antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Почему черти будут варить грешников в котле?

Почему? Сейчас узнаем. Пока будет готовится черногорская чорба, я напечатаю ответ.

Я больше люблю жареную пищу - она вкуснее и полезнее, так как стимулирует ЖКТ, ЦНС и ОДС (ЖКХ, ЦБ и ФСБ зачёркнуто). Но сейчас продукты обрабатывают какими-то ядами, чтобы не портились. Особенно дешёвые и сыпучие. Поэтому сырьё надо вываривать, причём в большом количестве воды. И только потом обрабатывать жаркой или запеканием. Иначе в организм поступает много канцерогенов и других токсичных веществ.

Вывод по данному тезису: Не пренебрегайте своим котелком и дуршлагом.



Я вдруг подумал, что распространённая иллюстрация, где дикари-людоеды из джунглей варят путешественников целиком в котле, это какой-то идиотизм.

Огромный металлический котёл жителям джунглей раздобыть невероятно сложно, а варить в нём тело целиком совершенно нерационально. Это им просто не надобно! Дикари-охотники прекрасно умели препарировать дичь и готовить мясные блюда. Запекать целиком ещё куда ни шло, хотя тоже надо мудрить, иначе не пропечётся. А варить без разделки - верх глупости. Возможно, на формирование этого образа повлияли поздние наблюдения, как туземцы моются в котлах и обжаривают во фритюре мумии своих почтенных усопших родственников. Но скорее всего источник - совсем другой.

Психологическая подоплёка архетипа "адских котлов", в которых черти варят грешников, мне ясна. Это воспоминания из раннего детства былых времён. В старые времена европейских детей купали редко, и обычно просто погружали в бочку или котёл с горячей водой, чтобы отмокли. Это было страшно и больно, а ребёнка вдобавок запугивали, унижали и смущали, чтобы подавить проявления телесности. Поэтому у ребёнка возникало желание как можно скорее прекратить процедуру, вылезти и сбежать. Но черти его не пускали. Обдавая смрадным дыханием какая-нибудь старуха ворчала, что именно так за свои проказы и грехи он будет страдать в аду. У тех людей, которые вырастали в лидеров мнений, детский уход обычно обеспечивала не мать, а какая-нибудь прислуга, дворня, нянька, незамужняя сестра, кормилица, вряд ли питавшие нежные чувства к чужому отпрыску.

Русские также мыли детей в печке, что тоже было довольно страшно и мучительно - если она не остыла. Там темно, душно, страшно. Все были перемазаны сажей, как черти. Подростки испытывали стыд. Где-то я про это читал, не помню. Если ребёнок нелюбимый, чужой, его при этом мучили как-нибудь дополнительно.

Всё это довольно странная практика. Проблему гигиены можно решать гораздо проще - омовением тела по частям, над корытцем. Для того, чтобы избавить кожу от несвежего запаха, достаточно вскипятить всего 1 литр воды - и разбавлять холодной. Это можно делать хоть каждый день. Затраты топлива минимальные. Но барьеры возникают не экономические, а социально-психологические. Для регулярного гигиенического омовения нужно, чтобы обнажение и прикосновение к телу не считалось срамом, грехом и табуированным до истерики актом. А в условиях перенаселённости это редкая роскошь.

Воспоминания об этих переживаниях к старости забывались, но консервировались в глубинах подсознания. Во время терминальных и агональных состояний они всплывали и овладевали гаснущим сознанием, как навязчивый кошмар. Возвратившиеся к жизни и выздоровевшие люди делали этот образ сверхценным и насаждали его подрастающему поколению, а стереотип, подтверждаясь в терминальных состояниях реципиентов, передавался по цепочке поколений. Отсюда и устойчивость сказочных образов грешников, которых бесконечно варят в котлах, Бабы-Яги, которая сажает мальчика на лопату - и в печь, и людоедов, которые бросают в котёл неосторожных путешественников - поэтом не надо убегать из дому в Африку гулять.

Эти детские страшилки в дальнейшем определяли аттитюды конкистадоров к любым новозахваченным колониям, дикой природе и аборигенам. Встречу с ними начинали с пушечных и ружейных выстрелов, поджогов и облавной охоты. Неудивительно, что контакт становился недоброжелательным. И неудивительно, что до наших дней дожили лишь самые агрессивные и нелюдимые "каннибалы" Австронезийского или Амазонского региона, заслужившие славу неуловимых охотников за головами. А в 21 веке не осталось даже их. Однако те путешественники, которые были бесстрашными и позитивными, чаще отмечали удивительное дружелюбие и весёлый нрав аборигенов. Но такое отношение не устраивало политических авантюристов, которые жаждали обогатиться за счёт хищнической эксплуатации колоний.

Вывод по данному тезису: Не стремитесь агонизировать раньше времени. И колонизировать.



Отголоски этой психологии отражены в различных литературных произведениях. Например, у Робертсона Дэвиса в "Мантикоре". Сейчас трудно припомнить перечень, ибо я этим вопросом не интересовался. Но данная тема присутствует во многих автобиографических текстах. А почти в каждом фильме, где изображается омовение несовершеннолетних, оно сопровождается действиями, вызывающими унижение, болезненность и негативные эмоции. У русских даже в ходу выражение "головомойка" - это нечто крайне неприятное. Хотя промывание и массаж волосистой части головы может приносить наслаждение и даже быть дорогостоящей процедурой спа-салона или парикмахерской.

По традиции во время омовения детей осуществлялись различного рода насильственные действия: шлепки, попытки утопления, травмирование кожи, высмеивание, болезненное воздействие на уязвимые части тела и т.д. Например, считалось, что при мытье головы мыло должно щипать глаза. Хотя этого элементарно избежать, если их зажмурить, и не открывать, пока хорошо не смоешь пену. Однако оператор процедуры обязательно добивался, чтобы ребёнок осуществил ориентировочную реакцию, пока мыло на лице, чтобы открыл глаза и стал их автоматически тереть мыльными руками, усугубляя проблему. Всё это формировало негативное отношение к водным процедурам, которые иногда принимали форму настоящей фобии. Отчасти такой казус отражён в поэме Чуковского "Мойдодыр". В ней головоломную проблему гидрофобии решает головомойный механизм. Очень смешное и стёбное название, если вдуматься. Со всех сторон смешное, как сверху, так и снизу.

Вывод по данному тезису: Доверьтесь механизмам и не старайтесь влезть всем и каждому в самое нутро. Приватность должна быть обоюдной, на то она и приватность.

В конце должен вам напомнить, мой оперативный кейлоггер, что я никакой не блоггер, и печатаю не посты на потеху публике, а методологические рассуждения. Такой способ познания истины - посредством диалогов - практикуется с очень древних времён. Он называется "диалектика". Не ленинская, не марксистская, не таганско-краснопресненская, а простая, обычная, обыкновенная диалектика.
Tags: антропология питания, культура повседневности, общая антропология
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 1 comment