antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Экзерсисы пятые. Книжный шкаф

PREFACE: DEAD POETS SOCIETY

ОБЩЕСТВО МЁРТВЫХ ПОЭТОВ. Повышение квалификации такого дурака, как я - дело трудное, но интересное. Главное - дожить до конца курса. Если помрёшь без сертификата, Пушкин не аттестует в Канцелярии. И не примут в Dead Poets Society. Пока что я числюсь там - не членом, а скорее членовредителем. Отставной козы барана барабанщик без кармана, кандидат в корреспонденты полумёртвого поэта. Статус не очень. Но архетипы я уже сдал, а сейчас прохожу семестр литературного неведения. Это очень сложно. Надо понять всю глубину читательского непонимания, сделать авторский текст совершенно неясным, с головой погрузиться в научное недоумение и скепсис. Изучаю исключительно Мёртвых Поэтов с большой буквы. Живые современники пусть сами себя изучают, ибо они трудоспособны. Им всё понятно, поэтому с ними всё ясно. Заниматься трудно, учитывая, что я-то как раз - нетрудоспособен. Совсем не могу читать и ничего не запоминаю. Инвалид! Башка не работает, а тело тем более. Прочитываю 1-2 страницы в день, и сразу отключаюсь. Печатать ещё кое-как могу, одним пальцем, пол-абзаца в час, как следователь РОВД. Но вот читать уже не способен совершенно - как тюремный библиотекарь! Ни дня без строчки - но не более того. Раньше было проще: читал бездумно и много, сотни страниц в день, как подлинный потребитель, беллетристический турист и обжора обзоров.




МЕЧТЫ СТУДЕНТА. Но, как ни странно, именно сейчас я достиг того, о чём мечтал в студенчестве. Во-первых, я завидовал тем людям древности, которые прочитывали всего пару книг, но извлекали знания на все случаи жизни. И тем, кто умел забалтывать экзаменатора, не давая завалить себя и принуждая расписаться в зачётке. Сейчас я именно так и делаю. Из любой книжицы могу извлечь бездну информации для размышления. И могу завалить в клинче экзаменатора, если только он не улизнёт, намазавшись говном. Во-вторых, я мечтал получать знания, не штудируя толстый и мутный учебник, а сразу закачивая информацию в мозг, как мнемоник. Это соблазняло многих, поэтому платили за курсы скорочтения. Но сейчас я получаю образование именно так! Скачиваю книгу, но не читаю её, только открою файл и окину взором несколько страниц. А многие файлы даже не открываю. Однако этого вполне достаточно, чтобы рос интеллект и осведомлённость. Скачал собрание сочинений Юнга, Фуко, Франкла, Бадью, Бэкона, Аристотеля. Подумал: "Обязательно надо прочитать," - и сразу ощутил себя умнее! Между прочим, так делают многие профессора. Они только притворяются, что читают много и вдумчиво. На самом деле это ленивцы, не способные осилить и пары страниц. Я специально проверял, кроме шуток.

ШКАФЫ ПО СТОЙКЕ СМИРНО. Предметы у нас трудные, но интересные. Герменевтика, антропология литераторов, различные практикумы по вживанию в роль "мёртвого поэта", "изгнанника", "репрессированного" и даже "убитого на дуэли". Это вам не Хогвартс с его бирюльками! Здесь всё токсично, всё гораздо сложнее. Депрессивным и шизикам заниматься этим нельзя. У нас обучаются не мальчики с царапиной на лбу, а старцы с проломленной головой! Есть даже обезглавленные. Однокашники, эти Мёртвые Поэты - все какие-то скучные, затхлые, наглухо закрытые крышкой. Просто житья от них нет, такие неживые! Не люди, а мумии какие-то. Книжные зомби: сплошные суеверия и мифы. Какой архивный шкаф ни откроешь, вместо дивной лирики диванов - натыкаешься на скелеты, скелеты, скелеты. Причём необычные, причудливые и чудные! Мне это, конечно, интересно: начинаешь рассматривать форму птерниона, дополнительное foramen magnum, сделанное из "магнума", spina bifida, рассечённая кнутами. В ламбдатической области много дырявых вормиевых костей... Сплошная тератология! Иногда находишь уродливые разрастания для огромного третьего глаза, иногда губчатую опухоль - вместилище большой души. И только дивишься, как этот дохляк с такими уродствами ухитрился дожить до седин! Ситуация вполне объяснимая. Когда всеми делами заправляют "шкафы", то в шкафах неизбежно будут - не поэты, а скелеты. Силовики - это ведь профессионалы войны и наказания, то есть убийцы и каратели. Им же тоже хочется творить! Чего-нибудь натворить... А плоды их творчества - не что иное, как чьи-то страдания и гибель, калеки и трупы. Для антрополога - интереснейший материал! Но книжные черви почему-то нос воротят.

ПОЭТ И СМЕРТЬ. Когда-то я питал иллюзии, полагая, что искусство составлено из жизнеутверждающих, а не танатологических атрибутов. В книжном шкафу, верил я, должен быть архив с музыкой лирики, гитары с ленточками, розы поэзии и флейты в кожаных футлярах, поцелуи, аллилуйя, бог послал нектара струи... Не ожидал, что литературный шкаф - это оссуарий или тибетский тюремный сундук. Но такова фактология и даже закономерность. Я сделал парадоксальное открытие, словно Колумб поутру. Оказывается, почти всегда человек начинает заниматься весёлым и высоким искусством, переходит в профессиональное творчество и добивается больших высот - лишь в том случае, если он прошёл сквозь терминальные состояния, предсмертные мучения, острые страдания. Человек становится творцом, если подвергался разрушению. Наиболее могучий творец - это инвалид, психически или физически больной. Радостями жизни делится тот, кто настрадался и кому ещё предстоит страдать. Гуманизм и аромат жизни воспевает тот, кто бывал атакован, ощущал смрадное дыханье смерти. Только тогда и рождается настоящий поэт, способный так рассказать обо всякой чепухе, чтобы резонанс потряс целую ноосферу. Например, Пушкин был на пороге смерти не менее 33 раз: тиф, воспаление лёгких, 30 дуэлей. А психологическую, репутационную смерть (когда патетически восклицают: "Я убит! Я наложу на себя руки!! Я не могу так больше жить!") он пережил порядка тысячи раз. В сумме, возможно, даже больше, чем я. Таким образом, искусство - это в определённой мере копинг-технология, сублимация негативного опыта. В принципе, это всем известно, и весьма часто озвучивается самими литераторами. Хотя и не столь натуралистичным манером - чтобы доктор с городовым не встрепенулись.



КУНШТЮКИ КАК ПИРОЖКИ. Интересный есть у нас предмет - "юмор висельника". Наставник всё время зубоскалит и трясётся, будто волк ему обгладывает ноги. "И только безгубый смех слышится меж ветвей". Коллоквиум я сдал уже давно, но практикум - только что. О чём и отчитываюсь на электронных страницах ноосферы. Размещаю только литературную тематику. А политические экзерсисы пока не надо. Опасно! Сейчас не время. Я даже не знал, что выборы везде и всюду, не только в М и СПб. Перед этими выборами Система ускорилась, сосредоточилась и начала действовать необычайно шустро. Судейские стали упаковывать трепачей за месяц, хотя обычно на это уходят годы консервации. Бьют, да приговаривают: "Не лезь, куда не попадя! А то попадёшь, туда, где пропадёшь!" Надо к выборам выбирать другие темы, поспокойнее, без этого "бодался телёнок с дубом". У меня наследие громадное. Потому что готовлю я кушать 3-4 раза в неделю, и в этот момент выпекаю заодно дюжину единиц духовной пищи. Пеку их, как пирожки. Или леденцы с бессонницей из дома Буэндиа. Даже Пушкин отведал - и поставил за них довольно приличную для нашей Канцелярии оценку "Не читал..." Понимай, как знаешь! То ли "не читал ещё такого дива в жизни", то ли "не читал сие гониво, и не стану", то ли просто медицинский факт. Итак.

FACE: KNIGI UND FIGI

1. CONSTIPATION BLUES
Великолепный хохот с неба,
Концептуальный как рояль:
Раздался скромный гром победы, -
Цепочка слива вниз пошла!
[10 мин.]

2. ОРАТОРИ САРТОРИУСА
Яблоки, тыблоки, блоги, лытдыбрики:
Фабрики троллей бравируют придурью.
Пару Оруэллов мне репарируйте,
Чтобы репу из лирики выдернули.
[2 мин.]

3. И В МИРЕ ЛЬВОВ ВОЙНА МИРОВ
Невидимку-меня, и Доктора,
И нашествие Маркссиан -
Утопичный Уэллс пророчил,
Будто всё наперёд он знал!
Последний стон, придвинув стул:
"I told you so. You damned fools."
[20 мин.]

4. ЧЁРНЫЙ НОБЕЛЬ
Мы диалектику учили не по Гегелю,
А «вещь в себе» измерили по Гейгеру.
Мы всё узнали, став умней Сократа! -
И погрузились в дебри демократии.
[2 мин.]

5. СТАРИК И ГАРИКИ
Э-э, Губерман...
Ай, Губерман!..
О - Губерман!!
[75 мин.]

6. НООС И ДЕМОС
Высокий стиль пускает пыль,
А низкий жанр - котлеты жарит.
Неинтересна быдлу быль,
Лапшу - бомжатник уважает!
[2 мин.]

7. ЛЫСЫЙ И ВОЛОСАТЫЙ
Легенды церебролитета
Пришли в мохнатый ум поэта,
Но то, что родилось к обеду,
Попрал горбатый зад соседа!
[1 мин.]

8. ПОВТОРИМ ТАВТОЛОГИЮ
В полночную полночь к поэту зашёл -
Там месяц всходил при луне.
На шее — тяжёлый кошель с кошельком,
С двойным гонораром вдвойне!
«Поэта приют, приюти и меня,
Ведь эта квартира — моя!» -
Сказал я себе, ничего не тая,
И шёл по бескрайним полям...
[4 мин.]



9. НА ЛИТРЕ
О, жаба, твой анжамбеман
Сломал амфибий амфибрахий!
Дал грифу - рифму графоман,
Птеранодон — перо и дактиль.
**
Нелепая, убогая, ошибочная логика
Приводит педагогику в насупленную мимику.
Простая арифметика от двух до трёх с полтиною
Подбросила политику в семейную полемику.
***
Домашнее задание
Проверили в День Знания.
Узнали много нового, —
Пришлось учить всё заново!
[15 мин.]

10. РАЗРЫВ С КРИТИКОЙ
Эволюэ белел под пальмой
На кинофестивале в Каннах.
Вокруг шарман, а он лишь охал:
«Бертран Блие! Бертрану плохо!»
[1 мин.]

11. ЭКСПЕРТИЗА
Японский и китайский ямб
Звучал из нашего окна.
- Да это просто русский мат! -
Сказала баба вдруг одна.
[мгновенное озарение]

12. СОЮЗ ДЛЯ ПИСАТЕЛЕЙ
Союз Почитателей — мечта всех писателей.
Меня прочитают — и сразу башляют!
Надавят на нужные кнопки дивана,
И критик сохатый растает в тумане...
[6 мин.]


Tags: графомагия, литература, экзерсисы
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments