antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Проблема шкафа и этнопсихологическая неопределённость

1. Я пытаюсь решать логические задачки, но не могу в силу профессиональной деформации. Я слишком безумный, психоаналитичный и антропо-логичный. Поэтому вижу насквозь всех участников балагана: кто был составитель задачи, редактор, экзаменуемый, кто агенты решения, а также кто баба и доктор составителя, и даже кто его обижал в детстве. Но бывают задачи, которые ставит сама жизнь, которые описывают реальную техническую проблему. Здесь не покуражишься с софистикой и философией.



2. Например, я рассмотрел ситуацию на представленной выше пикче "Тарелки Шредингера", и через 10 секунд понял, что не могу дать ответ. Серендипити не сработало. Пришло лишь одно решение: не торопиться и не открывать шкаф. Когда появится в этом необходимость - придёт и метода. В принципе, это правильный ответ. Прошло два дня. Я отошёл от похмелья, проспался и окреп. Сегодня по утряни меня даже посетило сатори. И возник ряд соображений.

3. Я вспомнил, что написано в моём университетском дипломе, и решил применить не физико-технический подход (сверлить и запускать робота) или обывательски-силовой (разбить и выкинуть), а подход общей антропологии.

4. Для начала я проанализировал задание. Оказалось, что никакого задания нет. Проблема не поставлена, ТЗ отсутствует. Нигде не написано "Реши проблему за пять минут, иначе ты дурак". Следовательно, можно не париться.

5. Оказалось, что пикчер плохо знает русский язык. Здесь всё написано неверно. Возможно потому, что это какой-нибудь еврейский пан Пикчер. Тарелок здесь никаких нет. Это не тарелки, а высокие пиалы. У этого шкафа не маленькая "дверца", а створка - застеклённая сдвижная створка или хотя бы дверь. Её нельзя открыть, а можно сдвинуть. Шрёдингер пишется через Ё, он немец. Erwin Schrödinger - там специально ставят умляут. А Шрэдингэр - это англичанин. Пропущена запятая.

6. Наконец, это не дуальное состояние неопределённости. Посуда в шкафу не разбита, но абсолютно целая. И она может оставаться целой целую вечность, пока, целую тебя, целочка Циля, ты не откроешь шкап в целях протереть пыль (o, rus!). У посуды вне шкафа вероятность оказаться разбитой даже выше, особенно если цирюльник пан Цуккерман завалит Цилю на кухонный стол после цимеса.

7. Таким образом здесь проявляется принцип Шрёдингера, но не физический, а психолингвистический и этнопсихологический. Пикчер одновременно и знает русский язык - и ни хрена его не знает. А русский читатель одновременно и дурак, и гений. Ибо хотя здесь всё написано неправильно, даже самый глупый русский читатель всё понимает без проблем.

8. Комментеры этой пикчи - такие же умные дураки. Умничающие дебилы. Это образчики псевдологии и любопытный кейс антропорусистики, достойный анализа.

9. Комментер сэр Риэлтер, написавший "я бы сразу продал квартиру", предлагает эскапическое решение, которое в сто или даже в тысячу раз сложнее. И не решает саму проблему - сохранить и достать тарелки. Он выражает это в несерьёзной форме, но другого решения у него нет.

10. Комментер джигит Шигильдеев изображает хорошего менеджера и предлагает техническое решение, но крайне нелепое и криминальное. Ни дай Бог поставить такого товарища техническим руководителем-практиком! Он написал следующее: "Просверлить стекло, засунуть поглубже тарелки через отверстие при помощи подручного средства. Открыть дверь, сложить тарелки надёжно. Заменить стекло. Оторвать руки прежнему складывальщику." Это никуда не годный рецепт. Понадобится алмазное сверло и дрель. Дорогой шкаф будет испорчен. Никакое "подручное средство" не позволит уложить пиалки стопкой через дырку. Это наисложнейшая и опасная хирургическая задача. А раз стекло придётся менять, проще его сразу разбить.

11. Также Шигильдеев предлагает сложнейшую диверсию, преступление против личности: найти человека, который формально отвечает за ситуацию (владелец дома, шкафа, горничная) и который, возможно, никак не виновен в падении тарелок, а виновно землетрясение, наклон шкафа. И фактически этого человека искалечить, то есть убить. Потому что отрывание рук приведёт к быстрой смерти от шока и кровопотери. Это ст. 111 УК РФ и ст. 105 через ст. 30 УК РФ. Преступление умышленное, планируемое, с особой жестокостью. Чтобы найти виновника, придётся задействовать базу данных и возможности спецслужб, то есть совершить акт коррупции, вовлекая ответственных сотрудников. За всё это уместна высшая мера наказания.

11. Разумеется, Шигильдеев СЧИТАЕТ, ЧТО ОН ШУТИТ. И все поддерживают эту точку зрения. А я занимаюсь параноидальным занудством. Однако, нигде не написано "я шучу". Даже смайлик не стоит. Даже скобка или кавычки. Написано серьёзно. И весьма вероятно, что этот Шигильдеев, дорвавшись до рычагов власти и обременённый проблемами социального менеджмента, станет именно так решать проблемы: найти человека, возложить на него вину, наказать, искалечить, убить. Не исключено, что этот джигит уже выработал соответствующую психологию, и допущен до рычагов власти, как работник конторы в каком-нибудь подразделении диванных войск. Вконтакте есть целая гвардия таких диванных диверсантов, которые загаживают любой позитивный пост, приветствуют всякую мерзость, ничего не боятся, а на замечания огрызаются так нагло, что за этим чувствуется неуязвимость пешек при власти.

12. Это тоже принцип этнопсихологической неопределённости: неопределённость юмора. Русский гражданин одновременно и шутит - и говорит серьёзно. И аудитория одновременно и понимает, что он шутит. И одновременно не понимает. В любой момент оппонент (адресат) может оскорблённо заорать: "Это что за шутки?! Не понял юмора!" - и вцепиться. А оппонент-адресант, который только что разводил хиханьки, может гневно возопить: "Вы думаете я шучу? Я вовсе не шучу! Я серьёзно вам говорю!" С русскими надо держать ухо востро, особенно если они доберутся до возможности чем-нибудь поруководить. Тогда даже гардеробщица, уборщица или дворник начинают проявлять такую властность и эгоцентричность, что позавидует деспот-император. Удивляться здесь нечему, ведь это начальница гардеробных шкафов, заведующая подсобкой и клининговой спецоперацией, а также властелин чулана с лопатами и повелитель метлы. Это серьёзные должности, руководящие посты.

13. Как могу решить эту техническую проблему я, полоумный олигофрен-инвалид, у которого не хватает ума даже сходить за продуктами, поскольку он забывает номер подъезда? Сейчас расскажу.

14. Я преувеличиваю. Это "шутка юмора по-русски". На самом деле я каждый день прогуливаюсь по городу, знаю все улицы и дома, и являюсь экспертом по городскому озеленению. Наша окраина - элитные коттеджи. Всё утопает в цветущих деревьях. Сирень, яблони, боярышник, сакура и т.д. На словах я полон ненависти, де-юре я как бы самый опасный для общества гражданин, потому что до безумия умный и столь пытливый, что его хочется запереть подвергнуть пыткам. И выглядит слишком интеллигентно, чтобы бродить по улицам. Алкаши, воры, наводчики и пакостники, которые утром шляются по дворам, поглядывают на меня с крайним подозрением: "Походу нехороший человек прётся! Ишь как зыркает!" Однако на практике я действую вполне позитивно.

14.2. Например, вчера на пустом тротуаре сидела бродячая собака, отвратительный старый пёс с подгибающимися ногами. Я же не пнул его, но по примеру францисканцев обратился с речью.
- Собака! У меня между прочим есть хлеб. Зерновой альпийский хлеб. Вот, смотри.
Я достал хлебец, откусил немного, чтобы она поняла, что не отравлено. И протянул ей. Собака удивилась, оробела. Понюхала хлеб, лизнула. Открыла рот. Но не взяла. Пёс очень нездоровый, опустошённый. Я оставил хлеб и ушёл. Затем я зашёл в церковь, час ходил по району, заходя в магазинчики, прошёл 3 км. И вдруг обнаружил, что в отдалении идёт эта собака. На подходя и не идя на контакт, она стала сопровождать меня. На значительном расстоянии и совершенно не глядя в мою сторону. Это был старый пёс, настолько потускневший и не способный для коммуникации, что его изгнали даже из группы париев. Общаться он не стал и со мною. Хотя мы очень сходны во многих чертах.

14.3. Примерно такими были отношения людей палеолита и псовых. Они просто ходили рядом. Собака произошла не от дикого стайного волка, а от точно таких же париев, которые с незапамятных времён обитали рядом со стойбищами людей, и сопровождали их во время пищевых походов. Их экстерьер очень стабилен. Это не брошенные псы, а особая формация Canidae. Это ниша сателлита при крупном хищнике или скавенджере. В природе такие сателлиты - это не киплинговский шакал Табаки, а насекомые-некрофаги, птицы-падальщики, рыбы-лоцманы, медоуказчики и т.д. Они не столько преследуют хищника, сколько являются подобием шумной театральной клаки.

14.4. Пёс был явно аномальный. Обычно парии держатся группой и выглядят спокойными и довольными, а если с ними заговорит человек, проявляют ритуальное дружелюбие, виляют хвостом, но это чистая формальность. Никакой любви к людям у них нет. Для париев люди - это опасный и полезный скот, который может доставлять им корм. Это новая форма анонимных сателлитов, они привязаны не к людям, а к участкам техносферы. У популяции париев есть маргинальный ореол - многих из них в щенячьем возрасте ловят и используют в качестве деревенских сторожевых псов. Но они плохо сидят на цепи. Я не исключаю, что этого пса так же держали на цепи, а затем выкинули, когда он стал негодным. У нас вдоль ЛЭП много одноэтажного жилья на манер трущоб, там держат таких псов. Ореол рассеивания соединяет популяции париев с домашними собаками, но это не один и тот же вид. У них совсем разная экология и зоопсихология. Парии представляют большую опасность, и от них много вреда. У нас таких стай париев уже нет, их ликвидировали. А 15 лет назад в нашей местности какие-то странные садисты привязывали бездомных собак на рельсы. Выглядело это безобразно, но парии из района исчезли.

15. Ах, да. Речь шла о посуде, а не о собаках. Тарелки. Миски. Пиалушки. Чашка. Плошка. Шлёнка. Ендова. У нас такую посудинку вообще-то называли "чеплашка".

Well, у меня есть следующие рецепты решения проблемы.

1) Открыть дверцу и выкинуть эти чеплашки, ибо нафиг они нужны. Из них неудобно хавать.
2) Подставить снизу пакет, одеяло, сумку с мягким барахлом, и пиалки упадут туда. Если спружинить и присесть, ничего не разобьётся. А если разобьётся от такой ничтожной нагрузки, туда ей и дорога. Такая посуда - опасное дерьмо.
3) Позвать мужиков. Выдвинуть шкаф и наклонить его назад. Или даже аккуратно положить его на спину. Это можно сделать и в одиночку. Затем достать посуду.
4) Пиалки однозначно дешёвые, дешевле шкафа. Если бы это была антикварная посуда дороже шкафа, её бы так по-дурацки не поставили. Но если уж очень хочется что-нибудь разбить, можно наклеить на стекло прозрачный пакет или плёнку. Затем аккуратно раздробить стекло. Затем, продавливая преграду, установить посуду в стопку.
5) Позвать жонглёров или хотя бы китайцев. Отодвинуть створку. Они всё поймают.
6) Есть более сложные, громоздкие и утопические решения с использованием космических, химических технологий, всяческих спецсредств, а также всевозможные демагогические и манипулятивные решения. Я их не рассматриваю.


16. А самое тонкое и научное решение - производственное, должностное. Надо пригласить начальника, чтобы этот шкафоподобный толстяк, или же стервозная жена какого-нибудь шкафа из конторы - лично вышли из своего кабинета. И сказать, что данная проблема по плечу только сотруднику, который отвечает за безопасность, вылавливает шпионов и диссидентов, контролирует, защищает, обороняет, протыкает кинжалом любую звезду. Затем попросить позвать того шкафа, кто заседает в выделенном для этого помещении и более всех изображает из себя боксёра и великого ниндзя. Далее сказать ему, что придётся решать настоящую проблему и ловить настоящих беглецов. Но убытки - за его счёт. А затем заняться истинной целью эксперимента. Шкаф и посуда здесь вообще побоку. Нужно пронаблюдать, с каким профессионализмом начальник и этот сотрудник будут увиливать от выполнения своих формальных (а не теневых) обязанностей. И запротоколировать их речь, сколько неопределённостей и обтекаемых формул они наговорят, какие пустят в ход приёмы манипулирования и перекладывания задачи на чужие плечи, какие кнопки на телефоне будет нажимать, и какую истерику закатывать.

17. Говорят, такой подход называется этнометодологический, и его разработал социолог Гарольд Гарфинкель. Но ознакомившись с его трудами, я понял, что Гарфинкель был никакой не фрик-провокатор, а занудный социолог и типичный методолог, создавший громоздкие технологии протоколирования и анализа данных.

18. Проводить такие социальные эксперименты - очень опасно. Мигом вышибут за дверь, как эту посуду. Но это самое интересное. Здесь этнопсихология раскрывается во всей своей глубине. И социология. И проявляется принцип неопределённости антропорусистики. Потому что можно воочию разглядеть особый социальный слой, и даже общественный класс, неучтённый истматом и философией марксистов-ленинистов, но тем не менее поставленный ими во главу угла. Это те шкафы, кто стоят в углу, кто прячутся в шкафах и подслушивают, кто рыщут по шкафам в поисках интеллектуальной продукции, материальных ценностей и каких-нибудь "скелетов в шкафу". Тех, кто за свой доблестный труд нередко оказывается заживо похоронен в шкафоподобный склеп или убит и спрятан в шкаф для хранения трупов секретного антропологического института. Где науку о человеке знают и преподают в тысячу раз глубже, чем в открытом всем ветрам университете.


(NB: Типажи подобраны очень грамотно.)

19. И здесь во всей своей бездонности раскрывается проблема современности, проблема архисложная, в тысячу раз сложнее любой инженерно-технической задачи, любого шкафа Шрёдингера.

Проблема эта такова: "ЧТО ДЕЛАТЬ СО ШКАФАМИ?"

Чем их занять? Ведь чем сильнее, мощнее, крупнее социальный агент, тем труднее его трудоустроить, пристроить, припахать, нейтрализовать его сверхспособности, придумать ему достойное дело, и контролировать, чтобы он не направил эту работу во зло. Те, кто умудряются решать эти проблемы, решают их привычными способами, порождая лавину новых проблем. Тем не менее они достойны того, чтобы им памятник поставить. А не того, чтобы толпа пачкала заборы своей оценкой происходящего. Потому что они занимаются этим в новую эпоху с совершенно новыми и неизведанными механизмами социальной кибернетики. Но это уже тема для отдельного разговора.
Tags: антропорусистика, общая антропология, философия и методология
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 2 comments