antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Что означает священный звук АУМ или ОМ?

0. Продолжение. Здесь начало - Что означает "ОМ МАНИ ПАДМЕ ХУМ"? Текст отредактирован на 30%. Уйма опечаток. Из всех аспектов общей антропологии наиболее сложно анализировать религиозные феномены. Социальное и семантическое напряжение здесь достигает максимума. Достаточно произнести «бог» - брови любого собеседника хмурятся, будь он верующий или атеист. Иерей достаёт молитвенник, психиатр - шприц, а псих - молоток. Но если добавить «бог огня Гефест» или «африканский бог-творец Олодумаре», лицо разглаживается: «А-а, сказочки - это можно». В данном авторском посте используются концепты общей и религиозной антропологии и рассматривается частный объект религий Индостана. Для логического доказательства концептов необходимы бесчисленные реверансы, экскурсы, констатация аксиом, цитирование теорем и написание лемм. Но тогда повествование отклоняется от конкретной темы в пользу глобальных обобщений и дефиниций, которым нет конца. Приходится перемещать всю эту полемику в Приложение, и формулировать мысли в стиле литературной традиции «откровение», как это и принято в данной области.

18. ПОНЯТИЕ БЕЗ ПОНЯТИЯ. Понятие Аум размыто. Это объект массовой культуры, у которого сложно найти инвариант, потому что звучание, графический символ, написание и толкование меняются от народа к народу (oum, aum, umm, ova, omkara). Даже внутри русской нации нет консенсуса: «Аум» или «ом»? С большой или маленькой буквы? Нужны ли кавычки? Это мантра, имя божества или заклинание? Это благая святыня или скверное язычество? У данного ноосферного объекта нет чёткого определения, доказательной базы, привязки к реальным феноменам, обоснования ценности. И вообще абсурдно считать некое слово непереводимым, и в то же время священным. Тем более если это междометие, возглас или животный звук. Если школьники запоют «оммм», их отругают за «мычание на уроке».

19. ЛОГИКА АБСУРДА. Вот что пишет об этом энциклопедия: «В соответствии с ведийским наследием считается, что звук ом был первым проявлением не явленного ещё Брахмана, давшим начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком. Звук Аум используется в соперничающих ортодоксальных религиях индуизма, буддизма и его конкурента - джайнизма. Буддолог Е.А. Торчинов отмечал, что слог «Ом» и подобные слоги («хум», «ах», «хри», «э-ма-хо») «не имеют никакого словарного смысла» и указывал, что эти слоги в отличие от других слогов мантр представляют собой в махаянской традиции «священную непереводимость». [ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Ом_(мантра)] Это более чем странно и совершенно не логично. Человек не так уж глуп, чтобы обожествлять совершенно бессмысленную вещь. За этим должно скрываться что-то ценное. Даже в полном хаосе и абсурде есть своя каузальная логика и эвристика. Многомудрая англоязычная страница добавляет не объяснение, но лишь намёки. Чхандогья Упанишад начинается с рекомендации "пусть человек медитирует на Аум". Мандукья Упанишад утверждает "Аум - этот слог весь мир". The Sama Veda, the poetical Veda, orthographically maps Om to the audible, the musical truths in its numerous variations (Oum, Aum, Ovā Ovā Ovā Um, etc.) and then attempts to extract musical meters from it. [ttps://en.wikipedia.org/wiki/Om]

20. AB OVO. Для объяснения отдельных (но далеко не всех) онтологических аспектов феномена человека я опираюсь на перинатальную психологию [ttps://en.wikipedia.org/wiki/Prenatal_and_perinatal_psychology] и малоисследованный раздел ауксологии — пренатальную антропологию. Представители мудрейшей цивилизации — римляне — рекомендовали начинать Ab ovo. Это вдвойне логично, приступая к толкованию символа под названием Ovā, Oum, Om. После анализа материалов, у меня сложилось такое мнение: Аум — это музыка появления на свет, главная тема симфонии перинатальных звуков.



Дальше можно не читать.

21. ОМФАЛ. Эллины использовали слово ὀμφαλός — пупок, а также сакральный «пуп земли», первоначало. From Proto-Indo-European *h₃m̥bʰ-, a variant of *h₃nebʰ-. Cognates include Sanskrit नभ्य (nabhya), Latin umbilīcus, and Old English nafola (English navel). [ttps://en.wiktionary.org/wiki/ὀμφαλός] Сюда же тяготеют womb, nebula и другие «вентральные» слова. В них есть что-то общее, утробное, мычащее.

22. ФАНФАРЫ ДЛЯ ЦАРЯ. В процессе родов женщина издаёт беспрецедентно громкие и пугающие крики. У природного человека, очевидно, случались тихие (неосложнённые) и громкие роды. Роженицу надо было охранять. Материнский крик воспринимался плодом, даже если его уши стиснуты родовыми путями. После изгнания он слышал возгласы умиления и удивления матери, помощников и свидетелей. Его собственная вокализация похожа на эти звуки. Новорождённый был самым главным участником события, ради него откладывались все прочие дела. Это царь церемонии, скромный повелитель. Который попискивал и чмокал сосок, слушая концерт в свою честь. Рождение ребёнка — это самый естественный и главный обряд жизни Homo sapiens. Его облекали разными ритуалами, но ядро нельзя было исказить, сделать фальшивым. Оно создавалось самой природой человека. Акустический ландшафт родов - это и есть Аум. Поэтому его произносят ВНАЧАЛЕ: с него начинаются мантры, как и сама жизнь.

23. СЛОВО БОЖИЕ. Здесь нельзя не вспомнить: «Вначале было Слово, и Слово было у Бога, и Слово было Бог». In principio erat Verbum, et Verbum erat apud Deum, et Deus erat Verbum. ἐν ἀρχῇ ἦν ὁ λόγος καὶ ὁ λόγος ἦν πρὸς τὸν θεόν καὶ θεὸς ἦν ὁ λόγος. Что такое «логос»? Это не знание, и не смысл. Первоначально оно происходит от λέγω, что означало «собирать воедино, упорядочивать, подсчитывать, выбирать» [ttps://en.wiktionary.org/wiki/λέγω]. Следовательно, сюда подходит значение "Творение" — создание первопорядка (по-гречески «космос») из хаоса. Русское "слово" - обыденная лексема. А Логос - глубоко сакральное слово, поскольку использовано в космогоническом вступлении (первом стихе) Нового Завета. Раньше всех понятие «Логос» использовал Гераклит, подразумевая «вечную и всеобщую необходимость» (a principle of order and knowledge). Основное значение латинского princeps, principals — первый, первоначальный, важнейший. А где первоначало познания мира у человека? В перинатальных матрицах. Термин Логос развивался на основе иудаистического понятия «Маамар» (‏מאומר‏‎), который сходен с архетипом материнства и рождения Аум.

24.1. ФЕТУС — ЭТО БОГ. Плод в утробе является богом. Разумеется, это не Теос-Патер, Творец Вселенной и Вседержитель, но одно из божеств онтологии, очень важное и влиятельное. Не менее важное, чем эллинский бог знаний Гермес, или славянский бог урожая Таусень, или одинокий скандинавский Один, познавший руны во мраке и пустоте. Лично для Тебя твой собственный плод - это самое влиятельное божество. Важнее, чем мир твоего детства. В процессе родов бог Один слезает со своего плацентарного древа Иггдрасиль и перестаёт быть один. Из своей аскетической пещеры он переходит жить в Дом, где становится главным гостем, лучшим из всех урожаев, приплодом-плодом. Это родной гость. Кстати, чествование бога урожая Таусеня называли Родогощь. Впрочем, лингвисты наверняка запретят находить здесь какую-либо связь. Ладно. Зато как антрополог, я могу смело утверждать, что фетус — это «большой человек».

24.2. БОЛЬШОЙ ЧЕЛОВЕК. Анатомически плод крупнее и сложнее младенца, ибо помимо тела имеет плаценту, пуповину, хорион, амнион и амниотическую жидкость. В природной популяции ещё не родившийся человек - это не рядовой, а очень важный член. Плод властно подчиняет своим интересам жизнь матери и всей семьи, нарушает планы мужа и братьев, и даже иногда - планы вождя. Беременность изменяет социальный ранг женщины, вокруг неё могут закипать нешуточные страсти, бушевать целые бунты и войны. Плод - не бог-вседержитель, но всё же творец своего мира. Без имплантации бластоцисты не было бы матки с этим пузырём, и всех событий дальнейшей судьбы матери и ребёнка. А что было бы? Например, если бы победило отцовское начало, то вместо пузыря - пузырный занос. Страшнейшая вещь. Или при плохой связи плаценты с маткой развивается эклампсия, что ещё страшнее. Но плод этого не допускает, проявляя большую экзистенциальную волю. Человек появляется как микроорганизм весом 0,004 мг и размером 0,1 мм. Он остаётся жить в том же внутриутробном мире и к моменту рождения увеличивает массу примерно в два миллиарда раз. Среди микробов это настоящая мыслящая гора. Неудивительно, что среди разных народов возник образ огромного Первочеловека.

24.3. ГАРМОНИЗАТОР. Фетус гармонично объединяет два начала, инь и ян. В своём геноме он примиряет гаплогенотипы отца и матери, у которых совпадает только число хромосом. Они вовсе не друзья. Безумно сложно объединить ядра-пронуклеусы, спирализовать и распределить по хромосомным парам ДНК, и заставить новое ядро удваиваться, причём очень быстро, многократно и предельно чётко. В мире броуновского движения и теплового хаоса это настоящее чудо. А в своём теле плод примиряет собственную плоть с плотью матери, подавляя иммунологический конфликт, отторжение и блокаду. Каким-то образом этот сгусток молекулярных событий находит консенсус. Кроме того плод интенсивно творит - самого себя, формирует своё тело. Причём делает это лучше любого скульптора или инженера: никаких проб и ошибок, расчётов, ходовых испытаний. Малейший сбой, и уже ничего не исправишь. Всё это - задачи, достойные бога.

24.4. СЛАБЫЙ, НО ЧИСТЫЙ. Но фетус не всесилен. Если кто-то помешает творческому процессу - токсинами, ударами, вибрацией, вирусами - процесс нарушится, запустится тератогенез или абортирование. Это подлинные катастрофы для внутриутробного микрокосма, для мезокосма материнского организма и даже для макрокосма всего рода-племени. Плохо сотворённый плод способен уничтожить дае целую империю. Однажды крупнейшая империя на планете трагически разрушилась, потому что принц не смог наладить производство всего одного протеина, помогающего свёртывать кровь. А таких протеинов надо создать десятки тысяч. Плод очень старается. Он активно управляет своим микрокосмом, словно ощущает ответственность за все три космоса. Плод действует, как рачительный хозяин - экономит ресурсы, сдерживает свой рост, убивая лишние клетки апоптозом. Он поддерживает чистоту своей среды, очищая от молекулярных шлаков межклеточное пространство, кровь, эпителий, и даже амниотических вод, фильтруя их ртом, заглатывая лануго и не давая выйти содержимому кишечника, меконию. Новорождённый и младенец не способен удерживать нечистоты, зато плод этого как-то добивается.

24.5. ЛИЧНЫЙ ТЕЛОХРАНИТЕЛЬ. Плацента, это не чужая ткань, а вырост фетуса, его боевой орган, телохранитель, визирь. Она стимулирует, мобилизует, деформирует материнский организм, выделяя биорегуляторы. Люди издревле знали, что плацента может быть доброй и злой, ядовитой, она может убить материнский организм посредством эклампсии (гр. "удар молнии") или отслоения. Плацента не самостоятельна, она подчиняется геному плода. Утрата контроля чревата биологической и социальной катастрофой. Если, например, плод допустит развитие хориокарциномы, принцесса умрёт, а обезумевший от горя король развяжет бессмысленную войну против миллионов людей. В общем, мысль ясна.

25. БОГ ВСЁ СЛЫШИТ. Растянутая матка и живот тонкие, поэтому плод неплохо слышит внешние звуки. Во мраке утробы фетус должен развивать обострённый слух, как слепец. Он не понимает слов, но воспринимает смысл опосредованно, через реакцию материнского организма. По изменению кровотока, гормонального состава, динамике и другим признакам плод ощущает, если про него говорят плохо, хотят его убить, или наоборот, если его ждут, ему рады. Кое-что он запоминает. У него, как и у взрослого, 100 миллиардов нейронов, в сто тысяч раз больше, чем у мухи. Этот коллектив уже на что-то способен. Плод привык заниматься герменевтикой. По закону Гаусса колоссальное разнообразие имеют не только взрослые люди, но и стадия эмбриона и фетуса. Поэтому в утробе могут возникать свои гении и великие маги. Они способны властно бороться за жизнь, влиять на окружающий мир, воздействовать на мать молекулярным, биофизическим и каузальным образом. Величайший из всех людей, Иегошуа мог излучать радость жизни на самых ранних стадиях развития — об этом повествуют сюжеты Annuntiatio и Visitatio Mariae. Раньше люди были чуткими и ощущали такие сигналы. А нынешняя техносфера сделать это не позволяет. Мобильник не связывает людей, а наоборот - мешает поговорить по душам и с другом, и с сыном, и с богом.

26. МУЗЫКА СФЕР. Акустический умвёльт для плода очень важен. Это база для мифологемы «Музыка сфер» (musica mundana, harmonia universitatis). Обычный человек не видит в небе никакой гармонии, кругов космоса и музыки. Он видит хаос облаков и россыпи светлячков. Однако в состоянии плода человек воспринимает мир именно так: сфера утробы, гармоничное бытие, звуки собственного организма, звуки материнского организма и далёкая сфера — внешние звуки. Родившись, он узнаёт голоса родных, животных, шумы природы и жилья. В этой симфонии выделяется «Первая скрипка», наиглавнейшая мелодия — голос матери. Этот божественный звук возвращает человека в блаженное состояние «у бога за пазухой». Формально понятие «Слово Божие» означает осмысление священных текстов посредством грамоты. Но по-видимому, подсознательно оно апеллирует к интуиции, сердечному воспоминанию о важности звуков родителей, то есть главных и спасительных объектов мира и умвёльта. Животные, сакрализованные у разных народов до уровня божества, тоже довольно шумные.

27. КОЛЫБЕЛЬНАЯ БОГА. На Индостане человек длительное время сохранял природные традиции, что придаёт своеобразие тамошним религиям. При значительной конкуренции разных направлений индуизма, буддизма, джайнизма, они странным образом сближаются в сакрализации символа Аум и мантры «Ом-Мани-Падме-Хум». Не исключено, что первоначально это была ритуальная песня, колыбельная-баюкалка, в которой выражались эмоции радости, благодарность божеству материнства, не допустившему гибели роженицы и плода. У разных народов мать, укачивая дитя, мычит звук, подобный «Аум». Это создаёт «внутриутробный эмбиент», и вводит младенца в эмбриональный покой, успокаивает и усыпляет. Чтобы беременная женщина училась материнству, она жила среди матерей с детьми, а не среди хмельных мужиков или драчливых подростков. На женской половине всегда слышны высокие голоса младенцев, песни женщин. Беременной нравилась атмосфера уюта, а плод ощущал это на физиологическом уровне. Он запечатлевал акустику. После рождения оставалась память, что далёкое звучание «Ом-Мани-Падме-Хум» вызывает приятные и трансовые ощущения. Так формировалось позитивное, трансцендентное и сакральное отношение к этой мантре. Было ли это на самом деле — доказать нельзя: прошли тысячи лет, образ жизни кардинально изменился, а внутриутробное анкетирование провести невозможно. В животе слишком темно.

28. АУМ - ИЕРОГЛИФ РОЖДЕНИЯ. Визуальное изображение Аум — это не буквы, а своеобразный целостный иероглиф. Есть детальные объяснения, где значение придаётся каждой линии. Однако в древности люди воспринимали не отдельные линии, а целостный гештальт. Знак Аум весьма напоминает петроглифы Богини-Матери, известные с каменного века, которые изображали женщину на корточках в момент родов. Мне видится в нём пиктограмма - стилизованная картина родов: лежащая женщина (видны грудь и лоно), а рядом плод, у которого душа чистая, как драгоценный камень. Неогранённые самоцветы обычно октаэдрические, поэтому там ромбовидная точка.



29. ПАДМА — ПОГРЕМУШКА. Младенцы у всех народов любят погремушки, способствующие развитию манипуляции и предметного внимания. Это адаптивный инструмент. Природные Homo повсеместно использовали шумящие предметы, чтобы отгонять зверей, загонять, травить, а также чтобы сигнализировать и музицировать. Сухие плоды лотоса вполне подходят на роль детской игрушки. Семена в нём гремят, хотя и не так сильно, как в тыкве-калебасе. Когда я прослушивал звучание мантры, то пришёл к мысли, что на устойчивость слова «падма» повлиял звукоподражательный фактор. Повтор *p.d.m создаёт эффект перкуссии. Таким образом, овеществлённый символ «падме» вполне может быть младенческой погремушкой из лотоса, похожей на плаценту. Нам это кажется чепухой, но для младенца - важный объект. И для семьи. Её нередко сохраняли в рамках семейного культа, вместе с другими атрибутами (локон, зуб, высушенная плацента и препуцеум, детали одежды). Пережитки этой традиции встречаются и у современных людей.

30. БРАХМАН ЯВИЛСЯ. Перинатальное толкование не противоречит религиозному. «В соответствии с ведийским наследием считается, что звук Аум был первым проявлением не явленного ещё Брахмана, давшим начало воспринимаемой Вселенной, произошедшей от вибрации, вызванной этим звуком. Звук «Ом» является самым священным звуком в индуизме.» Последнее предложение никак не объяснено, поэтому не имеет смысла. Если только не подключить перинатальный мотив. Не явленный ещё Брахман — это и есть плод, но не чей-то, а твой собственный. Это Ты перед рождением, уникальная и незаменимая персона Твоего уникального и незаменимого микрокосма. А воспринимаемая Вселенная — это Твой Мир. Термин Брахман производится от корней (bṛh-), означающих «расти, разбухать, крепнуть, делаться сильным». [https://en.wikipedia.org/wiki/Brahman] В реальном мире так говорят про детей. Но есть и великий, всеобщий, космический Брахман. Кто это такой, как выглядит и что собой представляет — герметичное знание, информация для внутреннего пользования. Это космическая тайна (μυστικός), которую доподлинно знает только Господь, а каждый из нас может лишь догадываться, блуждая в потёмках.

31. ОМФАЛ И ХАРА. В йогических и восточно-азиатских практиках принято концентрироваться на пупке. Считается, что там спрятана душа, некая «хара». Омфалу придавали большое значение и на Античном Западе. С точки зрения физиологии взрослого человека — всё это глупость, ведь у него пупок - это никчемная ямка на ненавистном брюхе. Однако у фетуса там действительно находится «средоточие души». На определённых стадиях пуповина по отношению к плоду очень велика, чувствительна и связана с огромной плацентой. Эти органы действительно важны, как «пуп земли». Прикосновение к ним стимулирует выделение таких факторов, как нейротрансмиттеры, вазодилататоры, глюкоза и другие питательные и регуляторные соединения, что вызывает позитивные ощущения в ЦНС. Нервная система плода хоть и примитивна, но воспринимает сигналы и управляет организмом сообразно стратегии выживания. Его физиологическое внимание концентрируется именно на главной системе жизнеобеспечения — пуповине и плаценте.

32. ПЕРСОНАЛЬНЫЙ СПАСИТЕЛЬ. Плацента — это личный спаситель плода, Your Own Personal Jesus. Сначала плацентарное разрастание хориона обеспечивает имплантацию, затем питает эмбрион и противодействует отторжению. А после изгнания плацента снова спасает новорождённого, доставляя кислород, ионы железа (необходимые для эритропоэза), питательные вещества, электролиты, нормализующие внутричерепное давление. Плод не осознаёт интеллектом эту роль, но «понимает сердцем», на уровне организма. Он может влиять на плаценту и пуповину, осуществляя довольно сильное сдавливание — не столько кистями, сколько ногами и всем телом. При этом плод ощущает изменения в кровотоке. Вообще перинатальная медицина — большая наука, в которой накоплено много наблюдений. Но там скрывается от широкой публики и много антинаучных и вредительских мер, чтобы не раздувать скандалы.

33. ЧИСТОТА БУДДЫ. Далай-лама XIV говорил, что сочетание слов «Ом мани падме хум» символизирует чистоту тела, речи и ума Будды. Сказано мудро, но непонятно. Шакья (аскет) из рода Муни был грязным бродягой, жил в условиях неолита, а позже превратился в старикашку, занимался обустройством монастырей и умер от дизентерии. Что же здесь «чистого»? Однако Далай-лама совершенно прав. Только надо переосмыслить, кто такой Будда. Обычно под ним подразумевают гениального вероучителя, основателя религиозной школы по имени Сиддхартха Гаутама и по прозвищу Шакьямуни или Будда. Но прозвища — не собственные имена. Буддой назвали тех людей, у кого не спит ум - awakened one [tps://en.wikipedia.org/wiki/Buddha_(title)], кто остаётся чутким даже ночью, всегда на страже, подмечает возможные опасности, предвосхищает беду. Перевод на русский словом «просветлённый» смысла не имеет. Это такой же сакроним-эпитет, как и «буддовый». В русском языке «просветлённым» называли дом, где сделали новые окна, оптику. А человека называли «просвещённый», то есть образованный, учёный, светлый умом - об этом написано в словаре В.И. Даля («Просвѣтлять», с.508). На самом деле «чистота будды» - это чистота новорождённого. И Сиддхартха это прекрасно понимал.

34. БУДДА — НОВОРОЖДЁННЫЙ. Себя Гаутама называл словом «татхагата». А природу Будды называют Татха-агата-гарбха - «природа того, кто вышел за пределы». Перевод весьма расплывчатый. Что такое «природа»? Природа объекта, это его физико-химический состав, особенности биологии и экологии. Природа профессора, это не его труды или въедливый характер, а кости, кишки, мускулы, митохондрии и рефлексы, жизненный цикл и трофическая ниша. Однако если учесть этимологию, смысл становится понятнее.

Tathāgata means "the one thus gone", referring to the Buddha. It is composed of tathā and āgata, "thus come", or tathā and gata, "thus gone". The term refers to a Buddha, who has "thus gone" from samsara into nirvana, and "thus come" from nirvana into samsara to work for the salvation of all sentient beings.[ttps://en.wikipedia.org/wiki/Tathāgata] The term Tathāgatagarbha means the womb or embryo (garbha); it may mean embryonic tathāgata, womb of the tathāgata, containing a tathagata. Garbha — womb, embryo, center, essence. [ttps://en.wikipedia.org/wiki/Buddha-nature]

Из этих данных вытекает, что Татхагата-гарбха — тот, кто «пришёл из матки», то есть пропал из внутриутробного мира, где все к нему привыкли, победил смерть и появился во внешнем мире. А затем обрёл "природу будды" - будучи взрослым научился возвращаться в эмбриональный транс, в состояние hermit hermeneutics. Вот в чём «дзен» - Будда стремился научить людей, как уподобиться ещё не родившемуся дитя. Кстати, во внутреннем мире скорбят по исчезновению Первочеловека. Этот синдром называется baby blues, он возникает почти у всех матерей. А в одном случае из тысячи развивается более тяжёлая послеродовая депрессия.



35. ПЛОД — ЧИСТЫЙ БУДДИСТ. Сиддхартха понял, что будда находится внутри каждого человека — в его прошлом, в истоках онтогенеза, в чистом онтологическом основании. Люди издревле заметили, что плод хоть и рождается среди нечистот, но сам он чист, фактически стерилен, долго не издаёт дурных запахов - даже своими выделениями. Этим он подобен лотосу, растущему из илистой грязи и стоячей воды. Поэтому Будду сравнивали с лотосом. Новорождённый чист и телесно, и душевно. Он не знает грязных слов, не умеет лгать, злословить и договариваться о пакостях. Здоровый младенец издаёт звуки жизни, наполняющие сердце родителей радостью. Ум новорождённого тоже чист - тем, что это tabula rasa. Младенец способен усвоить с нуля язык и массу информации, обгоняя в этом взрослых. А начинает он это усвоение с самого ценного — с образов матери, семьи, родины, любимого мира. Новорождённый рождается полумёртвым. Его часто приходится оживлять, шлёпая, растирая, вдувая воздух, после чего он «воскресает», «просыпается». Это и есть первый «живой-мёртвый» (Гайомарт) и первый «пробудившийся» (Будда). После рождения человек почти всё время спит, но пробуждается чаще взрослого. По легенде то же происходило и с Гаутамой под деревом бодхи — у него была беспокойная ночь. Проснувшийся младенец требует внимания к себе и ухода. Мать спешит с ним пообщаться, пока снова не заснул. Младенец постигает мир целиком и без работы вербального интеллекта. Таков идеал дзен. Загадочная непознаваемость, принципиальная «непостижимость умом» основных понятий восточных учений также соответствует ранним стадиям онтогенеза, когда гнозис осуществляется без участия ещё не сформированной когнитивной коры. Наконец, Будду изображают в виде огромного то ли ребёнка, то ли гермафродита. Такой странный облик, нехарактерный для мужчины, можно получить, если совместить младенца и взрослого человека.

36. СЧАСТЛИВЫЙ АРЕСТАНТ. Буддисты активно используют понятие «дитя», «все мы — дети», которое абсурдно в отношении взрослых людей и стариков. Но оно имеет глубокий смысл для понимания экзистенции буддиста. Татхгата-гарбха - это возвращение в утробное состояние. Для взрослого Homo sapiens эмбриональная поза и медитативный транс аномальны. Но в условиях скученности это полезно и даже жизненно необходимо. Буддисты сделали упор на практику, называемую в Индии дхьяна, в Китае чань, в Японии дзен, во Вьетнаме тиен. Предлагаемые значения термина: созерцание, интуитивное видение, медитация, успокоение сознания. [ttps://ru.wikipedia.org/wiki/Дхьяна] Но здесь тоже нет антропологического смысла. «Успокойся, братан, сядь покури, посмотри камеди. Раз тебя к нам посадили, значит, было за что! Не горюй, пройдёт всего пару лет, и тебя повезут на зону. Там весело. На промку запишут - берцы шить, чтоб мусорам тебя пинать было удобнее. Так что привыкай, развивай чутьё, васян!» - Это что, разве дзен? Нет. Это другие буквы — «сизо». А ведь у плода условия куда хуже карцера: в тугом мешке, без света, туалета, водопровода, чтива, курева, баланды, корешей, телевизора и даже без воздуха! Как так можно? Однако плод счастлив, ощущает всю полноту жизни, получает информацию и воздействует на мир по мере своих сил. И готов жить так целую вечность. Видимо, знает какой-то секрет! В буддизме, ламаизме и других духовных учениях есть множество принципов возврата к пренатальному состоянию: недеяние, непричинение зла, поза лотоса и кучера, эмбриональное дыхание, пение мантр, неподвижность, бодрствование без мыслей, внутреннее очищение. Плод живёт именно так. Это величайший экзистенциалист. Его онтология и гносеология слиты и гармоничны. Он не постигает мир, а знает его всем своим существом. Вернуться в это состояние крайне сложно. Взрослый человек неспособен возвратиться даже в подростковый возраст, а не только в младенчество. Если же кто-то сумеет проникнуть в перинатальные матрицы, он достигнет нирваны. Но слишком многое этому мешает. You'll never get it, cause it's never in your mind. Anyway, that's nevermind. Поэтому остаётся лишь врубить альбом «Нирваны». Кстати, то, что там было на обложке — и есть то, чего уже нет. И не будет никогда. Ни у кого. Нигде. Nevermore, nirvana. Вы этого превосходно добились.

Tags: архетипы, герменевтика, сакральные тексты
Subscribe

  • Море по колено

    Песня: "Море по колено". Автор музыки - Александр Козлов, клавишник "Агаты Кристи". Вокал - Сергей Макаров, "Neon boy". 1993 год. Эту песню через…

  • Кто такой "Капитан Воронин"

    ОСНОВНАЯ МЫСЛЬ Песня "Капитан Воронин" группы "Аквариум" кажется мутной и водянистой, как заросший аквариум. Особый приём стеганографии - длинные…

  • Песня "Это всё" - скрытый смысл

    Мне казалось, что песни "ДДТ" - это чистая поэтика, лишённая шарад и криптологии. Ошибся. Применив литературную антропологию, выяснил скрытый смысл:…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments