тонет", физически или умственно. Поскольку, согласно условиям, в данный водоём может погрузиться некая девочка, и не одна, более того, даже "барахтаться" там, это не лужа, а значительный водоём: пруд, бассейн, заводь, зона подтопления, запруда, бочаг, озеро и т.д. Если быть математически занудным, то когда химик "надаёт по шее" школьнику, это может квалифицироваться как ещё большее хулиганство и даже попытка убийства. А указанные в задаче действия могут не носить насильственного характера, а быть весёлой развивающей игрой, допустим, в спортивном лагере, в бассейне или открытом водоёме. Таким образом, ответ автора в данном случае некорректен, а его снобский дидактический тон выдаёт в нём не методолога, а гносеократа.

Впрочем, это не классический учебник, а какая-то книжка "для развития". Но в школьных учебниках тоже полно кейсов с нелепым и неточным условием, для которого, однако запрашивается абсолютно точный ответ "на пятёрку". Это проблема правовая: кто сильнее, тот и прав.

Есть такой миф, что школьные задачи развивают мышление. На самом деле задачи в обычных школьных учебниках нужны не для развития мышления, а наоборот. Они нейтрализуют практичный детский интеллект, словно буферный коллоид. Абстрактные и абсурдные задачи за 10 лет так отупляют детей, что со старшеклассниками тошно общаться. На любой вопрос они ковыряют парту. Потому что их десять лет отвлекают этими баснями про водопроводчиков и землекопов, заставляют шестерёнки живого детского разума проворачиваться вхолостую, разрушая механизмы интереса и вознаграждения.

Задачно-примерный подход приучает к тому, что мир чисел находится по ту строну реальности, на бумажке, что всюду требуется машинная калькуляция, а не живое мышление. В результате десятилетний курс математической подготовки (по крайней мере, в наши времена) приводил к нулевому результату. Истинная правда, социологический факт! Потому что те выпускники школы, которым требовалось поступать в вузы (особенно в престижные) - были ОБЯЗАНЫ работать самостоятельно, сверх школьной программы, СВЕРХУРОЧНО штудируя решебники и оплачивая курсы репетиторов.

А те выпускники, которые не собирались поступать, а шли в училище, армию, на работу или в тюрьму (такое бывало сплошь и рядом), никогда не использовали все эти теоремы косинусов и задачи про встречу двух пешеходов! Если у них возникала-таки надобность что-то рассчитать, они осваивали специальные приёмы: плотницкие, водительские, малярские, мошеннические и т.д. Даже академические работники с университетским образованием, выстраивая естественнонаучные эксперименты, не занимались "решением задач" с получением точного ответа, совпадающего с последней страницей. Они прикидывали, подгоняли, спорили, рассчитывали, а всегда обязательно корректировали "вручную". Такая практика существовала даже в самых точных отраслях. Метод научного тыка, интуитивного видения, проб и ошибок - мощные инструменты НТП. А школьные задания к таковым не относятся.

Таким образом, школьные уроки и домашние задания являлись на 85% - нейтрализаторами подростковой активности, физической и умственной. Школьная математика не "ум в порядок приводит", а приучает подчиняться цифрам, никогда не быть уверенным в успехе, всегда ожидать подвоха, когда старательно исписанная тетрадь вернётся от начальника исчёрканная красной ручкой и с неудом в конце. Идеи этот "распорядитель", конечно, заграбастает себе, а вот платить по счетам "хорошую оценку" - не станет.

Такая же математическая неопределённость исходит от бухгалтерши, когда вместо обещанной круглой и легальной зарплаты она начисляет какие-то загадочные дроби, куски, которые никак не складываются в искомое целое. "Это потому что..." - Начнёт с раздражением объяснять она, если пойдёшь разбираться. Врёт, сволочь! Когда им надо, они просто кладут конверт с кругленькой суммой, без всякого подворачивания штанин. Например, если работу выполняет приезжий буржуй. И налог можно вычислять абсолютно точно, заранее, подгоняя начисление дохода так, чтобы на руки выходила круглая, однозначная и контролируемая сумма. Однако это разрушит установки НЛП. Которые позволяют постоянно манипулировать ценами в розничной продаже, ЖКХ, банковских операциях. К чему это приводит? К разрушению психологии доверия. После чего вся система социальных ценностей делается гнилой и ветхой.

Психология благоговения и робости перед числами, перед умением осуществлять махинации с ними, годами формируется на уроках с помощью квази-математики. Занимаются этим подлинные гносеократы с авторитарным критерием: "Правильно то, что Я СЧИТАЮ правильным! Остальное - неправильно!!" Слово "считаю" специально подчёркнуто, ибо там спаивается "счёт-расчёт-мнение". Спаивается воедино, и спаивается образовательным дурманом. Хотя в реальности у отучившихся в школе людей мнения формируются не математично, а, наоборот, хаотично и анти-арифметично. До поступления в школу на человека магия числовых аргументов не оказывает такого сильного действия, он мыслит более здраво, реалистично, поскольку ещё не впитал это суеверие.

На этом фоне кажутся очень выигрышными всевозможные альтернативные формы обучения: практико-ориентированное, домашнее, частно-репетиторское, игровое, вальдорфское и т.д. Хотя на самом деле подобная кустарщина должна, разумеется, иметь меньшую силу, чем промышленность. Не знаю, как сейчас, возможно, всё стало наоборот, и школа даёт блистательное математическое мышление. Надо проверить! Включить методологию.

Настоящее математическое мышление, практичную хваткость и вычислительную мощность ума - у нас тоже развивали, но не везде. Это происходило либо в частном порядке, либо у особых учителей (зачастую известных на всю страну), либо в закрытых спецзаведениях, где готовили мошенников высшего порядка, чтобы поставлять консильери в различные спецподразделения государственного или антигосударственного криминалитета.

Вывод простой: feed your head. Но не переедайте!
Tags: псевдология, философия и методология
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments