antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Академик Павлов и "Ласковый май" - как сравнить несравнимое?

Никак. Не надо сравнивать несравнимое. Оставьте это всяким чудакам. Например, мне. Всеядности моего интеллекта могут позавидовать даже враги. Я не Цезарь, которого вообще-то звали Гайус Июлиус Кайзер (Gaius Iulius Caesar). Но могу одновременно воспринимать довольно разнородные продукты. Поэтому редакторы упрекали меня за смешение стилей. И ещё за дерзость в отношении авторитетов. Вот сейчас я читал лекцию Ивана Петровича Павлова "О русском уме". И думал, что там много ерунды, а кроме того изменились времена. Поэтому ничего особенно ценного о русском научном уме там узнать нельзя. Профессор, академик, зав. кафедрой фармакологии мог бы и намекнуть, что в 1918 году Россия не только была глупой, а обезумела от войны, алкоголя, табака, наркотиков и всевозможных лекарств, хлынувших по линии госпиталей, и вдобавок висела на штыках психологической войны, особенно новых технологий чёрного пиара. Ну да ладно. Всё равно Павлов был гений хирургии и физиологии.

Я его мало читал, и потому не нашёл ценной философии. Но это и хорошо. Он в первую очередь занимался методичными исследованиями, а не мудрствовал лукаво. Правильно делал. Скажу по своему опыту, что делать тонкие исследовательские операции на животных безумно сложно. А Павлов добился феноменальных успехов, преодолев невероятные технические трудности. Значит, соображал что к чему. В 1883 году Павлов защитил докторскую диссертацию «О центробежных нервах сердца», тема для того времени немыслимо сложная. А затем он возглавлял кафедру фармакологии Военно-медицинской академии, то есть разбирался в мутных (самодельных) лекарствах того времени и их военном применении, а затем стал зав. кафедрой физиологии, что ещё сложнее, плюс работал завлабом в Институте экспериментальной медицины, где чего только не придумывали. Следовательно, он обладал исключительным интеллектом и познаниями.



Павлова надо почитать внимательно, его личные тексты, а не про него. А параллельно я изучаю музлитературу позднесоветского периода - то есть слушаю всякое убогое старьё.
И сейчас наткнулся на первый магнитоальбом группы "Ласковый май". Впервые я слушал его, когда лежал на иголках. В прямом смысле слова. Не сидел на игле, не был, как на иголках. А лежал на иглах. Такова была жестокая процедура в санатории - иглоукалывание. Доктор прописал, психотерапевт павловской школы. В полумраке подвала виднелось ложе, плотно утыканное острейшими металлическими иглами, и я на него возлёг - словно ёг. Внутри всё ёкнуло, и я даже издал "ёб"... Но только сперва было больно, а затем я провалился в полусон. А чувак на соседней лежанке с электрофорезом (который ко мне безуспешно клеился) включил в этот момент на своей "Весне" кассету "Лето". Хотя была зима! Вот-так сочетание... Подвал был по-летнему жарким, тёмным, пахло сауной, и где-то за плинтусом пели сверчки. Я мысленно перелезал забор санатория и убегал в цветущие ночные поля. Меня манили эти сверчки, кузнечики, цикады, ночные мотыльки и росные травы, огоньки и перелески. Возникали странные мысли - что у меня совсем нет нормальных друзей. Они исчезли в безнадёжном прошлом. Остались одни студенты-ботаники, гении, чудаки и сексоты. А подростку в 17 лет не помешали бы в кругу общения обычные деревенские пацаны. Да где же их взять? Имелись либо прыщеватые и пьяноватые жлобы, либо затурканные скубенты.

Сочетание революционного старика Павлова и юнца Шатунова - довольно странный, постмодерновый салат. Ведь их разделяет ровнёхонько 70 лет, и целая ментальная пропасть. Но для меня это просто антропологические объекты, два представителя рода Homo. Павлов в свои 15 лет вряд ли превзошёл бы остроумием 15-летнего Шатунова из 1988 года. Каким бы ни был башковитым будущий академик, но в 1864 году этот сын провинциального священника только окончил рязанское духовное училище, а в стране лишь начали освобождать крепостных (да так никогда и не закончили). Тогдашний Павлов знал Писание, латынь, но не знал программы советской восьмилетки и реализма перестроечной Москвы. Как ни странно, подросток Ваня Павлов вполне мог бы оценить "Ласковый май", как нечто вполне знакомое и подобающее. Ибо слышал подобные песни на ярмарках или на паперти, где тусовались убогие сироты.

Меня давно интриговало, почему соловецкий, то есть советский народ так подсел на эту группу? А затем, наоборот, так окрысился? Сейчас я понимаю, что ласковый стиль - не что иное, как жалостливые песни беспризорников, исполненные на недорогих электроорганах. У них подростковые голоса, а интонации - типичные для сирот, которые пели, чтобы хоть как-то заработать благим делом, а не воровством или шантажом. Это весьма старинный стиль, уходящий вглубь веков. Потому что дети разрабатывали манеру пения сами, вне народных канонов и эпох. И у них получалось петь естественно, по-детски, что как раз и трогало душу взрослых.

Детдомовский "Ласковый май" отчасти выразил настроения осиротевшей нации. Которые начали формироваться ещё когда умер Брежнев. Следующих лидеров люди полюбить и даже хотя бы привыкнуть - не сумели. А русским обязательно нужен батюшка. У них такой менталитет. Горбачёв всех достал, но когда его заперли в Фаросе, народ расстроился и востребовал главное: вернуть дорогого генсека. То есть Президента, запутались. Но суть одна - батюшку родимого. Символического лидера. Отсутствие достойного отца нации поселило в сердцах чувство сиротства. Да оно и было буквальным - десятки миллионов людей существовали без родителей, которые умерли или исчезли раньше срока. А родители, это важно. Даже если они старые и немощные. Это символ. Убивать отца нельзя, это очень вредно для самосознания. Павлов как раз озвучивал проблему - как обезумела нация в тот период, когда сама себя обезглавила. Не сама, разумеется, но все думали, что это они убили царя.

В общем, гражданам переходного периода нравились эти жалостливые песни, отражающие их собственные настроения: всё куда-то повалилось, система ценностей обрушилась. Республики тоже ощущали себя осиротевшими. Хотелось, конечно, и свободы, но и проблемы были ясны. Даже самый развращённый человек в глубине души испытывает дискомфорт от аксиологического переворота.

Однако затем почти все обнищали, утратив сбережения и привычный образ жизни и труда. И сами запели жалостливую песню "У нас нету дее-ееенее-ег!" Так было приказано блеять любому официальному и неофициальному лицу, которое появлялось на телеэкране. Так полагалось завершать любое выступление. При том, что жить все стали более обеспеченно, чем в конце 1970-х, значительно улучшив свой быт. Но ведь именно такова психология побирушек: они часто гораздо богаче, чем те, кто им подаёт. Однако пребывают в нищете.

Соответственно "Ласковый май" в 1990-х уже воспринимался миллионами побирушек, нищебродов, вымогателей и новых капиталистов-упырей, как конкурент. А детские интонации мешали им заниматься взрослыми делами, избавиться от инфантилизма. Наконец, всех раздражали слухи об их баснословных заработках, бесконечном чёсе, фальшивых выступлениях. И, разумеется, повлияли информационная война, грызня, дурман, переменчивая мода, западная конкуренция и прочие атрибуты шоу-бизнеса.

Иван Петрович Павлов, академик и нобелиат, здесь и рядом не стоял! Но опытный шизофреник, умеющий под угрозой истребления выискать сходство картинок даже с планетой и бабочкой, всё-таки может найти некоторую связь. Ибо интеллектуальный продукт Павлова точно так же сначала искренне любили, как свежую мысль, интересные решения. Затем его стали по-всякому гнобить борющиеся политтехнологи и разные бандиты, но он боролся и создал целую школу, откупаясь нейротехнологиями. Затем академику помогли скопытиться, а учение превратили в культ и орудие репрессий и обфускации. И "павловщина" уже стала вызывать оскомину и ненависть. При этом сам И.П. Павлов пришёл бы в ужас, увидев, во что превратили его тексты и плоды жертвенного труда. Но я знаю, ради чего всё это делалось, и кто всем этим пользовался. Впрочем, это и так известно.

Следует заметить в скобках, что в России было два академика Павлова, два великих учёных-современника, у которых даже отчества одинаковы. Легко спутать геолога Алексея Павлова и физиолога Ивана Павлова. Поэтому лучше бы писать имена, как в Европе. Но у русских приняты инициалы, что ты будешь делать! Поэтому так и гуляют по текстам академики И.П. Павлов и А.П. Павлов, и обозреватели в них иногда путаются. И точно так же в конце 1980-х в стране было два "Ласковых мая", а затем и ещё больше. Всюду рифмы, всюду жизнь!



Два академика Павлова. Это симптоматично!

Tags: музыкальная антропология, судьбы, сходство и различие
Subscribe

  • Как заставить ишачить осла

    Если нижеследующие правила отработать, как спортивные приёмы, люди будут работать на вас, а не наоборот. Правда, работать будут крайне неохотно,…

  • Про что "Yesterday"

    1. PEPPER SHAKER В прошлом декабре меня заинтересовало, кому посвящён альбом The Beatles “Sgt. Pepper's Lonely Hearts Club Band” (1967). Применяя…

  • Мой комментарий к записи «Gun - Race With The Devil (1969)» от humus

    Интереснейший кейс инспирации «Запад -> Восток». Главное отличие песни «Арлекино» в исполнении Аллы Пугачёвы и ВИА «Весёлые ребята» (1975) от…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment