antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Кто такой Ариэль Голан?

0. Текст отредактирован наполовину.



Эх, умели же раньше оформлять обложки! Прямо ностальгия. Как стильно, как символично! Глухая дерматиновая дверь, а за ней ожидаются - сплошные символы и мифы. Впрочем, читатель был разочарован. Иллюстрации находились в конце, скопом и без подписей - приходилось выискивать, где, что и откуда.

Книгу "Миф и символ" я купил на развале в зимней голодной Москве. Но ничего не знал про автора. Он заинтриговал меня тем, что переработал почти тысячу библиографических источников, лично осмотрел архитектурные памятники и кладбища Кавказа, и написал этот странный труд по интегративной герменевтике, который был скверно издан в новой России. Однако в научных кругах книгу никто не цитировал, не упоминал, не оценил. Вообще ни слова. А мне "Миф и символ" был полезен уже тем, что хоть как-то пополнил дефицит знаний по культурной антропологии, компенсируя однобокое образование физического антрополога. Хотя качество данного обзора невелико. И я потратил на него неоправданно много времени. Но как узнать что-то об авторе? В то время Сети не было. Библиотечный каталог МГУ молчал. На кафедрах этнографии, археологии, в институтах ничего не знали. Я был в недоумении, почему профессионалы не владеют информацией. Автор размещал свой адрес в Иерусалиме, но писать ему в 1995 году было нереально. Однажды я встретил израильского антрополога и решил спросить у него.

- Не знаете ли вы Ариэля Голана? - С этим вопросом я подошёл к Евгению Давидовичу Кобылянскому, доктору биологических наук, профессору кафедры анатомии и антропологии Медицинского факультета Тель-Авивского Университета, который прилетел в Москву на одну из конференций чем-нибудь поживиться очень красиво выступить. Однако по какой-то причине симпатичнейший профессор ещё издали решил, что я подбираюсь к нему с целью немедленно репатриироваться в Израиль и поселиться там на его съёмной хате, а также в его тесном кабинете. Поэтому не дожидаясь, пока я открою рот, он атаковал меня еврейской отповедью со всею мощью своей харизмы и сарказма. Тем не менее я выяснил, что Голана он не знает, и знать не желает. И вообще то был небесполезный опыт. Я постепенно суммировал подобные этно-ориентированные отклики системы, и сделал довольно интересный вывод, который оглашу в другой раз. Но кто же этот загадочный Голан? Звучит, словно "Who is John Galt?" - рефрен культовой книги Алисы Розенбаум про тайное общество гениев-герменевтов, индустриализировавших Евро-Американский мир.

Только с развитием Сети я узнал информацию. Оказалось, что эта фамилия не настоящая. Ариэль Голан - это Аркадий Гольдштейн, довольно продуктивный советский автор. Очевидно, после эмиграции советский писатель взял псевдоним, подобно Айн Рэнд и многим другим еврейским авторам, надеясь хоть немного подзаработать снискать известность своими трудами. Однако скорее всего он доживал свои дни в Палестинах на одну лишь пенсию. Известный гебраист, профессор Чикагского университета Майкл Фишбейн написал на его книгу (очевидно, по чьей-то просьбе) поощрительный, хотя и весьма ироничный отзыв, полный игры слов (см. ниже).

Сегодня я вижу, что книга "Миф и символ" очень сумбурная, непрофессиональная и мутная. Но она выдаёт почерк гения-нонконформиста, а точнее, русского космиста, потому что автор попытался охватить взором огромный материал, и увидел там важные закономерности трансформации мировоззрения и культурной эволюции человечества. По всей видимости, Гольдштейн собирал материал для докторской диссертации - уже не архитектурного, а этнографического профиля, но потонул в сведениях и откровениях. Я в своё время даже накропал панегирик "Короли и медведи". Сначала Зеленко не хотел пускать его в печать. Но затем согласился, хотя и велел Бельской обкорнать текст от моей риторики и примечаний. Однако получился не отзыв, а самостоятельный текст. Я накрутил там массу несуществующих метафор и определений, схем и обобщений. Впрочем, подача материала в статье не такая уж некорректная, жить можно. Её кто-то разместил в Сети.

Далее привожу справку, которую можно было бы разместить в Википедии, если бы Гольдштейн был доктором наук.
_______________________________________________________________

Аркадий Фёдорович Гольдштейн (1921-2007) - писатель, архитектор, историк архитектуры.

Родился в 1921 году. В 1953 году окончил архитектурный факультет Харьковского инженерно-строительного института, затем работал архитектором в Саратове. После окончания аспирантуры при Академии строительства и архитектуры СССР на протяжении девяти лет преподавал архитектуру на строительном факультете Дагестанского государственного университета. Работал старшим научным сотрудником Центрального научно-исследовательского института теории и истории архитектуры. Учёная степень - кандидат архитектуры. Опубликовал более 60 печатных трудов по различным вопросам теории, истории и современной практики архитектуры и дизайна. После переезда в Израиль жил в Иерусалиме.

Среди российских читателей получила известность книга «Миф и символ», изданная на английском и русском языках под псевдонимом Ариэль Голан. Этот обзор представляет собой интересный пример интерпретации и интеграции изобразительных символов и мифопоэтики. Не будучи профессиональным культурологом, автор объединил 886 литературных источников и собственный опыт исследования культуры Кавказа (особенно архитектуры) для обоснования собственной версии эволюции культурных кодов и мировоззрения в целом. Книга снабжена обширным визуальным материалом: 419 иллюстраций, это как единичные авторские фотографии, так и коллажи из множества схематичных рисунков. Однако разобщённость иллюстраций, подписей, источников и комментариев затрудняет их изучение.

В 2008 году появилось сообщение о том, что после смерти Аркадия Гольдштейна в его архиве нашлась рукопись неизданной книги «Архитектура Северного Кавказа», работа над которой велась в 1960-80-х годах. Рукопись с приложением более сотни чёрно-белых авторских фотографий, находится у его дочери. (https://daud.livejournal.com/32059.html)

Избранные публикации:
1) Гольдштейн А.Ф. Культура производства и эстетика труда». - М., 1968.
2) Гольдштейн А.Ф. Франк Ллойд Райт. - М.: Стройиздат, 1973. - 136 с. - 10000 экз.
3) Гольдштейн А.Ф. Средневековое зодчество Чечено-Ингушетии и Северной Осетии. - М.: Наука, 1975. - 158 с. - 1000 экз.
4) Гольдштейн А.Ф. Башни в горах. - М: Советский художник, 1977. - 334 с. - 37000 экз.
5) Гольдштейн А.Ф. Зодчество: книга для учащихся ст. классов. Под ред. д-ра архитектуры проф. Ю. С. Яралова. - М: Просвещение, 1979. - 445 с. - 100000 экз.
6) Голан А. Миф и символ. - М: РУССЛИТ, 1994. - 375 с. - 5000 экз. - ISBN 5-86508-055-5.
7) Ariel Golan. Myth and Symbol: Symbolism in Prehistoric Religions. - USA: Schoen Books, 1991. - 346 p. - ISBN-10: 9652222453. ISBN-13: 978-9652222459.
8) Ariel Golan. Prehistoric Religion: Mythology, Symbolism. - Jeruslaem, 2003. - ISBN: 965-90555-0-1.
_________________________________________________________

This is an altogether bold attempt to interpret over two-dozen symbols first found in prehistoric designs from the Paleolithic period and surviving in various forms (particularly in folk and ornamental art) up to the nineteenth century. The designs, both schematic (like bull's heads, birds, and hands) and abstract (like spirals, rosettes, crosses, and stars), are subjected to a close analysis of their forms on the basis of mythic survivals, ehtnography, lingustics, and other means. The author contends that the designs went through a thorough reinterpretation by the Neolithic age, when they were adapted to a different worldview. The semantics of the symbols changed, and many suvived in later myths, folktales, and games. The diffusion of the symbols is also contended to be wiedspread - extending from southeastern Europe to the Far East, Africa, and even pre-Columbian America. The author uses bold hypothesis, highly intuitive readings of the symbols, and often questionable linguistic procedures (being especially fond of Nostratic words, though often proved by circular reasoning). Nevertheless, there are many astonishing decipherments in the volume and intriguing histories of symbols. The author is Russian-trained, and the Western reader will get a glimpse of his "scientific" method (the author's term).
(Michael Fishbane, University of Chicago (Ph.D., Brandeis University) is well known as a Hebrew Bible scholar. https://www.journals.uchicago.edu/doi/10.1086/489341)

Дальше Википедия кончается, и снова звучит мой формат.


Это же надо было сделать такую охренительную обложку книги про зодчество! Самый простой, стильный и лаконичный символ зодчества - белая стена. За такую обложку книги для старшеклассников (вау!) - издательский художник должен был получить не только зарплату, но и премию, а то и награду на конкурсе.



Сразу видно, что книгу делали мастера своего дела! Оформление так и притягивает покупателя. А ежели есть бумажная суперобложка, то книга делается чрезвычайно удобной для чтения и совсем не скучной: постоянно подклеиваешь и закладываешь эту убогую обёртку. Красота! Только немного странновато, что архитекторы так самовыражались в дизайне. Но может быть, именно это и закономерно.
Tags: еврейский вопрос, культурология, проблемы антропологической науки
Subscribe

  • Онтология азбуки

    Алфавит не случайный набор символов. В него вложена тяжёлая экзистенциальная мудрость. Это художественное произведение, памятник культуры, над…

  • Как выглядят "гробы повапленные"?

    Раньше было такое ругательство - "гробы повапленные". Оно считается очень устаревшим, и потому непонятным, непостижимым. Кажется, что это трухлявый…

  • кликбейт-клики

    Я не читаю быструю ленту, где пиарят ваших Медовичей и Мировичей. Во-первых, ссылки хоть и кликбейт, но скачут, как блохи. Не успеваешь нажать.…

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments