antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Что написал Чехов про пакостников и палево в главе Икс?



На мой взгляд, Антон Павлович Чехов проявил истинную силу своего гения, когда посетил Сахалин. За очень короткое время, будучи на закрытой территории пенитенциарного региона, он собрал колоссальную информацию: краеведческую, социально-экономическую, антропологическую, а также психологическую, доступную только инсайдерам или сверхпроницательным людям. Он подметил множество скрытых механизмов социальной антропологии и тэта-онтологии. Например, Чехов сделал замечательное описание, где раскрывает феномен, очень важный для понимания этнопсихологии - пакостничество. Отрывок из книги "Остров Сахалин", где описывается селение Палево, находится в десятой главе, обозначенной примечательным знаком Х - который можно прочесть как Икс. Любой абзац этой книги отражает трагедии, преступления, страдания, извращение естества, боль человеческую и определённые формы копинг-технологий, уродливых форм выживания. Поэтому надо комментировать каждый абзац.

________________________________________________________
24 июля 1889 г. был утренник, который попортил в Дербинском картофельный цвет; 18 же августа во всем округе побило морозом картофельную ботву.

* Первопричина пакостничества - подлый климат, норовящий нанести удар земледельческому сообществу, который порождает стремление мстить в пустоту, избивать неживые объекты, подличать в ответ просто так.

Южнее Рыковского, на месте бывшей гиляцкой деревушки Пальво, на притоке Тыми того же названия, стоит селение Палево, основанное в 1886 г. От Рыковского ведет сюда хорошая проселочная дорога по гладкой равнине, мимо рощ и полей, чрезвычайно напоминавших мне Россию, быть может, потому, что я проезжал здесь в очень хорошую погоду. Расстояние 14 верст. В направлении от Рыковского до Палева скоро проляжет почтово-телеграфный тракт, давно уже проектированный, который соединит Северный Сахалин с Южным. Дорога здесь уже строится.

* Здесь показано уничтожение аборигенного населения, благополучно существовавшего в этом суровом климате, и отчуждение от его наследия. Деревню переименовали не просто на русский лад, а кодируя негативное отношение. Нам ничего не говорит это слово, а в старину палево выглядело безобразно - сгоревшая деревня, мрачные руины, неубранные трупы, бурьян и скорбь. Такое встречалось сплошь и рядом: случались пожары, но главное - поджоги.

В Палеве 396 жителей: 345 м. и 51 ж. Хозяев 183 и при них половинщиков 137, хотя, по местным условиям, было бы достаточно и 50 владельцев. Трудно найти на Сахалине другое селение, в котором сошлось бы вместе столько разных обстоятельств, неблагоприятных для сельскохозяйственной колонии, как здесь. Почва - галька; когда-то, по рассказам старожилов, на месте нынешнего Палева тунгусы пасли своих оленей. Даже поселенцы толкуют, что эта местность во времена оны была дном морским и будто гиляки теперь находят на ней вещи с кораблей.

* Всё как обычно - урбаниды устраивают перенаселённость на пустом месте. И вдобавок создали чудовищный гендерный перекос - наоборот, мужчин должно быть существенно меньше. Выбрали самое подлое место и заставили вести там аграрное хозяйство по-европейски. Очевидно, это пионерная лишайниковая пустошь в приморской низменности. Там и дикие растения не выживают. Но главное - чтобы жизнь мёдом не казалась. Сахалин освоили аборигены с разной специализацией: тунгусы занимались оленеводством, гиляки - морским промыслом, айны - охотой. Поэтому они уживались и не испытывали негативных эмоций. Где было совсем плохо - они уходили, кочевали, появлялись временно. Однако русские привнесли туда совершенно особый ХКТ - страдальческое хозяйствование. И скапливались именно в местах, где хуже всего.

NB: хозяйственно-культурных типов для разных социально-этнических групп очень много. Это не только земледельцы, скотоводы, но и, например, разбойничество, попрошайничество, собирательство мусора. А основная стратегия страдальческого ХКТ - терпеть, маяться, ныть, создавать проблемы, чтобы с честью их преодолевать. Такое явление встречалось на разных континентах и описано во множестве произведений.

Земли разработано только 108 дес., считая тут и пашни, и огород, и сенокосы, а хозяев между тем больше трехсот. Взрослых женщин только 30, по одной на 10 человек, и точно в насмешку, чтобы дать сильнее почувствовать печальный смысл этой пропорции, не так давно смерть заглянула в Палево и похитила в короткое время трех сожительниц.

* Неясно, за счёт чего они вообще питались. Чехов пишет, что сахалинская каторга питалась дотациями, поглощала гигантские деньги впустую - их разбазаривало обитающее там ворьё. Женщин не берегли, потому что не было механизма. Да и зачем они нужны? Ведь женщина всегда "чья-то", а если своя - то с ней хлопот не оберёшься: дети, ухажёры, насильники, болезни.

Почти третья часть хозяев до ссылки не занималась хлебопашеством, так как принадлежала к городским сословиям.

* Совершенно правильная стратегия "страдальческого ХКТ".

К сожалению, перечень неблагоприятных обстоятельств не кончается на этом. Почему-то еще, вероятно, по пословице - на бедного Макара все шишки валятся, ни в одном селении на Сахалине нет такого множества воров, как именно здесь, в многострадальном, судьбою обиженном Палеве. Тут каждую ночь воруют; накануне моего приезда троих отправили в кандальную за кражу ржи.
* Сама система заставляет всех стать ворами. На каторге оказывались либо профессиональные воры, не умевшие другого, либо те, кого насильно обучали и заставляли воровать, либо те, кто был вынужден хватать, что плохо лежит.

Кроме таких, которые воруют из нужды, в Палеве немало еще так называемых "пакостников", которые вредят своим односельчанам только из любви к искусству. Без всякой надобности убивают ночью скотину, выдергивают из земли еще не созревший картофель, выставляют из окон рамы и т. п. Всё это влечет за собой потери и истощает вконец жалкие нищенские хозяйства и, что едва ли не менее важно, держит население в постоянном страхе.

* Это самый сложный феномен. Он подпитывается сверху, от властей, как средство травли, подавления, запугивания (bulling, cowing, mobbing). И подпитывается снизу, от народа, от забитой и протестующей массы, от проявлений агрессии и квази-пассионарности. Как залегание грунтовых вод определяет гидрологию региона, так и пакостничество каторжан воздействует на этнопсихологию населения русского Дальнего Востока в 19-20 вв.

Обстановка жизни говорит только о бедности и ни о чем другом. Крыши на избах покрыты корьем и соломой, дворов и надворных построек нет вовсе; 49 домов еще не окончены и, по-видимому, брошены своими хозяевами. 17 владельцев ушли на заработки.

* А какой смысл делать красиво? Какой смысл богатеть? Всё равно ты этого лишишься. Либо отберут, либо напакостят, либо убьют.

Когда я в Палеве ходил по избам, за мной неотступно следовал надзиратель из поселенцев, родом пскович. Помнится, я спросил у него: среда сегодня или четверг? Он ответил:
- Не могу упомнить, ваше высокоблагородие.




* Буллинг в оригинале означает запугивание. Но это палка о двух концах. Возникает эффект бумеранга. Жизнь превращается в ад и у жертвы, и у агрессора. Черти, хоть и злые, но вынуждены жарится в своём аду. Подавляется и сам подавитель. В системе, где зло злом искореняют, самопроизвольно возникает супрессионная система, где страх и несвобода царят на всех социальных этажах, на любом иерархическом уровне. Надзиратель - такой же страдалец, каторжанин, разлучённый с родиной (поэтому он сообщил, что псковец, а не сахалинец). Каратели на всех уровнях (особенно низовые) были такие же жертвы режима, обезображенные противоестественной деятельностью и отвратительной формой существования и быта. Карательные меры приводят к негативному эффекту, но без них тоже нельзя - народ распоясается, растлится, что приведёт к ещё большему ущербу. Нужен баланс, да кто же сможет его рассчитать? Таких умельцев не бывает. Если кто и выведет теорему успеха, исполнители из вредности, в ущерб себе - сделают так, чтобы она не сработала.

Чехов посещал Сахалин в самое благоприятное время - летом. А что там творилось зимой? Россию принято описывать летом, зелёные, упоительные вечера. На самом деле это лютая зима, которая промораживает душу, и та чернеет и гниёт, словно картошка. И заражает соседние клубни.

Пакостничество проявляется широчайшим образом, возведено в принцип, на этом строится негласная социальная политика и большинство организаций учитывает этот принцип в своей деятельности. Зачастую это приобретает классический "чеховский" вид. Например, сегодня появилась новость "В Екатеринбурге уничтожили сад на крыше 9-этажки, который 18 лет назад разбил местный житель", которая демонстрирует многомерное пакостничество: попрание труда, прав местных жителей на самостоятельные действия, осквернение авторитета пожилого человека, действие в нужный момент - весной, когда оживает природа, и у людей появляется надежда на летний отдых. Но главная черта - неуязвимость. За этим решением 100% стоит какой-нибудь полковник из конторы. И если сейчас кодлу прижмут, он останется неизвестным и будет мстить всю жизнь, всеми доступными средствами, и детям своим прикажет. Это самый токсичный патоген пакостничества - то, что вся сапиентная энергия направляется не на решение проблем, а на сокрытие преступлений и на отмщение тем, кто их разглашает.

Пакостники всегда действуют тайно, прячутся, а если их спалят - прикрываются бумажками, распоряжениями суда, авторитетом, народной волей, лепят всевозможные отмазки, изворачиваются изо всех сил, вплоть до смертоубийственной контратаки, угроз и клятвы мстить, гадить, подличать до последнего вздоха. Это реально существующие и антигуманные механизмы. Большинство среди заключённых в тюрьму или подвергнутых иному наказанию мечтает отомстить не судье или мусорам, а своей жертве, которая его спалила. Данный механизм является маркёром глубинной и застарелой патологии социального климата. Сейчас считается бесспорным, что даже единичная психологическая или физическая травма способна изуродовать психику и поведение индивидуума. Общество Севера Евразии испытало триллионы таких воздействий. Поэтому в социуме возникла деформация астрономического масштаба, многомерная болезнь, которая не только не изжита, но и усугубляется паллиативными косметическими мерами, словно больного лепрой, люэсом или чахоткой гримируют импортной косметикой и приводят на праздник жизни.

Пакостничество развивалось, как компонент защитной системы. Народонаселение, которое при нападении извне готово сжечь собственный дом и уничтожить само себя, это слишком пугающая мишень для завоевания, тем более когда регион столь неблагоприятен для освоения и жизни. По всей видимости, этот механизм возникает сам по себе, как физиологическая функция системы. Поэтому при нападении извне врагу достаётся около трети вредоносных воздействий, а две трети получает собственное племя. Если же нападений нет, а есть лишь потенциальная угроза, даже мнимая, тогда собственное племя, свой род (в первую очередь родственники) получает практически весь потенциал этого нерастраченного социального инстинкта. Исключая погрешность в доли процента, которая-таки долетает до заморского врага. Вот почему вершину аксиологии занимают действия, нарушающие ключевую заповедь: милитаристические символы, военные подвиги, ратная служба, разнообразные навыки и способности умерщвлять человека и совершать мощные деструктивные действия, и само развязывание войны. Воевать с внешним врагом энергетически выгоднее, нежели сублимировать враждебность внутри системы. Совладать с этим социальным инстинктом и тем более изжить его чрезвычайно сложно. Поэтому христианство приобретает здесь весьма своеобразную форму, с очень избирательным или даже реверсивным следованием его доктрине.

Святая Троица материализуется здесь весьма странным образом, который будоражит подавленное магическое мышление северян - вышеупомянутыми третями, как цифры 33,3% - 66,6% - 99,9% - которые приобретают негативно-сакральный смысл в мифологемах Тридцать три несчастья, Число Зверя и Тридевятое Царство.

Надо всё это обдумать. Концепция сырая, как одежда Чехова во время сибирского путешествия. Было сыро и холодно. Непонятно какого чёрта он вообще туда попёрся? Да ещё и по своему почину. Обождать надо было, пока пакостники выдавят из себя раба и вернутся с каторги. Тогда и отправился бы на свой Сахалин - с комфортом, в телячьем вагоне, да за казённый счёт. Такой умный - а неужели додуматься не мог?
Tags: антропорусистика, литература, тэта-онтология
Subscribe

Recent Posts from This Journal

  • Правым коленом на шею

    Дерек Шовин (Derek Chauvin) звучит почти как "прямой шовинизм" (direct chauvinism). Отчасти поэтому именно в него так вцепились. Джордж Флойд (George…

  • Мой комментарий к записи «перемены» от mi3ch

    В системе уравнений по поводу глобального потепления есть большая загадка. Факт №1. За последние 100 лет пересохли крупные озёра. Обмелели реки.…

  • Геоподоснова Слова

    У них расследования, у меня - изыскания. Я вне этих институций. vacuum bomb - vampires Empire'V Повесть о настоящем сверхчеловеке (2006) Father of…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments