antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Кем были Ромул и Рем?

1. НАУКОКРАТИЯ. Кем были основатели Рима? Пока не знаю. Мне безразлична история Италии и её легенды. Я не получил классического образования и не изнывал в тёмных гимназических классах, мечтая про Апулийские курорты. Меня интересует другое - как научный скептицизм перерастает в гиперкритицизм, и как учёный, взявший на себя миссию быть справедливым и объективным, становится обфускатором. Меня занимает процесс этого перерождения. Как пытливый и любознательный ребёнок после университета и инициации в академическую мафию превращается в пыточного приказа и шпиона-разведчика в имперских интересах. Там должна деформироваться личность. Был объективист, а стал полковник подавления свободомыслия, кастратор интеллекта, цепной пёс банковской ячейки с секретами. Бритва Оккама - это не инструмент добывания истины, а оружие холощения, перерезания глотки оппоненту и обороны, если тебя уличат в небрежности. Люди науки применяют принцип Оккама наоборот: множат и усложняют по максимуму.



2. ИСКУССТВО ИЛЛЮЗИЙ. Люди искусства тоже не стремятся к объективности. Картины Рубенса и Шишкина так же далеки от реальности, как и рисунок Нормана Рокуэлла. Последний даже более психологичный. Ромул и Рем встречались с волчицей в грудном младенчестве, а не такими большими. А в том возрасте, как у Шишкина дети италиков и сабинян были тощие, смуглые и жилистые. История основателей Рима сходна со сказкой про Маугли. Но кого это должно интересовать? Как ни странно, ближе всего к истине каноническая скульптура Волчицы.

3. ПРАВДА КАК ОРУЖИЕ. В определённый момент т.н. "позитивная" наука стала вести себя деспотично и нагло, отрицая "профанное", народное знание. Которое было точным, действенным, мудрым, практичным, позволяло решать множество реальных проблем и выживать в самых трудных условиях. Очевидно это связано с научной конкистой. Люди с университетским дипломом становились агентами имперской власти, и поэтому могли присваивать себе контент, который веками накапливавли народные исследователи. Чтобы завуалировать эти преступления, они очерняли народное знание, проводили энергичный чёрный пиар. А поскольку в их руках оказалась система всеобуча, они задуривали голову детям всякой чушью, отлучая их от народного знания и традиций. Простолюдин-горожанин, изучивший грамоту, действительно становился тёмным урбанидом. Ему оставалось только дивиться чуду - какими сметливыми оказывались дикари где-нибудь в лесной глуши, и сколько ухищрений для выживания они придумывали. Ну что-ж, голь на выдумку хитра, - снисходительно заявляли горожане. Потому что в их руках был широкий спектр оружия, накопленный веками межгородской войны. Они были сильнее. Наука сильнее обыденного и народного знания тем, что она вооружает, то есть позволяет убить. Хотя бы нанести душевную рану. В определённый момент наука стала огнём и мечом уничтожать народное знание. Особенно лютовали историки. Учёные обслуживали аристократию урбанид, которая максимально отчуждалась от сапиентоидов, природного человека, аграриев и народа в целом. Это вполне естественно для антропоцена. Это интересно.

4. РЕВИЗИОНИЗМ И ГИПЕРКРИТИЦИЗМ. Возьмём для примера ключевое для всей мировой цивилизации событие - биографию Ромула и Рема, основателей Рима, который разросся во влиятельнейшее на Земле государственное образование. Во время существования этого государства у людей было достаточно времени и возможностей, чтобы верифицировать и уточнить данный факт "по горячим следам", превратив его в исторический фундамент. Однако по прошествии колоссального времени, тысячелетий, когда всё быльём заросло и кости растворились в почве, повылазило разное иностранное говно: датчанин Нибур, голландец Перизоний, немец Швеглер, которые на основании недостоверности каких-то неведомых бумаженций пришли к своему немецкому достоверному выводу, что, дескать, Ромула и Рема НИКОГДА НЕ СУЩЕСТВОВАЛО, это целиком и полностью выдумки тупых дикарей. Это извращённая логика, доказательство отсутствием доказательства. Нет бумажки, нет и факта. По аналогии можно сказать, что если не покажешь паспорт, ты не человек, тебя можно зарезать и съесть. В империях, кстати, именно так и делали. Нету в кармане аусвайса - полезай в клетку и на бойню.

https://ru.wikipedia.org/wiki/Ромул_и_Рем

5. УКЛОНЕНИЕ ОТ ВЕРИФИКАЦИИ. Откуда могли знать о жизни на берегах античного Тибра какие-то северные кафтанщики 17-19 века, которые отделены двумя тысячами лет и тремя тысячами километров? Как они смели говорить столь безапелляционно, если их собственная писанина полна откровенной чепухи? Надо проверять для начала компетенцию историков - ведают ли они о событиях на окраине собственного городка, отделённые хотя бы 50-летним периодом. Здесь они краснеют и говорят, что это не история, а краеведение.

6. ТОЧНОСТЬ ДРЕВНЕГО ЗНАНИЯ. Если смотреть на народные мифы и легенды абсолютно объективно, и воспринимать их не как статью в энциклопедии, а на языке оригинала, да ещё и из уст старого сказителя в живой речи, то они ничем не отличаются от рассказа пьяного старикашки о днях своей юности. Это не научный нарратив, но достаточно точное информирование, такое же, как свидетельства родственников. Родственники обманывают друг друга, но важные события всё-таки описывают довольно точно. Архаичные народы были весьма честными информаторами, потому что выдумки привели бы к неточной оценке событий и беде. Но урбаниды стали очень много выдумывать ради развлечения и лгать ради сокрытия грехов. А государство вывело обфускацию на уровень индустрии: пропаганда, историография, новости, манипуляция населением. Монастырская и государственная наука этому активно служила. Даже сегодня научный докладчик бормочет невнятную муть, перескакивает с пятого на десятое, и шифрует то, что его исследование - это узколобое и никчемное топтание на одном месте. На поверку не менее трети его сообщения - это ложь, небрежности, ошибки, неточности и ересь. Тогда как народные прикладные рецепты весьма точны, ибо ошибки сразу всплывают, как пересоленный суп. Однако учёные пропагандисты провели массированную кампанию чёрного пиара, чтобы выставить народных интеллектуалов (своих конкурентов) полными дураками, а сам народ - как следует оболванить. Это важно для целей управления и наживы. В ХХ веке произошла демократическая ревизия и сайентисты стали смиренно признаваться, что аборигены и простолюдины не всегда дураки, варвары и дебилы, и у них можно кое-чему и поучиться. Но было уже поздно. Всеобуч похоронил мир архаичной мудрости.

7. БЫЛИНЫ ТОЧНЕЕ НАУКИ. В древности люди прекрасно отдавали себе отчёт в важности социальных событий, запоминали их и пересказывали детям так, что это запоминалось железно, поскольку было личным, родным, родовым. Поэтому то, что называют "легендами" и "мифами" - это более точная история, чем государственно-политическая картина истории. Однако она намеренно пересказана в таком виде, чтобы казаться гротескной, странной, вызывать недоверие и суеверное отторжение. Былины намеренно превращались в мифы, где знание отчуждено непривычными именами и гротескным сюжетом. Если же очистить эту шелуху и приземлить события, в них нет ничего невероятного. В частности "миф о римских близнецах" - самая обычная история, в которой все пункты более чем реалистичны. Даже странная история о Капитолийской волчице на поверку оказалась совершенно простой.

8. СУДЬБА БЛИЗНЕЦОВ. В древности близнецов часто ликвидировали. Растущие и выросшие близнецы создавали проблемы, были опасными и властолюбивыми конкурентами, привлекали лишнее внимание, использовались для обманных махинаций, а также считались неординарным мистическим событием, что нехорошо. Выживали только необычные пары - особо сильные, умные или привлекательные. И за счёт поддержки собрата они становились экстраординарными личностями. Добираясь до вершины власти, они становились конкурентами сами себе, спорили, дрались за единоличие и часто делались врагами, братоубийцами. Отсюда повсеместные мифы о богоподобных близнецах, об их властных перипетиях. Один из самых влиятельных тандемов за всю историю - вавилонские Шалимму и Шахар. Их ссора повлекла такие события, которые отразились на жизни всего человечества и на эволюции всей Земли. А если один человек оказывает глобальный и фатальный эффект, он в древности назывался богом. Яростный натиск монотеизма терроризировал население на восприятие слова "бог" и монополизировал его, чтобы теоморфы не лезли на вершину. Но древние пантеоны насчитывали сотни таких богов (deity), за которыми стояли (обычные зачёркнуто) крайне необычные люди.

9. УБИТЬ ИЛИ ПОДБРОСИТЬ? Ничего нет странного, что корзинку с близнецами отнесли на берег реки. Просто убить двух младенцев было очень трудно. Рука не поднимается. Выбросить в поле тоже не позволяла психология. Душа рвалась вернуться за ними. Поэтому инфантицид часто оформляли в виде ритуального жертвоприношения, чтобы сразу с глаз долой. Проще всего пустить корзинку по течению реки. Но люди были суеверны, боялись греха человекоубийства. Поэтому тот, кому было поручено выкинуть в реку младенцев, просто оставил корзинку на берегу. Так тоже часто делали - в надежде, что кто-то бездетный подберёт и выкормит брошенного. Полагаю, их унесли ночью и переправили на другой берег. Там всегда жила другая группировка, племя, фамилия. Концов не сыщешь. Утром их нашла волчица, а затем, когда стало жарко, пастухи вышли к воде, и обнаружили сцену кормления.

10. ВОЛЧИЦА ИЛИ ГИБРИД? Миф повествует о появлении громадной волчицы, которая вскормила младенцев, как о чуде. Но в этом тоже ничего сверхъестественного. На окраинах человеческих селений жили парии и вольфдоги. В дальнейшем урбаниды стали активно истреблять волков и похожих на них гибридов. Но в древности ничто не мешало деревенским собакам во время течки убегать в глушь и спариваться с волками. Вольфдогов было много. А гибрид париев и волков очень близок к диким волкам. Вольфдогов считали оборотнями и активно истребляли, потому что они очень крупные и часто меланисты. В ХХ веке стали делать исследования и эксперименты, и оказалось, что гибридов очень много, в том числе включённых в хозяйство людей (русские их называют волкособы). На самом деле собака и волк - это древний метавидовой континуум, очень разнородный, но с генными и хронологическими связями. Волки пугливы, обходят людей. А парии, наоборот, тяготеет к селениям и не любит совсем безлюдных пространств. Вольфдоги находятся посредине. Поэтому нет оснований отрицать, что в долине Тибра обитали подобные псовые, и что на берегу реки рядом с поселением бродила "Капитолийская волчица" - полудикая самка, потерявшая щенков.

https://en.wikipedia.org/wiki/Wolfdog

11. КОРМЯЩАЯ МАТЬ. У недавно ощенившихся собак обостряется материнский инстинкт до паранойи, они готовы притащить в гнездо любого детёныша. Об этом писал Конрад Лоренц в книге про поведение псовых (русский перевод - "Человек находит друга"). Когда моя собачка щенилась, она после этого зверела и яростно защищала щенков. Чтобы выгулять, её достаточно было выпустить за дверь. Она стремительно убегала на улицу, опорожнялась, и сразу бежала обратно, причём громко визжала от беспокойства. Однажды в этот момент я увидел с балкона, как по двору к ней бежит куча дебильных детей. Они несли щенка, и сразу сунули ей под нос. Это был мерзкий задохлик. А у неё родились крепыши элитного фокстерьера. Собачка деловито схватила щенка, зарычала и унесла домой. И не отдавала. Толпа этих дебилов стала звонить в дверь и требовать, чтобы я вернул им щенка. Но собака не отдавала. Вскоре с работы пришёл отец, страшно обозлился (ибо чужой щенок мог притащить заразу), отобрал щенка и выкинул. Собака была очень расстроена. Она уже успела его усыновить. А когда её щенков раздавали по рукам, она ужасно страдала, бегала, искала их. У неё перегорало молоко, болели железы, и она требовала, чтобы их массировал я. Хотя в другие моменты она меня, ребёнка, презирала и кусала. Современные этологи утверждают, что рано отдавать щенков вредно для психики собак, потому что нарушается нормальная социализация. Поэтому их надо разлучать только через полгода, когда мать уже равнодушна или даже грызёт их. Но это хорошо для натуральных собак - охотничьих. А для урбанидных собак, которые входят в семью как квази-ребёнок - такая травмирующая разлука наоборот необходима. Итак, собаки чадолюбивы и усыновляют других детёнышей. Поэтому если Капитолийская волчица потеряла своих щенков, что случается весьма часто, она бегала в беспокойном поиске. И услышав писк младенцев, устремилась к ним. А дать им сосцы - вполне естественно. У матери болят сосцы, а у младенцев - сосательный рефлекс. Собака может и кормить, и вылизывать, и греть младенца. Согласно мифу, вскоре их нашли пастухи. Очевидно, там был привычный выход к воде, водопой, место купания и стирки.

12. БЛИЗНЕЦЫ-МАРГИНАЛЫ. В дальнейшей истории Ромула и Рема тоже нет ничего сверхъестественного и невероятного. Это неординарные личности, породистые, то есть отборные, но испытавшие социальную заброшенность и через сопротивление обретшие особую пассионарность. Возможно, они любили общество собак, которые тоже тянутся к таким людям. В 1990-х я часто наблюдал, как беспризорники перемещались в сопровождении таких же беспризорных собак - городских париев. Хотя цивильных детей они презирают, и даже атакуют. Подобное к подобному. На самом деле это возврат к архаической экзистенции: подростки образовывали маргинальные группы и бродили вместе с париями по окрестностям.

13. ПОЧЕМУ ВОЛЧИЦА СТОИТ? Единственное, что меня смущало - каноническое изображение, на котором волчица кормит младенцев стоя. Потому что домашние собаки кормят щенков лёжа. Однако выяснилось, что волки, парии и вольные собаки тоже кормят своих подросших щенков стоя. Очевидно, так меньше травм, или есть другие резоны.



14. ПОЧЕМУ ГАДАЛИ ПО ПТИЦАМ? В мифе также присутствует мотив авгурии (ауспиции). Сегодня её называют "гаданием по птичьему полёту" и считают таким же бредом, как гадание на кофейной гуще. На самом деле это наглый чёрный пиар. В древности люди прекрасно знали этологию, экологию, прикладную биологию, поскольку от этого зависело их выживание. В реальности авгуры были никакими не гадальщиками, дающими ответ, как моча в голову стукнет или тыкая пальцем в небо. Когда люди жили на лоне природы, поведение птиц давало им массу информации: предвещало перемену погоды, приход неприятеля, наличие добычи и даже неурожай. Птицы - биологическая защита растений, экологический индикатор, сигнал тревоги, сателлиты и симбионты.

15.ВОРОН СЧИТАТЬ. Ауспиция вовсе не была тупым ковырянием в кишках птиц или разинув рот считать ворон. Она включала в себя метеорологию (ex caelo), наблюдения за поведением вольных птиц (ex avibus), наблюдение за птицами в неволе (ex tripudiis), которые, например, нахохливаются перед непогодой, наблюдение за зверями (ex quadripedibus), различные знаки природы (ex diris), знаки магического чутья (oblativa) и собственно каузальное чутьё (imperativa), как у лозоходцев или гадалок. Поскольку птицы доступнее всего для наблюдения, авгурия у горожан выродилась до исключительно птичьего материала и до вскрытия цыплят из курятника. Но первоначально она была натуралистическим знанием мира, как у магов Кастанеды, и авгурами считались гениальные первобытные знатоки природы. Птиц вскрывали, разумеется, потому что любую дичь потрошили перед готовкой. И опытный охотник обязательно осматривал внутренности, определяя упитанность, рацион, заражённость птицы, тератогенез, её породу, возраст. И мог многое узнать чисто объективно, без всякой магии. Хороший современный орнитолог тоже изучает экологию, природоведение, охрану природы, а не только брюхо у птицы.

https://en.wikipedia.org/wiki/Augury

16. ПАЛЬЦЕМ В НЕБО. Урбаниды приказали считать выражение "пальцем в небо" верхом глупости. Но у сапиенса это была высшая мудрость, потому что в небе имелись ориентиры-светила, надо было знать созвездия, предсказывать погоду по метеопризнакам, полёту насекомых и птиц, прогнозировать источники пищи и воды на местности, следить за вершинами деревьев, очертаниями гор, замечать дымок костра, парус на горизонте и т.д. В древности палец поднимали вверх, чтобы товарищ осмотрелся, сориентировался, нет ли опасности сверху, взглянул бы на проблему с высоты. Но когда урбаниды спрятались под крыши, у них поднятие пальца сохранилось лишь как атавизм. Что-то смутно значимое было в этом жесте, но что - уже непонятно. Поэтому таким жестом грозили, напоминали про непонятного абстрактного Бога, или вызывали глумливые насмешки со стороны учёных, которые сами выглядели клоунами в своих идиотских костюмах.

17. ПЕРЕРОЖДЕНИЕ. Дальнейшее содержание мифа Romulus et Remus тоже может быть непротиворечиво объяснено через культуру и антропологию повседневности. В том числе криминальная развязка. Когда жизнь становится урбанизированной (в полисах), нарушается природный механизм саморегуляции дема (в норме около 100 человек), и начинается свара за то, чтобы занять социальную вершину. Неудивительно, что один властолюбивый брат убил другого, а его самого убили такие же паханы (патриции), когда подвернулся случай. И концы в воду. А тех, кто обнаружил улики, заткнули. Но дальше начинается мистика, что Ромул, дескать, явился по дороге в Рим какому-то Прокулу Юлию, и сообщил, что стал богом Квирином. Что это за чушь?



18. Etymology
Quirinus is probably an adjective meaning "wielder of the spear" (Quiris, in the Sabine language, cf. Janus Quirinus). Other suggested etymologies are: (i) from the Sabine town Cures; (2) from curia, i.e. he was the god of the Roman state as represented by the thirty curies, first proposed by Krestchmer. A. B. Cook (Class. Rev. xviii., p. 368) explains Quirinus as the oak-god (quercus), and Quirites as the men of the oaken spear.[4]
https://en.wikipedia.org/wiki/Quirinus

19. КТО БЫЛ КВИРИНУС? Поскольку версий полно, я могу быть таким же наглым, как Кречмер, и выдвинуть собственную версию. Имя Квирин связано с сакральными архетипами *Ku-*Ber. Первый архетип придавал определённость, сотворённость, божественность, связь с Демиургом и миром богов - как определённый артикль (the - Theos, al - Allah). В латинском языке множество слов qua- qui-, функция которых - указательная, уточняющая, конкретизирующая, отделяющая космос от хаоса. А в раннем Апенинском мире вся обыденность была магической. На полуострове жили сотни племён, и у каждого были сотни богов, всякая деятельность имела сакрального покровителя. Второй архетип влиял на устойчивость многих индоевропейских названий Хищника (волка, медведя, барса).

20. АКУСТИКА ИМЕНИ. Таким образом название Quirinus, которое, разумеется, воспринималось ранними римлянами на слух, а не по бумажке, ассоциировалось со звероподобным чудовищем из берлоги. И после гибели Ромула, когда вскипело чувство мщения, вины, подозрительности, тероморфный сакроним закрепился при сакрализации этого "Сына Волчицы". Сами имена Romul-Rem явно ассоциируются с рычанием. Не было никакого смысла наделять воскресшего (перерождённого) Ромула именем Дуб, Копьё или Чувак из сабинского Куреса. Это был ассоциативный сакроним, осмысляемый как "богоподобный, опасный как зверь, и вскормленный волком". Я повторюсь, что в древности люди не проверяли свои сакронимы в словарях, святцах или в Интернете. Как расслышали, так и повторяли.
https://en.wikipedia.org/wiki/Quirinus



* Монета древняя, форма для чеканки очень дорогая, поэтому портрет не лепили абы как, а изучали внешность. Следовательно, можно доверять стремлению скульптора подчеркнуть очень высокую переносицу, выступающий нос и гиперортогнатность. Люди с такой внешностью очень волевые и упорные, даже упёртые, умные и опасные. По-видимому, Ромул-Квирин был эпилептоид и гений разбоя.

21. ДВУХГОЛОВЫЙ. Квирин отождествлялся с двуликим Янусом, иногда был наполовину зооморфным, что подтверждает связь с образом близнецов-маргиналов. Роулинг разыграла этот атрибут в образе "профессор Квиринус Квиррелл", на затылке которого скрывался Волан-де-Морт. Это и есть римский Квиринус-Янус. Фандомщики до этого тоже докопались.

https://harrypotter.fandom.com/ru/wiki/Квиринус_Квиррелл

22. КАБИНЕТНОСТЬ. Филология - не моя тема, но я возвращаюсь к сказанному в начале поста и утверждаю, что филологические, этимологические и этиологические выкладки зачастую лишены антропологического и психологического смысла. Это механические конструкты кабинетных учёных, основанные на паралогизмах, и закреплённые в целях обфускации, чтобы ботва не привыкала мыслить самостоятельно. Что-ж, очень грамотная политика.

23. ХОЧУ СОБАКУ. В заключение следует заметить, что дружба детей и собак выглядит вовсе не зверски, а напротив, очень симпатично и естественно. В древние времена псовые заботились о человеческих детях, как хорошая нянька. От наличия любимого пса зависело выживание мальчика. Поэтому сохранились атавистические инстинкты и культурологические смутные воспоминания. Многие мальчики, особенно травмированные жизнью, остро мечтают о собаке. В основе фабулы "Малыш и Карлсон" именно такой нездоровый ребёнок - у него живые, молодые родители, есть старший брат, сестра, а ему видите ли одиноко, и он до истерики мечтает о собаке и заводит дружбу с форточником. Очевидно, на его жизнь в прошлом покушались неразумные старшие сибсы. В Сети есть миллионы фотографий детей рядом с собаками, и подавляющее большинство излучает позитивные эмоции, если не сказать светится от счастья. Причём как ребёнок, так и собака. Следовательно, есть сильный позитивный инстинкт, который сыграл важную роль в становлении человека разумного. А урбаниды ощущают тоску по этому прошлому и заводят себе чихухуя, не задумываясь о том, что в древности детей сопровождали могучие псы-телохранители, и что они обеспечивали друг другу гигиеническую помощь, защиту и угощение.


Tags: герменевтика, история, обфускация, этология
Subscribe

  • Как заставить ишачить осла

    Если нижеследующие правила отработать, как спортивные приёмы, люди будут работать на вас, а не наоборот. Правда, работать будут крайне неохотно,…

  • Про что "Yesterday"

    1. PEPPER SHAKER В прошлом декабре меня заинтересовало, кому посвящён альбом The Beatles “Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band” (1967). Применяя…

  • Мой комментарий к записи «Gun - Race With The Devil (1969)» от humus

    Интереснейший кейс инспирации «Запад -> Восток». Главное отличие песни «Арлекино» в исполнении Аллы Пугачёвы и ВИА «Весёлые ребята» (1975) от…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments