antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Category:

Почему социология не интересуется человеком?

Социологи, конечно, с этим не согласятся, но факты имеются. Наука эта бесчеловечная, математизированная, а социологи приближаются к людям с изрядной опаской, часто нанимая механических сборщиков голосов.

Я помню, как до смерти напугал какую-то социологшу из ВЦИОМа, которая проводила соцопрос перед выборами. А я не прошёл мимо её печального позыва (виноват, зова), и действительно стал отвечать - но не как попка, а как образованный человек. Она перепугалась не на шутку! Словно с нею вдруг заговорила мебель или капуста на огороде. Стала тревожно глядеть на часы и даже почти умоляла меня прекратить трепаться, потому что она должна срочно бежать к какой-то вымышленной напарнице за углом. Тем не менее, я очень профессионально ответил, отняв не более 5 минут, и вдобавок выведал у этой тётки её собственные жизненные секреты. Антрополог, он ведь хоть и социопат, но людей видит насквозь. Даже запахи улавливает. Поэтому он и сам - первый в очереди на вскрытие. Одно время морги были просто переполнены антропологами. В результате на кафедре решили поменьше давать таких дипломов. Профессионалам всё-таки немного жаль, когда мёртвые с косами косят живых людишек...

А социология отчуждается от человека. Это не объект, не предмет её рассмотрения, интереса или даже просто человеческого внимания со стороны исследователя. Социолог старается в упор не видеть человека. Он изучает совсем другие вещи: социум, общественное мнение, модели, механизмы. Социология не опрашивает людей и не выясняет, что у них на душе. Там ведь сами признаются, что лишь 1) ПРОВОДЯТ - 2) ОПРОС - 3) ОБЩЕСТВЕННОГО - 4) МНЕНИЯ. А мнения могут меняться, как погода. Наступят тебе на ногу - одно мнение. Дадут сто баксов - другое. Общество тоже понятие расплывчатое. Есть высшее общество, а есть общество чистых тарелок. Там разные мнения у всех. И можно проводить опрос, допрос с пристрастием, расспросы, или даже так подпоить собеседника, что пронаблюдать опорос свиноматки на диване - столько из него вылезет откровений. Но этого делать не надо. Нужно проводить опрос так, словно проводишь респондента к выходу, аккуратно, под локоток. Мол, добро пожаловать отсюда, дорогой ты наш гражданин хороший!

Социологи не ходят к людям, а запросто приходят в гости к Общественному мнению - и берут у него интервью на какой-то гаджет. У них для этого разработаны алгоритмы, технологии, техника безопасности, целый технополис. А людей там нет, одни механизмы. Особенно их интересуют механизмы экономические, технические, политтехнологические, финансовые. Социологическая книга - это как справочник молодого экскаваторщика. Реальность там не узнать, только модели.

В реальности хорошо разбираются социологи-спецагенты, но это информация не для всех, она закрытая или очень дорогая. Это бумага для интимного использования. Ой, то есть бумаги для внутреннего пользования. O, rus! Постоянно путаюсь в русском языке: одно принимаю за другое. Льюди сразу подмечяют, что я какой-то щьпион или изследователь, даже цыфру семь пишу без перекладины для ног. Но вряд ли я диверсант, ибо фитнес неподходящий. Я сейчас передвигаюсь по улицам с точно такой же грацией, как этот почтенный джентльмен!



Поэтому я стараюсь аккуратно обходить ямы на улицах. А их там много! Чтобы жизнь мёдом не казалась. У нас были совершенно новые и целые тротуары, украшавшие элитную новостройку. Но их, вероятно, приказал разворотить наш новый милиционер. То есть майор. Мажордом? Нет, я хотел сказать "мэр". O, rus! Этот город очень интересный: отдельные части улиц в нём вылизываются и лакируются, но при этом сохраняются труднопроходимые участки: ямы на дорогах и тротуарах, края оживлённого шоссе, не имеющие не только тротуара, но даже обочины, а между добротными коттеджами десятилетиями существуют немощёные улицы, утрамбованные разнообразным мусором. И что бы ни строилось и не ремонтировалось в городе, эти элементы дорожного неудобства сохраняются бережно, будто памятники истории и архитектуры.

Этот механизм настолько мистический, что его нельзя объяснить никакой социологической моделью. Возможно, здесь действует некий архетип ущербности. Ежели в городе или на улице всё будет красивым, как конфетка (ах, ну да - "как игрушка"!), вскоре слух дойдёт до смотрящих, затем прискачут какие-нибудь неуловимые мстители - и отожмут вотчину, пользуясь своей абсолютной неуязвимостью. Надо бы проработать эту гипотезу.
Tags: антропорусистика, общая антропология, проблемы антропологической науки
Subscribe

  • Сказки, ложки и намёки

    Это было 21 марта. Боль в голове, плохая координация. Похоже на ишемию. Свинец в груди и жажда мести. Засыпание даётся тяжело. Сразу вижу…

  • Иван-Дурак доказал, что 2х2=5

    Поймали Ивана-Дурака злые буржуины: - Мы тебе приказываем. Мы тебя принуждаем! Признай, что дважды два равно пяти! - Согласен и без принуждения.…

  • "Смерть Ивана Ильича" - как зеркало

    Лев Николаевич Толстой (1828-1910) "Смерть Ивана Ильича" (написано и опубликовано: 1882-1886) * «Этот рассказ — самое яркое, самое совершенное и…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments