antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

музыкальный бунталитет



Меня почему-то с детских лет раздражала музыкальная школа социалистического образца. Она нагоняла звериную тоску. Наверное, неспроста. Обучающиеся там сограждане умели нажимать различные клавиши, но совсем не могли издавать гармоничные и привлекательные звуки - особенно посредством голосового аппарата. То ли стеснялись, то ли не имели способности. В противовес этому, отдельные иностранные товарищи, особенно итальянского, североамериканского и французского образца, в нашей музыкалке не учились, однако даже разговаривали так, словно пели. Раздосадованные соотечественники называли этот феномен "птичий язык", недопонимая, сколько печальной иронии заключено в данном выражении.

Сейчас я опираюсь на совершенно беспочвенную, и находящуюся в стадии проверки гипотезу, что среднестатистическая музшкола являлась одним из частных социальных инструментов супрессионного процесса, который позволял нейтрализовать склонных к творческому самовыражению и фактурных детей, дабы те не приобрели экстраординарной аттрактивности. Ибо такие индивидуумы автоматически создавали центры притяжения малых групп и могли становиться агентами альтернативного влияния, что нарушало монополию на всевластие тайных военно-политических союзов, разбросанных на просторах Северной Евразии и расшатывало менталитет, превращая его в "бунталитет".

Лишь редкостные маргиналы, обладающие феноменальной волей, пугающим творческим напором и обезоруживающей мощью исполнительского мастерства, получали высочайшее разрешение трудоустраиваться на сцене. Такое качество личности называлось неопределённым квази-термином "талант", у которого был единственный признак верификации: талантлив тот, кого я считаю талантливым.

Супрессионный и стрессогенный характер музыкального образования [3] породил загадочный дефицит, о котором сообщает Юрий Чернавский: в стране с 300 миллионами граждан и десятками миллионов лиц с музыкальным образованием имелось около десятка "звёздных" певцов, да и то - они исполняли чужие песни. Одна стотысячная доля. Это довольно низкий уровень социальной отдачи для страны, где культивировалась идея, что "песня строить и жить помогает". В архаичных популяциях аналогичная доля составляет выше одной второй. Почти все члены племени принимают участие в музыкальных перформансах. Таким образом, можно констатировать регресс - да не простой, а тысячекратный. Но поскольку я в этом совершенно не разбираюсь, обращаюсь к мнению популярнейших советских композиторов.



Чернавский: Как бы ни была наворочена тухмановская музыка, как бы ни была хороша Пугачева, в совке не было артистов уровня международного мейнстрима. И вообще артистов было мало. Это раз. Если сейчас их десятки тысяч ездит по стране, то тогда было человек десять. И половину из них ты уже назвал. Второе. То, что они пели, это все равно была музыка, высосанная из пальца члена коммунистической партии.

Григорьев: Ты не слышишь меня. Я говорю, что одной Пугачевой, которая не боялась ничего, было достаточно, чтобы без всякого бунта убедить страну в обратном. Но она выбрала «Рождественские встречи» с «Любэ» и Наташей Королевой.

Чернавский: А я тебе отвечаю: крутую музыку некому было исполнять.
[1]

На мой взгляд, звёздных вокалистов было гораздо больше, порядка сотен. И были тысячи музыкантов очень высокого класса, которые привыкли не проявлять креативности в силу факторов bulling, cowing, trolling etc. Они не слишком звездили - им это попросту не разрешалось, и не было технологий. Звездой человек становится не сам по себе, а за счёт работы большой команды индустрии развлечений, использующей сложнейшие технологии и достижения НТП.

В те далёкие времена озвездевание происходило в приказном порядке посредством чудо-техники: волшебного ящика ТВ. Как бы ни был известен музыкант, он считался натурализовавшейся звездой только после того, как его показали на голубом экране. Радио, патефон, магнитофон такого эффекта не оказывали. Только после прохождения сквозь электронно-лучевую трубку от человека начинало исходить сияние, и ему разрешалось "зажечься". Поэтому кавычки не нужны. Человек по факту делался астрономическим объектом. Происходили данные события на заре эволюции Homo urbanus ssp. electronus, отражая собою нарождающуюся власть электронной техносферы над органическими формами жизни.

Однако звёздам приходилось несладко: озверевшие от дефицита аттрактивности поклонники норовили их разорвать на сувенирные клочки, выцарапать гаметы, гонады, элементы обмундирования. Или хотя бы отравить спиритуозными щедротами, чтобы ликовать, подтирая извержения: наконец-то есть что рассказать всему миру!

Параллельно на окраинах империи существовали довольно благозвучные неофольклорные формы музицирования, особенно у финно-угорских народов, но они не одобрялись и канализировались в рамки "народных коллективов", где были свои механизмы супрессии. Естественному произрастанию музыкальной культуры также препятствовал чрезвычайно загадочный феномен музыкальной антропологии - блатняк. Удивительно таинственное пристрастие к нему. Довольно сложно заставить себя влюбиться в потрёпанных жизнью мужчин, воспевающих прелести пенитенциарной преисподней и криминального образа жизни. Пока не вполне ясно, как оно формировалось у миллионов людей, в какие критические периоды онтогенеза и при каких винно-сексопатологических обстоятельствах. Это ещё предстоит выяснить.



Зато мне теперь совершенно ясно, почему такое неприятие вызывало выступление выпускников музшколы, набирающих на клавиатуре так называемого "фано" программные опусы Бетховена. Об этом только что мне внятно сообщил крупнейший композитор электронной техносферы Эдуард Артемьев.

Артемьев: Русская музыкальная школа очень перекошенная. Лично меня в детстве чуть не отучили от музыки вообще. В основе всегда лежит немецкая классика. До сих пор все играют одно и то же: Бах, Гендель, Шопен, Мендельсон, Шуберт, конечно, Вагнер и так далее. Все это — основа русской музыкальной культуры. Гораздо позже я открыл для себя величайшую французскую музыкальную культуру: Дебюсси, Равель, Пуленк, Булез. В конце 1990-х годов, когда появились CD, мне подарили три диска, каждый по 80 минут, с записями старинной классической музыки. Вот это было потрясение! Совершенно новый мир, о существовании которого я не подозревал. Оперы, балеты. И тогда я понял, как однобоко советская музыкальная школа развивалась.

Григорьев: Что было на тех дисках?

Артемьев: Ну, например, Франсуа Куперен. И разная классическая музыка начиная с XVII века. Там были еще Глюк и Пуччини. Вот, пожалуй, эти имена я считаю очень важными в классической музыке.

Григорьев: Мы в Esquire готовим проект, который называется «Российское искусство на экспорт».

Артемьев: Расистское? (Смеется.)

Григорьев: Русское!
[2]

Из всей этой невнятицы я делаю следующий научно-распорядительный вывод: Я абсолютно не разбираюсь в музыкальной культурологии, а музыкальная антропология ещё не сформировалась эпистемологически, да и никогда не сформируется в силу социально-психологических и технических препятствий. Поэтому мне надо поднакопить информацию и пройти какой-нибудь системный курс, чтобы высказываться более безапелляционно и витиевато, не отступая от формального дискурса, общепринятого в узком кругу неформалов. Иначе мои рассуждения - не добротная лженаука, а никчемная крипипаста, клюква, бывальщина, или даже досюльщина старобытная. Надо изучить матчасть.


Здесь сами за себя говорят проксемика, мимика, кинесика, отражающее скрытые психические процессы всех участников данного действа, равно как и многозначительное выражение "певческая посадка".

1. Игорь Григорьев — Юрий Чернавский: разговор через годы и океан // Esquire. - 7 ноября 2017. - URL: https://esquire.ru/relaxation/33722-chernavsky-grigoriev.
2. Эдуард Артемьев: «Последний раз я удивлялся в 1979 году — когда слушал оперу «Иисус Христос — суперзвезда». Записал Сергей Яковлев // Esquire. - 5 апреля 2019. URL: https://esquire.ru/relaxation/93712-eduard-artemev-posledniy-raz-ya-udivlyalsya-v-1979-godu-kogda-slushal-operu-iisus-hristos-superzvezda/
3. https://trinixy.ru/174331-roditeli-snyali-na-kameru-kak-repetitor-izdevaetsya-nad-ih-rebenkom.html

Tags: музыкальная антропология, открытия ни для кого
Subscribe

  • Иван-Дурак доказал, что 2х2=5

    Поймали Ивана-Дурака злые буржуины: - Мы тебе приказываем. Мы тебя принуждаем! Признай, что дважды два равно пяти! - Согласен и без принуждения.…

  • знание

    Профессор Анатолий Кезин был прав, противопоставляя матему и эпистему. Немало семантической информации дают побочные значения лексемы. μάθημα -…

  • Почему ценится жемчуг

    Почему сверхценностью для людей обладают не только твёрдые минералы, но и монеты, жемчуг? Ответ оказался до смешного прост, но найти его было сложно.…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 3 comments