antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

+Зачем в кино нужны были чужие голоса?

Товарищ Вакин опубликовал некоторые примеры того, как известных актёров озвучивали совсем другие люди.

Но таких примеров очень много. Тысячи. Ибо это традиция. Так было положено.

Почему же в советском кино творилась такая катавасия*? Один человек изображает, другой озвучивает, третий поёт, четвёртый пляшет, а пятый на лошади скачет? Один пишет, другой переписывает, третий вырезает, четвёртый монтирует, а пятый может всё перемонтировать до неузнаваемости?

Обычно говорят, что это режиссёрский замысел. Но не только. Есть ещё одно объяснение. Причина катавасии в кинематографе - в особенностях социалистического кинопроизводства, а не в искусстве.



Во-первых, кинопроизводители давали таким образом подзаработать актёрскому племени. В СССР были сотни талантливых, замечательных артистов, которые элементарно не могли заработать денег на жизнь.

Во-вторых, всякий фильм сразу запрещали. Конторе так было удобнее: если возникнет нежелательный эффект, первый отдел не при делах: полковник-то наш запретил! А фильм-де потом генсек протолкнул. Не наши проблемы! Тем не менее полковнику приказывали вставить чоп режиссёру - для острастки. Но у создателей картины, равно как "и других" ответственных лиц, на этот счёт была техническая отмазка. Здесь то и пригождалась многочисленность участников кинопроизводства. Фактически это был колхоз. В нём так распределялась ответственность, что взятки гладки. Поэтому если какой-нибудь знатный оленевод или рыбколхозник неподобающим образом интерпретировал худфильму в своём свекловичном клубе, киноколхозники могли достойно ответить. Они перекладывали вину на сложности бригадного подряда и на многочисленных членов команды. А их сотни, поди прижми всех к ногтю! Тогда считалось, что коллективизм - это сила, и даже государственная стратегия. Бывало, впрочем, что кого-то и прижимали. Пожалуй, даже... прижимали всех. Такая уж была драматургия!

Эту ситуацию высмеивал Аркадий Райкин в известной миниатюре.
- Кто сшил пиджак?
- Коллектив нашего ательё. Я лично пришивал пуговицы! К пуговицам претензий нет?
- Нет. Пришиты намертво, не оторвёшь!
- Оторвать не смог. Ладно. В таком случае вам повышение. Собирайтесь, поедете шить робу для наших сотрудников. Питание и проживание мы вам оплатим. Будете как сыр в масле. По этапам кататься!

Разумеется, эта юмореска не про ателье - там не было бригадного подряда. Это про любое творческое производство. Я тоже позволил себе влиться в коллектив и продолжить драматургию великого сатирика - и визуальный ряд безвестного пикчера. IMHO получилось недурно.


(Александр Сергеевич Демьяненко - выдающийся мастер озвучивания и дубляжа. Его голосом говорили самые крутые персонажи.)

В-третьих, было много технических проблем. Звук было трудно записать, обработать, в кинотеатре он деформировался. А на показе каждое слово должно звучать предельно чётко. Не все живые голоса ложились как надо. И не все актёры умели грамотно озвучивать немую ленту. Это очень сложное искусство. Дубляж вообще был отдельной песней. С его помощью менялось идеологическое содержание. Доходило до смешного. В детстве мы любовались румынскими фильмами про комиссара Миклована. Его привлекательность была неслучайной: Серджиу Миколаеску - это человек выдающегося таланта и личной силы, мастер №1 в кинематографе Румынии. Но казус в том, что комиссара звали немного не так. Его звали Тудор Молдован. Разумеется, по причине своеобразной советской политкорректности, на экране его озвучивали как "Миклован".***

- Из всех искусств, дорогие товарищи, кинематограф пропитан настолько извилистой и многослойная ложью, что при просмотре кинофильмов нередко можно узнать сущую правду! Ура, товарищи!

Бывали и другие причины катавасии озвучания - о которых знают профессионалы и сами создатели фильмов. Только вряд ли они расскажут, разве что из вредности.

А за рубежом были свои странности. Там, наоборот, требовали аутентичный голос. И если у актёра был акцент или дефект, его вообще не допускали на роль, даже несмотря на блестящую фактуру. Или заставляли выработать новую манеру речи. Бывало, даже голос меняли.

Вообще - что такое голос? Я не знаю. Есть большая теория, но я её не понимаю. Физик может объяснить про колебания, тембры и обертоны. Но никакой физик не объяснит, в чём секрет родного, знакомого и незнакомого, пугающего и располагающего голоса. Ведь это же просто движения молекул, которые и без того движутся с огромной скоростью. В тепловом движении возникают ещё и стохастические усиления вероятностей. Ну и что? Почему барабанная перепонка, улитка и слуховой ганглий должны на это реагировать? И вообще - пока сигнал дойдёт до гностических нейронов слуховой коры, он десять раз перекодируется. Тем не менее ухо различает не только тембр, тональность, темп и прочую технику, но и психологический тон, гештальт, смысл, идентификацию, родство, свойство, стиль, жанр, ценность, скрытый смысл, модность и т.д. В каких движениях молекул это закодировано?

Кроме того, оказывается, существуют кванты звука - фононы**. Это очень интересная тема, потому что квазичастицы тоже бывают не только акустические, тепловые и оптические. С ними всё не так просто. Я могу утверждать, что существуют также антропологические квазичастицы: нейропсихологические, физиологические, информационные, духовные, экзистенциальные, социальные, каузальные и другие фононы.

Антропологические фононы трудноуловимы, и изучать их с помощью науки почти невозможно. По крайней мере в открытом режиме. Но многие умники пытались вникнуть в онтологическую регулярность мира людей, и обнаруживали там своеобразные ритмы, колебания и корпускулярное распространение эффекта. Циклы истории, ритмы культуры, резонанс творчества и науки. Это плохая тропа знаний. Она очень быстро зарастает терниями лженауки, шизофрении, навязчивости и откровенного преследования со стороны определённого круга лиц, заинтересованных в герметичности знаний. Поэтому в гуманитарной и антропологической сфере лучше не увлекаться алеаторикой и системной кибернетикой. Если так уж свербит - займитесь техникой, инженерией, изобретайте велосипед.

В современном мире проще смиренно следовать не тернистой, а торной дорогой, которую нам протоптали ещё в школе. Иначе свершится всем знакомое пугающее предсказание наших непростых учителей: внезапно окажется, что ты забыл голову дома.
_____________________________________________________
* https://ru.wikipedia.org/wiki/Катавасия. Это не просто бардак. Катабазиа - это когда все певчие спускаются в центр храма, расталкивая людей и поют внизу всей оравой. Если нет хорошей режиссуры, при этом происходит суматоха и беспорядок.
** https://ru.wikipedia.org/wiki/Фонон
*** https://ru.wikipedia.org/wiki/Комиссар_Миклован
Tags: киноискусство, открытия ни для кого
Subscribe

  • Иван-Дурак доказал, что 2х2=5

    Поймали Ивана-Дурака злые буржуины: - Мы тебе приказываем. Мы тебя принуждаем! Признай, что дважды два равно пяти! - Согласен и без принуждения.…

  • Почему ценится жемчуг

    Почему сверхценностью для людей обладают не только твёрдые минералы, но и монеты, жемчуг? Ответ оказался до смешного прост, но найти его было сложно.…

  • Онтология азбуки

    Алфавит не случайный набор символов. В него вложена тяжёлая экзистенциальная мудрость. Это художественное произведение, памятник культуры, над…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments