antimantikora (antimantikora) wrote,
antimantikora
antimantikora

Categories:

Абракадабра абракадабры

Как назвать тех, кто создаёт версии? И тех, кто придаёт им такой статус, что это можно вписать в анналы? Очевидно, есть какие-то группы (или лучше сказать по-славянски "гурты") гносеологической самодеятельности, которые добиваются регистрации статуса ВИА в каком-нибудь исполкоме. Получается этакий вопросительно-исследовательский ансамбль (ВИА), который может петь что угодно, любую абракадабру. Его могут назвать институт, кафедра, лаборатория, исследовательский центр. Главное распечатать и заверить нужные ксивы. И тогда продукция будет сочтена наукой.

То, что наука пребывает в кризисе идентичности, идентификации и даже элементарных дефиниций - секрет полишинеля. Коллега Полишинель как раз об этом рассуждает прямо сейчас, драматизируя Очередное разоблачение в области биомедицинских исследований. А оттуда ссылка ведёт на то, что и психологические исследования оказались пшиком.

Но я этот корпоративный секрет изведал уже давным давно, когда погрузился (на свою беду) в весьма масштабное исследование по научной информации. Даже в высокоточных науках царит кавардак и царствует подлог. Чего же ожидать от гуманитарных областей? При этом наука извлекает из социума и разбазаривает довольно приличную сумму, хотя и не сверхвысокую. Люди науки прекрасно знают об этой проблеме, ибо они зачастую умны. Поэтому им приходится обороняться: делать морду ящиком или использовать особую научную абракадабру, цепляясь за каждое слово непосвящённого. При этом сами они используют аппарат, который буквально пронизан ошибками, паралогизмами, двойными стандартами, псевдологией и фальшью. Чего ни коснись.

Возьмём к примеру само это слово. https://ru.wikipedia.org/wiki/Абракадабра
Для объяснения его происхождения и смысла выдвигаются не научные гипотезы, а какие-то "версии":

Иудейская арамейская - «что сказано, должно свершиться».
Шумерская - «АБ-БА-ТАБ-БА-РИ».
Кельтская - «Абар» — «бог» и «кад» — «святой».
Египетская базилидианская - «Абраксас».
Еврейская - «abreg ad habra» — «мечи свою молнию даже в смерть».
Египетская - «Ab’r — achad — ab’ra». «Ab’r» — «Бык»; «achad» — «единственный».
Халдейская - «аб бада ке даабра» — «сгинь, как слово».
Пифагорейская - мутные подсчёты числа букв, без бутылки не осилишь.

Во-первых, разброс оригинаций крайне велик, а версии эти взаимоисключающие. Что подтверждает их бездоказательность и бессмысленность.

Во-вторых, абсурдно целеполагание. Зачем было городить эту ахинею? Слово ABRACADABRA писалось в виде треугольной комбинации, как оберег, амулет, стимул к выздоровлению. При чём здесь быки? Зачем писать «что сказано, должно свершиться» - а ЧТО сказано-то?! Зачем писать на латинице то, что якобы на шумерской клинописи (тогда неизвестной) звучало, как "тутти-фрутти, баба Люба"?

В-третьих, разброс очень странный: стреляют куда угодно, только не в Рим, где находился первоисточник и основное местонахождение начертаний.

Я могу с таким же успехом выдвинуть и свою "версию", а точнее, гипотезу психологической антропологии:
ABRACADABRA - это название римского алфавита, искажённое в ритуально-мистических целях.

Эта гипотеза соответствует идеалам "бритвы Оккама". Она проста и антропологична. Доказательства следующие.

Алфавит издревле записывали на различных поверхностях не только как справочник, но и как магический оберег, заклинание. Глиняные изделия с алфавитом помещали в захоронения. Аналогичным образом использовалось слово ABRACADABRA - оно записывалось в виде тригонума из 11 строк, как заклятие болезни, стимулируя выздоровление пациента. Психологическая стимуляция в древности имела большое значение. Сам процесс написания знаков демонстрировал власть знахаря над письменами. А сами буквы считались оператором, который управляет миром, упорядочивает хаос. Таким образом тригонум из чередующихся знаков оказывал магический эффект самопобуждения. Регулярность рисунка притягивала взор даже полуграмотного или неграмотного человека и оказывала гипнотический эффект, стимулируя когнитом и косвенным образом - вегетативную регуляцию, мобилизующую процесс выздоровления. Разумеется, это была не панацея, однако в те времена сакральная запись действовала не менее достоверно, чем варварские процедуры и примитивные снадобья.



Первое упоминание этого набора букв обнаружено в медицинском трактате De Medicina Praecepta Саммоника, врача императора Септимия Севера для лечения сенной лихорадки, написанного в конце II века н.э. В это время латинский алфавит существовал уже более полутысячи лет. Мы называем его по начальным греческим буквам (восходящим к левантийским алеф-бет-гиммел). Но у римлян азбука называлась абецедариум (Abecedarium Latinum). Во французском языке Abécédaire.

Здесь возможны лингвистические тонкости и возражения, но они не имеют кардинального значения, поскольку это не законы физики. Все эти тонкости тонут в обширности хронотопа, архаичном антропологическом разнообразии и свободе воли человека. Лингвист может с пеной у рта постулировать какие-то законы преемственности и словообразования, строгий буквализм и авторитарность алфавита. А на деле выясняется, что даже в эпоху всеобщего среднего образования, когда половина населения имеет диплом вуза или учёную степень, люди не знают собственный алфавит.

Едва ли 5% носителей русского языка способны безошибочно произнести весь русский алфавит, все его 33 буквы. Это легко проверить на взрослом населении. Они ошибутся в названиях таких букв, как: и краткое, ка, эль, эм, эн, эс, че, ха, ща, эф. Русский человек даже возмутится, если сказать ему:

- Мне на букву ща! И краткое.
- Ща? Кратко ему? Ха! Подождёшь, не сопреешь!

Они перепутают концовку и скажут "мягкий знак, твёрдый знак, ЫЭЮЯ", хотя там ЪЫЬ. Что такое ер, ерь не знают. Дореволюционный твёрдый знак назовут "ять". Многие отшутятся "АБВГДЁПРСТ". Но при этом выяснится парадокс: русские даже в правовых документах и официозной печати не используют на письме седьмую букву Ё, словно дети, боящиеся Матного Гномика. Наконец, в течение одного столетия они могут несколько раз изменить sancta sanctorum идентификационного кода - алфавит национального и государственного языка. Почему-то неймётся им.

Люди издревле использовали в качестве заклинаний и формул самопобуждения различные искажения, аберрантные формы слов. Эта практика начиналась ещё в детстве. Дети часто сами изобретают "странные" слова, считая, что это придаёт им волшебные, магические свойства. Существуют псевдожаргоны с упорядоченными деформациями. У англофонов это, например, Pig Latin, а у нас был "дезыцкизый секзырезытнызый базар". Существуют различные шутливые замены, игровые слова-заклинания, в том числе в детских книгах. Повзрослев, люди создают различные криптолекты, социолекты, мезолекты и другие вариации стилистики, деформируя уже известные слова. (Меня с детства тошнило от всяких хали-хало, цумбайкви и доморощенной фени. Я уважал только кондовую матерщину или хорошо темперированный научный жаргон.)

Население Римской империи было чрезвычайно разноплеменным, телевизионного стандарта речи не существовало, поэтому искажений было сколько угодно. От варианта прочтения "абекедариум" - один шаг до "абракадариум". Чтобы прийти к искомому слову достаточно немного исказить романские Abecedarium - Abecedaire - Ab(r)eceda(b)ire - Ab(r)eceda(b)ria - Abracadabra. Устно это сделать гораздо проще, чем на письме. Артикуляция искажённого слова эргономичнее, поэтому произношение скатывается туда автоматически, стохастически. Бормоча такое слово, записывая его, привычный римский знахарь приобретал налёт восточного колдовства. Возникал эффект внушения.

Кстати, что там за Септимий? Надо проверить. Я нашёл Каракаллу, старшего сына Септимия.

Quintus Serenus Sammonicus (died 212) was a Roman savant and tutor to Geta and Caracalla who became fatally involved in politics; he was also author of a didactic medical poem, Liber Medicinalis ("The Medical Book"; also known as De medicina praecepta saluberrima),[1] probably incomplete in the extant form, as well as many lost works. The first printed edition of De medicina praecepta was edited by Giovanni Sulpizio da Veroli, before 1484.

Свой труд Саммоникус написал на латинице, находясь в самом сердце империи, и никаких евреев рядом не стояло. К тому времени римляне уже разбили левантийцев в ходе Иудейских войн, а их святыни и укрепления превратили в руины. Это были презренные изгои. Остатки бежали на самую окраину и дали начало ашкеназам, хазарам и "разным прочим шведам". Поэтому считать, что императорский врач и учитель стал бы использовать еврейское слово - чушь собачья.

Но моя версия очень плоха - тем, что я не оформил её в виде говностатьи в каком-нибудь сральманахе за пару тыщ, а затем не пропихнул цитатку в Вики. Лень и робость должны быть вознаграждены наказанием. Если не умеешь или не желаешь пукнуть в вечность, то тебе не место на празднике научной жизни. Надо преодолевать свою лень и обязательно заниматься бульдозеризмом. Тут наскандалить, там поднасрать в чью-нибудь кормушку, опубликоваться в каком-нибудь публичном доме, паблишер хаусе. Надо вылезти с правильным брендом и разразиться хвалебной критикой, добавив капельку ядку-с. А потом наоборот: разгромить какого-нибудь добряка, а на поминках признать близорукость и торговать медовухой. Потому что если не пукнул в правильном месте - к столу не допускаешься. Но до чего же неохота заниматься этими анальными делами! Займусь попозже, может, на следующей неделе.

Tags: антропосемантика, герменевтика, культурология
Subscribe

Buy for 10 tokens
Buy promo for minimal price.
  • Post a new comment

    Error

    Anonymous comments are disabled in this journal

    default userpic

    Your reply will be screened

    Your IP address will be recorded 

  • 0 comments