antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

иностранцы пушкинского времени - о русских

Жозеф де Местр (1753-1821) философ и писатель, четырнадцать лет проживший в России. Автор был довольно известной личностью, в романе "Отверженные" его упоминает сам Виктор Гюго. Вот выдержки из его книги.



LXXVII
Порочное правосудие — почти неизлечимая болезнь России. Это хорошо понимал Павел I, и это одна из причин, приведшая к его убийству. Слишком многие заинтересованы в том, чтобы правосудие было именно таким, каково оно есть: должникам это надо для того, чтобы не платить свои долги, судам — для того, чтобы иметь с этого какую-то выгоду, чтобы с этого жить и давать жить своим судейским чиновникам, которые все без исключения получают весьма небольшое жалование от государства. Более того, в этой стране не считается постыдным воровать таким или каким-либо иным образом. Аббат Фромен из Амьена воспитывал детей госпожи Давыдовой, и она, беседуя с ним, однажды сказала:
— В первые годы нашего замужества мы жили очень бедно, до тех пор, пока не умерли родственники мужа и мои.
— Но как же вам все-таки удавалось находить средства к существованию?
— Мой муж был полковником, и мы просто воровали.
— Воровали?
— Да, все так делают.

LXXIX
Что касается продолжительности судебных тяжб, то здесь надо сказать, что, например, коллегия нашего ордена в Могилеве имела тяжбу, которая длилась сто тридцать лет. Речь шла о земле, которую незаконно захватил один польский помещик. Когда пришло время выносить судебное решение, противоположная сторона подкупила судей, и они стали затягивать процесс на три года, десять лет, двадцать лет и т. д. О. Дезире Ришардо, который впоследствии стал провинциалом ордена во Франции, в 1818 г. занимал должность ректора Могилевской коллегии; он изучил дело и пришел к убеждению, что законы или указы говорили в нашу пользу. Он написал об этом министру, князю Александру Голицыну, а также послал ему доказательства нашей правоты. В ответ он получил гневное письмо министра, который писал: «Какая дерзость, будучи обычным частным лицом, толковать указы империи! Тем самым вы навлекаете на себя наказание, предусмотренное законами…» Понятно, что после этого у о. Ришардо пропало желание на чем-либо настаивать. Через два года иезуиты были изгнаны из России, а их имущество было передано российскому правительству. Я не
удивлюсь, если узнаю (и хотел бы узнать), что с тяжбой, затеянной сто тридцать лет назад, покончили в считанные месяцы в пользу правительства.

[Местр, Жозеф де. Религия и нравы русских: Анекдоты, собранные графом Жозефом де Местром и о. Гривелем. - М., 2010. - С. 40-41.]



Искоренима ли эта психология? Нет. Среди многих причин есть одна особенно важная. Русские находятся в плену иллюзий о том, что их ресурсы беспредельно велики, неисчерпаемы и бесчисленны. Это действительно так: невозможно физически подсчитать, сколько в их распоряжении территории, денег, полезных ископаемых, леса, почвы, людей и других богатств. Не срабатывает ни арифметика, ни статистика, потому что запускается механизм искажений, приписок, недоимок, сокрытия грехов. Здесь невозможно даже точно учесть, какое число людей проживает в данной местности. Даже в одной квартире или доме! Это создаёт иллюзию грандиозного богатства, которое надо как-то распределять, немедленно тратить, расходовать на удовольствия, лучше опьяняющего характера.

Данная иллюзия сверхбогатства диссонирует с тем, что в реальности русским всего не хватает. Они страдают от дефицита: комфортных территорий для жизни и отдыха, стройматериалов, работящих и умелых людей, плодородных угодий, дней с тёплой погодой и т.д. Истинная неисчерпаемость имеет место, но она приносит больше минусов, чем плюсов. В частности, здесь невозможно досконально учесть площади земельных участков, протяжённость маршрута и время в пути, зависящее от множества неожиданных факторов, численность бандитских группировок и масштабы их связей с официальными властями и гражданским обществом, доходы конкретных лиц, меру их участия в легальных и преступных деяниях и т.д. В России вообще ничего нельзя подсчитать досконально. Поэтому нет смысла и осваивать точные дисциплины в процессе образования. Гораздо практичнее забивать голову учащимся - так, чтобы они не имели твёрдой уверенности даже в таком фундаментальном законе элементарной арифметики, как последовательность действий. Об этом свидетельствует недавний баттхёрт вокруг примера чуть сложнее 2х2=4.



Сколько бы ни присваивали, ни воровали русские, миллионеры государственного олигархата точно так же страдают от дефицита. Им не хватает многих ценностей, которые вшиты в национальный менталитет вместе с языком, медийно-культурными продуктами и опытом проживания. Поэтому образование создаёт (создавало?) своеобразную супрессию и когнитивную девиацию, распыляя точность и надёжность знаний и мнений. Возникает впечатление, что русские силовым способом лишены права знать доподлинно и твёрдо любые основополагающие правила: орфографии, счёта, музыки, передвижения, эквивалентного обмена ценностями, юстиции и т.д. Не говоря уже о фактах, их интерпретации и общих выводах. В публикуемых текстах до этого уровня доходить просто запрещено.

Таков местный "савуар вивр", имеющий глубокие исторические причины. Все честные и упорные (упорствующие?) граждане здесь физически устранялись или хотя бы отстранялись - во время горячих и холодных революций, тайных переворотов или ползучих мутаций общественного строя. Выживали и выживают лукавые.

Говоря языком ботанических метафор, наилучшим образом выживают среди русских те, кто обладают сочетанием дуба, берёзы и гибкой хмельной лозы. Такое растение - вовсе не нонсенс. Оно существует, широко распространено и даже считается символом мудрости. Это фикус-душитель, strangler fig, довольно страшный паразит. Сначала это нежный росток, он оплетает чей-нибудь стройный ствол, а затем, благодаря способности сливать побеги, выпускать отовсюду корни и превращать их в стволы-опоры, душитель трансформируется в колоссальное древо. Оно истребляет и свою бывшую опору, и весь подрост внизу.

Есть у русского лукавства и хмельной необязательности и эколого-климатические причины. Погодные условия здесь непредсказуемы и потому кажутся неблагоприятными. Нельзя точно спланировать предприятия, события, рассчитать урожай и ущерб, расходы на ремонт и постройку, организовать отпуск или пикник. Все планы может сорвать метеорологический закон подлости или ненастье социального климата.

Неудивительно, что в таких условиях предпочтительными кажутся различные формы разбойнического ХКТ, и различные проявления неоварварства в культуре. Преодолеть это вряд ли удастся. Попросту не успеют.

Мало кто может себе представить и даже догадаться, насколько привлекательные люди в стародавние времена встречались на просторах от Немана до Уральского хребта, какой ослепительной была красота светлых и крепких жителей Русой земли. Когда это понял Александр Пушкин, он буквально потерял голову - и с великой любовью и самоотверженностью стал трудиться над своими крамольными сказками. Пушкин ведь тоже по сути был иностранцем Пушкинского времени. Таковыми же были и Владимир Даль, Николай Некрасов, Иван Тургенев и многие другие образованные баре. Если умные люди имели возможность по-настоящему погрузиться в мир этого народа, увидеть его истинную силу и красоту, сохранявшуюся в отдельных русских несмотря ни на что, они влюблялись и пытались служить ему, не щадя сил и самой жизни.
Tags: антропорусистика
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments