antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Куртуазное окультуривание сунгиря

Читать блоги русских надо в перчатках. А комментарии - в противогазе. Особенно мои! Мои тексты большинству бледнолицых блогонавтов лучше читать в костюме химзащиты, скафандре, батискафе или космической капсуле. Переворачивая страницы посредством манипуляторов-щупов.

Пусть пишут, правильно делают. Всем нужна какая-то духовная жизнь, это естественно. Хотя в наличествующем хронотопе эта функция прошла слишком радикальную киборгизацию.



Это фото 1978 года. Абориген ильменского типа слева тяготеет к урбанидной культуре, которую заимствовал через генные потоки народа боевых топоров. Сунгирский скуловорот более архаичный и хтонический. Ему бы кого-нибудь уплющить, человечка бы раздавить. Это настоящий боец. Он даже не может позволить себе открытую обувь на жарком юге, среди серебристых тополей. Он бы с удовольствием носил униформу. Однако пока они нарядились в партикулярные рубашки "с огурцами", которые где-то раздобыли. И красуются, довольные и смущённые: "А в это время на юге!" Но главный предмет их гордости - приобретение говорящей пищалки с музычкой. Как более сильный и добычливый, сунгирь сжимает этот прибор крепкой дланью. А киборгизация уже на марше. Культуру уже сеют роботы, а не люди. В те годы люди почти прекратили воспроизводить культуру своим телом, а передоверили это роботам, мехатронным и киберфизическим устройствам. Многие молодые граждане по инерции продолжали обучаться в музыкальных школах, но уже не играли на потеху публике.

В то время своевольные культурные приборы ещё назывались "радиоэлектронными", а их обслуживание - "радиоделом". То было подлинное священнодействие! Вокруг радиоэлектроники распространялась аура сакрального, настоящий sanctus spiritus, мороз шёл по коже. А компьютер (ЭВМ) вообще казался объектом магии, мистики, трансцендентальной власти. Я тоже поддался этому очарованию, ощущал эту ауру. Почему? Сенситивы тогда уже чуяли, что электронная техносфера имеет особую спасительную миссию - она способна усмирить и трасформировать наиболее хомицидного агента мироздания - Homo urbanus. Люди возлагали на техноосферу большие надежды. Вот и здесь - вместо кувалды или маузера сунгирь сжимает "шарманку", и выглядит очень довольным. Разве это плохо, разве не чудо?

Чем же они могли наслаждаться в 1978 году? Какие скрипы и вибрации ласкали их могучие ушные раковины? Вряд ли это был хит "Heart of Glass" от фальшивой блондинки. Недавно я задумался о том, почему с такой силой раздували культ романтизма, романтической любви? В каждой песне навязчиво повторялось это love, love, love. Зачем? Что за инстинкт? Такого инстинкта у человека нет. Он просто любит - или не любит. За счёт импринтинга. Раздувать это чувство нет необходимости. А для чего понадобилась такая суггестия? Через некоторое время пришёл ответ: чтобы не убивать. Это очень важный фактор выживания урбанид. В условиях скученности очень сильны импульсы хомицида и агрессии, поэтому значительная доля культурогенеза посвящена их подавлению. Агрессия реализовывалась в первую очередь на ближних своих: семья, жена, дети. Но у детей есть природные буферы агрессии, а у жены нету. Поэтому в условиях урбанистического кризиса, скученной жизни в условиях сарая для скота, начались систематические избиения. Мужья били жён, а жёны отравляли жизнь мужьям. Это скверно.

Особенную опасность представляли мясники-охотники - люди, тренированные на убийство людей, военнослужащие-всадники, владеющие оружием. Их называли "рейтары, рейдеры, рыцари", то есть всадники. Озвереет такой рейтар, вскочит на коня, схватит меч и пойдёт кромсать народ направо-налево. Особенно пострадают неповоротливые женщины. Что в этом хорошего? Поэтому с развитием рыцарства, когда увеличилась прослойка вооружённых всадников, охреневающих от безделья, пришлось изобретать культ Прекрасной Дамы. Делалось это искусственно, в критический период онтогенеза - пубертас. Подростки в это время насильственно отрывались от матери и других женщин-родственников, и скучали. А их репродуктивная система инициировалась, становилась гиперфункциональной, и требовала ценностный ориентир. Таковым становился эфемерный образ Дамы, которая говорит "не дам" всяким грубиянам и жестоким злыдням. А говорит "дам!" - только куртуазным и любезным, рыцарственным и опрятным. Так возник воспитательный культурный канал.

В СССР куртуазный маньеризм был запрещён, как атрибут буржуазии и монархистов. Наш сунгирь мог смотреть только передачу "Чему и как учат в ПТУ". Но его душа тоже тянулась к рыцарской суггестии, к прекрасному воспитанию. Поэтому он покупал приёмник, вращал ручки, и оттуда лились воркующие мелодии, смягчающие его сердце самбиста. Однако чтобы кроманьоноиды не раскисали и не романтизировались до полного киселя, гебня регулярно устраивала драки-провокации на дискотеках. С мордобоем, приводами в милицию и даже впариванием курева-ширева - хотя бы подтравленной самогонки. Это было немаловажное Activnoe Meropriyatiye отдела по работе с молодёжью. Так вырабатывалось павловское отвращение к танцулькам, музыке, и всему этому буржуазному фуфлу. Отдел по работе с молодёжью - один из самых сложных феноменов коммунистического сектора антропосферы. Там есть такие факты, о которых и сказать страшно. Но юные сердца спортсменов справлялись со стрессом. Если спирт обеспечивал асептику, всё заживало само собой.

Я вовсе не шучу про Сунгирь. Этот тип встречается на Восточно-Европейской равнине по сей день.



А каким был этот год для меня? Весьма важным. Я в 1978 году проживал в Золотом Городе, где успешно окончил детский сад и поступил в первый класс. В школе я довольно быстро завоевал репутацию интеллектуала, на классном часе читал лекции про морских животных. А во дворе руководил исследовательским кружком по энтомологии. За довольно краткий период я узнал столько фактов и пронаблюдал столько феноменов, что, став взрослым, пользовался этими знаниями не один десяток лет, даже зарабатывал на жизнь. А если бы я опирался только на университетский курс, то знал бы о живой природе в сто раз меньше.

Пытливость натуралиста можно охарактеризовать следующим показателем. До 8-летнего возраста, когда я был увезён в снежную ссылку, меня "укусили" следующие членистоногие: оса, шершень, шмель, белостома диплонихус, гладыш, плавт, водомерка, плавунец, комар, мошка, мокрец, паук-серебрянка, иксодовый клещ, красный почвенный клещ, слепень, златоглазик, наездник, офион, монохамус, рогач Дыбовского, усач Радде, усач каллипогон реликтус, кузнечики, костянка, редувий, жужелица, красотел, жгучая гусеница, пчела, немка, блестянка, муравьи, личинка плавунца, цикада, полихета, карапузик, мертвоед, златка пожарищ, личинка златоглазки, божья коровка. Это очень большой список. Потому что люди большинство этих тварей вообще не встречают, избегают, считают безвредными или неадекватно опасными. А я, словно Айс Вентура, постоянно был окружён букашками. Кстати, максимальную боль мне причинил вьюнковый бражник, проколов палец шипом. Таким образом ещё до отрочества я опытным путём и интуитивно узнал практически всех опасных мелких животных своего региона. В каменном веке такая способность очень ценилась. Затем пришло Белое Безмолвие, где царил Чёрт в Юбке. Жаль. Пришлось переключать внимание на гоминид.

Достаточно сильно моя интуиция работала и при анализе культурного продукта. Например, я был единственным в области чудаком, который настолько подсел на группу "Королева", что организовал "домашний фан-клуб": собрал все альбомы, знал каждую песню с первого до последнего аккорда, название, место на диске. Хотя никаких пособий не имел, информации ноль. В дальнейшем выяснилось, что это группа №1 в поп-музыке, потому что её песня возглавила хит-парад всех времён, в топ вошли ещё несколько песен, группа 30 лет сохраняла успешный статус после бесславного конца фронтмена, непонятным образом богатела, удостоилась "Оскара", Ордена Британской империи и других престижных наград.

Я же представления не имел, что это megaband, а просто слушал музыку, которая была мне по сердцу. Особенно этот надрывный коллаж, завершающий альбом "Jazz" как раз в 1978 году.



Больше эту группу не слушал никто, даже меломаны. В то время покатил такой вал Новой волны, что старьё никто не изучал. Единственный ценитель и знаток Queen, которого я встретил - кубинец, интеллектуал-полиглот, учившийся в МГУ. Он понимал песни на слух, что приводило меня в священный трепет. Это действительно очень сложно, потому что там особый контекст. Всё это было давно. Прошло 40 и 30 лет. Слишком много, чтобы быть правдой.
Tags: антропорусистика, ликантропия, музыкальная антропология
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 14 comments