antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

+ Географическая физиогномика

Кому надо, тот читает. Есть такой палиндром "кому надо - дан умок". Но я сегодня написал такой длинный и странный текст, что не могу опубликовать. Он даже мне кажется странным. Там есть и в огороде бузина, и в Киеве дядька. Буквально. Надо упрощать и перерабатывать. Поэтому буду его дорабатывать. А сегодня размещу безделицу, проще некуда. Несколько иллюстраций своей профессиональной беспомощности - 16 штук.

В антропологии есть одна загадка, которую я уловил много лет назад - и так и не могу раскрыть. Это загадка географической физиогномики. Трудно описать этот феномен строго объективно, но он явно существует. Кстати, современные технологии биометрии и распознавания лиц, очевидно, могут позволить подвести под такое исследование и метрическую базу, а точнее, узнать "личное мнение" робота - помимо личного мнения экспертов. Сходство гештальтов есть, причём оно выражено сильнее в восточной ойкумене, нежели в западной. Объективные причины всего этого мне совершенно непонятны. Потому что не хватает наблюдений, экзистенциальных переживаний. Может, когда-нибудь догадаюсь...



Папуасы - выходцы из Африки. Примесь зондских гоминидов у них невелика. А их сходство с носачами - чисто субъективное. Это спекуляция, обезьяний шовинизм. Однако какое-то неуловимое физиогномическое сходство всё-таки есть. И подсознание это хорошо замечает. Вероятно, здесь и кроется разгадка.


1. Homo urbanus имеет интересную особенность. Он охотно соглашается, что его родственники - сальпы и асцидии, почти такие же примитивные, как медузы и губки. Но категорически отрицает своё родство с самыми ловкими и интеллектуальными млекопитающими - антропоидами. Урбанус совершенно согласен, что он хордовый, хотя у него нет никакой хорды. И он ничем не похож на ланцетника. Но если его назвать "приматом" - оскорбится, хотя у него сотни, если не тысячи признаков, типичных для представителей отряда Primates (буквально "главные, первейшие среди живых существ"). Урбаниды часто заявляют, что они - микробы и планктон. Но если назвать их "гоминиды" - подадут коллективный иск за "оскорбление в грубой форме". Но самое страшное оскорбление - назвать Homo urbanus человеком, например, папуасом или пигмеем. Тогда вообще убьют. И они правы. За всем этим стоит правда жизни. Урбанус - это не примат, не гоминид, не человек разумный. Это совершенно особое царство мироздания. Homo urbanus абсолютно прав и когда яростно отрицает происхождение от обезьяны. Потому что он произошёл от человека разумного, и отделён от древесных приматов добрым десятком филогенетических революций. А электронный человек Homo electronicus и вовсе пребывает вне биосферы. Он отделён от прочих приматов колоссальным ароморфозом, на порядок более крупным, чем появление эукариот. Да-да, в десяток раз! Вот он, этот ароморфоз - прямо перед вами.



2. Я не сторонник теории полицентризма, и тем более не сторонник глупой идеи, что люди произошли от местных обезьян. Однако на коллаже - бирманский ринопитек и бирманская девушка. Хоть они и живут не в Бирме, а в Мьянме, всё равно похожи.



3. Художники знают, что такое гештальт, и чем определяется сходство. Они изучают это уже много веков. Не только шедевры Арчимбольдо и жанр карикатуры, но и почти все работы настоящих художников, а не рисовальщиков - это практические исследования по гештальт-психологии и герменевтике.



4. Иероглифический алфавит и каллиграфия возникли в стране бамбука. Иероглифы похожи на бамбук и на следы от листка однодольного растения на песке. Бамбук есть за что возвести в культ. Это универсальное растение, источник сотен всевозможных благ. Сознание человека, родившегося в тех регионах, запечатлевало бамбуковый гештальт. Выкладывая листочки и работая стеблями было проще всего обучать детей чтению и письму.



5. Самая хитрая уловка науки - помещать рядом с африканскими обезьянами мэмсахиб - белую женщину североатлантического типа. Такую, как Dian Fossey или Jane Goodall. Очень сложно было найти изображения горилл рядом с такими африканцами, какие жили на той же территории - и охотились на этих приматов. Как видим, между ними возможна и тёплая дружба. Была ли таковая в древности? Не исключено. А внешность? Здесь лучше промолчать.



6. Оранг-лауты (морские люди Индонезии) называли лесных людей "оранг-уутан". Они не видели большой разницы между собою, папуасами, орангутанами, горными йети, носачами, флоресскими карликами и гротескными бородатыми австралоидами. В то время человек ещё был разумным, и кое-что соображал, а не только принимал на веру конструкты правительственной науки.



7. Если быть пунктуальным, это не индонезийцы, а индокитайцы. Но ошибки нет. В древние времена орангутаны водились по всему Индокитаю. Замаскированные в высоких кронах, они были почти неуязвимы. А сейчас наоборот - нет более уязвимого вида.



8. Вооружившись редукционизмом и позитивизмом, наука стала стричь все явления под одну гребёнку, и проводить тотальный скрининг всего и вся. Однако настригла не так уж много. Как легко убедиться, наука порождает больше вопросов, чем ответов. Но есть истинная наука, то есть познание мира, эпистемология. Такой специалист осуществляет интеллектуальный выбор, опираясь на интуицию, а не тупо перебирает все варианты. Раньше описывать незнакомые территории или исследовать совершенно неизвестные области отправлялись именно мастера эпистемологии, а не научные работники. Поэтому один натуралист за неделю открывал и описывал больше, чем нынешний институт за десять лет. Это я к тому, что могут возникнуть вполне научные возражения: ведь подавляющее большинство видов приматов не имеют физиогномического сходства с туземцами. Это справедливо, но бессмысленно, поскольку данная проблема не относится к позитивистской науке.



9. Индийское божество Хануман, Царь обезьян - это золотой лангур. Похож ли он на местных жителей? Некоторые дравидийцы и веддоиды примерно так и выглядят. Почему? Бог весть.


10. Золотого лангура назвали Trachypithecus geei - в честь чайного плантатора Эдварда Ги. Однако получилось, что он назван в честь богини земли по имени Гея. Вообще биологические названия - это громадная летопись научного мошенничества, хитрости и самореализации научных работников в своеобразной авангардной поэзии.



11. Золотой лангур живёт там же, где и буддийские святые - в предгорьях Бутана. Урбаниды скоро истребят его полностью. Зачем им Царь обезьян? Не нужен.



12. Но самое непонятное - почему широконосые приматы, независимо эволюционировавшие в Америке десятки миллионов лет, похожи на американских индейцев, которые заселили Новый свет в относительно недавнее время. А они похожи. Это крохотная игрунка и яномами. Зачем парень сделал себе такую внешность? Непонятно.



13. Русских антропологов называют расистами. Раньше это слово означало врождённую ненависть к чужой расе, расофобию. Но антрополог - это антипод расофоба, он скорее расофил, одержимый интересом к инаковости. Если к вам придёт чукча или гастарбайтер из Анголы, вы будете затыкать нос. Антрополог же, наоборот, придёт в восторг, станет принюхиваться и выспрашивать у него никому не нужную чушь про его житьё, бытьё и мытьё. На коллаже - питеция (saki monkeys) и абориген Мезоамерики, игравший в кино. Внешность вполне аутентичная, сойдёт.



14. Старые русские антропологи - это не расисты, а расофилы, расоведы и расологи. Что совсем не есть хорошо, потому что создаёт однобокость, свой перекос, свою предвзятость. Настоящую, близкую к реалиям антропологию изучают за рубежом. А в России эта наука разобщена демаркационными линиями с широкой полосой отчуждения. По отдельности бытуют культурная и социальная антропология, теоретическая этнология и практическая этнография, физическая антропология и биология человека, особняком стоит медицинская наука, юридическая антропология. Как можно дальше дистанцироваться от них стараются философская и религиозная антропология. И ещё дальше расселяются науки "гуманитарные", то есть якобы о человеке - чтобы не запачкаться об этого двуногого и не упасть в обморок при виде человеческой натуры. На биофаке МГУ имеется некая "кафедра антропологии", которую правильно было бы назвать "кафедра антропометрии и расологии". Потому что там не дают ни биологию человека, ни антропологию как таковую. Это скромное подразделение, которое сохранилось после нашествия бойцов Овчинникова - с тем условием, что оно будет обслуживать интересы ликвидаторов и преподавать скучнейшую нефункциональную анатомию для двух факультетов. Кто переходил границы - исчезали в тумане. По известным мне многоуровневым и сложным причинам - в столице и кафедра, и институт, да и сама официальная антропология пребывают в перманентной депрессии. В чём легко убедиться, посетив официозные интернет-ресурсы. Но иначе и быть не может. Се ля ви! У всякого механизма есть эффект. Поэтому приходится делать плохую мину при хорошей игре - и выглядеть, как эта уакари и амазонская тётушка (очевидно, верящая, что с такими вибриссами она похожа на ягуара).


Tags: общая антропология, проблемы антропологической науки, сходство и различие
Subscribe

Recent Posts from This Journal

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments